СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицида

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует точка зрения, согласно которой самоубийство является своеобразным "криком о помощи". Чаще всего такие суициды являются демонстративными. Люди не желают покидать этот мир. Своей суицидальной попыткой они хотят обратить на себя внимание, к своим проблемам, вызвать симпатию и поддержку со стороны других людей.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицида»

«Новые подходы в организации психолого-педагогической работы по профилактике суицида» Педагог-психолог: Самойленко Э.Х.

«Новые подходы в организации психолого-педагогической работы по профилактике суицида»

Педагог-психолог:

Самойленко Э.Х.

Суицид  – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл. Суицидальное поведение  представляет собой суицидальные покушения, которые не завершаются летально по независящим от суицидента причинам.

Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл.

Суицидальное поведение представляет собой суицидальные покушения, которые не завершаются летально по независящим от суицидента причинам.

Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих ), при которых суицидент знает о своей безопасности ( парасуициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему).  Суицидальные проявления –  мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями ( группа риска).

Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих ), при которых суицидент знает о своей безопасности ( парасуициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему).

Суицидальные проявления мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями ( группа риска).

Факторы суицидального риска Возраст: до 5 лет суициды не совершаются; до 12 лет достаточно редкое явление; к 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания . с 15 до 24 лет – первый критический период (пик – 16-18 лет);

Факторы суицидального риска

Возраст:

до 5 лет суициды не совершаются;

до 12 лет достаточно редкое явление;

к 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания .

с 15 до 24 лет – первый критический период (пик – 16-18 лет);

Пол Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины. Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин. Юноши совершают самоубийства в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки в 2 раза чаще. Неудачные суицидальные попытки по большей части у подростков не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.

Пол

Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины.

Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин.

Юноши совершают самоубийства в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки в 2 раза чаще.

Неудачные суицидальные попытки по большей части у подростков не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.

Семейные обстоятельства Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви); Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение). Статистические данные: В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим. 50 % суицидентов из неполных семей. 43 % суицидентов не получили нормального семейного воспитания. У 53 % отмечались трудности поведения. У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.

Семейные обстоятельства

  • Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви);
  • Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение).

Статистические данные:

  • В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим.
  • 50 % суицидентов из неполных семей.
  • 43 % суицидентов не получили нормального семейного воспитания.
  • У 53 % отмечались трудности поведения.
  • У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.
Личностные особенности Низкая самооценка, конфликтность. Акцентуированность характера: возбудимость, психоастеничность. Чувство одиночества, тревоги. Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость. Повышенная напряженность потребностей, неумение ослабить фрустрацию (невозможность посмотреть на ситуацию с разных сторон). Несформированность механизмов психологической защиты. Несформированность высших духовных потребностей.

Личностные особенности

  • Низкая самооценка, конфликтность.
  • Акцентуированность характера: возбудимость, психоастеничность.
  • Чувство одиночества, тревоги.
  • Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость.
  • Повышенная напряженность потребностей, неумение ослабить фрустрацию (невозможность посмотреть на ситуацию с разных сторон).
  • Несформированность механизмов психологической защиты.
  • Несформированность высших духовных потребностей.
Мотивы суицидального поведения Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и  ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных  последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Мотивы суицидального поведения

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  • Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Основные мотивы  суицидального поведения 32% — обида; 32% — обида;  30% — протест; 30% — протест;  38% — одиночество, стыд, недовольство собой 38% — одиночество, стыд, недовольство собой

Основные мотивы суицидального поведения

  • 32% — обида;
  • 32% — обида;

  • 30% — протест;
  • 30% — протест;

  • 38% — одиночество, стыд, недовольство собой
  • 38% — одиночество, стыд, недовольство собой

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей

  • Смерть и самоубийство как постоянная тема для разговоров.
  • Предпочтение траурной и скорбной музыки.
  • Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  • Разговоры об отсутствии ценности жизни.
  • Фантазии на тему о своей смерти.
  • Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).
  • Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить».
  • Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня».
  • Приобретение средств для совершения суицида.
  • Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
  • Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
  • Написание прощальных писем.
  • Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
  • Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
  • Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
  • Проявление признаков депрессии.
Мифы и факты МИФ ФАКТ 1 2 Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием

Мифы и факты

МИФ

ФАКТ

1

2

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей

Настоящее самоубийство случается без предупреждения

Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь

Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело

Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.

Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить

Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим

Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач

Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями

Кто находится в зоне повышенного суицидального риска: депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки; депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия. беременные девочки; подростки, жертвы насилия.

Кто находится в зоне повышенного суицидального риска:

  • депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки;
  • депрессивные подростки;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;

подростки с плохой успеваемостью в школе;

  • беременные девочки; подростки, жертвы насилия.
  • беременные девочки;
  • подростки, жертвы насилия.
Частота сочетаний форм девиантного поведения  и типов особенностей характера у подростков  ( по Т.В. Кондрашенко )  Формы девиантного поведения Типы особенностей характера сочетаются очень часто (свыше Пьянство Эпилептоидный, неустойчивый 50% случаев) сочетаются часто Право- Бродяжни- Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый нарушения Эпилептоидный, истероидный, гипертимный (20-50% случаев) сочетаются редко Истероидный, гипертимный Эпилептоидный, гипертимный Психастенический, эмоционально-лабильный чество  (до 50% случаев) Практически не сочетаются Сексуальные девиации Шизоидный, эмоционально-лабильный Шизоидный, сенситивный, астенический Эксплозивный, шизоидный, истероидный, Эпилептоидный Психастенический, сенситивный, астенический Неустойчивый Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный Эмоционально-лабильный Психастенический, сенситивный, астенический

Частота сочетаний форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков ( по Т.В. Кондрашенко )

Формы девиантного поведения

Типы особенностей характера

сочетаются очень часто (свыше

Пьянство

Эпилептоидный, неустойчивый

50% случаев)

сочетаются часто

Право-

Бродяжни-

Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый

нарушения

Эпилептоидный, истероидный, гипертимный

(20-50% случаев)

сочетаются редко

Истероидный, гипертимный

Эпилептоидный, гипертимный

Психастенический, эмоционально-лабильный

чество

(до 50% случаев)

Практически не сочетаются

Сексуальные девиации

Шизоидный, эмоционально-лабильный

Шизоидный, сенситивный, астенический

Эксплозивный, шизоидный, истероидный,

Эпилептоидный

Психастенический, сенситивный, астенический

Неустойчивый

Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный

Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный

Эмоционально-лабильный

Психастенический, сенситивный, астенический

Суицидальные намерения Суицидальные демонстрации Истероидный Истероидный, эксплозивный Покушения Эксплозивный, неустойчивый, эмоционально-лабильный Эпилептоидный, астенический, сенситивный Шизоидный, сенситивный Астенический, эмоционально-лабильный на Неустойчивый Шизоидный, психастенический, гипертимный  самоубийство и самоубийства Эпилептоидный, психастенический Шизоидный, эпилептоидный, психастенический, сенстивный, гипертимный Эксплозивный, психастенический, сенситивный, астенический Астенический, гипертимный, неустойчивый, истеридный

Суицидальные намерения

Суицидальные демонстрации

Истероидный

Истероидный, эксплозивный

Покушения

Эксплозивный, неустойчивый, эмоционально-лабильный

Эпилептоидный, астенический, сенситивный

Шизоидный, сенситивный

Астенический, эмоционально-лабильный

на

Неустойчивый

Шизоидный, психастенический, гипертимный

самоубийство и самоубийства

Эпилептоидный, психастенический

Шизоидный, эпилептоидный, психастенический, сенстивный, гипертимный

Эксплозивный, психастенический, сенситивный, астенический

Астенический, гипертимный, неустойчивый, истеридный

Анализ данных психологической диагностики учащихся дает возможность сделать ряд выводов: С возрастом увеличивается количество молодых людей, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей. Данная тенденция в большей степени выражена у девушек, чем у юношей. Среди основных причин, вызвавших кризис, наиболее часто были отмечены сложности межличностных отношений, прежде всего, отношения с родителями, а также:  порицания со стороны значимого взрослого (любимого учителя, матери, отца); острые аффективные переживания, связанные с эротической сферой; межличностные конфликты, оказывающие травмирующее воздействие на психику молодого человека; несформированность высших духовных потребностей.

Анализ данных психологической диагностики учащихся дает возможность сделать ряд выводов:

  • С возрастом увеличивается количество молодых людей, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей.
  • Данная тенденция в большей степени выражена у девушек, чем у юношей.
  • Среди основных причин, вызвавших кризис, наиболее часто были отмечены сложности межличностных отношений, прежде всего, отношения с родителями, а также:
  • порицания со стороны значимого взрослого (любимого учителя, матери, отца);
  • острые аффективные переживания, связанные с эротической сферой;
  • межличностные конфликты, оказывающие травмирующее воздействие на психику молодого человека;
  • несформированность высших духовных потребностей.
Структура профилактики  суицидального поведения   Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичное звено  направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено  заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска .

Структура профилактики суицидального поведения

Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику.

  • Первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска.
  • Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам.
  • Третичная профилактика - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска .
Цели, задачи профилактики Первичная профилактика Вторичная профилактика Цель  - предупреждение развития суицидальных тенденций в обществе Третичная профилактика Цель - предотвращение суицидальных действий, снятие острого кризиса Субъект - учреждения образования и социальной сферы, средства массовой информации Цель - реабилитация людей, переживающих утрату близкого вследствие суицида Субъект - учреждения системы здравоохранения Объект - население региона, группы повышенного суицидального риска Субъект - учреждения системы здравоохранения и социального обслуживания Объект - суициденты, лица с повышенным уровнем тревоги или депрессии Объект  - члены семьи, ближайшее окружение суицидента

Цели, задачи профилактики

Первичная профилактика

Вторичная профилактика

Цель - предупреждение развития суицидальных тенденций в обществе

Третичная профилактика

Цель - предотвращение суицидальных действий, снятие острого кризиса

Субъект - учреждения образования и социальной сферы, средства массовой информации

Цель - реабилитация людей, переживающих утрату близкого вследствие суицида

Субъект - учреждения системы здравоохранения

Объект - население региона, группы повышенного суицидального риска

Субъект - учреждения системы здравоохранения и социального обслуживания

Объект - суициденты, лица с повышенным уровнем тревоги или депрессии

Объект - члены семьи, ближайшее окружение суицидента

Задачи:

Задачи:

  • Профилактика алкоголизма, наркомании
  • Диагностика групп суицидального риска
  • Организация регулярного мониторинга уровня тревоги и депрессии среди несовершеннолетних
  • Коррекция семейных взаимоотношений и профилактика социального неблагополучия
  • Информирование населения о деятельности психологических служб
  • Работа служб «Телефона доверия» и (или) «Телефона здоровья»

Задачи:

  • Создание сети суицидологических учреждений
  • Подготовка специалистов по работе с людьми, находящимися в ситуации суицидального кризиса
  • Диагностика ситуаций повышенного риска парасуицида
  • Определение антисуицидальных факторов и вариантов снятия кризисного напряжения
  • Совершенствование технологий психотерапии и фармакотерапии, а также методов коррекции деструктивных
  • Организация механизма реабилитационного процесса
  • Диагностика восстановительного потенциала (благоприятствующих реабилитации факторов) «выживших жертв суицида»
  • Организация механизма взаимодействия суицидологов с работниками сфер образования, культуры, досуга, трудоустройства, социального обеспечения

личностных установок

и т.д.

4. Коррекция семейных взаимоотношений

5. Профессиональная реабилитация

Организация помощи детям «группы риска»   Организация педагогической помощи: создание благоприятных условий для развития личности ребенка; постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования; создание положительной «Я-концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы; оказание педагогической помощи родителям.  Организация медицинской помощи: проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера; половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.

Организация помощи детям «группы риска»

Организация педагогической помощи:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;
  • создание положительной «Я-концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;
  • оказание педагогической помощи родителям. 

Организация медицинской помощи:

  • проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера;
  • половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи:   изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, особенностей эмоционального развития, отношения к учению, профессиональной направленности; выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах; сопровождение детей, подростков и их семей «группы риска» с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции; анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции Организация занятости и творческого досуга: изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки; организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня  

Организация психологической помощи:

  • изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, особенностей эмоционального развития, отношения к учению, профессиональной направленности;
  • выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах;
  • сопровождение детей, подростков и их семей «группы риска» с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции;
  • анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции

Организация занятости и творческого досуга:

  • изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;
  • организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

 

Рекомендации педагогическому коллективу по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков

Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее:

  • - ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке;
  • - начал пропускать занятия;
  • - перестал активно общаться со сверстниками
  • - ведет себя демонстративно и др.

Следует обратить особое внимание на возрастную категорию подростков от 14 до 17 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений.

Проводить регулярные замеры эмоциональных, кризисных состояний учащихся.

Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств ( хвали при всех, ругай наедине ) ), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период не учебные достижения, а эмоциональное благополучие .

В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

Нельзя открыто и прямо публично обсуждать с учащимися суицидальные случаи . Зачастую цена подобных мероприятий – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестные реакции и др.

Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравствстенной сферы подростка как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.

Диагностическое интервью с семейным анамнезом Тест А.Е. Личко «ПДО».   Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.   Тест определения направленности личности Басса-Дарки .  Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен .  
  • Диагностическое интервью с семейным анамнезом
  • Тест А.Е. Личко «ПДО».  
  • Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.  
  • Тест определения направленности личности Басса-Дарки
  • Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен .  
Технологии групповой работы, направленной на конструктивное  преодоление кризисных состояний у детей и подростков

Технологии групповой работы, направленной на конструктивное преодоление кризисных состояний у детей и подростков

Технология групповой работы (Л.Б. Шнейдер) Психологический дебрифинг (Пергаменщик) . Методика психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях (В.Г. Балакирев и Л. Додсон.)
  • Технология групповой работы (Л.Б. Шнейдер)
  • Психологический дебрифинг (Пергаменщик) .
  • Методика психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях (В.Г. Балакирев и Л. Додсон.)
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!