РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тигильская средняя общеобразовательная школа»
688600, с. Тигиль, ул. Партизанская, 31 тел.: 21-440, 21-598(факс), e-mail: [email protected] |
УТВЕРЖДЕНО:
директор МОУ Роговская ООШ
__________ Бальсунова Е. А.
приказ № ___ от ___________
ПРИНЯТО на МО Классных руководителей ______________ Вострикова А.Р. Протокол № ____ от ___________ | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________________И.М. Ворсина «______»________________ 2016 |
ПРИШКОЛЬНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С
ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПРОГРАММА
на период осенних каникул 2016-2017 учебного года
(31.10.2016 – 04.11.2016)
«Город безопасности»
Программу разработала
с использованием интернет ресурсов:
Н.А. Кутова
педагог-дефектолог, социальный педагог
МБОУ «Тигильская СОШ»
с. Тигиль, 2016
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Профильная программа направленности «Город безопасности» |
2. | Цель программы | Обобщение и систематизация практических знаний учащихся в области личной безопасности; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина. |
3. | Адресат проектной деятельности | Обучающиеся МБОУ «Тигильская СОШ» в возрасте от 7 до 14 лет, в том числе: -из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, из числа КМНС, неполные семьи) -несовершеннолетние дети «группы особого внимания» -дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей /количество детей и подростков, которые могут принять участие в программе - 33человека/ |
4. | Сроки реализации программы | Проведение с 31.10.2016 по 04.11.2016 (5 рабочих дня) |
5. | Цель работы лагеря | Создание необходимых условий для отдыха, труда, проявления лидерских способностей, развития творческого потенциала детей, привития навыков культурного поведения в обществе, приобщения к прекрасному, формирования общечеловеческих ценностей и рационального использования каникулярного времени. |
6. | Принципы программы | 1. Личностный подход в воспитании 2. Природосообразность воспитания 3. Культуросообразность воспитания 4. Гуманизация межличностных отношений: 5. Дифференциация воспитания: 6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора. 7. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру. 8. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения. 9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми. |
7. | Ожидаемый результат | Физическое и психическое оздоровление, приобретение опыта общения со сверстниками, самореализация в творческой и познавательной деятельности, развитие патриотической и гражданской активности, развитие важнейших духовно - нравственных качеств, развитие лидерских качеств и умений, создание мотивации на познавательную деятельность. |
8. | Название организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тигильская средняя общеобразовательная школа» Составитель программы: - Кутова Наталья Анатольевна – социальный педагог |
9. | Почтовый адрес организации | 688600, Камчатский край, Тигильский район, с. Тигиль, ул. Партизанская, 31 |
10. | Ф.И.О. руководителя организации | Директор школы: Ворсина Ирина Михайловна |
11. | Телефон, факс, электронный адрес | 21-440, 21-598 (факс), e-mail: [email protected] |
12. | Дата создания программы. | октябрь 2016 |
Пояснительная записка
Вот и начались долгожданные осенние каникулы. Закончилась первая учебная четверть нового 2016-2017 учебного года, пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью. Каникулы для детей – это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере направлена на реализацию программы «Город безопасности». В течение пятидневной смены ребята под руководством учителя-воспитателя будут «строить» город Безопасности. Каждое здание в городе соответствует определенной области личной безопасности: «пост ПДД», «Пожарная каланча», «Небоскреб Здоровья», «Микрорайон безопасности» (правила безопасного поведения в жилище и на улице в осенний период), «Интернет…».
Несмотря на главное направление воспитательной работы в лагере, уделяется внимание всем направлениям согласно плану воспитательной работы школы.
Адресат проектной деятельности:
Обучающиеся МБОУ «Тигильская СОШ» в возрасте от 7 до 14 лет, в том числе:
-из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, из числа КМНС, неполные семьи);
-несовершеннолетние дети «группы особого внимания»;
-дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Место реализации программы:
МБОУ «Тигильская СОШ», с. Тигиль, Тигильского района, Камчатского края.
Актуальность программы:
За последние годы наблюдается тенденция увеличения детской смертности и травматизма, как в результате несчастных случаев, так и по неосторожности, как детей, так и взрослых. Статистика показывает, что в большинстве несчастных случаев, причиной является элементарная халатность и не соблюдение правил и норм техники безопасности. А беду легче предупредить, чем бороться с последствиями. Только систематическая работа с ученическим коллективом по предотвращению несчастных случаев, может привести к положительному результату в этой неутешительной статистике. Именно по этой причине было принято решение о направлении воспитательной работы в весеннем пришкольном лагере. Но этот не единственное направление. Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе. Программа охватывает все аспекты образовательного процесса – воспитание, обучение, развитие.
