Профессиональные пробы как эффективный способ
формирования профессионального самоопределения учащихся.
автор: Директор МБОУ Школы № 66
г. о. Самара Кочанова Н. А.
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной.
Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений.
Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования.
Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.
Школа как один из важнейших социальных институтов оказывает учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда.
Целенаправленно указанные задачи в условиях общеобразовательной школы решает образовательная область «Технология», но недостаточно. Поэтому было принято решение о сетевом взаимодействии со средними профессиональными образовательными учреждениями городского округа Самара.
На 2021-2022 учебный год Школа № 66 заключила договор о сетевом взаимодействии Самарским колледжем сервиса производственного оборудования им. Героя РФ Е. В. Золотухина.
Предмет договора- профессиональные пробы для учащихся 9-х классов по профессии «Слесарь-автомеханик».
В ходе профессиональных проб для учащихся:
даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональные пробы реализовывались в следующих формах и/или их сочетании:
трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций).
Этапы содержания профессиональной пробы. В содержании профессиональной пробы выделили три этапа: вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский.
На первом (вводно-ознакомительном) этапе решали задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся были анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дала возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.
На втором (подготовительном) этапе накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы.
На данном этапе кроме диагностических решаются и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У школьников формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются при определении уровня подготовленности школьников для проведения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.
На третьем (исполнительском) этапе осуществляется комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, применяются цели, условия и ситуации проявления ПВК специалистов.
Варианты моделирования профессиональной деятельности. Для моделирования профессиональной деятельности специалиста был выбран следующий вариант моделирования профессиональной деятельности:
разработаны задания различных уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для профессиональной деятельности слесаря-автомеханика. Выполняемые задания отличаются друг от друга спецификой задач, охватывающих данную профессиональную деятельность. Разнообразие задач, входящих в содержание профессиональной пробы, влияет на успешность выполнения школьниками заданий различного уровня сложности.
Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение профессиографического задания и оценку практических заданий данного этапа.
После выполнения заданий этапа или заданий определенного уровня сложности (уровневый подход) школьники составили профессиографическую характеристику — формулу профессиональной деятельности конкретного этапа.
Педагогические условия проведения профессиональных проб.
1. Преподаватели колледжа разработали содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрали инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработали критерии оценки выполнения профессиональных проб.
2. Ознакомили школьников с требованиями, предъявляемыми профессией к специалистам, и содержанием профессиональной деятельности слесаря-автомеханика.
Преподаватель знакомит учащихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности.
3. Диагностическое тестирование проводилось психологом Школы. Такая форма контроля способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям.
Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.
4. Было проведено выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволило получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в конкретной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.
5. Всех учащихся и их родителей ознакомили с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.
Практическое выполнение заданий профессиональной пробы. Оно осуществляется по схеме:
ЗАДАНИЕ ®УСЛОВИЕ ®РЕЗУЛЬТАТ
Перед учащимися ставится задача (задание) конкретной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности.
В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это были: краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.
Общее подведение итогов и рекомендации на будущее. Профессиональные пробы завершились подведением итогов в форме беседы, в ходе которой выяснялось, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.
При подведении итогов выполнения этапов или пробы в целом преподаватели подчеркнули, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дали необходимые рекомендации.
Факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб учащиеся получили обширные сведения о деятельности слесаря-автомеханика, приобрели опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями данной профессии в конкретной практической деятельности.
Итоги профессиональной пробы для учащегося.
По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся знает:
содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам слесаря автомеханика;
общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
технологию выполнения профессиональной пробы;
правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
Учащиеся умеют:
выполнять простейшие операции;
пользоваться инструментом, документацией;
соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание расширить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, были организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время .
Все учащиеся 9- х классов успешно прошли профессиональные пробы по профессии «Слесарь-автомеханик», получили именные сертификаты по окончанию курса, 15 % учащихся, посещавшие данные профессиональные пробы, поступили в Самарский колледж сервиса производственного оборудования им. Героя РФ Е. В. Золотухина на специальность «Слесарь- автомеханик».
Используемые источники:
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.
http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/soderzhanie-professionalnykh-prob-i-etapy-ikh-vypolneniya/