Просмотр содержимого документа
«Профессиональные качества педагога»
Профессиональные качества педагога
Презентацию подготовила
Александрова Анна Андреевна
Педагог дополнительного образования
Профессионально важные качества педагога
- Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.
- В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.
От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности
- Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление.
- Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
- Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
- аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
- экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
- Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.
С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
- гностические умения
- идеологические умения
- дидактические умения
- организационно-методические умения
- коммуникативно-режиссерские умения
- прогностические умения
- рефлексивные умения
- организационно-педагогические умения
- общепрофессиональные умения
- конструктивные умения
- технологические умения
- производственно-операционные умения
- производственно-операционные умения
- специальные умения
- гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся,
пропаганды педагогических знаний;
- дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
- организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
- коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные (1) , экспрессивные ( 2 ), суггестивные ( 3 ), ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
- 1 - перцепция (лат. perception) –восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств
- 2 - экспрессия (лат. e xpression)- выражение, выразительность
- 3 – суггестивный (лат. suggestion ) – внушение, намек. Воздействующий на чьи-то мысли, сознание, поведение
- прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом
способность к самопознанию,
самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения,
самоактуализация;
- организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса,
выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия,
организации самовоспитания и самоуправления,
формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
общепрофессиональные умения –
умения чтения и составления
- чертежей,
- схем,
- технических диаграмм,
- заполнения расчетно-графических работ, - - определения экономических показателей производства;
интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
количественные умения
- анализа производственных ситуаций,
- планирования, рациональной организации технологического процесса,
- эксплуатации технологических устройств;
- производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
- специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.
спасибо за внимание!