СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика зависимого поведения обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика зависимого поведения обучающихся»

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Емелина О.А.

муниципальное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи

«Болховский образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», olga-emelina2110rambler@yandex.ru


«Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма».

Карл Густав Юнг


В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков. Большое внимание при планировании и организации всей работы, в частности воспитательной работы уделяется профилактической работе с детьми.

В русском языке сильная наклонность, слепое предпочтение чего – либо, страсть к чему – либо…(В.И. Даль, Толковый словарь русского языка). Рассматривается чаще, как синоним слова «аддикция».

Аддикция от англ. addiction - склонность, пагубная привычказависимость лат. addictus - рабски преданный. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется и к нехимическим, а психологическим зависимостям, например поведенческим, примерами которых могут служить игромания, шопоголизм, фанатизм и т.п.[4]

Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек “вырабатывает” индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.[4]

Несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (англ. deviation - отклонение) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.[4]

Виды аддиктивного поведения(зависимость)

1. от психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение),

2. от приема пищи  (анорексия, булимия),

3. патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), воровству, поджогам,   бродяжничеству и пр.,

4. компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость),

5. зависимости от людей, предметов и событий, зависимость от деструктивных культов,

6. суицидальное поведение. [5]

Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется.

Особую категорию детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям составляют дети «группы риска»

В педагогической и социально-психологической практике к «группе риска» принято относить детей с отклоняющимся поведением. На сегодняшний день однозначное толкование термина «дети группы риска» отсутствует, тем не менее, к ним, по данным Ю.Е. Егошкина, можно отнести:

Дети «группы риска»

-дети с чертами невротизации;

-дети с психосоматическими заболеваниями, в частности, логоневрозами;

-акцентуированные (с чрезмерно выраженными чертами характера) и психопатизированные дети;

-дети из неблагополучных в социальном отношении семей;

-дети из экологически неблагополучных зон.[2]

В связи с эпидемиологической ситуацией распространения разных  форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и программы профилактики, определяющие цели и основные направления профилактической работы. Стратегию в выборе превентивных мер определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и молодежной политики. Проведенный нами анализ основных документов:

Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1]

Приказ Минобразования РФ от 23.03.1999 №718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999-2000 годах» и профилактических программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал, что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.

ОУ обладают уникальными возможностями для проведения работы по профилактике аддиктивного поведения. Она ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики  личности, поддержки молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.  Цель профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив) и черт совершенствующейся личности, социально – успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Особенности аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. И главными мерами здесь будут не медицинские, а воспитательные.

Профилактика может быть разделена на радикальную, включающую изменение социально – культурных условий жизни населения (пропаганда здорового образа жизни спорт, санитарное просвещение и т. п.), а также меры, запрещающие и контролирующие раннюю стадию зависимого поведения и предупреждение ее развития.

Направления профилактической работы:

-совершенствование учебного процесса,

-совершенствование педагогических технологий, направленных на справедливое оценивание  и включение учащихся в успешную деятельность,

включение учащихся в значимую для них деятельность во второй половине дня,

-профилактические часы, бесед;

-организация специальной профилактики через приглашение специалистов в этих областях,

-проведения психологических тренингов и т. д,

-работа с родительской общественностью и т.д.[2]

Профилактическая работа

  • информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;

  •  формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;

  • формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);

  •  развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);

  • формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.

Проблема зависимого поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества.

Надо помнить, что работа с детьми с зависимым (аддиктивным) поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив.





Список литературы:

1. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52) [Электронный ресурс] / URL: http://base.garant.ru/12115118/ (дата обращения: 16.11.2020г.)

2.Кондрашенко В. Т. «Девиантное поведение у подростков»/ В.Т. Кондрашенко. Мн.: Харвест, 1998.-362 с.

3.Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития.// Обозр.психиат. и мед.психол.,1991/1

4.Свенцицкий А. Л.Краткий психологический словарь.- Проспект,2011.-с.11, с.152

5.Сухоруков Д. В. ,Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина.2011№3.с.61