Цель: Обобщение и систематизация практических знаний обучающихся в области личной безопасности; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
В игровой форме изучить, повторить и систематизировать основные инструкции по технике безопасного поведения в быту, при пожаре, при чрезвычайных ситуациях природного характера (наводнение, полноводие и т.п.), ПДД, при угрозе террористического акта.
Создать педагогическую воспитательную среду, способствующую укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Выявить и развить творческий потенциал ребёнка, включить его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
Создание условий для полноценного отдыха, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.
Принципы:
1. Личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. Природосообразность воспитания:
обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
учет национального своеобразия;
опора в воспитании на национальные особенности;
изучение и освоение культуры народа;
4. Гуманизация межличностных отношений:
уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
уважение и терпимость к мнению детей;
самоуправление в сфере досуга;
создание ситуаций успеха;
приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
свободный выбор деятельности и права на информацию;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
7. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
8. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
Условия реализации программы:
1. Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счет средств местного бюджета, родительской платы;
классные кабинеты с набором настольных игр, столовая, спортивный зал.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Социальный педагог – обеспечивает функционирование лагеря;
Учителя, воспитатели – организовывают работу отрядов;
3. Педагогические условия.
Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в обще лагерных мероприятиях.
Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей.
Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления.
Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
Механизм реализации программы.
Проект реализуется через деятельность осеннего пришкольного лагеря с использованием интерактивных форм работы с детьми (анкеты, игры, конкурсы, акции, праздники, соревнования). Что позволит создать необходимые условия для отдыха, труда, проявления лидерских способностей, развития творческого потенциала детей, привития навыков культурного поведения в обществе, приобщения к прекрасному, формирования общечеловеческих ценностей и рационального использования каникулярного времени.
Сроки реализации программы.
«Город Безопасности» реализуется в течение лагерной смены — 5 дней с 31.10.2016 по 04.11.2016.
Ожидаемые результаты:
соблюдение и практическое применение инструктажей, техник безопасности и правил поведения в повседневной жизни ребенка;
отдых, труд и рациональное использование каникулярного времени всех воспитанников лагеря;
изучение интересов, склонностей и потребностей воспитанников лагеря для планирования мероприятий, помогающих формированию у детей системы ценностей, установок поведения, общей культуры и навыков здорового образа жизни;
обогащение сознания и мышления детей знаниями об элементарных моральных, нравственных, трудовых и культурных нормах;
проведение игр, конкурсов, акций, праздников, способствующих развитию творческого потенциала, гражданских инициатив воспитанников, проявлению их лидерских способностей;
создание благоприятной эмоционально — психологической и нравственной атмосферы в лагере, способствующая взаимоуважению и самосовершенствованию всех воспитанников лагеря.
Содержание программы
Содержание программы соответствует цели и задачам, которые реализуются в течение дня согласно выбранным направлениям.
День 1. «Пост ПДД»
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствуя формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи:
Продолжить формирование культуры поведения в условиях дорожного движения.
Формировать у воспитанников самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
Научить воспитанников правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города, своего населенного пункта.
Повторить правила дорожного движения: поведение на улице, поведение в общественном транспорте, сигналы светофора.
День 2 «Пожарная каланча»
Выбор данной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев, в том числе от пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.
Анализ причин возникновения пожаров показывает, что главная проблема состоит в том, что у обучающихся отсутствуют навыки обращения с огнем, недостаточно знаний о правилах пожарной безопасности, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей. Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Цель: систематизировать знания воспитанников основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения.
Задачи:
Закреплять знания о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.
Повторить правила как вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности.
Углублять знания детей о причинах возникновения пожара.
Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.
День 3. «Небоскреб Здоровье»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых выпускников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой.
Цель: формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности
Задачи:
В игровой форме повысить интерес к своему здоровью, его сохранению, прививать навыки здорового образа жизни.
Повышать уровень культуры здоровья обучающихся.
Рассказать о вредных привычках и их последствиях на организм.
День 4 «Микрорайон Безопасности»
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить детей к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.
В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Цель: Обобщение и закрепление правил безопасности на улице и дома, учить использовать в быту полученные раннее знания.
Задачи:
Обобщить знания детей о предметах опасных для жизни и здоровья, повторить последствия неосторожного обращения с ними.
Систематизировать у детей представление о правилах поведения в опасных ситуациях дома и на улице.
Повторить инструктажи и развивать умения при использовании предметов домашнего обихода.
Закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.
Углубление у школьников понимания ценности жизни и здоровья.
Развитие самодисциплины и чувства личной ответственности.
Воспитание уверенности в себе и своих силах.
День 5. «Интернет …»
В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названными учёными информационным обществом.
Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.
Доступ детей к технологиям существенно возрос: компьютеры в семьях, компьютеры в школах, возможность подключения к Интернету в общественных местах, таких, как молодежные клубы, кафе стали обычным явлением. Сейчас для многих молодых людей Интернет – это способ обучения, а Интернет и мобильный телефон – средство общения со сверстниками вне школы. Многие подростки настольно привязаны к технологиям, что отключение на некоторое время создает у них ощущение оторванности от общественной жизни. И в то время как совершенно очевидно, что технологии предлагают детям беспрецедентные возможности для обучения, общения, творчества и развлечения в виртуальной среде, так же очевидно, что эти возможности сопровождаются появлением присущих новой среде рисков. Хотя технологические знания и умения детей могут быть на очень высоком уровне, они могут не сознавать в должной мере уровень опасностей, сопутствующих новым возможностям. В последние годы появилась новая проблема, связанная с детской Интернет-безопасностью. Как в любой иной сфере жизни, дети и подростки в Интернете более уязвимы: могут невольно оказаться в сложной ситуации, пользуясь Интернетом. Более того, сами того не подозревая, они могут оказаться втянутыми в недопустимые, а, порой, и противозаконные вещи
Цель: учить учащихся ориентироваться в потоке информации, систематизировать и фильтровать полученные знания.
Задачи:
Рассмотреть влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером и в сети Интернет.
Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером и просмотре телевизора.
Выявить основные вредные факторы при работе на компьютере, просмотре телевизора, работе в сети интернет.
В связи с таким содержание воспитательной работы в лагере составлен план сетка мероприятий.
План – сетка мероприятий
№ | Дата | Тема дня | Мероприятия | Ответственный |
1 | 31.10.16 | Пост ПДД | Открытие лагерной смены. Беседа по правилам поведения в лагере. Мероприятие «Уважайте правила дорожного движения». Час творчества. Спортивное мероприятие «Здоровому – все здорово». | Кутова Н.А. Заяц О.В. 10.00-13.00 Суздалова М.Н. Митракова А.В. 13.00 – 16.00 Родовниченко О.Ю. Косыгина И.В. |
2 | 01.11.16 | Пожарная каланча | Мероприятие «Огонь – друг, огонь – враг?». Творческая мастерская «Самоделкино». Просмотр детских фильмов. Викторина «Что мы знаем о пожаре?». Спортивное мероприятие «Дорога жизни» | Кутова Н.А. Заяц О.В. 10.00 – 13.00 Суздалова М.Н. Родовниченко О.Ю. 13.00 -16.00 Митракова А.В. Косыгина И.В.. |
3 | 02.11.16 | Небоскреб Здоровья | «Сказочная» утренняя зарядка. Спортивно - развлекательное мероприятие «Марафон здоровья». Беседа «Азбука здоровья» (медработник в младшей группе), «Профилактика курительных смесей» (медработник в старшей группе). Творческая мастерская «Цветок здоровья». Познавательное мероприятие «Что мы знаем о нашем здоровье? Из чего оно складывается». | Кутова Н.А. Заяц О.В. 10.00 – 13.00 Усатова Т.И. Яганова М.Д. 13.00 – 14.00 Косыгина И.В. Дроздова М.А. |
4 | 03.11.16 | Микрорайон Безопасности | Мероприятие «Вода не терпит шалости» Час творчества. Мероприятие «Государство и право детей». Веселые конкурсы. Спортивное мероприятие «Внимание, внимание …» | Кутова Н.А. Заяц О.В. 10.00-13.00 Дроздова М.А. Лосева А.Н. 13.00 – 16.00 Косыгина И.В. Вострикова А.Р. |
5 | 04.11.16 | Интернет… | Мероприятие «Интернет безопасность» Анкетирование Час творчества. Подвижные игры в спортзале. Закрытие лагеря. | 10.00 – 16.00 Кутова Н.А. Родовниченко О.Ю. Косыгина И.В. |