Кризис ребёнка
Кризис – это что?
Кризис -это «поворотный момент, особенно болезни. Период опасного или неопределенного состояния дел в коллективе, экономике и т.п.».
Термин происходит от греческого слова, означающего «решение».
Кризисное состояние – период принятия решения «как действовать».
Восприятие кризиса
Кризис как негатив (отождествляется с катастрофой, несчастьем, травмой),
Кризис как потенциал личностного роста и развития.
- Преодоление кризиса - поворот
к выздоровлению организма,
разрешению конфликта,
принятию адекватных решений .
Поведение и помощь
Смятение - типичная реакция в критической ситуации
«Присутствующий другой» может
- дистанцироваться от «терпящего бедствие»,
- одарить его житейскими советами
- идентифицироваться с ним, что сделает его столь же беспомощным, как и человек, которому он призван помочь.
- В критической ситуации решающее значение приобретает способность реагировать без задержки . Многие кризисные ситуации разрешаются без вмешательства извне, силами самого человека
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ
я
Я – потребность быть собой
Признание
Быть уважаемым
Признание
Быть уважаемым
Принятие
С радостью быть встреченным
Принятие
С радостью быть
встреченным
Безопасность
Безопасность
Не бояться постоянных
обид
Выживание
что нужно для жизни: еда,
сон, движение, спокойствие
Выживание
Нежелание жить ТАК
Желание изменить себя
Желание изменить ситуацию
Нормальные защитные механизмы
Патологические защитные механизмы
Патологические защитные механизмы
Социальная аутоагрессия (уходы из дома, прекращение учёбы, работы)
Биологическая аутоагрессия
Аддиктивное поведение (изменение своего состояния)
Парасуицидальное поведение
(использование суицидальных моделей поведения для манипулирования окружающими), причинение себе вреда, но не смерти
Суицидальное поведение
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
- Используемые людьми способы снижения напряжения, приводящего к переживанию тревоги.
УХОД
- Защитный механизм, который подразумевает физическое бегство или мысленный уход от неприятных ситуаций.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
- Процесс присвоения ценностей, установок и взглядов других людей.
ПРОЕКЦИЯ
- Защитный механизм, при использовании которого человек приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому.
СМЕЩЕНИЕ
- Защитный механизм, при котором действительный источник гнева или тревоги подменяется менее опасной фигурой или объектом.
ОТРИЦАНИЕ
- Отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло на самом деле.
ВЫТЕСНЕНИЕ
- Крайняя форма отрицания, при которой человек полностью удаляет из сознания событие или ситуацию, вызывающие тревогу.
РЕГРЕССИЯ
- Совладение с тревожащей ситуацией путем возвращения к более раннему и незрелому поведению.
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.
Суицид – это ответ на глубинные переживания, часто последняя фаза в диалоге.
2/3 решившихся на подобный шаг психически здоровые люди. 70% – 80% случаев – предупреждают тем или иным способом, но их слышат не всегда.
70% - школьные конфликты в качестве повода, а по существу дела – неблагополучие в семье (детско-родительские отношения).
Внешне благополучная семья – закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, но какой ценой это соответствие достигается, никому не известно: эмоциональное насилие, завышенные требования, жестокие наказания.
Что является психологической профилактикой суицидального поведения?
- Психологическая поддержка
- Принятие
- Способствование личностному росту
- Ранняя диагностика депрессии
Цели и задачи профилактических мероприятий
- Способствовать снижению эмоционального напряжения.
- Обучать (-ся) способам саморегуляции
- Формирование позитивного мышления.
- через формирование адекватной самооценки через чувство общности
- через формирование адекватной самооценки
- через чувство общности
работа
запрос
родитель
учитель
Психолог
Ребенок
Прямая психологическая служба
запрос
работа
Родитель
Учитель
Психолог
Ребенок
Непрямая психологическая служба
- Особенности характера и поведения детей, являющиеся показаниями для отбора в «Группу риска кризисных состояний»
Особенности характера и поведения детей, являющиеся показаниями для отбора в «Группу риска кризисных состояний»
Возбудимый, импульсивный
- непосредственен в поведении, энергичен, возбудим;
- горд, склонен к протестам против «несправедливости»;
- на уроках – нетерпелив, выкрикивает с места;
- вспыльчив, но быстро «отходит»;
- не злой, но в ссоре может действовать импульсивно, терять контроль;
- бывает заводилой в организации рискованных игр, занятий;
Раздражительный, гневливый
- часто недоволен, раздражен, может иметь угрюмый вид;
- на замечания, оценки реагирует негодованием, грубостью;
- надолго озлобляется на «обидчиков», может мстить;
- часто срывает на ком-нибудь зло или досаду (иногда – на вещах, предметах);
- в конфликтах легко переходит к физической силе, жесток;
- аффективные злобные реакции – бурные, продолжительные;
Эмоционально неустойчивый
- слишком переменчивое настроение от незначительных причин;
- пластичные, яркие, выразительные эмоции (от смеха до плача);
- самооценка тоже неустойчивая, легко меняется от ситуаций успеха/неуспеха в учебе или отношениях, при этом оценки себя и других также полярны, драматичны;
- от настроения зависят и работоспособность, и самочувствие;
- несмотря на легкость мимолетных ссор, очень дорожат дружбой, зависимы от тех, кого любят, остро реагируют на отвержение;
С циклоидными колебаниями настроения
- в настроении чередуются более длительные (несколько дней, недель) фазы настроения: среднее, ровное – сниженное, или веселое, приподнятое – сниженное ;
- в периоды подъема – обычные веселые дети;
- в период снижения настроения – вялость, упадок сил и интереса ко всему, уныние, раздражительность;
- в период снижения настроения – снижение самооценки, болезненная реакция на неудачи, упреки – вплоть до чувства своей ненужности, неполноценности;
- в период снижения настроения – на фоне значимого конфликта могут быть острые аффективные реакции с аутоагрессивными или суицидальными действиями;
Демонстративный
- любит быть в центре внимания, «звездить», руководить;
- часто – яркая, вычурная, одежда, эпатажный внешний вид;
- артистичен, охотно выступает на сцене;
- любит быть «на особом счету» у учителя, умело этого добивается,
- ревнив к проявлению внимания к другим детям, стремится их принизить;
- легко прибегает к хвастовству, преувеличению, даже лжи – с целью вызвать восхищение, удивление окружающих;
- в конфликтных ситуациях – может выдавать яркие, театральные переживания, ориентированные на «зрителей», но неискренние;
Робкие, застенчивые
- робкие, застенчивые, сторонятся незнакомых; трудно привыкают к новым людям и ситуациям;
- стесняются отвечать у доски;
- часто – тихо говорят, избегают визуального контакта;
- «одиночки» или имеют одного друга в классе, остальных детей сторонятся;
- не любят шумных, массовых мероприятий, подвижных игр, соревнований;
- из-за неуверенности избегают ответственности, но порядочны и исполнительны;
- часто оказываются объектом насмешек или недоброжелательного отношения, от чего еще больше замыкаются и очень страдают.
- Индикаторы кризисного состояния
Индикаторы суицидального риска
1. В школе:
- конфликты с учителями
- конфликты с одноклассниками
- отвержение (изгой или низкий, неустойчивый статус в классе)
- насилие* (факт или угроза)
- «новички» (сменившие город, школу, класс)
* - высокий риск суицида
2. В семье:
- низкий материальный статус семьи
- неблагополучная семья (асоциальная)
- конфликтные отношения в семье
- признаки применения в семье физического, эмоционального насилия (к ребенку или членам семьи)
- развод, уход из семьи ее члена
- смерть близкого человека
- суицидальная наследственность в семье (особенно недавний суицид)
3. Личные:
- любовная неудача
- внезапная утрата престижа (вина, позор, унижение)
- суицид среди друзей
- беременность
- страх наказания
4. Поведенческие индикаторы
- *злоупотребление психоактивными веществами
- *эскейп-реакции (уходы из дома; прогулы школы)
- *протесты, снижение дисциплины, правонарушения
- *равнодушие к неудачам, к своей судьбе
- *склонность к рискованным поступкам
- изменение привычек, например, несоблюдение личной гигиены, ухода за внешностью
- интерес к темам смерти и самоубийств,
- бессмысленности жизни
- «приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей «на память», прощальные письма и т.п.)
- прямые или косвенные (намеки) сообщения о суицидальных намерениях
5. Эмоциональные индикаторы (признаки депрессии)
- проявления печали, подавленности или отчаяния
- потеря энергии, чувство усталости
- нарушение сна, аппетита, снижение веса
- *соматические жалобы
- *медленная маловыразительная речь, рассеянность внимания
- *замкнутость - снижение интереса к обучению, ухудшение успеваемости- чувство неполноценности, самообвинения, гнев на себя - вспышки гнева (часто с последующими слезами)- негативные оценки себя, окружающего мира, будущего
* - особенно, если этого не было раньше
6. Наблюдение у специалистов
- невролог
- психиатр
- нарколог
7. Состоит на учете в службе социальной помощи
- как малообеспеченная семья
- как неблагополучная семья
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ
- 316-888 (круглосуточно)
- 31-06-06 с 18 00 до 8 00
- 21-11-66 (круглосуточно, по республике бесплатно)
- 129 с 18 00 до 8 00
ТЕЛЕФОН ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ
- 63-11-33 по факту жестокого обращения
Городская психологическая служба
ГОЛОСУЕМ ЗА ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ
«Хочешь изменить мир – начни меняться сам».
«Работа над собой
избавляет нас от трех великих зол :
скуки, порока и нужды».
Вольтер
« Где бы вы ни оказались,
там всегда будете присутствовать вы»
Йона Кабат-Цинна