СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные качества педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке семинара для педагогов раскрыты качества личности, которыми должен обладать педагог, что процесс обучения был наиболее эффективным и качетвенным

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные качества педагога»




Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»











СЕМИНАР

для педагогов





«Профессиональные качества

педагога»





Разработала

методист М.А.Кидалова








г. Стаханов









Аннотация



Семинар разработан для педагогов колледжа в рамках реализации плана методической работы. Рассмотрены основные профессиональные качества педагога, которые позволяют ему достичь успеха в своей деятельности.

Также рассмотрены основные обязанности педагога, которыми он должен обладать, чтобы воспитать у обучающихся нравственные ценности, отстаивать свою личную позицию и быть примером своим воспитанником во всех сферах деятельности человека.



План семинара



1. Профессиональные качества педагога

2. Профессиональный потенциал педагога.

3. Характеристика «идеального педагога».

4.Главная обязанность педагога.

5. Просвещение, обязанности, профессионализм педагога.

6. Личные качества педагога.

7. Техника преподавания.

8. Отличия профессии педагога от других

















Профессиональные качества педагога

Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для педагога качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество педагога - справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.

Формула профессионального потенциала педагога

Профессиональный потенциал педагога (ППП) - комплекс, целостная система учительского мастерства, преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал - главная характеристика педагога.

Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои







намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов. Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств.

Характеристика «идеального педагога»

Идеальный педагог - образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог должен быть:

1) специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; любить дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;

2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;

3) человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

Психологический портрет педагога любой учебной дисциплины включает следующие структурные компоненты:


1) индивидуальные качества человека, т. е. его особенности как индивида (темперамент, задатки и т. п.);






2) личностные качества, т. е. его особенности как личности (социальной сущности человека);


3) коммуникативные (интерактивные) качества;


4) статусно-позиционные, т. е. особенности положения, роли, отношений в коллективе;


5) деятельностные (профессионально-предметные);


6) внешнеповеденческие показатели.

В структуре общих педагогических способностей выделяют три группы:


1) личностные способности, связанные с осуществлением воспитательной функции учителя (перцептивные способности, педагогическое воображение, способность саморегуляции психических процессов, эмоциональной сферы и поведения);


2) организационно-коммуникативные способности, связанные с осуществлением организаторской функции и общением (коммуникативные способности, педагогический такт, организаторские, суггестивные способности);


3) дидактические способности, связанные с передачей информации обучаемым, формированием у них активного, самостоятельного, творческого мышления (способность передавать информацию детям, экспрессивно-речевые способности, академические (познавательные) способности, распределение внимания).


Главная обязанность педагога

Говоря про качества педагога, нельзя не затронуть вниманием то, какие огромные он выполняет обязанности. Итак, первая функция (и одна из самых главных) – воспитательная, или, как её еще иначе называют, социализирующая. То есть, преподаватель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми – но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.







Просвещение

Вторая функция – образовательная. Она же информационная и, собственно говоря, обучающая. Здесь всё просто – педагог должен доступным и понятным языком разъяснять материал, подлежащий ознакомлению и изучению детьми. Важно подать информацию так, чтобы каждый из класса или аудитории (во всяком случае – большинство) понял и усвоил тему. И, конечно, третья функция – это развитие особых, познавательных интересов.

Современный педагог старается сделать все возможное, чтобы дети не только учились в школе, но еще и развивались в других направлениях. Он открывает им новые пути, информирует о том, что существует искусство, спорт, музыка, литература – как это познавательно, полезно и может пригодиться в будущем.

Способности

Качества педагога– это важно, но также необходимо, чтобы этот специалист обладал определенными способностями. Человек должен быть склонен к общению с детьми и иметь искреннее желание учить их чему-то новому и полезному. Потенциальные преподаватели должны любить своё дело. В противном случае получится не специалист, а тиран. Очень важны организаторские умения и знания педагога. У него должно получаться занимать детей делами, увлекать заданиями. Дидактические способности тоже важны. Педагог обязан уметь подбирать интересный материал и преподносить его должным образом, то есть убедительно, интересно и понятно. Перцептивные способности – то, без чего не обойтись. Настоящий специалист сумеет подобрать к каждому обучающемуся подход, понять его внутренний мир и психику.

Еще одна способность – коммуникативная. Здесь все понятно: педагог должен уметь общаться, его монолог должен быть понятным и, собственно говоря, такой человек обязан понимать других. И касается это не только обучающихся, но еще и их родителей, а также педагогического коллектива. А еще педагог должен уметь влиять на учеников эмоционально-волевым способом. Всем нам известно, что дети плохо поддаются воздействию, однако истинный педагог сможет подыскать верный подход.









Профессионализм

Какими качествами обладает педагог, помимо вышеперечисленных? Их еще масса. Так, например, важнейшими профессиональными качествами является истинное трудолюбие, ответственность, работоспособность, умение быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление увеличить свой авторитет в глазах учащихся. И это, кстати, лишь минимальный перечень. Есть еще и другие качества, необходимые педагогу. Только через них он может реализоваться как значимое, весомое звено в производственных отношениях. И, кстати, знание своего предмета – это самое важное.

Личностные качества педагога

Преподаватель – это в первую очередь человек. Личность с большой буквы! И всем нам известно, как трудно приходится порой этим людям, ведь они работают с детьми, которые в большинстве своем неорганизованные, шумные, нередко невоспитанные и избалованные. В таком случае педагогу приходится тяжело. Но он должен проявить лучшие личностные качества педагога . Быть добрым, человечным, терпеливым, порядочным, честным, справедливым, обязательным, щедрым, объективным, самоотверженным… это лишь малый список всех этих качеств! Преподаватель должен демонстрировать уважение к детям и взрослым, быть высоко нравственным человеком, желательно оптимистичным и (обязательно!) эмоционально уравновешенным. Еще педагог обязан быть гуманным, проявлять интерес к своим ученикам, относиться к ним на равных. Педагог – личность творческая, вдохновляющая, вселяющая уверенность. Он – живой пример своим воспитанникам, которому они должны подражать и впитывать все самые лучшие его качества.

Как справиться с тяжелым трудом?

Есть еще профессионально-значимые качества педагога. Это те, которые помогают непосредственно ему справиться со своей непростой ответственностью и оставаться настоящим педагогом во что бы то ни стало. Три важнейших качества: выдержка, терпение и самообладание. Выдерживать непростые ситуации, терпеть неудачи и исправлять их. И даже если кажется, что ученики вот-вот выведут из себя (работа крайне нервная) – нужно постараться успокоиться и удержать







равновесие. Беспричинный крик, перерастающий в истерику, сложит впечатление неуравновешенной личности. Вполне резонное впечатление. А вот правильно подобранные слова, сказанные уже в тишине и соответствующим тоном, могут дать результат. Ведь, как говорилось выше, преподаватель найдет психологически-эмоциональный способ воздействовать на детей и привести дисциплину в порядок.

Кнут и пряник

Итак, продолжая тему дисциплины, необходимо отметить, что очень важно не только хвалить учеников за их достижения, но еще и наказывать за проступки. “Учительница первая моя!” – у каждого человека после вспоминания этих слов возникают ассоциации: “Школа – наш второй дом, а классная руководительница – наша вторая мама”. И действительно, педагог должен воспитывать обучающихся. Похвалить словом и оценкой, наказать – делом, но только полезным.

Например, можно дать больше домашнего задания, чем остальным, оставить после уроков дополнительно заниматься. В общем, наказание должно быть полезным и поучительным. Дети должны осознавать, что они ответственны за свои действия и слова. Но и хвалить тоже необходимо. Ученики с ранних лет должны усвоить, что хорошие поступки оцениваются по достоинству, а плохие – караются.

Техника преподавания

Это еще одна немаловажная тема, которую нужно затронуть, рассказывая про профессиональные и психологические качества педагога. Задача педагога – не только воспитать в учениках личность, но и преподать им урок. То есть разъяснить материал, научить их пользоваться полученными знаниями. Итак, педагог должен владеть методикой преподавания – это во-первых. Во-вторых, у него должна быть психологическая подготовка. Также он обязан являться эрудированным во всех отношениях человеком. Соответствующий кругозор также приветствуется.

Педагогическое мастерство, техника, такт и владение ораторским искусством – всё это тоже является качествами профессионального преподавателя. Еще человек должен быть увлечен своим делом, предметом. Он обязан его любить. Тогда педагог будет рассказывать









материал профессионально, но интересно, от себя, даже не глядя в конспекты. Это очень ценно. По сути, преподаватель делает невиданную ранее учениками чужую, непонятную информацию простой и элементарной. Для этого необходим талант. Именно по данной причине говорят, что учитель – это не профессия. Это – призвание.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии педагога? Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также педагог должен видеть личностный потенциал обучающихся.

Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.

В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка.

Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому педагогу приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.

Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.

Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка. Педагог не может сразу увидеть результат своей работы. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.









А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким. Педагог должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его.

Также педагог должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!