СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа»

МБОО «Черкехская СОШ имени П.А. Ойунского»
МР «Таттинский улус»








Организация профориентационной работы

(на примере выпускников 2017 года)







Выполнили:

Винокурова Надежда Георгиевна – учитель биологии,

Легусина Розалия Егоровна – учитель математики,

классные руководители выпускников 2017 года.














2024 г

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед образовательными организациями ставится задача не только организовать образовательный процесс, но и создать условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности. Одним из основных направлений образовательного процесса является подготовка выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых условиях. Профориентационная работа с учащимися должна вестись в школе на всех этапах образования. Слабо спланированная работа по данному направлению приводит к тому, что многие выпускники по окончании школы получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь.

Цель профориентационной работы:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

В данной работе обобщен опыт на примере учащихся одного класса МБОО «Черкехская СОШ имени П. А. Ойунского». Из 15 учащихся двое детей с ОВЗ поступили в средние профессиональные учебные заведения после 9 класса, 13 учащихся окончили школу в 2017 году.

Формы профориентационной работы с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших и средних учебных заведений и предприятий.

  • Экскурсии на предприятия.

  • Внеурочные занятия, кружки по интересам, профильное изучение предметов.

  • Анкетирование учащихся.

  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.

  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.

  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

  • Анкетирование родителей.

  • Помощь в сопровождении экскурсий, обеспечение транспортным средством, привлечение интересных людей для выступлений перед классом, ознакомление со своей профессией.

Организация профориентационной работы

    1. Проведены классные часы по профориентации:

5-8 класс:   Мир профессий.  Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи. Профессии наших родителей. На страже закона. Встреча с сотрудниками ОВД .  Мир профессий. Библиотечный семейный конкурс. Быт и ремесла наших предков. Встреча с сотрудниками Черкехского мемориального музея политссылки. Я и закон. Встреча с сотрудниками ГИБДД

Мир профессий. Медицина. Встреча с медиками.
9-11 класс:  Познай самого себя. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.  Встреча со студентами выпускниками нашей школы. Встреча с молодыми учителями школы. Мотивы выбора профессии. Психологические характеристики профессий. Они учились в нашей школе. Выпускники школы-учителя. Профессии с большой перспективой. Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. Встреча со студентами и преподавателями высших и средних учебных заведений республики.

1.2. Совместно с психологом школы проведены проф. тесты, опросы и анкеты:

1. Тест Климова (прил.1).

Результаты теста
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством – 3 учащихся; 
• «человек–техника» –все технические профессии – 4 учащихся; 
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением – 6 учащихся; 
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности – 5 учащихся ; 
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности – 6 учащихся.

2. Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г.Резапкиной) (9 кл) (прил.2).

Результаты теста. 

Физика и математика – 5 учащихся; химия и биология – 3 учащихся; радиотехника и электроника – 4 учащихся; механика и конструирование – 3 учащихся; география и геология – 3 учащихся; литература и искусство – 5 учащихся; история и политика – 3 учащихся; педагогика и медицина – 5 учащихся; предпринимательство и домоводство – 4 учащихся; спорт и военное дело -5 учащихся.

3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (8-9 кл) (прил. 3).

Результат выполнения опросника

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения (6 учащихся).

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума (7 учащихся).

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий (10 учащихся)

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость (11 учащихся).

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам (5 учащихся ).

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности (7 учащихся).

4. «Мой личный план» - анкета (5-9 кл) (прил. 4).

В школе в 5,6 классах с целью развития личностного смысла приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности были организованы клубы по интересам: «Тулалыыр эйгэ», «Јй эйгэтэ», «Кэрэ эйгэтэ», «Дойду», «Экстрим». Каждый ученик класса по определенному графику занимался во всех этих клубах.

В 7, 8 классах с целью представления о собственных интересах и возможностях, приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики были организованы профориентационные дни, где учащиеся посещали предприятия. Наш класс был на экскурсиях в пожарной части, в участковой больнице, в ДОУ «Аленушка», в отделении почты России, ветеринарии, в магазинах, в администрации МО «Октябрьский наслег». В реальных условиях ознакомились с работой различных профессий.

В 9 классе проведены групповые, индивидуальные профконсультирования, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

В результате профориентационной работы выбраны следующие профили:

гуманитарный – 6, политехнический – 4, естественно-научный – 3 учащихся.

Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Нужно учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  1. Состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  2. Знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

  3. Информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:

профессионально – ориентационные беседы; экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости; встречи со специалистами; участие в «днях открытых дверей»; участие в конкурсах.

Возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, нужно помочь подростку анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией.

Особое внимание должно уделяться:

- комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей детей можно выделить следующие этапы профориентационной работы:

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе внеурочных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Психологическая диагностика позволяет определить так называемые «стартовые возможности» ребенка: его интеллектуальное развитие, самооценку, уровень притязаний, и пр.

Профессиональная мотивация старших ребят нередко обусловлена ситуативными обстоятельствами и внешними признаками, что проявляется в выборе профессии по принципу её престижности среди сверстников, высокой зарплаты и комфортности выполнения, подразумевающие хорошие условия труда.

На занятиях в форме бесед, тренингов, просмотра и обсуждения фильмов подростки получают знания о современном рынке труда, его потребностях в кадрах, о слагаемых профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, возможностях и путях приобретения профессионального образования.

Психологическая готовность подростков к выбору профессии осуществляется в процессе консультации: профконсультации и профориентация учащихся 2 ступени обучения (10-14 лет) с целью расширения кругозора, профконсультации в школе, консультация школьников старших классов (8-9кл.), содействие выбору.

Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Объединяют их задачи: создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего; побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.

Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.

В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:

  • умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;

  • терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;

  • безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;

  • готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.

Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.

По окончании 9 класса В.Н. поступила Тюнгюлюнский филиал ГБПОУ РС(Я) «ЯСХТ». Получила профессию повара-кондитера. В данное время заочно учится в СХТ по направлению «Ветеринария". Успешно работает в ДОУ «Аленушка».
Ж.Т. поступила в ГБПОУ РС(Я) (республиканский техникум интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов). Получила профессию цветовода (прил. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе обучения по профилям. Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

Из 13 выпускников 2017 года МБОО «Черкехская СОШ имени П.А. Ойунского» по выбранному профилю поступили 11 учащихся. Выпускники политехнического профиля поступили в Харбалахский техникум по специальности пожарный, Якутский коммунально- строительный техникум - мастер ЖКХ, Якутский торгово-экономический колледж- логистика, Якутский автодорожный техникум. После окончания ССУЗ двое поступили в высшие учебные заведения: Институт водного транспорта, СВФУ горный факультет.

Из 6 учащихся гуманитарного профиля поступили СВФУ исторический факультет, Якутский педагогический колледж дошкольное отделение, Якутский колледж инновационных технологий правоохранительная деятельность, Намский педагогический колледж дошкольное отделение. После окончания ССУЗ двое поступили в высшие учебные заведения: СВФУ педагогический институт, психология (заочно). 1 из гуманитарного класса по окончанию ЯФЭК поступила в ВУЗ по профилю – СВФУ, филологический факультет. 1 поступила на второй год после окончания школы по профилю.

3 выпускника естественно-научного профиля поступили в Якутский базовый медицинский колледж, сестринское дело, зуботехническое отделение. После первого курса 1 сменил учебное заведение на АГАТУ, по специальности технология продукции и организация общественного питания. Одна по окончанию ЯБМК поступила медицинский институт СВФУ, по специальности стоматология.

В данное время учатся и работают по профилю 10 выпускников (прил. 6).

Совместная работа классного руководителя, психолога, социального педагога способствовало осознанному выбору профессии выпускников.




Приложение 1

Тест Климова. Выявляет предрасположенность человека (работа с людьми или механизмами, или с информацией, или с объектами живой природы) и дает оценку каждой из выбранных сфер (5-8 классы). Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа.

.

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)  

7б. Управлять каким-либо грузовым средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения   

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных 

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений  

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12а. Разбирать споры, ссоры, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять  

  12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице  

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи и т.п. 

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 

20б. Работать на клавишных машинах

Приложение 2

Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г.Резапкиной) (9 кл).

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными растениями.

23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. “Читать” географические и геологические карты.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.


















Приложение 3

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (8-9 кл).

Методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной.
Предлагается 24 вопроса, направленные на  выявление склонностей к определенному виду занятий (склонность - это влечение к какому-либо занятию).

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.




Приложение 4

4. «Мой личный план» - анкета (5-9 кл).

