СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные пробы как эффективный способ формирования профессионального самоопределения учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной.

Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений.

Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования.

Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные пробы как эффективный способ формирования профессионального самоопределения учащихся.»

Профессиональные пробы как эффективный способ

формирования профессионального самоопределения учащихся.


автор: Директор МБОУ Школы № 66

г. о. Самара Кочанова Н. А.


Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной.

Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений.

Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования.

Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.

Школа как один из важнейших социальных институтов оказывает учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда.

Целенаправленно указанные задачи в условиях общеобразовательной школы решает образовательная область «Технология», но недостаточно. Поэтому было принято решение о сетевом взаимодействии со средними профессиональными образовательными учреждениями городского округа Самара.

На 2021-2022 учебный год Школа № 66 заключила договор о сетевом взаимодействии Самарским колледжем сервиса производственного оборудования им. Героя РФ Е. В. Золотухина.

Предмет договора- профессиональные пробы для учащихся 9-х классов по профессии «Слесарь-автомеханик».

В ходе профессиональных проб для учащихся:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;

  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональные пробы реализовывались в следующих формах и/или их сочетании:

трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций).

Этапы содержания профессиональной пробы. В содержании профессиональной пробы выделили три этапа: вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский.

На первом (вводно-ознакомительном) этапе решали задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся были анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дала возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.

На втором (подготовительном) этапе накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы.

На данном этапе кроме диагностических решаются и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У школьников формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются при определении уровня подготовленности школьников для проведения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.

На третьем (исполнительском) этапе осуществляется комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, применяются цели, условия и ситуации проявления ПВК специалистов.

Варианты моделирования профессиональной деятельности. Для моделирования профессиональной деятельности специалиста был выбран следующий вариант моделирования профессиональной деятельности:

разработаны задания различных уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для профессиональной деятельности слесаря-автомеханика. Выполняемые задания отличаются друг от друга спецификой задач, охватывающих данную профессиональную деятельность. Разнообразие задач, входящих в содержание профессиональной пробы, влияет на успешность выполнения школьниками заданий различного уровня сложности.

Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение профессиографического задания и оценку практических заданий данного этапа.

После выполнения заданий этапа или заданий определенного уровня сложности (уровневый подход) школьники составили профессиографическую характеристику — формулу профессиональной деятельности конкретного этапа.

Педагогические условия проведения профессиональных проб. 

1. Преподаватели колледжа разработали содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрали инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработали критерии оценки выполнения профессиональных проб.

2.  Ознакомили школьников с требованиями, предъявляемыми профессией к специалистам, и содержанием профессиональной деятельности слесаря-автомеханика.

Преподаватель знакомит учащихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности.

3. Диагностическое тестирование проводилось психологом Школы. Такая форма контроля способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям.

Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.

4. Было проведено выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволило получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в конкретной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.

5. Всех учащихся и их родителей ознакомили с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Практическое выполнение заданий профессиональной пробы. Оно осуществляется по схеме:

ЗАДАНИЕ ®УСЛОВИЕ ®РЕЗУЛЬТАТ

Перед учащимися ставится задача (задание) конкретной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности.

В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это были: краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.

Общее подведение итогов и рекомендации на будущее. Профессиональные пробы завершились подведением итогов в форме беседы, в ходе которой выяснялось, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

При подведении итогов выполнения этапов или пробы в целом преподаватели подчеркнули, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дали необходимые рекомендации.

Факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб учащиеся получили обширные сведения о деятельности слесаря-автомеханика, приобрели опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями данной профессии в конкретной практической деятельности.

Итоги профессиональной пробы для учащегося. 

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся знает:

  • содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам слесаря автомеханика;

  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

  • технологию выполнения профессиональной пробы;

  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Учащиеся умеют:

  • выполнять простейшие операции;

  • пользоваться инструментом, документацией;

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

  • выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание расширить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, были организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время .

Все учащиеся 9- х классов успешно прошли профессиональные пробы по профессии «Слесарь-автомеханик», получили именные сертификаты по окончанию курса, 15 % учащихся, посещавшие данные профессиональные пробы, поступили в Самарский колледж сервиса производственного оборудования им. Героя РФ Е. В. Золотухина на специальность «Слесарь- автомеханик».



Используемые источники:

  1. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.

  2. http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/soderzhanie-professionalnykh-prob-i-etapy-ikh-vypolneniya/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!