Занятие по профилактике насилия в семье.
Тема: «Защита детей от насилия и жестокого обращения»
Цель:
Познакомить учеников с информацией относительно запрета всех форм насилия и жестокого обращения с детьми:
Работа над проблемой: « Как себя вести, что делать если насилие уже совершено? ».
Разработка практических рекомендаций относительно предотвращения и профилактики насилия и жестокого обращения.
Оборудование:
Дидактический материал – методическое обеспечение «Правила работы в группах»
Законодательные документы: «Конвенция ООН»
Листы бумаги; карточки-ответов; таблицы; фломастеры, скотч, ножницы, доска.
Количество участников: 15 – 20 учеников
Время проведения: 1 час 40 минут – 2 часа
Принципы организации работы в группе: соответствуют принципам функционирования групп тренинга гуманистической направленности: открытость, ответственность, доверие, не оценивания суждений.
Формы работы:индивидуальная, коллективная, работа в парах, совместное обсуждение, групповая презентация
Основные процедуры групповой работы: установление контакта; создание атмосферы доброжелательности; поиск общими усилиями нескольких решений конкретной проблемы, сбор по возможности большего количества идей относительно проблемы через ограниченное время; решение сложных проблем, которые нуждаются в коллективное обсуждение; рефлексия личностных впечатлений.
ХОД ТРЕНИНГА
Вступительное слово тренера.
Цель : установка на работу (3 мин.).
Каждому из Вас хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с острой проблемой – насилием? Оно могло применяться против Вас самых, могли быть свидетелем, или сами становились агрессором. Сегодня мы с вами познакомимся с законодательной базой относительно проблемы предотвращения и запрета всех форм насилия и жестокого обращения с детьми, рассмотрим ситуации когда вы или ваши близкие испытали насилие и что делать в этой ситуации? Но для начала давайте познакомимся.
Игра «Знакомство»
Цель:помочь участникам тренинга лучше узнать друг друга, создать благоприятную атмосферу (5-7 мин.).
Все поочередно, начиная с меня, назовут свое имя и одну из черт вашего характера, которая лучше всего вас презентует.
Знакомство с правилами работы
Цель:организация группы и создание возможности для успешной эффективной работы (3 мин.)
Предложить присутствующим установить правила работы на тренинге и обязательно включить в перечень такие правила:
Говорить поочередно, коротко, не перебивая других.
Говорить от себя.
Быть положительными.
Быть добровольными.
Помнить о конфиденциальности.
Быть активными.
Правило поднятой руки.
Ожидание « Тучи ожиданий»
Цель:формирование собственной цели деятельности, мотивации и осознания ответственности за достижение определенных результатов (10 - 15 мин.).
Предложить продолжить предложение от этого тренинга я ожидаю… Попросить высказываться лаконично. «Все люди на что-то надеются в этой жизни: одни имеют положительные ожидания, а другие видят только плохое. А на что надеетесь Вы?»
Мозговой штурм «Насилие – это …»
Цель: выяснить, как дети понимают понятие насилие, что оно по их мнению означает? (10-12 мин.)
На доске записать все высказывания учеников относительно того, что они думают, как думают, что же такое в их понимании насилие? Насилие – это…
Игра «Пересадики»
Цель: активизировать участников, подготовить их к выполнению следующих упражнений (5 мин.)
Тренер предлагает участникам, в которых есть, например, родная сестра, поменяться местами. Дальше тренер говорит: «Встаньте и поменяйтесь местами все те …»
У кого хорошее настроение,
У кого в ушах сережки,
У кого карие глаза,
У кого оптимистичный характер,
У кого в следующем месяце день рождения,
Кто любит петь,
У кого есть желание работать в нашей группе?
Распределяемся на 5 групп
Вопрос «Законодательная база относительно защиты детей и учеников от насилия и жестокого обращения »
Цель:познакомить с новым материалом, активизировать деятельность
Каждая с групп получает информацию относительно закон «Конвенция ООН». На протяжении 7 - 10 мин. группа ознакомливается с информацией, а потом, сжато, но останавливаясь на главном, излагает материал всем присутствующим.
Упражнение «Узнай»
Цель:решение проблемы относительно каждого из видов и форм жестокого обращения с детьми и учениками (10 – 15 мин.)
Каждая группа получает название одного из вида жестокого обращения: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, пренебрежение, но какой группе досталось какое название остается в секрете. Необходимо на протяжении 5 мин., раскрыть характеристику одного вида и презентовать этот вид или форму жесткого обращения с помощью песни, рисунка, стихов, инсценирования (но без физического контакта). На презентацию отводится 3 мин.
Игра – разминка «Кресло»
Цель: формировать у членов группы чувства сплаченности, учить умению определять стратегии деятельности для достижения цели.
Участники под музыку двигаются по кругу вокруг стульев. Музыка прекращается, и все участники должны сесть. Количество стульев постепенно уменьшается. Последний круг – возле 1 стула.
Информационное сообщение
Цель: предоставить информацию относительно дальнейшего обращения ребенка, если с ним, или с кем-то из его близких произошел случай жестокого обращения, или насилия (10 мин.)
Насилие является серьезной проблемой, особенно если это домашнее насилие. Очень часто жестокое обращение в семье и насилие, которые случаются в семье являются одним из фактором существования и распространения торговли людьми, провоцируют суицид, наносят физические повреждения, приводят даже к инвалидности.
Принятие, учет и рассмотрение заявлений осуществляется по месту проживания пострадавшего от насилия в семье или члена семьи, относительно которого существует реальная угроза осуществления насилия. Предоставлять заявление можно: в службу по делам несовершеннолетних и орган опеки и попечительства, в отдел по делах семьи и молодежи, полицию (службу участковых инспекторов и криминальную полицию по делам несовершеннолетних).
Скажите: к кому в первую очередь у вас есть возможность обратиться, если с Вами, Вашими близкими, с друзьями уже случился или угрожает факт насилия?
Устное заявление излагается заявителем и записывается должностным лицом соответствующего органа, а письменное – присылается по почте, подается лично или передается через другое лицо.
В заявлении необходимо указать:
ФИО,
местожительство пострадавшего,
информацию о том, кем содеяно, или может быть содеяно насилие.
Информация рассматривается на протяжении 3 дней с момента представления.
Важно : по закону запрещено отвечать отказом в принятии и рассматривании заявления. Непринятие и не регистрация заявления – является служебным преступлением.
На профилактический учет члены семьи, которые совершили насилие в семье, ставятся только после вынесения им участковым инспектором полиции или работником криминальной полиции по делам несовершеннолетних официального предупреждения о недопустимости совершения насилия в семье. Работниками криминальной полиции по делам несовершеннолетних дела заводятся в случаях, когда жертва насилия в семье или лицо, которое совершило насилие в семье, не достигли 18- летнего возраста.
В случаях, когда один из членов семьи своим поведением систематически (трижды или больше) провоцирует совершение насилия в семье и этим самим создает ситуацию, которая может привести к его совершению, работниками милиции и службы по делам несовершеннолетних выносится официальное предупреждение о недопустимости виктивного поведения относительно насилия в семье. о вынесении официального предупреждения такое лицо сообщается под расписку.
Упражнение «Мое заявление»
Цель: закрепить знание учеников относительно обращения по факту насилия (к кому, как и в какой форме)(40 – 45 мин.)
Итак, каждому из вас предоставляется задание: составить официальное заявление относительно факта насилия которое было/возможно могло произойдет с Вами или с кем-то из ваших членов семьи. В заявлении необходимо указать:
ФИО,
местожительство пострадавшего,
информацию о том, кем содеяно, или может быть содеяно насилие.
Итог. Упражнение «Комплимент» (5 мин.)
Цель: получить и активизировать информацию от участников группы, снятие эмоционального напряжения
Участники высказывают свои чувства, которые возникли во время занятия, вносят предложения относительно следующих встреч.
Все становятся в круг, обнимают друг друга за плечи, медленно и плавно качаются влево и вправо. А потом говорят комплименты друг другу.