ПЕДСОВЕТ
Тема: «Профессиональный стандарт
педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального
развития педагога»
2013
Цель: формирование компетенций: в вопросе «профессиональный стандарт «Педагог», умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме, вести диалог
Повестка дня
1. Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
2 Деловая игра «Портрет педагога».
3. Презентация «Я+профстандарт»
4.Разное
5.Проект решения педсовета
(сл.1) 1. Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог - Ст. воспитатель:
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Как говорил Ушинский: «В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
(сл.2) Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу.
(сл. 3) Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
(сл.4) Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7.06.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» его основная цель планомерно внедрять стандарты во все области экономики.
(сл. 5,6) Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н» «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013. № 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога»
(сл. 7) Цели применения ПС педагога
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания детей
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
4. Содействовать вовлечению педагога в решении задачи по повышению качества образования
Поэтому можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта:
• Для работодателя: - формулировка требований к работникам.
• Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.
• Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.
(сл. 8) Новые профессиональные задачи воспитателя ДОО
1. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ:
-способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, которая базируются на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
- владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками
(сл. 9,10) Новые компетенции
-Работа с одаренными детьми,
-Работа в условиях инклюзивного образования реализации программ;
-Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья);
-Работа с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми-сиротами. (опекаемые дети, дети из социально неблагополучных семей и др.)
2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования
3. Разработка основной образовательной программы учреждения
4. Владение ИКТ-компетентностями
5. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка на основе диагностики.
6. Ведение карт индивидуального развития ребенка (оформляется при поступлении ведется до выпуска в школу, знакомим родителей)
7. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.
• Возможность повышения эффективности образовательной деятельности с воспитанниками.
• Повышение квалификации педагогов
• Постоянная мотивация педагога к повышению квалификации.
• Побуждает педагога к поиску нестандартных решений
(сл. 11) Формы профессионального развития (квалификации) педагога:
-Повышение квалификации (курсы, вебинары, семинары,онлайн-конференции);
- Работа в профессиональном сообществе (МО. Конкурсы, фестивали, смотры и т. д)
- Участие в методической работе ДОУ;
- Самообразование
2 Деловая игра «Портрет педагога».
Проанализировав профстандарт Педагога можно создать портрет современного воспитателя. Я предлагаю вам взять по одной букве. Назовите качества личностные и профессиональные, начинающиеся на данную букву.
(сл. 12) Подведём итог. Итак, каким должен быть воспитатель детского сада?
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л - Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.
Во-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего, быть высоко нравственным человеком, интеллигентным человеком.
Очень важным личностным качеством воспитателя является жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать.
Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности: умение находить подход к детям; умение быстро принимать решения; умение вести беседу, иметь организаторские способности, развитую речь, широкий кругозор, высокий уровень культуры.
«Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть!
Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»
Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования.
Главное в профессиональных качествах педагога, что он должен постоянно демонстрировать детям свое умение учиться. (Он сам учится и обучает детей)
(сл. 13) Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми
2. Знать общие закономерности развития ребенка
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
5. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды
6. Владеть методами и средствами анализа педагогического мониторинга
7. Владеть методами и средствами педагогического просвещения родителей
8. Владеть ИКТ- компетенциями
(сл. 14) Коллеги! Вам хорошо известно выражение «времена не выбирают…». Мы осуществляем свою профессиональную деятельность во времена непрекращающихся перемен и инноваций в образовании, во времена разработки и внедрения оригинальных концепций обучения и воспитания, во времена введения в действие новых документов и регламентов. Это, безусловно, непростые, но интересные времена, т. к. мы чувствуем свою причастность к созданию нового образовательного пространства в государстве, свою ответственность за судьбы подрастающего поколения, свое влияние на формирование культурного уровня всех участников образовательного процесса.
На прямо поставленный вопрос «Что принесет педагогу новый стандарт профессионального деятельности педагога?» для нас ответит время.
3. Презентация «Я+профстандарт» (все педагоги) – опыт воспитателя
4. В ДОУ проводилась комплексная оценка уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ к введению профстандарта
1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Вы анализировали, каким требованиям профстандарта отвечаете, а где у вас проблемы. Те, кто самокритично подошёл к ответу, тот это увидел. Далее следует определиться, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
2.Анализ деятельности во время проведения НОД и режимных моментов, где тоже были свои + и -, которые обсуждались и предлагалось вам учесть в дальнейшем
3. Анализ деятельности родителями воспитанников, где тоже виден результат вашей работы и работы доу в целом.
Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Из всего можно сделать вывод:
Профессиональный стандарт педагога – это профессиональный ориентир, единые требования к содержанию и качеству педагогической деятельности. Идеальная модель, к которой должен стремиться педагог в своей профессиональной деятельности.
Профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
Что нового вы увидели в содержании профессионального стандарта педагога?
Обучение. Все знакомо. Новое – обучение детей с ОВЗ, владение ИКТ-компетенциями.
Воспитание. В разделе воспитание все положения нам знакомы, если говорить в общем, мы все это и делали. Новое – музейная педагогика.
Развитие. В этом разделе трудность представляет – составление программы индивидуального развития, взаимодействие со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума, чтение документации специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, владение инклюзивными технологиями.
РЕФЛЕКСИЯ Рассказывание притчи про знания
Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.
Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.
Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.
Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».
Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей
Решение:
Всем педагогам самостоятельно изучить Профстандарт Педагога под роспись. Срок до 1 апреля
Составление дифференцированной программы проф. развития педагогов ДОУ на основе самоанализа (самооценки, уровня соответствия компетенций педагога, содержанию трудовых функций проф. Стандарта педагога. Срок до 1 апреля