I. Общие сведения

1. Фамилия, имя -

2. Дата рождения -

3. В свободное время предпочитаю заниматься –

4. Мой любимый урок –

5. Мои достижения –

6. Мои сильные стороны –

7. Мои слабые стороны –

8. Мои увлечения –

9. Чем я отличаюсь от сверстников –

10. Я хорошо умею –

11. Любимая профессия –

12. Выбор моей профессии –

13. Мне нравится во мне –

14. Мне не нравится во мне –

15. Я хочу быть похожим на –

II. Мои цели в жизни. Планы моей жизни.

1. Выбираемая профессия –

2. Каким работником хочу быть –

III. Мои ближайшие цели

1. Что я хочу узнать о себе –

2. Планы по учебной деятельности:

- по каким предметам хочу исправить оценки:

- по какому предмету хочу дополнительно заниматься:

- какие черты характера хочу развивать для успешной учебы:

3. Мои планы по развитию умений -

4. Что я должен знать, чтобы овладеть любимой профессией –

IV. Мои личные планы

1. Профиль моей учебы –

2. Хочу поступить в учебное заведение –

3. Моя профессия и работа –

V. Планы на саморазвитие

1. Я умею заниматься -

2. Буду участвовать в конкурсах и соревнованиях –

3. Хочу заниматься у (преподавателя, тренера)-

4. Предпочитаю советоваться с –

VI. Учеба

1. Затрудняюсь по предметам –

2. Самые нужные мне предметы –

VII. Дополнительные, внеурочные занятия

1. Хочу заниматься –

2. Хочу прочитать дополнительную литературу –

3. В каких проектах могу участвовать –

4. В каких соревнованиях могу участвовать –

VIII. Участие в общественной работе

1. В каких внутриклассных, внутришкольных мероприятиях могу участвовать –

2. Что могу организовать –

IX. Саморазвитие

1. На уроках –

2. Вне урока –

3. В семье –

4. Со сверстниками –

X. Кто может мне помочь

1. Учителя, психолог, социальный педагог -

2. Родители –

3. Друзья –

4. Другие -












Приложение 5

В классе учились двое детей с ОВЗ.
1. Ж. Т.

Диагноз: резидуально-органическое поражение ЦНС со снижением интеллекта, недоразвитие речи 1-2 уровня, ЗПР, ребенок – инвалид (2009 г.)

Обучение: на дому по программе 8 вида

Краткая характеристика:

Мать, отец рабочие, живут вместе с бабушкой. Детей двое. Отношения в семье доброжелательные.

Т. испытывает трудности в общении из-за речевого дефекта. Любит рисовать, ухаживать за домашними животными. В прошлом году участвовала на улусном конкурсе рисунков среди детей инвалидов и была награждена набором для рукоделия. Затрудняется по математике и русскому языку. Словарь отличается бедностью. Она не умеет последовательно излагать свои мысли.

Т. по характеру общительная, жизнерадостная, но обижается, когда ее не понимают. Охотно участвует во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе. В этом году на улусных Платоновских чтениях всем классом участвовали с композицией «Моккуор», заняли II место. Она с большим энтузиазмом играла роль бабочки. Охотно и ответственно ходила на репетиции. Добросовестно выполняет любые поручения. Уважительно относится к взрослым. В классе избрана цветоводом, добросовестно относится к своей работе. Отношение к одноклассникам дружелюбное, дети постоянно помогают ей.

2. В. Н.

Диагноз: ЗПР

Обучение: по программе 8 вида

Краткая характеристика:

Отношения с матерью доверительные, доброжелательные. Воспитывает ребенка одна мама, много занимается с дочерью, имеет тесную связь со школой.

Нарушений учебной дисциплины практически нет, охотно включается в учебное взаимодействие, в парной и групповой работе предпочитает роль координатора. Н. встречает затруднения в решении текстовых задач и в правописании. Она слегка картавит, поэтому стесняется читать вслух перед классом. При индивидуальном подходе отмечаются некоторые сдвиги в знании и умении. Учителя отмечают старательность, исполнительность, заинтересованность в хороших оценках. Имеет познавательную мотивацию к учебе. Смысл простых задач понимает. Читает медленно, смысл читаемого понимает. На письме однообразные ошибки. На уроках рисования, труда выполняет задания аккуратно, самостоятельно занимается изготовлением украшений из бисера. На физкультуре отмечается недостаточная ловкость. Из ее интересов, умений можно сделать вывод, что она умеет видеть и понимать доброе и положительное в окружающей жизни. У нее хорошо развиты практические навыки. Охотно помогает матери по хозяйству: работает в огороде, ухаживает за телятами. Она является незаменимым советником всех домашних дел. Третий год работает цветоводом в школе.

Активный участник концертов самодеятельности школьного и наслежного уровня. В этом году на улусных Платоновских чтениях всем классом участвовали с композицией «Моккуор», заняли II место. Н. с большим энтузиазмом играла роль шмеля. Охотно и ответственно ходила на репетиции.

Она по характеру общительная, спокойная, жизнерадостная. Лидерские качества выражены средне. Доброжелательность и уважение проявляет к сверстникам, старшим и учителям. Поддерживает доброжелательные отношения с одноклассниками. Охотно, активно участвует во всех мероприятиях, проводимых в классе. Экологическим сектор класса, добросовестно выполняет все поручения, иногда проявляет инициативу. Она является надежным и ответственным помощником учителя.

Обе ученицы активно участвовали во всех мероприятиях класса, постоянно проводилась индивидуальная работа. Совместно с психологом и социальным педагогом проводилась профессиональная диагностика и профконсультирование.

Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ:

- беседы о полезности труда;

- о значении труда в жизни человека;

- развитие трудовых навыков;

- ознакомление с разными профессиями;

- занятия по социально- бытовой ориентации;

-тренинги;

- ознакомление с работой ветеринарного участка;

- экскурсии.

-участие в различных конкурсах и выставках.

Приложение 6

Поступление и занятость выпускников 2017 года






 

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

ФИО выпускника

напрвл профиля

поступление

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

 

1

Вырдылин Василий

политех

Харбалахский техникум

1 курс

Инст водн/тр

2 курс

3 курс

4 курс

работает по профилю

2

Дорофеева Александра

гуманит

СВФУ Истфак

1 курс

2 курс

3 курс

академ

4 курс

работает по пр- учитель истор

3

Егорова Айыына

гуманит

ЯПК д/о

1 курс

2 курс

3 курс

восп дс (СВФУ ПИ)

восп дс

работает по пр -воспитатель

4

Лукачевская Розалия

естеств

ЯБМК, с/д

1 курс

2 курс

3 курс

медик

медик

работает по пр- медсестра

5

Мосоркина Сайаана

гуманит

 

раб

раб

юр колледж (заочн)

2 курс

3 курс

Учится по профилю

6

Охотин Айсен

политех

ЯКС техникум

1 курс, окон

 

работ не по пр

работ не по пр

работ не по пр

работает по пр –мастер ЖКХ

7

Слепцов Николай

политех

ЯТЭК

работ не по пр

работ не по пр

работ не по пр

работ не по пр

работ не по пр

работает не по пр

8

Слепцова Людмила

естеств

ЯБМК, с/д

1 курс

2 курс

3 курс

Мед инст СВФУ

2 курс

3 курс Учится по профилю

9

Софронов Егор

гуманит

ЯКИТ с/а

1 курс

2 курс

3 курс

н/р

н/р

работает не по профилю

10

Турнин Ян

естеств

ЯБМК, зуботехн

1 курс

Намс кол

2 курс

АГАТУ

2 курс

Демобилизовался из РА, 2 курс

11

Федотов Ефрем

политех

Якутский автод техникум

1 курс (окон)

СВФУ ГФ (РА)

1 курс

 

 

 

12

Халгаева Александра

гуманит

ЯФЭК

1 курс

2 курс

3 курс

СВФУ Филфак

СВФУ Филфак

СВФУ Филфак

13

Яковлева Анна

гуманит

Намский ПК д/о

1 курс

2 курс

3 курс

восп дс

восп дс

Работает по профилю- воспитатель


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. / Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

2. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.

3. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО.2008. - 102 с.

4. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.

5. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. – М; 2003

6. Интернет источник. www.metodkabi.net.ru

Сайты по профориентации старшеклассников



http: repom.edu.by – Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи

http: kudapostupat.by – Сайт «Куда поступать»

http: ripo.unibel.by – Профессиональное образование. Республиканский портал

http: prof.labor.ru/ - Банк интерактивных профессиограмм

http: //www.rikc.by – Республиканский институт контроля знаний

http: www.profguide.ru – Сайт «Профгид»

http: www.abiturient.by – Сайт для абитуриентов











21



Скачать

© 2024, 25 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!