«Профессиональные компетенции социального педагога»
Соц. педагог: КГКОУ ШИ 11
Соломенникова Фларида Ясавиевна
Ванино, 2017 год
Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Министерством труда России утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» приказ № 10н от 10 января 2017 года профстандарт распространяется на педагогические должности в том числе и на должность социальный педагог. Приказ вступил в силу с 6 февраля 2017 года.
В определении сущности и место в диагностической и прогностической функции системы работы социального педагога, придерживается следующей логике: изучить, чтобы знать; знать чтобы понимать; понимать, чтобы помочь
Должностные обязанности: определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог обучающемуся, к ним относятся: - социально-информационная помощь , направленная на обеспечение обучающихся информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг; - социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий обучающихся, правовое воспитание по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам; - социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Должен знать:
- нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь обучающемуся);
- теории и истории социальной педагогики;
- методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями обучающихся в разных социумах;
- возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
- социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
- методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
К профессиональным умениям относятся: - аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие обучающегося; анализ состояния и окружающего его социума; вычленение проблемы; анализ совместной деятельности по устранению проблемы; - прогностические умения , предполагающие прогнозирование решения проблемы обучающегося посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности обучающегося с учетом возникшей перед ним проблемы. - рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность и решение его проблемы;
- проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у обучающихся, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка; - коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» обучающегося целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы; умение облегчить ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение обучающегося.
Квалификационные требования: - Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки : «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» . - ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» - квалификация Социальный педагог - специальность «Социальная педагогика» - общий педагогический стаж в КГКОУ ШИ 11 – 15 лет - первая квалификационная категория по должности «Социальный педагог»
Для эффективности организации работы социальный педагог имеет рабочую документацию: - График работы на учебный год утверждённый директором школы. - Календарные планы включающие формы работы социального педагога (работа с детьми, консультации для педагогов и родителей, проведение семинаров и участие в них, работа с документацией). - Оформление социальных паспортов всех классов в течение учебного внесение данных изменения информации об обучающемся и его семьи. - Оформление и ведение в течение учебного года социального паспорта школы. - Переписка с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблемы. - Медико-психолого-педагогические характеристики на обучающихся. - Протоколы заседаний совета профилактики школы. - Индивидуальные карты сопровождения обучающихся состоящих на профилактическом учете ВШУ и ПДН ОМВД, - Журнал регистрации исходящей документации. - Журнал посещения родителей обращений. - Аналитический отчет о проделанной работе по завершении учебного года.
Спасибо за внимание!