СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные образовательные программы и технологии WORLDSKILLS

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в экономике России, внедрение инновационных технологий, смена приорететов на рынке труда обуславливают рост требований к профессиональным компетенциям работников среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные образовательные программы и технологии WORLDSKILLS»

ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОГРАММЫ

И ТЕХНОЛОГИИ WORLDSKILLS.

Происходящие изменения в экономике России, внедрение инновационных технологий, смена приоритетов на рынке труда обусловили рост требований к профессиональным компетенциям работников среднего звена в сфере здравоохранения.. «…Если мы сегодня не продумаем пути развития образовательных программ, то завтра столкнемся с отсутствием у кадров требуемых навыков», – такое мнение выразил генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов. Вопросы качества подготовки выпускников медицинских колледжей на настоящем этапе решаются за счет модернизации системы среднего профессионального образования (далее СПО), введения новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО, с учетом требований профессиональных стандартов и регламентов конкурсного движения «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia (далее WSR). Выпускник учреждения СПО с дипломом специалиста среднего звена и удостоверением об аккредитации по профессии, попадая в лечебное учреждение, вынужден снова пройти цикл обучения, но уже в системе переподготовки или повышения квалификации по нужной профессии . Именно поэтому, Правительством РФ в 2015 году был утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, первоочередной задачей которого является «обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики». Участие представителей системы СПО в чемпионатах WorldSkills является одним из инструментов для реализации данного комплекса мер. Движение WorldSkills демонстрирует важность профессиональной подготовки и обучения для молодежи, промышленности и общества. По сути, участники чемпионатов WorldSkills и демонстрационных экзаменов проходят через независимую оценку квалификаций, которая в настоящий момент является основной для выпускников СПО. К сожалению, Центры оценки квалификаций при Советах по профессиональным квалификациям не выработали стратегию и финансовую составляющую работы с выпускниками. При анализе ФГОС СПО и стандартов WorldSkills, можно сделать вывод, что благодаря разработанности заданий, оценочных процедур, методического обеспечения по компетенциям WorldSkills, введение в содержание профессиональной образовательной программы (далее Программа) данных требований позволит повысить успешность студентов организаций СПО и их готовность к самостоятельной деятельности в выбранном профессиональном поле. Разработку программы с использованием стандартов WorldSkills стоит начать с анализа источников совершенствования программы, которые можно разделить на три блока:

- нормативная база: ФГОС СПО, изменения в законодательстве, программы социально-экономического развития страны и региона;

- требования рынка труда, прежде всего запросы работодателей, профессиональные стандарты, кадровых агентств, информация служб занятости;

- требования стандартов WorldSkills Russia к компетенциям: техническое описание конкурсного задания, инфраструктурный лист, критерии оценивания; расширение спектра компетенций, внедрение международных практик в систему профессионального образования.

Необходимо провести сравнительный анализ содержания профессиональных модулей ФГОС и технической документации модулей компетенций WSR и составить карты разрыва и дефицита. Схема сопоставления выглядит следующим образом: профессиональный модуль ФГОС СПО (ПМ) по профессии/специальности = компетенция WSR (или несколько компетенций). На этом этапе разработки содержания профессиональных модулей выявляются дополнительные к ФГОС требования компетенций WSR, в том числе и к материальному обеспечению обучения. Далее дополнительные требования к содержанию программы необходимо перевести в образовательные результаты: это могут быть темы уже существующих учебных дисциплин (УД) или междисциплинарных курсов (МДК) профессиональных модулей, либо самостоятельные вариативные УД, МДК и ПМ Программы. Соответствие единиц ФГОС и стандартов WSR можно систематизировать следующим образом: Соотнесение ФГОС и стандартов WSR - ФГОС WSR - Вид деятельности - Компетенция - Профессиональная компетенция - Вид профессиональной деятельность - Практический опыт.

Наименование групп профессиональных требований к квалификации: Умения -Умения Знания - Знания .

По итогам этой работы важным этапом станет внесение предложений, например, о введении новой дисциплины, расширения содержания МДК, введения новых знаний и умений, увеличения количества часов на практические занятия по ПМ и МДК, реализация учебной практики на производственных площадках социальных партнеров. Опыт разработки основной образовательной программы по профессии 34.02.01 Сестринское дело выявил существенные различия в требованиях ФГОС, профессиональных стандартов и компетенций WSR, прежде всего в содержательном аспекте. Устранение дисбаланса содержательного наполнения стандартов WSR и стандарта СПО удалось через корректировку вариативной части Программы, внесения изменений в учебные дисциплины. В рамках внедрения регламентов компетенции «Сестринское дело», введена процедура демонстрационного экзамена, которая позволит студенту в условиях, приближенных к практическому здравоохранению, продемонстрировать освоенные им за годы обучения профессиональные навыки, подтвердить свою квалификацию. Ожидаемый результат освоения программы – расширение конкурентоспособной базы выпускников по профессии 34.02.01 «Сестринское дело» на основе введения новых технологий, способствующих их личностному и профессиональному развитию. А опыт участия педагогических работников в качестве экспертов на чемпионатах WSR, безусловно, поможет дальнейшей модернизации образовательных программ СПО с учетом расширяющегося спектра компетенций и требуемых на рынке труда профессиональных навыков.



Список литературы:

1. Листвин А. А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука. – 2017. – № 1. – Т. 19. – С. 113.

2. Об утверждении комплекса мер, целевых индикаторов и показателей, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ №349-Р от 3 марта 2015 г. Собрание законодательства РФ. – № 1116. – 03.2015. – ст. 1629

3. Уразов Р. Н. Интервью НИАГАРА-ФОЛС /Канада/, 5 октября 2016. /ТАСС/. Форум лидеров (Leaders Forum) в рамках Генассамблеи WorldSkills International, Канада


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!