СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профильная работа в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с профессиями через уроки, экскурсии, игру. Формируется у школьников интерес к разным профессиям.

Просмотр содержимого документа
«Профильная работа в начальной школе.»

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»



Утверждаю директор МАОУ СОШ №35

_____________________Л.Г.Пахомова



План профильной ориентации начальной школы

МАОУ СОШ № 35

2020--2021 уч. год



Составила: руководитель МО начальной школы Лобанова Ольга Ивановна






г.Улан-Удэ

2020г




Цели и задачи программы:

Цель: создать систему действенной профессиональной ориентации учащихся, способствующейформированию у учащихся профессионального самоопределения в соответствии с желаниями,способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурных и экономических условий.

Задачи:

1. Развитие нормативно-правовой базы.

2. Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.

3. Создание профориентационной службы, сопровождающей учащихся ОУ в профессиональном самоопределении.

4. Формирование ценностно-нравственных основ самоопределения (осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки).

5. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

6. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели —мечты.

7. Помощь обучающимся в определении ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

8. Информирование учащихся о профессиях и специальностях.

9. Формирование представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей,а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

10. Формирование представления о резервных вариантах выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

11. Формирование перспективного личного профессионального плана.

12. Научить обучающихся разбираться в содержании профессиональной деятельности, уметь анализировать свои возможности и способности и соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей. Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников: На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться. Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия. .Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Качественная реализация первого школьного этапа (пропевдического) позволяет сформировать у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространённым профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

профильной ориентации начальной школы на 2020-2021г.


Классы

Мероприятия

Период

Ответственный

Первые

Виды труда.

Классные часы. Беседы.

1.Беседы о профессиях. «Всем профессиям почёт»

2.Кл. час: «Профессии наших мам»

3.Профессия – воспитатель. Конкурс рисунков.

4.Кл. час – игра «Ателье». Знакомство с профессией швеи.

1раз в четверть

Классный

руководитель

Вторые

Отрасли производства

Классные часы. Беседы.

1.« Чем занимаются наши мамы, папы, дедушки, бабушки» Сочинение.

2.Беседа с приглашением работников школы: библиотекарь, повар, медсестра

3. Кл. час: «От лени болеют, от труда здоровеют»

4. Утренник «Что значит быть солдатом»

1раз в четверть

Классный

руководитель

Третьи

Классификации профессий.

Классные часы. Беседы.

1.Кл. час «Все работы хороши»

2.Практическая работа по изготовлению подарков

3.Сочинение «Кем я хочу быть, когда вырасту?

4.Классный час « Профессия – водитель, кондуктор»

1раз в четверть

Классный

руководитель

Четвер-тые

Классификация профессий. Сфера торговли.

Классные часы. Беседы

1..Видеофильм «Компас в мире профессий»

2.Рассказы о профессиях. «Человек –человек», человек –техника», человек –природа»

3.Мастер класс. Приглашение учителя труда.

1раз в четверть

Классный

руководитель


Уроки

Часы общения.

Встречи с родителями разных профессий

В течение года

Классный руководитель


Экскурсии на предприятия города.

В течение года

Классный

руководитель

Работа с учащимися через урочную деятельность

Постоянной и целенаправленной работой по социализации личности и профориентации является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу.

Внеклассная работа по реализации перспективного плана профориентационной работы с учащимися

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с 1 класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируется проведение одного классного часа в месяц, с использованием разнообразных форм занятий (бесед, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий, участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.).

Цель работы в первом классе – более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми им, с профессиями родителей.

Во втором классе целью работы является расширение знаний учащихся об отраслях производства, воспитание трудолюбия. Начало системной работы по знакомству с отраслями производства и профессиями сферы обслуживания и пищевой промышленности.

Цель работы в третьем классе – знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.

Цель работы в четвертом классе – продолжение работы по классификации профессий, воспитание положительного отношения к труду, знакомство со сферой торговли.

Перспективный план профориентационной работы МО классных руководителей начальной школы

1 –е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж)

Цель – более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.


Месяц

Тема занятия

Форма проведения

сентябрь

1. Знакомство с учащимися





2. Школа, в которой мы учимся

1. Знакомство с характеристиками детей, выданными детским садом.

2. Беседа о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся.

3. Знакомство со школой, библиотекой, столовой и их работниками.

октябрь

Кто и какие любит игры

1. Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра и др.

ноябрь

Мир профессий. Профессии работников детского сада.

Примечание: вводятся понятия профессия и должность

Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный работник, медсестра, врач, шофёр, заведующая и др.

декабрь

Мир профессий. Профессии работников детского сада

Конкурс рисунков

январь

Как я помогаю маме

Устные рассказы детей

февраль

Изготовление сувениров ко дню 8 марта (на основе знаний полученных на уроках труда)

Знакомство с профессией швеи.

Экскурсия в школьную мастерскую

март

Профессии наших мам

Классный час с приглашением 2-3 мам

апрель

Расширение знаний об отраслях производства

Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой» (милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д)

май

Как выращивают хлеб.

Беседа с учителем биологии. Знакомство с профессиями (хлебороб, комбайнер, пекарь, кондитер и тд.)



2 -е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)

Цель – расширить знания учащихся об отраслях производства, воспитывать трудолюбие. Начать работу по системному знакомству с отраслями производства. Профессии сферы обслуживания и пищевой промышленности.


месяц

Тема занятия

Формы проведения

сентябрь

О чём вы узнали в прошлом году, чему научились.

Обобщающее занятие с выступлением учителя и учащихся. Запись учащихся в кружки.

октябрь

Профессии что нас окружают.

Самостоятельная работа на тему «Нарисуй то, что тебе нравится». Индивидуальные беседы с учащимися на основе их работ, раскрытие интересов учащихся.

ноябрь

Люди каких профессий работают в нашей школе

Беседа с приглашением работников школы (медсестра. библиотекарь, повар, т.д)

декабрь

Экскурсия в ателье

Экскурсия с предварительной беседой о профессиях (закройщик, швея, т.д)

январь

Что мне нравится дома и что не нравится?

Письменная работа (мини-сочинение)

февраль

Что значит быть солдатом.

Утренник, посвященный 23 февраля

март

Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи?

Письменная работа с детальным описанием профессии одного из членов семьи (по выбору)

апрель

Экскурсия в магазин.

Экскурсия на любое предприятие пищевой промышленности (хлебокомбинат, молокозавод и др.)

май

1. Весенние работы на пришкольном участке.

2. Задание на лето

Знакомство с профессиями (строитель, водитель автобуса, продавец и др.)


3-и классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)

Цель – первичное формирование представлений о классификации профессий, ведущие профессии нашего города.


месяц

Тема занятий

Форма проведения

сентябрь

Проверка выполнения летних заданий.

Сочинение «Как я провёл лето?».

Распределение обязанностей в классе

октябрь

Интересы и кружковая работа.

На основе анализа сочинений, бесед с учащимися дать конкретные советы каждому ученику, чем ему нужно заниматься и для чего

ноябрь

Подготовка подарков для ребят детского сада.

Практическая работа по изготовлению подарков. Подготовка детского утренника

декабрь

Совместный утренник с детским садом «Скоро в школу»

Утренник-рассказ о школе, уроках, переменах, обязанностях учащихся

январь

Знакомство с профессиями провизора и фармацевта

Экскурсия в аптеку.

(провизор, аптекарь)

февраль

Мир профессий.

Экскурсия в «Город профессий»

март

Знакомство с профессиями городского транспорта.

Экскурсия в ПАТП

(шофёр, кондуктор, автомеханик, автослесарь)

апрель

Что изменилось в нашем городе за последние годы.

Беседа. Знакомство с профессиями

(в строительстве, архитектуре, реставрации, декоративном озеленении города)

май

Мир профессий. Беседа о классификации профессий.

Беседа и задание на лето – подобрать по десять профессий каждого типа


4-ые классы(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)


Цель – знакомство с классификацией профессий; воспитание положительного отношения к труду; знакомство со сферой торговли.


Месяц

Тема занятий

Форма проведения

сентябрь

Компас в мире профессий

Просмотр видеофильма ''Все профессии важны, все профессии нужны''

октябрь

Классификация профессий по типам

Профессии типа «человек-человек», «человек-знак» (рассказ о профессиях)

ноябрь

Классификация профессий по типам

Профессии типа «человек -техника», «человек -художественный образ»

рассказ о профессиях)

декабрь

Классификация профессий по типам

Профессии типа «человек -природа» (рассказ о профессиях)

январь

Все профессии важны

Классное собрание с приглашением родителей

февраль

Человек имеет права и обязанности (право на труд)

Классное собрание с приглашением учителя истории, юриста.

март

Что ты умеешь делать?

Мастер класс. Выставка изделий к 8 марта

апрель

Мы идём в магазин

Экскурсия в магазин и знакомство с профессиями продавца, кассира и др.

май

Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города.

Задание на лето. Подготовка проекта по теме ''Я хочу быть…''


Работа с родителями

Одна из форм профориентационной работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На каждом родительском собрании планируется проведение бесед или использование других форм работы.


Темы и формы работы с родителями по классам.

1-ые классы


Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся.

Беседа.

Рассказ о режиме дня детей

Классный руководитель

2 четверть

Обязанности детей по дому.

Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье

Психолог

Классный руководитель

3 четверть

Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей.

Круглый стол

Классный руководитель.


4 четверть

Обобщающая беседа по профориентации.

Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года.

Родительский комитет


2 класс. Работа с родителями


Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей.

Беседа

Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся

Классный руководитель.


2 четверть

Мир профессий, которые окружают ваших детей

Информация

о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году.

Классный руководитель.


3 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Беседа « Что делают ребята в семье»

Классный руководитель.


4 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето

Классный руководитель.



3 класс. Работа с родителями

Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям

Беседа

Классный руководитель.


2 четверть

Как знакомить учащихся с профессиями.

Схема описания профессии

Беседа

Классный руководитель.


3 четверть

Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся

Беседа

Классный руководитель.

Психолог

4 четверть

Классификация профессий по типам

Рассказ

Классный руководитель.



4 класс. Работа с родителями


Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Возрастные особенности учащихся

Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках

Классный руководитель.

Психолог

2 четверть

Классификация профессий

Рассказ о том, что узнали учащиеся

Классный руководитель.


3 четверть

Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности»

Индивидуальные консультации

Классный руководитель.


4 четверть

Короткий отчёт о профориентационной работе за год

Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации

Классный руководитель.





















Анализ профильной ориентации начальной школы

МАОУ СОШ № 35

2019-2020 уч. год

Профессиональная ориентация в начальной школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе  для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни

Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А. Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием».

Работу по профориентации осуществляется в 1-4 классах через игровую деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.

Направления

1 – 4 класс

Психологические особенности возраста

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.

Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.



Задачи

  • знакомство с миром профессий

  • формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям

  • формирование нравственных основ выбора профессии

  • развитие потребности в общественно-полезном труде

  • овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям

Формы работы

  1. Классные часы, беседы о профессиях.

  2. Интерактивные тематические занятия.

  3. Конкурсы рисунков

  4. Экскурсии

5.Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

  • Изучение склонностей и способностей ребенка.



6.Встречи с людьми разных профессий

































На каждой ступени школьного обучения реализуются  различные цели по профориентации.

В начальной школе – это  формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека,  развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды,  т.е. трудовую, игровую, исследовательскую.

Профессиональная ориентация не может  быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой.

Для полноценного анализа профориентационной работы, нужно рассмотреть  работу, как на уроках, так  и во внеурочной деятельности.

Сначала рассмотрим уроки.

Вопросы, связанные с профессиями рассматриваются в основном на уроках окружающего мира. Например, по программе Школа России во 2 классе рассматривается тема «Все профессии важны»,  ребята выполняют мини- проекты «Профессии моих родителей» или «Моя будущая профессия» по выбору. В 3 –их классах дети готовят мини –проекты «Школа кулинаров», где знакомятся с профессией повара, кондитера. При изучении тем «Здоровье и безопасность» с 1 по 4 классы учащиеся знакомятся с профессиями: врача, водителя, с профессией –полицейский (ГИБДД), готовят проекты «Кто нас защищает», оформляют в виде фотовыставки, альбома, презентации проект «Экономика родного края»На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы используются следующие словарные слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофёр. Объясняется лексическое значение слов, составляются с этими словами предложения.На уроках математики решаются различные задачи, связанные с той или иной профессией.

Основная работа по профориентации проводится во  внеурочное время.

В нашей школе были проведены следующие общешкольные мероприятия.

Проведены классные часы «Мир профессий» и «Чем занимаются наши мамы и папы»

1-ые классы «Чем пахнут ремесла?» «Все работы хороши –

выбирай на вкус!»

2-ые классы «Творческие профессии» «К большому терпенью

придет и уменье»

3-и классы «Профессии, необходимые

нашему городу» «Город веселых мастеров»

4-ые классы «Профессии наших родителей» «Дело мастера боится»



Классы

Кто проводил

Количество учащихся

Первые классы

. Климова М.В

Паргачевская О.В.




