Презентация подготовлена руководителем районного методического объединения учителей химии Гарбузовой В.Е. 2019 год
Презентация подготовлена руководителем районного методического объединения учителей химии Гарбузовой В.Е.
2019 год
Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры
В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего
нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский
В мае 2012 года президент РФ В.В. Путин поручил разработать профессиональный стандарт для учителей русского языка и математики. В настоящее время речь идет уже о стандарте для учителей вне зависимости от предмета .
Квалификационные требования к педагогам включают в себя «много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами». «Поэтому основная задача стандартов – вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать».
Квалификационные требования к педагогам включают в себя «много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами».
«Поэтому основная задача стандартов – вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать».
« Поэтому основная задача
Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
(Приказ зарегистрирован Минюстом России
6 декабря 2013 года).
Профессиональный стандарт педагога
начал работать
с 1 января 2017 года
ЯМБУРГ Евгений Александрович – известный педагог и общественный деятель, директор Московского центра образования № 109, доктор педагогических наук.
— руководитель группы разработчиков Профессионального стандарта педагога
— академик РАО
— заслуженный учитель РФ
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Изменилось время Изменились дети
От педагогов требуются новые умения
СТАНДАРТ - это
- «шаблон: ни вправо, ни влево» (нем.)
- «ниже нельзя, выше можно» (англ.)
- нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого (русские толковые словари)
Концепция и содержание
- В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
- Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
- Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.
- Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных заведениях, начальной, основной и старшей школы.
Характеристика стандарта
- Профессиональный стандарт педагога –рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
- Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагоговв дошкольных заведениях, начальной, основной и старшей школы.
Структура Профессионального стандарта педагога
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящий в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
IV. Сведения об организациях-разработчиках
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Требования к профессионализму и личности учителя
Без иллюзий
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
=
=
Требования
к результатам образования
3
Цели профессионального стандарта педагога
Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования
Установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности
1
2
1
4
Оценка уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры
Формирование должностных инструкций и разработки ФГОС
4
Грамотно разработанные профессиональные стандарты для учителя – тот ключ, который может помочь примирить мнимое противоречие между ремеслом и творчеством. Евгений Ямбург
ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА
1.ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕОБХОДИМУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ ПЕДАГОГА, КОТОРАЯ ВЛИЯЕТ НА РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
2.ОБЕСПЕЧИТЬ НЕОБХОДИМУЮ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ТРУДА
3.ОБЕСПЕЧИТЬ НЕОБХОДИМУЮ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА О ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЯХ
4.СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОВЛЕЧЕНИЮ ПЕДАГОГА В РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК;
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА
КАКОЙ ДОКУМЕНТ ЗАМЕНИТ ПРОФСТАНДАРТ ?
ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ,ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГДЕ БУДЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ?
ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА
В КАКИХ СЛУЧАЯХ БУДЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ?
1 . ПРИ
ПРИЕМЕ НА РАБОТУ В ОО НА ДОЛЖНОСТЬ «ПЕДАГОГ»
2. ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОО
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Для работодателя –
формулировка требований к работникам.
Для работника–
оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.
Для системы профобразования –
разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ требований стандарта
- Высокие учебные достижения и победы в олимпиадах различного уровня
- Положительная динамика развития ребенка (был-стал)
- Внешний и внутренний аудит
- Мнения выпускников (4 года)
Как предполагается в стандарте оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю?
Посредством внутреннего и внешнего аудита.
Оба вида включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, сбор данных для оценивания осуществляется путём опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренний аудит -это аудит, осуществляемый самой организацией для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований
В стандарте подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.
Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.
Требования к школе
ШКОЛА до 2009
ФГОС НООШКОЛА 2020 –ФГОС НОО, ООО, СОО
Базовые интеллектуальные навыки
Умение работать с большими
Картина мира
объемами информации
Подготовка к выбору профессии
Коммуникативные компетенции, креативность
Способность к самообразованию
Образование - неотъемлемая часть существующей действительности, эпохи.
«Перед нами стоит сложная задача -нам нужно подготовить
обучающихся к ИХ будущему, а НЕ нашему прошлому»
( Йан Джукс, педагог)
Исследования РАО и РАМН по теме: «Ребенок 21 века: какой он?»
РЕБЕНОК 21 ВЕКА:КАКОЙ ОН?
РОСТ ОДАРЕННЫХ
ДО 55% ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ ИМЕЮТ СЕГОДНЯ IQ 115 БАЛЛОВ
- С особо развитым мышлением
- Обладающих двигательными талантами
- Способных влиять на других –лидеров
- Представляющих мир в образах
- Дети –«золотые руки»
РЕБЕНОК 21ВЕКА: КАКОЙ ОН?
СНИЗИЛИСЬ
- Познавательное развитие детей
- Любознательность и воображение
РЕБЕНОК 21 ВЕКА:
КАКОЙ ОН?
ВОЗРОСЛИ
- Аффективная напряженность
- Среди детей с ограниченными возможностями:
- дисгармоническое развитие (психопатия) 26,5%
- психическое недоразвитие (олигофрения) -22,5%;
РЕБЕНОК 21 ВЕКА:КАКОЙ ОН?
НЕДОРАЗВИТИЕ
Развития сюжетно-ролевых игр школьников
Воли и произвольности
Мотивационно-потребностной сферы
Характеристика будущего:
- глобализация;
- гиперконкуренция;
- сверхбыстрая смена технологий;
- Интернет;
- социальная самоорганизация.
СТРУКТУРА ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА
ДОЛЖЕН
воспитание
обучение
ДОЛЖЕН
развитие
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Обучение
Педагог должен:
1.Иметь высшее или среднее профессиональное образование
• по направлению «Образование и педагогика»
или • в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности)
Ч. 3 ст46 ФЗ-273 О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования –письмо Минобр, 10.10.2015 No 18-1240
2.Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3.Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
4.Владеть ИКТ-компетенциями
Обучение
Новые компетенции педагога, их 5:
- Работа с одаренными обучающимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
- Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении
Школа требует новых учителей
Понадобятся педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Д.А. Медведев
Воспитание
Владение методами организации экскурсий,
походов и экспедиций, а также музейной
педагогики Проектирование и создание ситуации,
развивающей эмоционально-ценностную сферу
ребенка Умение создавать в учебных группах
разновозрастные детско-взрослые общности
обучающихся, их родителей и педагогических
работников
Построение воспитательной деятельности с помощью культурных различий и индивидуальных особенностей Умение находить ценностный аспект учебного знания и информации, Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
Развитие
Выявление в ходе наблюдения поведенческих
и личностных проблем обучающихся, связанных
с особенностями их развития;
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
Понимание документации специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); Оценивание образовательных результатов, а
также мониторинг личностных характеристик. Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся
Описание обобщенных трудовых функций включает: наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции. Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.
Обобщенная трудовая функция А.
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся
Трудовая функция1 . Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами
Трудовое действие 1 . Планирование занятий.
Трудовое действие 2 . Проведение занятий
Трудовое действие 3 . Воспитание обучающихся
Трудовое действие 4 . Использование ИКТ
Трудовое действие 5 . Оценка образовательных результатов обучающихся
Трудовое действие 6. Организация взаимодействия обучающихся
Трудовое действие 7 . Создание инклюзивной и мотивирующей образовательной среды
Обобщенная трудовая функция В связана с проектированием образовательных программ
Обобщенная трудовая функция С —это координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ
« Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово пенсионер. Он –артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он –скульптор, но его труда никто не видит. Он –врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.. Где ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают его –планы, журнал, отметки, родители, методкомиссия, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской... А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно настроенной душой...» Симон Соловейчик
Национальная система учительского роста
Поручение Президента (Госсовет 23 декабря 2015 г.)
- Правительству Российской Федерации:
г) обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.
Национальная система учительского роста:
УЧИТЕЛЬ
Так будут называть педагогического работника с базовым уровнем квалификации, который:
1.знает свою предметную область;
2.владеет стандартными профессиональными компетенциями (умеет спланировать и провести урок, организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, применять методики воспитательной работы, взаимодействовать с родителями);
3.качественно обучает учащихся по основной программе.
СТАРШИЙ УЧИТЕЛЬ
ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ
Эту должность педагогический работник получит, если он:
На эту должность назначат педагогического работника, который:
1.обладает квалификациями учителя; 2. владеет передовыми педагогическими практиками и может продемонстрировать их коллегам; 3.строит работу с учетом способностей и состояния психофизического здоровья учащихся; 4.разрабатывает индивидуальные образовательные программы обучения и развития учащихся.
1.обладает квалификациями старшего учителя;
2.координирует деятельность субъектов образовательного процесса (учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, родителей учащихся);
3.организует разработку образовательных программ и обучение по ним.
В Пояснительной записке к модели Национальной системы учительского роста (НСУР) сказано, что система роста педагога предполагает две модели:
модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога-наставника (высший уровень квалификации)
модель вертикальной карьеры педагога , связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций: «Проектирование образовательных программ», «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ».
Каким должен быть учитель нового поколения?
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Способы совершенствования профессиональной компетентности
Разработка программ
Повышение
Участие в конкурсах
квалификации
*Мониторинг развития личности и индивидуальности младшего школьника
* Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Конкурсы профессионального мастерства муниципального, регионального и федерального уровней
*Дистанционное обучение
*Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете .
*Воспитательная система класса
*Проблемные семинары
*Производственная учёба в школе
*Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
*Самообразование
*Изучение информационно-компьютерных технологий
Ожидания от учителя
Готовность к переменам • Мобильность • Способность к нестандартным трудовым действиям • Ответственность и самостоятельность в принятии решений
Образ педагога XXI века
Личностные качества (по мнению учеников школы):
Любовь к детям.
Веселый, честный, добродушный
Доброта. Порядочный
Чувство юмора Современный.
Понимание.
Самообладание
Обаяние. Харизматичность.
Ответственность.
Требовательность. Объективность
Жизнерадостность
Коммуникабельность
Работоспособность
Дисциплинированность
Образ педагога XXI века
Профессиональные качества ( по мнению учеников и педагогов):
наличие когнитивных способностей.
Коммуникативная компетенция.
Адаптивный компонент. Владение здоровьесберегающими технологиями. Социальные качества. Заинтересованность. Толерантность. Самокритичность, объективная самооценка Хорошее знание своего предмета, умение доступно объяснять свой предмет, уметь общаться с детьми. Умение держать дисциплину. Объективный. Современный.
10 шагов к идеалу учителя....
Учиться, учиться и еще раз учиться!
Уметь грамотно выстраивать отношения с детьми и родителями.
Предъявлять разумные требования.
Быть уверенным в себе человеком.
Следить за внешним видом.
Уметь вызывать к себе интерес........ ...........
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, —в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это —желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
В. А. Сухомлинский
Ничто не является хорошим или плохим, все зависит от того, как мы смотрим на вещи.
В любой ситуации выбор всегда за вами. Вы либо гуляете под дождем, либо просто под ним мокнете.
Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!
Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% - из того, как мы на это реагируем.
В требованиях к учителю в Англии всего восемь пунктов.