ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»
«Вот они вечные истины эти:
- поздно заметили …, мимо прошли …
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли!»
1. Правовая база программы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Семейный кодекс РФ;
4. Гражданский кодекс РФ;
5. ФЗ от 24.07.1998 «124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
6. ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
7. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
8. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9. Концепция формирования антинаркотической культуры личности в Ростовской области (2008 г.);
10. Областной закон Ростовской области от 07.10.2004№165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;
11. Постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 625 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015годы» с последующими изменениями и дополнениями;
12. Областной закон Ростовской области от 16.12.2009г № 346 –ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»;
13. Постановление Администрации Миллеровского района от 13.11.2010 № 1611 «Об утверждении Муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Миллеровском районе на 2011-2013 годы».
2. Цели и задачи программы:
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Миллеровского района, профилактике экстремизма и терроризма, формированию у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве, способствовать развитию творческого потенциала детей, оказание действенной и незамедлительной психолого-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации, формированию у учащихся навыков здорового образа жизни.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
организацию общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
координацию деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся и воспитанников образовательных учреждений Миллеровского района;
формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе;
распространение норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков;
формирование навыков здорового образа жизни.
3. Обоснование актуальности программы.
В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к тому, что многие родители вынуждены выезжать на заработки за пределы района, работая вахтовым методом, что приводит к безусловному росту безнадзорных детей. Идет расслоение общества на бедных и богатых.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением.
4. Принципы программы «Правильный выбор»
Организовать профилактическую работу в образовательных учреждениях по принципу непрерывности во исполнение ст. 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности.
Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальной (сознательное усвоение общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества.
Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- вести широкую пропаганду миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;
- противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;
- внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;
- воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта;
- изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
- формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
5. Организация программы.
Сроки реализации Программы – 2017 - 2020 годы.
Программа используется в школе с 7 по 12 классы. Она составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 3 года. Структура и организация данной профилактической программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
6. Ресурсное обеспечение профилактической программы.
Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: заместитель директора по воспитательной работе, учителя школы и классные руководители, школьные уполномоченные по правам ребенка, педагоги-психологи и социальные педагоги, родители, медики, члены родительского комитета.
7. Ожидаемые результаты.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
Внедрение норм толерантности в социальную практику учащихся, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий.
Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Формирование устойчивых установок к здоровому образу жизни.
В данную профилактическую программу входят следующие подпрограммы.
8. Содержательные компоненты программы
8.1 Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
8.2 Подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма»;
8.3 Подпрограмма «Здоровый образ жизни».
8.1 Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Цель: обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.
Задачи подпрограммы:
- создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- оказание действенной и незамедлительной психолого-медико--педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
- создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
Раздел I. Раннее выявление и учет педагогически запущенных школьников.
Выявить всех педагогически запущенных школьников.
Путем систематических наблюдений за учеником установить характер его педагогической запущенности (пробелы в знаниях, отставания или задержка в развитии, отклонения в отношениях). Наметить пути и способы их преодоления.
Путем наблюдений, анкетирования установить положение ученика в классном коллективе. С этой целью во всех классах в течение первой четверти провести социометрическое изучение классного коллектива. Выявить отверженных, принимаемых и предпочитаемых. Наметить пути и способы улучшения взаимодействия между детьми.
Изучить интересы, способности, склонности ученика. Возможность включения его в кружковую, общественно-полезную деятельность.
Установить входит ли трудный ученик в другие группы и компании сверстников в школе и за ее пределами. Изучить характер влияния этих групп на данного ученика.
Изучить положение ребенка в семье, характер взаимоотношений в ней, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния.
Заполнить Социально-педагогический паспорт семьи.
Раздел II. Организация педагогической помощи.
Вести систематический учет пробелов в знаниях трудных учеников по основным разделам программы. Наметить пути и способы их ликвидации.
Повысить и укрепить интерес педагогически запущенного ученика к учебе, уверенность в свои силы.
Укрепить положение педагогически запущенных детей в коллективе класса, положительные связи и отношения их с товарищами.
Всем педагогам, не снижая педагогической требовательности к «трудным» учащимся, проявлять к ним уважение, доброжелательность, приветливость и дружелюбие.
Показать родителям, как нужно работать с «трудным» ребенком дома, опираясь на его положительные стороны, как организовать его рабочее и свободное время.
Установить и поддерживать с родителями «трудных» учащихся доброжелательные отношения. Проявлять участие и оказывать помощь в организации воспитательной работы с детьми в условиях семьи.
Повышать педагогическую грамотность родителей и их ответственность за воспитание детей.
Вести дневники наблюдений за «трудными» учащимися.
Раздел III. Организация свободного времени детей «группы риска».
Всех «трудных» учащихся включить в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из интересов и возможности детей, целей и задач воспитательной работы с ними. Вести контроль за посещением ими кружков и секций.
Вовлекать «трудных» в общественно-полезную деятельность с учетом их интересов и возможности, стимулировать и поощрять их участие в этой работе.
Организовать ненавязчивый контроль за свободным временем «трудных» учащихся, их участием в деятельности группировок по месту жительства, за характером и направленностью этих компаний.
Поддерживать систематический контакт с инспектором ПДН.
Всех педагогически запущенных детей младшего звена, не имеющих систематического ухода и контроля дома, вовлекать в работу кружков, секций.
Основные направления реализации профилактической подпрограммы.
- Выявление путем диагностики всех педагогически запущенных школьников.
- Сбор банка данных и непрерывное его пополнение о семьях, находящихся в социально опасном положении, об учащихся, склонных к правонарушениям, об учащихся, систематически не посещающих занятия.
- Организация профилактической работы с учащимися этих категорий и их родителями.
- Организация работы Советов общественности школы.
- Организация переписки с учреждениями, где работают родители учащихся группы риска, и другими субъектами профилактики.
- Организация профилактики экстремизма и терроризма, мероприятий направленных на формирование установок толерантного сознания учащихся и их родителей.
- Постоянный контроль принятых воспитательных мер и достигнутых результатов.
- Проведение месячников правовых знаний, круглых столов и других мероприятий.
- Налаживание совместной профилактической работы с ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
- Привлечение к этой работе родительско - учительского патруля.
- Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений обсуждать на планерках, совещаниях руководителей образовательных учреждений, заседаниях педагогических советов школ, советов профилактики и других заседаниях, в том числе на межведомственном уровне.
- Пропаганда здорового образа жизни через развертывание воспитательной и спортивно-массовой работы среди учащихся и их родителей.
По этим проблемам проводить классно-обобщающие контроли, работу классных руководителей с дневниками учеников, классными журналами, индивидуальную работу с учащимися группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении, с отражением ее в «Дневниках наблюдений».
Мероприятия подпрограммы:
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Раздел I. Изучение педагогически запущенных школьников |
1.1 | Путем систематических наблюдений за учеником установить характер его педагогической запущенности (пробелы в знаниях, отставания или задержка в развитии, отклонения в отношениях). Наметить пути и способы их преодоления. | Постоянно | Администрация школы, классный руководитель. |
1.2 | Путем наблюдений, анкетирования установить положение ученика в классном коллективе. С этой целью во всех классах в течение первой четверти провести социометрическое изучение классного коллектива. Выявить отверженных, принимаемых и предпочитаемых. Наметить пути и способы улучшения взаимодействия между детьми. | Сентябрь | Классный руководитель |
1.3 | Изучить интересы, способности, склонности ученика. Возможность включения его в кружковую, общественно-полезную деятельность. | Сентябрь | Классный руководитель |
1.4 | Установить входит ли трудный ученик в другие группы и компании сверстников в школе и за ее пределами. Изучить характер влияния этих групп на данного ученика. | Постоянно | Классный руководитель, педагог-психолог. |
1.5 | Изучить положение ребенка в семье, характер взаимоотношений в ней, педагогическое влияние семьи, пути и способы оптимизации этого влияния. Составить социально-педагогический паспорт класса, семьи. | Постоянно | Классный руководитель. |
1.6 | Составить и постоянно корректировать банк данных о безнадзорных, склонных к асоциальному поведению детей. | Постоянно | Классный руководитель, специалист УО |
1.7 | Составить и постоянно его корректировать банк данных о семьях, находящихся в социально опасном положении и семьях, требующих повышенного внимания. | Постоянно | Классный руководитель |
Раздел II. Организация психолого-педагогической помощи. |
2.1 | Вести систематический учет пробелов в знаниях трудных учеников по основным разделам программы. Наметить пути и способы их ликвидации. Повысить и укрепить интерес педагогически запущенного ученика к учебе, уверенность в своих силах. | Постоянно | Классный руководитель, учителя-предметники, Педагог-психолог |
2.2 | Укрепить положение педагогически запущенных детей в коллективе класса, положительные связи и отношения их с товарищами. Всем педагогам, не снижая педагогической требовательности к трудным учащимся, проявлять к ним уважение, доброжелательность, приветливость и дружелюбие. | Постоянно | Классный руководитель, учителя–предметники |
2.3 | Постоянно проводить просветительскую работу с родителями. Показать им, как нужно работать с трудным ребенком дома, опираясь на его положительные стороны, как организовать его рабочее и свободное время. | Постоянно | Администрация школы, классный руководитель |
2.4 | Установить и поддерживать с родителями трудных учащихся доброжелательные отношения. Проявлять участие и оказывать помощь в организации воспитательной работы с детьми в условиях семьи. Повышать педагогическую грамотность родителей и их ответственность за воспитание детей. | Постоянно | Администрация школы, классный руководитель |
2.5 | Систематически ставить вопросы перед администрацией предприятий, учреждений, где работают нерадивые родители, о повышении ответственности родителей за воспитание своих детей. | Постоянно | Администрация школы |
2.6 | Своевременно обращаться в субъекты профилактики за помощью в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. | Постоянно | Администрация школы, Специалисты отдела опеки и попечительства УО |
Раздел III. Организация свободного времени детей «группы риска». |
3.1 | Обеспечить достаточное количество спортивных секций и технических кружков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. | Сентябрь | Управление образования Миллеровского района, директора ОУ |
3.2 | Всех трудных учащихся включить в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из интересов и возможности детей, целей и задач воспитательной работы с ними. Вести контроль за посещением ими кружков и секций. | Постоянно | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
3.3 | Вовлекать трудных в общественно-полезную деятельность с учетом их интересов и возможности, стимулировать и поощрять их участие в этой работе. | Постоянно | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
3.4 | Принимать меры к трудоустройству несовершеннолетних через Центр занятости населения. | Постоянно | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
3.5 | Организовать ненавязчивый контроль за организацией свободного времени трудных учащихся, их участием в деятельности группировок по месту жительства, за характером и направленностью этих компаний. | Постоянно | Классный руководитель |
3.6 | Всех педагогически запущенных детей младшего звена, не имеющих систематического ухода и контроля дома, вовлекать в работу кружков и секций. | Постоянно | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
Раздел IV. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
5.1 | Контролировать и постоянно пополнять банк данных о детях, склонных к правонарушениям, о семьях, находящихся в социально опасном положении, об учащихся систематически не посещающих занятия. Анализировать принимаемые воспитательные меры и достигнутые результаты. | Постоянно | Отдел опеки и попечительства Управления образования Миллеровского района, Администрация школы, классный руководитель |
5.2 | Разработка совместного плана работы с ОПДН ОМВД России по Миллеровскому району. | сентябрь | Зам. директора по ВР |
5.3 | Проводить Единые дни профилактики правонарушений еженедельно по вторникам. Определить следующий круг вопросов, решаемых педагогическим коллективом: коррекция поведения и успеваемости учащихся; - профилактика и воспитательная работа среди учащихся и их родителей; - предупреждение безнадзорности и правонарушений; - направление на консультации к психиатру; - передача дел на рассмотрение в ОПДН ОМВД России по Миллеровскому району, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Постоянно | Администрация школы, классный руководитель, соц. педагог, Инспектор ПДН педагог- психолог. |
5.4 5.4 | Проблемы посещаемости занятий, успеваемости, безнадзорности, правонарушений обсуждать на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре. По этим проблемам проводить классно-обобщающий контроль, проверки работы классных руководителей с дневниками учащихся, классными журналами, дневниками наблюдений за учащимися, состоящими на ВШУ, учете в ОПДН, воспитывающимися в семьях, находящихся в социально опасном положении. | Постоянно | Администрация школы, классный руководитель |
5.5 | В целях повышения качества профилактической работы, назначать из членов администрации, родителей, закрепив за ними учащихся из числа, состоящих на учетах в ОПДН, ВШУ и воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении. | Сентябрь | Администрация |
5.6 | Составление банка данных об учащихся, систематически пропускающих занятия. Профилактическая работа с этими учащимися. | Постоянно | Классные руководители |
5.7 | Привлекать родительско-учительский патруль, к посещению семей, находящихся в социально опасном положении или воспитывающих детей, состоящих на учетах в ОПДН и ВШУ. | Постоянно | Зам. директора, классный руководитель |
5.8 | Посещение семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи. | Постоянно | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
5.9 | Приглашение работников ОПДН ОМВД России по Миллеровскому району, ГИБДД, Миллеровской межрайонной прокуратуры для проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей с детьми и родителями. | Постоянно | Зам. директора по ВР. |
5.10 | Проведение месячников по правовому воспитанию. | 2 раза в год | Зам.директора по ВР |
5.11 | Проведение рейда по проверке посещаемости учебных занятий учащимися «группы риска». | 1 раз в месяц | Зам. директора по УВР |
5.12 | Проведение тематических классных часов, бесед, лекций на тему: «Подросток и закон». | Постоянно | Зам. директора по ВР,классный руководитель, |
5.13 | Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании и СПИДа с привлечением специалистов. | Постоянно | Зам. директора по ВР |
5.14 | Профилактики экстремизма и терроризма. Формирование установок толерантного сознания учащихся и их родителей. | Постоянно | Зам. директора по ВР, педагоги-психологи. |
5.15 | Анализ состояния профилактики правонарушений за календарный год. | Январь | Администрация школы, специалисты УО |
5.16 | Проведение конкурсов, викторин, брейн–рингов на правовую тему. | По спец. плану | Зам. директора по ВР |
5.17 | Выпуск стенгазет, проведение конкурсов рисунков и плакатов на правовую на тему. | По спец. плану | Зам. директора по ВР |
5.18 | Постоянное обновление стендов на правовую тематику. | Постоянно | Зам. директора по ВР |
5.19 | Проведение тематических родительских собраний, лекториев с приглашением работников ОПДН ОМВД России по Миллеровскому району, ГИБДД, здравоохранения, прокуратуры и др. органов системы профилактики. | Не реже 1 раза в полугодие | Администрация школы, классный руководитель |
8.2 Подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма».
Цель: обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся школы.
Задачи подпрограммы:
- Воспитание у учащихся стойкого понятия, что Конституция РФ – основной закон государства.
- Разъяснение на классных часах, других мероприятиях воспитательного характера с учащимися и их родителями, что всякие призывы к изменению существующего строя, осуществление террористической деятельности, публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности является признаками экстремизма.
- Формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
- Распространение норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии.
- Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
- Обеспечение координации деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся образовательных учреждений;
- Развертывание воспитательной работы направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- Развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков.
Принципы профилактики экстремизма и терроризма в среде учащихся и их родителей, формирования установок толерантного сознания.
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- вести широкую пропаганду миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;
- противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;
- внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;
- воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.
Работа строится по 3 разделам.
Раздел "Личность" предусматривает проведение мероприятий направленных на воспитание учащихся в духе толерантности, способствующего созданию мотивации безопасности поведения, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.
Раздел "Семья" предусматривает проведение комплекса мероприятий по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности, миролюбия и в снижении социальной напряженности в обществе.
Раздел "Общество и государство" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму.
Мероприятия программы:
№п/п | Содержание мероприятий | Срок | Ответственные |
Раздел I. «Личность» |
1.1 | Классные часы по изучению «Требований к учащимся муниципального общеобразовательного учреждения Миллеровского района». | сентябрь | Классные руководители |
1.2 | Изучение Инструкции «Антитеррористические мероприятия», правила поведения при обнаружении взрывных устройств, поведение при захвате заложников. | сентябрь | Классные руководители |
1.3 | В рамках Дня солидарности с жертвами терактов классные часы «Терроризму скажем: «Нет!»» | сентябрь | Классные руководители |
1.4 | Диагностика жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. | сентябрь | Классный руководитель |
1.5 | Проведение диагностик: личности подростка и ее социальных связей, по определению уровней самооценки, адаптации к условиям нового учебного года, социометрии, стилей поведения в конфликтах, уровня воспитанности и др. | в течение учебного года | Классные Руководители, педагоги-психологи. |
1.6 | Приглашение работников ОПДН ОМВД России по Миллеровскому району, ГИБДД, ОВД проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей учащихся с освещением вопросов противодействия экстремизму и терроризму. | октябрь, апрель | Зам. директора по УР |
1.7 | Проведение акции для старшеклассников «Твой выбор». | октябрь | Классные руководители |
1.8 | Проведение классных часов, бесед, лекции по темам: «Правила поведения в школе», «Мой стиль жизни – безопасность и здоровье», «Наше право и наш интерес», «Выход есть: живи без….», «Я ребёнок. Я человек», «Жертва неразборчивости», «Современные вандалы», «Я – гражданин России», «Терроризм – угроза миру» и др. | В течение года | Классные руководители, |
1.9 | Анкетирование учащихся на тему «Интерес и досуг». | октябрь | Классные руководители |
1.10 | Оформление стенда «Административная ответственность граждан». | октябрь | Классные руководители |
1.11 | Оформление выставки книг в школьной библиотеке на тему: «Знаешь ли ты закон?» | октябрь | Библиотекарь |
1.12 | Проведение диспута «Моя жизнь. Мои права» с учащимися 7х - 9х классов. | октябрь | Классные руководители |
1.13 | Диагностика Самооценки и уровня толерантности, тревожности, агрессивности, подверженности депрессии учащихся. | ноябрь | Классные руководители, педагоги-психологи |
1.14 | Мероприятия в рамках Международного Дня прав человека (по отдельному плану). | декабрь | Классные руководители |
1.15 | Индивидуальная диагностика детей «группы риска». Составление индивидуальных карт развития. | декабрь | Классные руководители |
1.16 | Классные часы на тему: «Правила поведения в опасных для жизни ситуациях дома, на улице и в обществе». | октябрь, декабрь, март, май | Все классные руководители |
1.17 | Диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся старших классов | январь | Классный руководитель. |
1.18 | Проведение конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб». | февраль | Классные руководители |
1.19 | Игра «А, ну ка, парни!» и др. тематические мероприятия в ходе месячника спортивной и патриотической работы. | февраль | Классные руководители |
1.20 | Диагностика жизненного и профессионального самоопределения учащихся выпускных классов. | март | Классный руководитель |
1.21 | Конкурс проектов «Семья XXI века». | апрель | Зам. директора по ВР, классные руководители |
1.22 | Участие в конкурсе «Знаток Конвенции о правах ребенка» среди учащихся ОУ. | апрель | Классные руководители, |
1.23 | Проведение классных часов, бесед, лекций по теме: «Что такое экстремизм?»; «Терроризм и его проявления»; «Школа – правовое пространство»; «Недаром помнит вся Россия»; «Великая должность – быть на Земле человеком»; «Наш многонациональный Миллеровский район» и др. | апрель | Классные руководители |
1.24 | День государственной символики. | апрель | Классные руководители |
1.25 | Приглашение работников ОПДН ОМВД России по Миллеровскому району, ГИБДД, КДН и др. для проведения лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей, вопросов противодействия экстремизму. | апрель | Зам. директора по ВР |
1.26 | Проведение спортивных конкурсов. | апрель | Классный руководитель |
1.27 | Тренинги «Толерантное общение» в 7-х-9-х классах. | май | Классные руководители |
1.28 | Индивидуальное консультирование учащихся по персональным проблемам. | в течение года | Классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги. |
1.29 | Участие в районных конкурсах, викторинах, спортивных соревнованиях. | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители. |
1.30 | Проведение акции «Милосердие». | в течение года | Классные руководители «Основы православной культуры». |
1.31 | Проведение акций «Молодежь за здоровый образ жизни». | 2 раза в год | Классные руководители |
1.32 | Дни здоровья. | раз в четверть | Классные руководители |
1.33 | Недели здоровья. | Один раз в полугодие | Классные руководители, педагоги-организаторы |
1.34 | Лекции и беседы медработника по толерантному отношению к окружающим. | в течение года | Зам. директора по ВР |
Раздел II. «Семья» |
2.1 | Мини сочинение «Моя семья» | ноябрь | Классные руководители |
2.2 | Конкурс рисунков «Рисуем вместе с родителями». | ноябрь | Классные руководители |
2.3 | Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении. | в течение года | Администрация, классные руководители |
2.4 | Приглашение работников ОПДН, ГИБДД, КДН для проведения бесед с родителями по освещению вопросов противодействия экстремизму. | октябрь, апрель | Администрация |
2.5 | Проведение родительских собраний: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав». Детская агрессия. Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми», «Способы разрешения конфликтных ситуаций». | в течение года | Администрация, классные руководители, |
2.6 | Индивидуальное консультирование родителей учащихся по личным проблемам. | в течение года | Классные руководители, Педагоги-психологи, |
2.7. | Организация работы родительско-учительского патруля. | в течение года | Зам. директора по ВР. |
Раздел III. «Общество и государство» |
3.1 | Изучение на уроках Основ правовых знаний следующих тем: «Права человека», «Права человека в Конституции РФ и законодательстве РФ», «Демократическое правовое государство», «Основы конституционного строя», «Правовое государство и гражданское общество. Общественные объединения», «Право избирать и быть избранным», «Семья, родители, дети» и др. | По тематическому планированию в течение учебного года | Учитель обществознания, ШУПР |
3.2 | Проведение классных часов «Терроризм угроза обществу», «Действия при обнаружении опасности», «Правила поведения при угрозе и во время теракта», «Правила оказания первой помощи в различных ситуациях», «Организация Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС». | В течение учебного года | Классные руководители |
8.3 Подпрограмма «Здоровый образ жизни».
Цель: развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи подпрограммы:
- изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
- формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Работа ведется по трем основным направлениям:
1.Работа с детьми:
- общая воспитательная педагогическая работа с учащимися;
- работа с детьми «группы риска»;
- работа с детьми, употребляющими табачные изделия (если таковые будут выявлены).
2. Работа с педагогическим составом:
- подготовка учителей к ведению профилактической работы;
- организационно-методическая антинаркотическая работа.
3. Работа с родителями:
- информирование и консультирование родителей по проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактическая работа строится и ведется по принципу непрерывности.
Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники (по биологии, химии, праву, физической культуре): обеспечивают организацию профилактической работы на уроке, проведение тематических уроков.
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, работа с родителями, медицинским работником.
Педагоги-психологи и социальные педагоги: участвуют в проведении мониторинга по выявлению негативных воздействий на психологический климат в образовательном учреждение и рекомендует коррекционные и психолого-педагогические программы сопровождения детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Школьные уполномоченные по правам ребенка: обеспечивают формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательно-воспитательного процесса, профилактику нарушений прав обучающихся и воспитанников, регулирование взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
В практике работы образовательных учреждений Миллеровского района по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании используются: методическое пособие «Наркомания: смерть при жизни», «Школа без наркотиков», «Профилактика подростковой наркомании» и другие учебно-методические издания.
Мероприятия подпрограммы:
№п/п | Содержание мероприятий | Срок | Ответственные |
I. Школьные мероприятия. |
1.1 | Проведение школьной выставки–Мой край родной | Сентябрь | Классные руководители |
1.2 | Проведение месячников по противодействию наркотиков: «Подари себе счастливую жизнь», «Будущее в твоих руках, присоединяйся!», | Ноябрь, апрель | Классные руководители |
1.4 | Участие в акции «Молодежь за ЗОЖ». | ноябрь | Классные руководители |
1.5 | Конкурсная программа для старшеклассников «Твой выбор». | февраль | Классные руководители |
1.6 | Посещение музея. | В течение года | Классные руководители |
1.7 | Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства 4 Ноября. | Ноябрь | Классные руководители |
1.8 | Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери (по спец. плану). | Ноябрь | Классные руководители |
1.9 | Участие в творческих тематических конкурсах. | В течение года | Классные руководители |
1.10 | Участие в игровой программе «Знаешь ли, ты, свой край?» | март | Классные руководители |
1.11 | Участие в спортивных соревнованиях. | В течение года | Классные руководители |
| | | |
| | | |
II. Работа с учащимися в образовательном учреждении и по месту жительства. |
2.1 | Уроки здоровья. | В течение года | Классные руководители, |
2.2 | Проведение лекций тренингов по пропаганде здорового образа жизни. | В течение года | Медработник |
2.3 | Анкетирование учащихся «Пагубное влияние табака» | Октябрь | Классные руководители |
2.4 | Час размышлений для старшеклассников «Влияние ПАВ и алкоголя на организм человека. Социальные последствия их употребления». | Октябрь–ноябрь | Классные руководители |
2.5 | Организация работы по определению учащихся в кружки и секции школы. | В течение года | Классные руководители |
2.6 | Привлечение «трудных» учащихся к занятиям в кружках и секциях школы | В течение года | Классные руководители. |
2.7 | Проведение Недели здоровья (по спец. плану). | 1 раз в четверть | Классные руководители |
2.8 | «Будь здоров!» Проведение школьных диспутов, классных часов по формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью, к занятиям спортом. | В течение года | Классные руководители |
2.9 | Проведение классных часов по обучению здоровью: «Наш выбор – здоровье», «Алкоголь и дети»; «Некурящий – живи и здравствуй!»; «В стране здоровья»; «Печальная картина наркомании» и др.. | В течение года | Классные руководители |
2.10 | Оформление книжной выставки на тему: «Наркомания – знак беды». | Ноябрь | Библиотекарь |
2.11 | Проведение конкурса рисунков на тему: «Мы в ответе за свою жизнь». | Октябрь | |
2.12 | Оформление стенда «Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов». | Ноябрь | |
2.13 | Рационализация досуговой деятельности и каникулярного отдыха учащихся. | В течение года | Классные руководители |
2.14 | Контроль за занятостью во внеурочное время учащихся, состоящих на учёте в ВШК | В течение года | Классные руководители |
2.15 | Выявление детей, нуждающихся в поддержке, оказание им социально–правовой помощи, защита их прав. | В течение года | Классные руководители |
2.16 | Месячник правовых знаний (по спец. плану). | Октябрь, апрель | Классные руководители |
2.17 | День матери (по спец плану) | 25.11. | Классные руководители |
2.18 | «Вся правда о курении» (Международный день отказа от курения) (по спец. плану). | 21.11. | Классные руководители |
2.19 | Конкурс рисунков «Вперёд, Россия!» | Ноябрь | Классные руководители |
III. Работа с педколлективом. |
3.1 | Рассмотрение вопросов, связанных с проведением акции «Молодежь за ЗОЖ» на совещаниях и педсовете. | Октябрь–ноябрь | Зам. директора по УВР |
3.2 | Проведение семинаров классных руководителей на тему: «Диагностика склонностей и интересов учащихся школы», «Изучение классного коллектива», «Профилактика вредных привычек», «Социальная защита ребенка», «Формирование дисциплинированности учащихся», «Если возник конфликт – учитель – ученик?» и др. | В течение года | Зам. директора по ВР, кл.рук. |
3.3 | Участие в районных семинарах для зам.директоров по ВР, классных руководителей. | В течение года | Специалисты Управления образования |
3.4 | Отчеты классных руководителей на пед. советах по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек: наркомании, алкоголизма, курения. | По плану профилактики | Администрация школы |
3.5 | Анализ проведения свободного времени школьниками. Оказание помощи в выборе занятий по интересам. | В течение года | Классные руководители |
IV. Работа с семьями. |
4.1 | Выявление и посещение семей, оказавшихся в социально опасном положении. | В течение года | Классные руководители |
4.2 | Рассмотрение вопросов, связанных с профилактикой табакокурения, алкоголизма, наркомании на родительских собраниях с приглашением специалистов правоохранительных органов, КДН. | В течение года | Классные руководители,
|
4.3 | Оформление стенда с рекомендациями для родителей по формированию у подростков негативного отношения к употреблению алкоголя и ПАВ, размещение материалов на сайте образовательного учреждения. | ежемесячно | Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
V. Взаимодействие с субъектами профилактики. |
5.1 | Приглашение работников здравоохранения, правоохранительных органов по пропаганде ЗОЖ, вреде употребления ПАВ, разъяснению прав и обязанностей учащихся на классные часы, родительские собрания. | В течение года | Администрация школы |