Кобрена Елена Николаевна,
учитель технологии МБОУ СОШ № 6
г. Саяногорск
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ
Профессиональное самоопределение личности является социальным процессом, основным содержанием которого выступает выбор человеком своей профессии. Выбор является отправной точкой развития личности, важным этапом самоопределения , оценку объективных возможностей в осуществлении конкретных видов деятельностей и самооценку уровня притязаний, прежде всего соотнесение ценностно- мотивационной сферы личности с требованиями социальной среды.
Выбор профессии - это всегда критический момент в жизни человека, требующий разрешения целого комплекса противоречий, в первую очередь, между индивидуальным и социальным, между желаемым для личности и необходимым для общества.
Престижность и привлекательность профессии в ситуации выбора являются факторами, обусловливающими поведение субъекта. Престиж и привлекательность профессии имеют сходные черты, но по сути - различные явления. Если оценка привлекательности всегда в большей степени субъективна и выражает интересы, ценности, отношения и другие особенности конкретного человека, то престиж профессии - отражение в его сознании положительной общественной оценки. Процесс профессионального самоопределения личности – явление многофакторное, престижность и привлекательность профессии выступают одними из множества факторов поведения субъектов выбора.
Несмотря на очевидность присутствия ограничений при выборе профессии, это, в первую очередь, личностный выбор.
Можно выделить 4 группы факторов, которые оказывают влияние на процесс профессионального самоопределения:
1) факторы социально-экономические - на разных этапах своего развития общество предлагает различные сферы приложения сил молодому человеку, вступающему в жизнь. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеет и то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, каковы моральные и материальные стимулы конкретного профессионального труда, престиж профессии, важность для общества на данном этапе его развития и т.д.
2) факторы социально-психологические - это в первую очередь, социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек до и после школьного обучения (семья, круг друзей, школьный коллектив, референтные группы и т.д.)
3) психологические факторы - личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень интеллектуального и личностного развития, особенности памяти, внимания, моторики и т.д.
4) индивидуально психолого-физиологические особенности - наиболее изученными из которых являются основные свойства нервной системы в их отношении к разным видам деятельности.
По многочисленным данным психологов и социологов достаточно большой процент учащихся не имеет определенных профессиональных намерений к моменту окончания школы.
Причины отсутствия профессиональных намерений старшеклассников: 1. Недостаточное знание учащимися мира профессий.
2. Низкая культура психологических знаний и недостаточная осведомленность о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях.
3. Отсутствие знаний о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется.
Процессу профессионального самоопределения (старший подростковый и юношеский возраст) предшествует первичный выбор профессии (младший школьный возраст), для которого характерны малодифференцированные представления о профессиях.
Именно в этот период следует знакомить школьников с многообразным миром профессий, обеспечить максимальные возможности «пробы сил» в разных видах деятельности (кружки и т.д.).
Можно выделить 4 группы методов:
1) информационно-справочные, просветительские (профессиограммы, или краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы , оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест; профессиональная реклама и агитация; экскурсии на предприятия и в учебные заведения; встречи с представителями разных профессий; профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; средства массовой информации; ярмарки профессий);
2) профессиональной психодиагностики – помощь в самопознании (закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; личностные опросники; метод наблюдения; сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей; психофизиологическое обследование; профессиональные пробы в учебном процессе; игры и тренинги; с помощью тренажеров можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия);
3) морально-эмоциональной поддержки (тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, экзаменах, в деловых контактах; публичные выступления; успешные примеры самоопределения; праздники труда);
4) помощи в конкретном выборе и принятии решения (построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении).
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности. Из этого следует, что формы и методы профориентационных воздействий представляют собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных школ создает условия для осознанного выбора профессии, что в настоящее время очень актуально, так как жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные школьники и студенты просто «вынуждены» эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, а по возможности, предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность учреждений профессионального образования.
Список литературы:
1. Карпов, А.В. Психология труда [Текст] / А.В. Карпов, Е.В. Конева, Е.В. Маркова. – М.: Владос, 2005. – 352 с.
2. Носкова, О.Г. Психология труда [Текст] / О.Г. Носкова. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
3. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
4. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999. - 108 с.
5. Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы.