«Профессиональная компетентность педагога в
условиях реализации
ФГОС »
«Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС »
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.
Задачи:
Рассмотреть основные теоретические понятия , связанные с профессиональной компетентностью педагога.
Познакомить педагогов с понятием
«профессиональная компетентность » , видами профессиональной компетентности.
Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
В. Э. Пахальян:
« Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.»
.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н утвержден « Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) ».
« В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций , создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве »
Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания , умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности
. НАПРАВЛЕНИЯ организации и содержания деятельности педагога ДОУ воспитательно – образовательное (осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья;) учебно – методическое (планирование воспитательно – образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов) социально – педагогическое ( консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав)
Компетентности педагога
Методологическая
Психолого – педагогическая
Коммуникативная
Исследовательская
Презентационная
Акмеологическая
ИКТ
Эмоциональная
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований
системно-деятельностного подхода .
Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит
совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей
по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития , методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
Коммуникативная компетентность
заключается в практическом владении приемами общения , позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений
( дети, родители и члены семьи, педагоги ).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы , познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации , гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д .
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ:
умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет
АКМЕОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
педагога.
Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ,
выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.
Педагог должен:
- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
– это способность осознавать и признавать собственные чувства , а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога.
- Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
- Благородство духа;
- Чувство юмора;
- Острая наблюдательность;
- Интерес и внимание к другим;
- Заразительная увлеченность дошкольным детством;
- Богатое воображение;
- Энергичность;
- Толерантность;
- Любознательность;
- Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
- Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
- Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности , а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации , профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ «Принцип ФЕЙЕРВЕРКА » «Принцип ВЕСОВ » «Принцип РЕЙТИНГА » «Принцип УСПЕХА »
Творите, развивайтесь!
Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
Литература.
1.Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.
2. Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
3. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
4.Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.
Федеральный закон «Об образовании в РФ » ( от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155)
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)