62 человек

Вторые классы

Игумнова И.А

Туманова О.А.

65 человек

Третьи классы

Лобанова О.И.



Безбородова Л.В.

60 человек

Четвёртые классы

СтарицынаТ.А.

60 человек





2. Был проведён школьный конкурс рисунков «Все профессии важны»

(1-2класс), также учащиеся 1-4 классов приняли участие в районном конкурсе рисунков «Профессии моих родителей», где ребята заняли призовые места. (Классные руководители Ли.Р.В., Ерёмина О.А., Игумнова И.А.,)

3.Были организованы классными руководителями экскурсии:

в пожарную часть Октябрьского района (3 «З», 3»Г», 4 «Г»)

музей МВД (3 «Б», 3 «Е»,2 «А»)

музей БНЦ (4«Б», 4 «З», 3 «Е»)

музей «История Бурятии» ( 3 -4 классы)

экскурсия в «Город профессий»( 3Е, 3А)

экскурсия по г. Улан-Удэ (1 -2 классы)

экскурсии в библиотеку им. А.П. Гайдара (с 1 -4 классы)

экскурсия в геологический музей (4 –ые классы)

В первых классах прошли классные часы «Всем профессиям почет», во вторых классах - «От лени болеют, от труда здоровеют», в третьих классах – «Все работы хороши»,

которые были подготовили классными руководителями.

Знакомства с распространёнными профессиями были проведены в форме классного часа для параллелей с предварительной подготовкой с применением игровых технологий, викторин, театрализованными сценками, имитационными играми.

В параллели 4- классов было проведено итоговое мероприятие «Праздник труда».

Классы

Кто готовил

Количество учащихся, участвующих в мероприятии

Первые

Ерёмина О.А.Туманова О.А.

60человек

Вторые

Ли Р.В. Овчинникова Н.И.

50 человек

Третьи

Лобанова О.И.Савицкая Н.Ю.

65 человек

Четвертые

Климова М.В. Казачук О.Я.

55человек



Темы и формы работы с родителями по классам.

1-ые классы



Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся.

Беседа.

Рассказ о режиме дня детей

Классный руководитель

2 четверть

Обязанности детей по дому.

Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье

Психолог

Классный руководитель

3 четверть

Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей.

Круглый стол

Классный руководитель.


4 четверть

Обобщающая беседа по профориентации.

Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года.

Родительский комитет



2 класс. Работа с родителями



Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей.

Беседа

Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся

Классный руководитель.


2 четверть

Мир профессий, которые окружают ваших детей

Информация

о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году.

Классный руководитель.


3 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Беседа « Что делают ребята в семье»

Классный руководитель.


4 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето

Классный руководитель.


3 класс. Работа с родителями

Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям

Беседа

Классный руководитель.


2 четверть

Как знакомить учащихся с профессиями.

Схема описания профессии

Беседа

Классный руководитель.


3 четверть

Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся

Беседа

Классный руководитель.

Психолог

4 четверть

Классификация профессий по типам

Рассказ

Классный руководитель.




4 класс. Работа с родителями



Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Возрастные особенности учащихся

Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках

Классный руководитель.

Психолог

2 четверть

Классификация профессий

Рассказ о том, что узнали учащиеся

Классный руководитель.


3 четверть

Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности»

Индивидуальные консультации

Классный руководитель.


4 четверть

Короткий отчёт о профориентационной работе за год

Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации

Классный руководитель.






























Классы

Мероприятия

Период

Ответственный

Первые

Виды труда.

Классные часы. Беседы.

1.Беседы о профессиях. «Всем профессиям почёт»

2.Кл. час: «Профессии наших мам»

3.Профессия – воспитатель. Конкурс рисунков.

4.Кл. час – игра «Ателье». Знакомство с профессией швеи.

1раз в четверть

Классный

руководитель

Вторые

Отрасли производства

Классные часы. Беседы.

1.« Чем занимаются наши мамы, папы, дедушки, бабушки» Сочинение.

2.Беседа с приглашением работников школы: библиотекарь, повар, медсестра

3. Кл. час: «От лени болеют, от труда здоровеют»

4. Утренник «Что значит быть солдатом»

1раз в четверть

Классный

руководитель

Третьи

Классификации профессий.

Классные часы. Беседы.

1.Кл. час «Все работы хороши»

2.Практическая работа по изготовлению подарков

3.Сочинение «Кем я хочу быть, когда вырасту?

4.Классный час « Профессия – водитель, кондуктор»

1раз в четверть

Классный

руководитель

Четвер-тые

Классификация профессий. Сфера торговли.

Классные часы. Беседы

1..Видеофильм «Компас в мире профессий»

2.Рассказы о профессиях. «Человек –человек», человек –техника», человек –природа»

3.Мастер класс. Приглашение учителя труда.

1раз в четверть

Классный

руководитель


Уроки

Часы общения.

Встречи с родителями разных профессий

В течение года

Классный руководитель


Экскурсии на предприятия города.

В течение года

Классный

руководитель

4. Формирование ценностно-нравственных основ самоопределения (осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки).

5. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

6. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели —мечты.

7. Помощь обучающимся в определении ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

8. Информирование учащихся о профессиях и специальностях.

9. Формирование представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей,а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

10. Формирование представления о резервных вариантах выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

11. Формирование перспективного личного профессионального плана.

12. Научить обучающихся разбираться в содержании профессиональной деятельности, уметь анализировать свои возможности и способности и соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников: На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными

специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться. Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

.Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Качественная реализация первого школьного этапа (пропевдического) позволяет сформировать у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространённым профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

профильной ориентации начальной школы на 2020-2021г.


Работа с учащимися через урочную деятельность

Постоянной и целенаправленной работой по социализации личности и профориентации является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу.

Внеклассная работа по реализации перспективного плана профориентационной работы с учащимися

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с 1 класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируется проведение одного классного часа в месяц, с использованием разнообразных форм занятий (бесед, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий, участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.).

Цель работы в первом классе – более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми им, с профессиями родителей.

Во втором классе целью работы является расширение знаний учащихся об отраслях производства, воспитание трудолюбия. Начало системной работы по знакомству с отраслями производства и профессиями сферы обслуживания и пищевой промышленности.

Цель работы в третьем классе – знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.

Цель работы в четвертом классе – продолжение работы по классификации профессий, воспитание положительного отношения к труду, знакомство со сферой торговли.

Перспективный план профориентационной работы МО классных руководителей начальной школы

1 –е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж)

Цель – более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.


Месяц

Тема занятия

Форма проведения

сентябрь

1. Знакомство с учащимися





2. Школа, в которой мы учимся

1. Знакомство с характеристиками детей, выданными детским садом.

2. Беседа о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся.

3. Знакомство со школой, библиотекой, столовой и их работниками.

октябрь

Кто и какие любит игры

1. Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра и др.

ноябрь

Мир профессий. Профессии работников детского сада.

Примечание: вводятся понятия профессия и должность

Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный работник, медсестра, врач, шофёр, заведующая и др.

декабрь

Мир профессий. Профессии работников детского сада

Конкурс рисунков

январь

Как я помогаю маме

Устные рассказы детей

февраль

Изготовление сувениров ко дню 8 марта (на основе знаний полученных на уроках труда)

Знакомство с профессией швеи.

Экскурсия в школьную мастерскую

март

Профессии наших мам

Классный час с приглашением 2-3 мам

апрель

Расширение знаний об отраслях производства

Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой» (милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д)

май

Как выращивают хлеб.

Беседа с учителем биологии. Знакомство с профессиями (хлебороб, комбайнер, пекарь, кондитер и тд.)



2 -е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)

Цель – расширить знания учащихся об отраслях производства, воспитывать трудолюбие. Начать работу по системному знакомству с отраслями производства. Профессии сферы обслуживания и пищевой промышленности.


месяц

Тема занятия

Формы проведения

сентябрь

О чём вы узнали в прошлом году, чему научились.

Обобщающее занятие с выступлением учителя и учащихся. Запись учащихся в кружки.

октябрь

Профессии что нас окружают.

Самостоятельная работа на тему «Нарисуй то, что тебе нравится». Индивидуальные беседы с учащимися на основе их работ, раскрытие интересов учащихся.

ноябрь

Люди каких профессий работают в нашей школе

Беседа с приглашением работников школы (медсестра. библиотекарь, повар, т.д)

декабрь

Экскурсия в ателье

Экскурсия с предварительной беседой о профессиях (закройщик, швея, т.д)

январь

Что мне нравится дома и что не нравится?

Письменная работа (мини-сочинение)

февраль

Что значит быть солдатом.

Утренник, посвященный 23 февраля

март

Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи?

Письменная работа с детальным описанием профессии одного из членов семьи (по выбору)

апрель

Экскурсия в магазин.

Экскурсия на любое предприятие пищевой промышленности (хлебокомбинат, молокозавод и др.)

май

1. Весенние работы на пришкольном участке.

2. Задание на лето

Знакомство с профессиями (строитель, водитель автобуса, продавец и др.)


3-и классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)

Цель – первичное формирование представлений о классификации профессий, ведущие профессии нашего города.


месяц

Тема занятий

Форма проведения

сентябрь

Проверка выполнения летних заданий.

Сочинение «Как я провёл лето?».

Распределение обязанностей в классе

октябрь

Интересы и кружковая работа.

На основе анализа сочинений, бесед с учащимися дать конкретные советы каждому ученику, чем ему нужно заниматься и для чего

ноябрь

Подготовка подарков для ребят детского сада.

Практическая работа по изготовлению подарков. Подготовка детского утренника

декабрь

Совместный утренник с детским садом «Скоро в школу»

Утренник-рассказ о школе, уроках, переменах, обязанностях учащихся

январь

Знакомство с профессиями провизора и фармацевта

Экскурсия в аптеку.

(провизор, аптекарь)

февраль

Мир профессий.

Экскурсия в «Город профессий»

март

Знакомство с профессиями городского транспорта.

Экскурсия в ПАТП

(шофёр, кондуктор, автомеханик, автослесарь)

апрель

Что изменилось в нашем городе за последние годы.

Беседа. Знакомство с профессиями

(в строительстве, архитектуре, реставрации, декоративном озеленении города)

май

Мир профессий. Беседа о классификации профессий.

Беседа и задание на лето – подобрать по десять профессий каждого типа


4-ые классы(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)


Цель – знакомство с классификацией профессий; воспитание положительного отношения к труду; знакомство со сферой торговли.


Месяц

Тема занятий

Форма проведения

сентябрь

Компас в мире профессий

Просмотр видеофильма ''Все профессии важны, все профессии нужны''

октябрь

Классификация профессий по типам

Профессии типа «человек-человек», «человек-знак» (рассказ о профессиях)

ноябрь

Классификация профессий по типам

Профессии типа «человек -техника», «человек -художественный образ»

рассказ о профессиях)

декабрь

Классификация профессий по типам

Профессии типа «человек -природа» (рассказ о профессиях)

январь

Все профессии важны

Классное собрание с приглашением родителей

февраль

Человек имеет права и обязанности (право на труд)

Классное собрание с приглашением учителя истории, юриста.

март

Что ты умеешь делать?

Мастер класс. Выставка изделий к 8 марта

апрель

Мы идём в магазин

Экскурсия в магазин и знакомство с профессиями продавца, кассира и др.

май

Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города.

Задание на лето. Подготовка проекта по теме ''Я хочу быть…''


Работа с родителями

Одна из форм профориентационной работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На каждом родительском собрании планируется проведение бесед или использование других форм работы.


Темы и формы работы с родителями по классам.

1-ые классы


Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся.

Беседа.

Рассказ о режиме дня детей

Классный руководитель

2 четверть

Обязанности детей по дому.

Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье

Психолог

Классный руководитель

3 четверть

Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей.

Круглый стол

Классный руководитель.


4 четверть

Обобщающая беседа по профориентации.

Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года.

Родительский комитет


2 класс. Работа с родителями


Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей.

Беседа

Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся

Классный руководитель.


2 четверть

Мир профессий, которые окружают ваших детей

Информация

о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году.

Классный руководитель.


3 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Беседа « Что делают ребята в семье»

Классный руководитель.


4 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето

Классный руководитель.



3 класс. Работа с родителями

Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям

Беседа

Классный руководитель.


2 четверть

Как знакомить учащихся с профессиями.

Схема описания профессии

Беседа

Классный руководитель.


3 четверть

Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся

Беседа

Классный руководитель.

Психолог

4 четверть

Классификация профессий по типам

Рассказ

Классный руководитель.



4 класс. Работа с родителями


Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Возрастные особенности учащихся

Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках

Классный руководитель.

Психолог

2 четверть

Классификация профессий

Рассказ о том, что узнали учащиеся

Классный руководитель.


3 четверть

Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности»

Индивидуальные консультации

Классный руководитель.


4 четверть

Короткий отчёт о профориентационной работе за год

Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации

Классный руководитель.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!