«Новые подходы в организации психолого-педагогической работы по профилактике суицида»
Педагог-психолог:
Самойленко Э.Х.
Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл.
Суицидальное поведение представляет собой суицидальные покушения, которые не завершаются летально по независящим от суицидента причинам.
Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих ), при которых суицидент знает о своей безопасности ( парасуициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему).
Суицидальные проявления – мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями ( группа риска).
Факторы суицидального риска
Возраст:
до 5 лет суициды не совершаются;
до 12 лет достаточно редкое явление;
к 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания .
с 15 до 24 лет – первый критический период (пик – 16-18 лет);
Пол
Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины.
Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин.
Юноши совершают самоубийства в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки в 2 раза чаще.
Неудачные суицидальные попытки по большей части у подростков не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
Семейные обстоятельства
- Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви);
- Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение).
Статистические данные:
- В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим.
- 50 % суицидентов из неполных семей.
- 43 % суицидентов не получили нормального семейного воспитания.
- У 53 % отмечались трудности поведения.
- У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.
Личностные особенности
- Низкая самооценка, конфликтность.
- Акцентуированность характера: возбудимость, психоастеничность.
- Чувство одиночества, тревоги.
- Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость.
- Повышенная напряженность потребностей, неумение ослабить фрустрацию (невозможность посмотреть на ситуацию с разных сторон).
- Несформированность механизмов психологической защиты.
- Несформированность высших духовных потребностей.
Мотивы суицидального поведения
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Основные мотивы суицидального поведения
- 32% — обида;
- 32% — обида;
- 30% — протест;
- 30% — протест;
- 38% — одиночество, стыд, недовольство собой
- 38% — одиночество, стыд, недовольство собой
Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей
- Смерть и самоубийство как постоянная тема для разговоров.
- Предпочтение траурной и скорбной музыки.
- Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
- Разговоры об отсутствии ценности жизни.
- Фантазии на тему о своей смерти.
- Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).
- Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить».
- Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня».
- Приобретение средств для совершения суицида.
- Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
- Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
- Написание прощальных писем.
- Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
- Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
- Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
- Проявление признаков депрессии.
Мифы и факты
МИФ
ФАКТ
1
2
Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание
Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей
Настоящее самоубийство случается без предупреждения
Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке
Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь
Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении
Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь
Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы
Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом
Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата
Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело
Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.
Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить
Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим
Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач
Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями
Кто находится в зоне повышенного суицидального риска:
- депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки;
- депрессивные подростки;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
подростки с плохой успеваемостью в школе;
- беременные девочки; подростки, жертвы насилия.
- беременные девочки;
- подростки, жертвы насилия.
Частота сочетаний форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков ( по Т.В. Кондрашенко )
Формы девиантного поведения
Типы особенностей характера
сочетаются очень часто (свыше
Пьянство
Эпилептоидный, неустойчивый
50% случаев)
сочетаются часто
Право-
Бродяжни-
Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый
нарушения
Эпилептоидный, истероидный, гипертимный
(20-50% случаев)
сочетаются редко
Истероидный, гипертимный
Эпилептоидный, гипертимный
Психастенический, эмоционально-лабильный
чество
(до 50% случаев)
Практически не сочетаются
Сексуальные девиации
Шизоидный, эмоционально-лабильный
Шизоидный, сенситивный, астенический
Эксплозивный, шизоидный, истероидный,
Эпилептоидный
Психастенический, сенситивный, астенический
Неустойчивый
Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный
Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный
Эмоционально-лабильный
Психастенический, сенситивный, астенический
Суицидальные намерения
Суицидальные демонстрации
Истероидный
Истероидный, эксплозивный
Покушения
Эксплозивный, неустойчивый, эмоционально-лабильный
Эпилептоидный, астенический, сенситивный
Шизоидный, сенситивный
Астенический, эмоционально-лабильный
на
Неустойчивый
Шизоидный, психастенический, гипертимный
самоубийство и самоубийства
Эпилептоидный, психастенический
Шизоидный, эпилептоидный, психастенический, сенстивный, гипертимный
Эксплозивный, психастенический, сенситивный, астенический
Астенический, гипертимный, неустойчивый, истеридный
Анализ данных психологической диагностики учащихся дает возможность сделать ряд выводов:
- С возрастом увеличивается количество молодых людей, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей.
