ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Емелина О.А.
муниципальное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи
«Болховский образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», olga-emelina2110rambler@yandex.ru
«Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма».
Карл Густав Юнг
В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков. Большое внимание при планировании и организации всей работы, в частности воспитательной работы уделяется профилактической работе с детьми.
В русском языке сильная наклонность, слепое предпочтение чего – либо, страсть к чему – либо…(В.И. Даль, Толковый словарь русского языка). Рассматривается чаще, как синоним слова «аддикция».
Аддикция от англ. addiction - склонность, пагубная привычка, зависимость лат. addictus - рабски преданный. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется и к нехимическим, а психологическим зависимостям, например поведенческим, примерами которых могут служить игромания, шопоголизм, фанатизм и т.п.[4]
Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек “вырабатывает” индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.[4]
Несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (англ. deviation - отклонение) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.[4]
Виды аддиктивного поведения(зависимость)
1. от психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение),
2. от приема пищи (анорексия, булимия),
3. патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), воровству, поджогам, бродяжничеству и пр.,
4. компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость),
5. зависимости от людей, предметов и событий, зависимость от деструктивных культов,
6. суицидальное поведение. [5]
Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется.
Особую категорию детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям составляют дети «группы риска»
В педагогической и социально-психологической практике к «группе риска» принято относить детей с отклоняющимся поведением. На сегодняшний день однозначное толкование термина «дети группы риска» отсутствует, тем не менее, к ним, по данным Ю.Е. Егошкина, можно отнести:
Дети «группы риска»
-дети с чертами невротизации;
-дети с психосоматическими заболеваниями, в частности, логоневрозами;
-акцентуированные (с чрезмерно выраженными чертами характера) и психопатизированные дети;
-дети из неблагополучных в социальном отношении семей;
-дети из экологически неблагополучных зон.[2]
В связи с эпидемиологической ситуацией распространения разных форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и программы профилактики, определяющие цели и основные направления профилактической работы. Стратегию в выборе превентивных мер определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и молодежной политики. Проведенный нами анализ основных документов:
Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1]
Приказ Минобразования РФ от 23.03.1999 №718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999-2000 годах» и профилактических программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал, что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.
ОУ обладают уникальными возможностями для проведения работы по профилактике аддиктивного поведения. Она ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики личности, поддержки молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Цель профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив) и черт совершенствующейся личности, социально – успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Особенности аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. И главными мерами здесь будут не медицинские, а воспитательные.
Профилактика может быть разделена на радикальную, включающую изменение социально – культурных условий жизни населения (пропаганда здорового образа жизни спорт, санитарное просвещение и т. п.), а также меры, запрещающие и контролирующие раннюю стадию зависимого поведения и предупреждение ее развития.
Направления профилактической работы:
-совершенствование учебного процесса,
-совершенствование педагогических технологий, направленных на справедливое оценивание и включение учащихся в успешную деятельность,
включение учащихся в значимую для них деятельность во второй половине дня,
-профилактические часы, бесед;
-организация специальной профилактики через приглашение специалистов в этих областях,
-проведения психологических тренингов и т. д,
-работа с родительской общественностью и т.д.[2]
Профилактическая работа
информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;
формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;
формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);
развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);
формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.
Проблема зависимого поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества.
Надо помнить, что работа с детьми с зависимым (аддиктивным) поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив.
Список литературы:
1. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52) [Электронный ресурс] / URL: http://base.garant.ru/12115118/ (дата обращения: 16.11.2020г.)
2.Кондрашенко В. Т. «Девиантное поведение у подростков»/ В.Т. Кондрашенко. Мн.: Харвест, 1998.-362 с.
3.Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития.// Обозр.психиат. и мед.психол.,1991/1
4.Свенцицкий А. Л.Краткий психологический словарь.- Проспект,2011.-с.11, с.152
5.Сухоруков Д. В. ,Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина.2011№3.с.61