Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г.Гая Оренбургской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Николаева Т.Ю./ Протокол №_____ От «___»__________2016 г | «Согласовано» Зам. директора по ВР _______________ /Чернега И.Г./ От «___» __________2016 г | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 8» ____________/Филиппов С.Н./ Приказ № ____ От «___»___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Час общения»
3 « Б» класс
Учитель: Суентаева А.С.
2016 – 2017 учебный год
Г.Гай
Программа курса общения для учащихся начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Гая Оренбургской области
Пояснительная записка
Программа курса общения учащихся начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Гая Оренбургской области разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, таких базовых нормативных документах, посвященных переходу на новые ФГОС как:
Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Послание Президента Федеральному Собранию;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения; Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор;
Примерные программы внеурочной деятельности;
Программа социализации и воспитания обучающихся;
Программа развития воспитательной компоненты.
Согласно программе на изучение программного материала отводится 1час в неделю. Исходя из учебного плана, на изучение курса «Общение» отведено 34 часа.
Цель – создание условий для повышения уровня адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся; формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
формировать основы морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
укреплять доверие к другим людям;
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
формировать отношение к семье как к основе российского общества;
формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
знакомить обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
формировать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Структура занятия
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми.
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные; занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, которое осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микрогрупповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения.
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество.
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Умение адекватно оценивать свою деятельность.
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.
Формы учета оценки планируемых результатов
Содержание учебного материала
3 класс
Школа этикета (2 ч)
Чистый ручеек нашей речи (5 ч)
Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4 ч)
Спеши делать добро (3 ч)
Азбука вежливости (3 ч)
Красота внешняя и внутренняя (2 ч)
Этикетные выражения при знакомстве (2 ч)
Умей понять другого (2 ч)
Ты идешь в гости (3 ч)
Пишите письма (2 ч)
Слушаем – вдумываемся (3 ч)
Раздели печаль и радость другого (2 ч)
Итоговое занятие (2 ч)
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока. | Количество часов | выход | дата | коррекция |
теория | практика | | | |
-
| Жили – были третьеклашки. Культура общения в школе. | 1 | | Праздник | 5.09 | |
-
| Построение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик - ученик». Ролевая игра «Давайте жить дружно!» | | 1 | Ролевая игра | 12.09 | |
-
| Речь – как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика. | 1 | | Практическая беседа | 19.09 | |
-
| Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой. Волшебница речь | 0,5 | 0,5 | Беседа | 26.09 | |
-
| Учимся строить предложения. Язык мой – друг мой. | 1 | | Игра | 3.10 | |
-
| Час общения. Учимся строить предложения. Тест. | 0,5 | 0,5 | Тест | 10.10 | |
-
| Правила поведения в гостях. Ролевая игра «В гостях у дедушки этикета» | | 1 | Ролевая игра | 17.10 | |
-
| Чудесные превращения слов. | 0,5 | 0,5 | Познавательная игра | 24.10 | |
-
| Слова приветствия. | 0,5 | 0,5 | Инсценировка | 7.11 | |
-
| Слова выражения просьбы, благодарности. | 0,5 | 0,5 | Инсценировка | 14.11 | |
-
| Слова прощения. Диагностика на выявление и развитие умений детей применять в своей речи волшебные слова. | 0,5 | 0,5 | Инсценировка | 21.11 | |
-
| Чтобы радость детям дарить, надо добрым и вежливым быть. | 0,5 | 0,5 | Праздник | 28.11 | |
-
| Правило общения. Красота внешняя и внутренняя. | 1 | | Познавательная беседа | 5.12 | |
-
| Улыбнись улыбкою своей. Занятие «Скажи улыбкой» | 0,5 | 0,5 | Проект | 12.12 | |
-
| Как учиться вежеству. | 1 | | Беседа | 19.12 | |
-
| Слово – это тоже поступок. Слова извинения. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа | 26.12 | |
-
| Вежливые слова. Тренинг «Сосчитай вежливые слова» | 0,5 | 0,5 | Тренинг | 16.01 | |
-
| Правила хорошего тона, дурной тон | 1 | | Сценка | 23.01 | |
-
| Помощники устного слова | 1 | | Беседа | 30.01 | |
-
| Знакомство через посредника и без посредника. Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. | 0,5 | 0,5 | Презентация | 6.02 | |
-
| Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатия, вставания, поклон, улыбка) | 0,5 | 0,5 | Инсценировка | 13.02 | |
-
| Умей слушать собеседника. Тест – игра «Умеете ли вы слушать» | 0,5 | 0,5 | Тест | 20.02 | |
-
| Дидактическая игра «слушали, услышали, прослушали…» | | | Дидактическая игра | 27.02 | |
-
| У тебя в гостях. Правила гостеприимства. | 1 | | Инсценировка | 6.03 | |
-
| Как вести себя в гостях | 0,5 | 0,5 | Сценка | 13.03 | |
-
| У тебя в гостях. Игровая программа «быть хорошим хозяином совсем не просто» | 0,5 | 0,5 | Игра | 20.03 | |
-
| Понятия «адресат - адресат». Обучение эпистолярному жанру. | 0,5 | 0,5 | Познавательная игра | 3.04 | |
-
| Как писать письма, поздравления. Напиши мне письмо. | | 1 | Проект | 10.04 | |
-
| Обучение слушанию. То же слово, да не так бы молвить. | 1 | | Проект | 17.04 | |
-
| Настроение, чувства, тон говорящего | 1 | | Сценка | 24.04 | |
-
| Говорящий взгляд | 0,5 | 0,5 | | 8.05 | |
-
| Общение с младшими | 1 | | Беседа | 15.05 | |
-
| Общение с одноклассниками и ровесниками. | 0,5 | 0,5 | Беседа | 22.05 | |
-
| Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях» | | 1 | Инсценировка | 29.05 | |
Всего | 20ч | 14ч | | | |
Итого: 34 часа | | | |
Литература и источники для учителя
«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр. / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. /методическое пособие / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
Герасимова, В.А. Классный час играючи. /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125
Парусникова, И.В. Речь и культура общения. /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
ФГОС Программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ, июль 2009.
Литература для учащихся
«Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Вредные советы» Г. Остер
«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
«Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Электронный ресурс
festival.1september.ru
pedsovet.org
Prezentacik.com
www.edu.ru
www.ict.edu.ru
www.it-n.ru
www.kinder.gorod.ru
www.openet.edu.ru
www.razvivashki.ru
www.schooi.edu.ru