- Данная тенденция в большей степени выражена у девушек, чем у юношей.
- Среди основных причин, вызвавших кризис, наиболее часто были отмечены сложности межличностных отношений, прежде всего, отношения с родителями, а также:
- порицания со стороны значимого взрослого (любимого учителя, матери, отца);
- острые аффективные переживания, связанные с эротической сферой;
- межличностные конфликты, оказывающие травмирующее воздействие на психику молодого человека;
- несформированность высших духовных потребностей.
Структура профилактики суицидального поведения
Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику.
- Первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска.
- Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам.
- Третичная профилактика - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска .
Цели, задачи профилактики
Первичная профилактика
Вторичная профилактика
Цель - предупреждение развития суицидальных тенденций в обществе
Третичная профилактика
Цель - предотвращение суицидальных действий, снятие острого кризиса
Субъект - учреждения образования и социальной сферы, средства массовой информации
Цель - реабилитация людей, переживающих утрату близкого вследствие суицида
Субъект - учреждения системы здравоохранения
Объект - население региона, группы повышенного суицидального риска
Субъект - учреждения системы здравоохранения и социального обслуживания
Объект - суициденты, лица с повышенным уровнем тревоги или депрессии
Объект - члены семьи, ближайшее окружение суицидента
Задачи:
Задачи:
- Профилактика алкоголизма, наркомании
- Диагностика групп суицидального риска
- Организация регулярного мониторинга уровня тревоги и депрессии среди несовершеннолетних
- Коррекция семейных взаимоотношений и профилактика социального неблагополучия
- Информирование населения о деятельности психологических служб
- Работа служб «Телефона доверия» и (или) «Телефона здоровья»
Задачи:
- Создание сети суицидологических учреждений
- Подготовка специалистов по работе с людьми, находящимися в ситуации суицидального кризиса
- Диагностика ситуаций повышенного риска парасуицида
- Определение антисуицидальных факторов и вариантов снятия кризисного напряжения
- Совершенствование технологий психотерапии и фармакотерапии, а также методов коррекции деструктивных
- Организация механизма реабилитационного процесса
- Диагностика восстановительного потенциала (благоприятствующих реабилитации факторов) «выживших жертв суицида»
- Организация механизма взаимодействия суицидологов с работниками сфер образования, культуры, досуга, трудоустройства, социального обеспечения
личностных установок
и т.д.
4. Коррекция семейных взаимоотношений
5. Профессиональная реабилитация
Организация помощи детям «группы риска»
Организация педагогической помощи:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;
- создание положительной «Я-концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;
- оказание педагогической помощи родителям.
Организация медицинской помощи:
- проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера;
- половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи:
- изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, особенностей эмоционального развития, отношения к учению, профессиональной направленности;
- выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах;
- сопровождение детей, подростков и их семей «группы риска» с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции;
- анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции
Организация занятости и творческого досуга:
- изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;
- организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня
Рекомендации педагогическому коллективу по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков
Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее:
- - ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке;
- - начал пропускать занятия;
- - перестал активно общаться со сверстниками
- - ведет себя демонстративно и др.
Следует обратить особое внимание на возрастную категорию подростков от 14 до 17 лет как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений.
Проводить регулярные замеры эмоциональных, кризисных состояний учащихся.
Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств ( хвали при всех, ругай наедине ) ), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период не учебные достижения, а эмоциональное благополучие .
В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.
Нельзя открыто и прямо публично обсуждать с учащимися суицидальные случаи . Зачастую цена подобных мероприятий – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестные реакции и др.
Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравствстенной сферы подростка как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.
- Диагностическое интервью с семейным анамнезом
- Тест А.Е. Личко «ПДО».
- Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.
- Тест определения направленности личности Басса-Дарки .
- Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен .
Технологии групповой работы, направленной на конструктивное преодоление кризисных состояний у детей и подростков
- Технология групповой работы (Л.Б. Шнейдер)
- Психологический дебрифинг (Пергаменщик) .
- Методика психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях (В.Г. Балакирев и Л. Додсон.)
Спасибо за внимание!