СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа со школьниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа со школьниками»

Кобрена Елена Николаевна,

учитель технологии МБОУ СОШ № 6

г. Саяногорск


















ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ


Профессиональное самоопределение личности является социальным процессом, основным содержанием которого выступает выбор человеком своей профессии. Выбор является отправной точкой развития личности, важным этапом самоопределения , оценку объективных возможностей в осуществлении конкретных видов деятельностей и самооценку уровня притязаний, прежде всего соотнесение ценностно- мотивационной сферы личности с требованиями социальной среды.

Выбор профессии - это всегда критический момент в жизни человека, требующий разрешения целого комплекса противоречий, в первую очередь, между индивидуальным и социальным, между желаемым для личности и необходимым для общества.

Престижность и привлекательность профессии в ситуации выбора являются факторами, обусловливающими поведение субъекта. Престиж и привлекательность профессии имеют сходные черты, но по сути - различные явления. Если оценка привлекательности всегда в большей степени субъективна и выражает интересы, ценности, отношения и другие особенности конкретного человека, то престиж профессии - отражение в его сознании положительной общественной оценки. Процесс профессионального самоопределения личности – явление многофакторное, престижность и привлекательность профессии выступают одними из множества факторов поведения субъектов выбора.

Несмотря на очевидность присутствия ограничений при выборе профессии, это, в первую очередь, личностный выбор.

Можно выделить 4 группы факторов, которые оказывают влияние на процесс профессионального самоопределения:

1) факторы социально-экономические - на разных этапах своего развития общество предлагает  различные сферы приложения сил молодому человеку, вступающему в жизнь. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеет и то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, каковы моральные и материальные стимулы конкретного профессионального труда, престиж профессии, важность для общества на данном этапе его развития  и т.д.

2) факторы социально-психологические - это в первую очередь, социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек до и после школьного обучения (семья, круг друзей, школьный коллектив, референтные группы и т.д.)

3) психологические факторы - личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень интеллектуального  и личностного развития, особенности памяти, внимания, моторики и т.д.

4) индивидуально психолого-физиологические особенности - наиболее изученными из которых являются  основные свойства нервной системы в их отношении к разным видам деятельности.

 По многочисленным данным психологов и социологов достаточно большой процент учащихся не имеет определенных профессиональных намерений  к моменту окончания школы.

Причины отсутствия профессиональных намерений старшеклассников:

1.   Недостаточное знание учащимися мира профессий.

2.   Низкая культура психологических знаний и недостаточная осведомленность о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях.

3.   Отсутствие знаний о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется.

 Процессу профессионального самоопределения (старший подростковый и юношеский возраст) предшествует первичный выбор профессии (младший школьный возраст), для которого характерны малодифференцированные  представления о профессиях.

Именно в этот период следует знакомить школьников с многообразным миром профессий, обеспечить максимальные возможности «пробы сил» в разных видах деятельности (кружки и т.д.).

Можно выделить 4 группы методов:

1) информационно-справочные, просветительские (профессиограммы, или краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы , оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест; профессиональная реклама и агитация; экскурсии на предприятия и в учебные заведения; встречи с представителями разных профессий; профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; средства массовой информации; ярмарки профессий);

2) профессиональной психодиагностики – помощь в самопознании (закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; личностные опросники;  метод наблюдения; сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей; психофизиологическое обследование; профессиональные пробы в учебном процессе;  игры и тренинги; с помощью тренажеров можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия);

 3) морально-эмоциональной поддержки (тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, экзаменах, в деловых контактах; публичные выступления; успешные примеры самоопределения; праздники труда); 

4) помощи в конкретном выборе и принятии решения (построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении).

Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности. Из этого следует, что формы и методы профориентационных воздействий представляют собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.

Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;

- тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;

- консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);

- организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

- проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

- проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Перспективы профориентационной работы:

- выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;

- организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;

- привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;

- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

- пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

- организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Таким образом, профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных школ создает условия для осознанного выбора профессии, что в настоящее время очень актуально, так как жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные школьники и студенты просто «вынуждены» эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, а по возможности, предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность учреждений профессионального образования.

Список литературы:

1. Карпов, А.В. Психология труда [Текст] / А.В. Карпов, Е.В. Конева, Е.В. Маркова. – М.: Владос, 2005. – 352 с.

2. Носкова, О.Г. Психология труда [Текст] / О.Г. Носкова. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

3. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

4. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. -  М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

5. Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы.