СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для индивидуального обучения с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

задачи: знакомство с различными материалами для лепки,развитие мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
«Программа для индивидуального обучения с детьми ОВЗ»

МБОУ «ЫКСОШ№2 имени Д.А.Петрова»





















«Я-творец»


(Программа для слабослышащей ученицы 7класса

Большаковой Киры)



Три года обучения






Составила:

учитель технологии, изо Петрова А.П.









2014 г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Разделы

Содержание


Полное наименование программы

«Я-творец»


Руководитель

Петрова Александра Петровна


Цель программы

Создание коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.


Направленность

Социально-педагогическая


Срок реализации программы


3 года

Вид

Экспериментальная


Уровень реализации

начальное среднее общее образование


Уровень освоения

Общеразвивающий


Способ освоения содержания образования


Репродуктивный, эвристический для основной части.

Краткое содержание программы

Знакомство с различными материалами, способами и приемами лепки.






Программа

Контингент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1.Дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях.

2.Дети, обучающиеся в коррекционных школах;

3.Дети, находящиеся на домашнем обучении.

4.Необучаемые дети.




Цель программы

Создание коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.

Задачи программы

Образовательные:

-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

-развивать индивидуальные способности обучающихся;

-расширять возможности для самореализации личности обучающихся;

-способствовать формированию у обучающегося определенного уровня знаний и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к труду;

-воспитывать любовь к народным традициям;

-воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);

-формировать чувство самоконтроля.

Познавательные:

-развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;

-дать практические навыки работы с различными материалами для лепки.

Развивающие:

-развивать творческие способности обучающихся;

-содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;

-развивать мелкую моторику рук;

-способствовать развитию практических навыков (рисунок, лепка);

-уметь подбирать гармоничные цвета и оттенки, навыки работы с любым материалом, используемым для лепки.

Мотивационные:

-создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

-развивать активную деятельность.

Эстетические:

-развивать эстетический и художественный вкус у обучающихся;

-воспитывать аккуратность, культуру поведения;

-формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества (выставки).

Социально-педагогические:

-выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование их внимательного и ответственного отношения к выполнению своих работ.






Учебно – тематическое планирование занятий


1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ


Основными задачами первого года обучения являются:

1. Знакомство с различными материалами для лепки.

2. Развитие практических навыков (рисунок, лепка);

3. Привитие правильных способов и приемов лепки.

4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, речи;

5. Развитие мелкой моторики, тренировка захвата пальцев.

6. Улучшение пространственного восприятия.


На первом этапе используется лепка мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Изготовление мелких элементов - важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности и тщательности выполнения работы.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с историей соленого теста. Базовые формы. Изготовление арбуза.

2


2

«Сказочные персонажи». Аппликация из соленого теста.

1

5

3

«Булка, белка, бегемот».

1

5

4

Веточка вишни.

1

5

5

Кувшин

1

3

6

Баночка-копилка «Домик».

1

5

7

Сувенир «Ёж».

3

5

8

Жук.

1

5

9

Змея. Змейка в подсвечнике.

1

5

10

Игольница. Игрушечная еда.

1

5

11

Ключница «Золотой ключик».

1

5

12

Лукошко. Оформление выставки.

1

5

ВСЕГО: 68 ЧАСОВ

Требования к обучающимся по окончанию первого этапа обучения:

Дети должны знать и уметь:

– уметь изготавливать тесто для поделок, знать условия хранения;

– знать основные базовые формы;

– знать способы окрашивания работ, аккуратно оформлять работу, варьируя красками.





2-ой год обучения


Основными задачами второго года обучения являются:

1. Знакомство с различными видами лепки.

2. Развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание.

3. Пробуждение фантазии и воображения.

4. Развитие мелкой моторики, тренировка захвата пальцев.

5. Активизация словаря.

6. Улучшение пространственного восприятия.



На втором этапе изготавливаются простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны, бисеры – это распространенные украшения. Они выглядят очень эффектно даже без окраски. Как правило, их украшают мелкими орнаментальными деталями, но могут привлекаться и различные природные материалы – например, мелкие засушенные цветы. Для подвешивания готовых композиций можно использовать специально подобранные яркие цветные ленточки.




Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

1

Сувенир «Сердечко».

1

5

2

Сувенир из бисера «Сердечко с цветами».

1

5

3

Сувенир «Сердечко – календарь»

1

5

4

Кольцо с лилиями.

1

5

5

Кольцо с фруктами.

1

5

6

Кольцо с сухими цветами.

1

5

7

Подкова из замши

1

5

8

Подкова с цветами.

1

5

9

Подкова «с животными»

1

4

10

Бабочка

1

4

11

Стрекоза

1

4

12

Выставка работ

1

4

ВСЕГО: 68 ЧАСОВ




Требования к обучающимся по окончанию второго этапа обучения:

Дети должны знать и уметь:

– знать основные базовые элементы, уметь оформлять их в одну композицию;

– самостоятельно изготавливать сувениры, подарки по собственному замыслу и образцу.



3-ий год обучения



Основными задачами третьего года обучения являются:

1. Развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание.

2. Пробуждение фантазии и воображения.

3. Развитие мелкой моторики, тренировка захвата пальцев.

4. Активизация словаря.

5. Улучшение пространственного восприятия.


На третьем этапе осуществляется переход к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из различных народных сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаются с помощью шаблонов.



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

1

Натюрморт «По грибы».

1

5

2

Натюрморт «Осенний листопад»».

1

5

3

Натюрморт «Овощи».

1

5

4

Натюрморт «Фантазийное дерево».

1

5

5

Панно «Домовёнок».

1

5

6

Панно «Сказочная белка».

1

5

7

Панно «Губка Боб».

1

5

8

Панно «Друзья».

1

5

9

Панно «Ягода-малина».

1

4

10

Панно «Цыплята».

1

4

11

Панно «Розы».

1

4

12

Картина «Совята».

1

4

ВСЕГО: 68 ЧАСОВ

Требования к обучающимся по окончанию третьего этапа обучения:

  1. Знание видов декоративно-прикладного искусства.

  2. Последовательность технологического процесса.

  3. Основные приемы лепки, значение терминов.

  4. Организация рабочего времени, умение пользоваться инструментами.

  5. Самостоятельное нахождение приемов решения творческих заданий.

  6. Создание новых композиций из усвоенных старых элементов.




































Тематическое планирование

Тема занятия

Цель занятия

Т

П

Всего

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с новыми приемами работы с соленым тестом.

1

3

4

2.

Пластический способ лепки «Веселые котята».

Знакомство с новым способом лепки (лепка из целого материала более мелких деталей).

1

3

4

3.

Пластический способ лепки «Мир морских животных».

Отработка переключения работы руки с одного элемента на другой.

1

3

4

4.

Пластический способ лепки «Колобок».

Знакомство с геометрическими фигурами (шар, квадрат, куб, овал, цилиндр и др.)

1

3

4

5.

Пластический способ лепки «Красивые бусы».

Знакомство с геометрическими фигурами (шар, овал)

1

3

4

6.

Закрепление пройденного материала «Сказочные герои».

Отработка переключения работы руки с одного элемента на другой.

1

3

4

7.

Конструктивный способ лепки «Веселые человечки».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

8.

Конструктивный способ лепки «Мир животных».

Освоение сложных формообразующих приемов лепки.

1

3

4

9.

Конструктивный способ лепки «Осенний сад».

Освоение сложных формообразующих приемов лепки.

1

3

4

10

Закрепление пройденного материала «Мультипликационные герои».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

-

6

6

11.

Экскурсия в музей.

Знакомство с народными промыслами Великого Устюга.

2

-

2

12.

Комбинированный способ лепки «Колокольчики».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

13.

Комбинированный способ лепки «Волшебные деревья».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

14.

Закрепление пройденного материала: «Слоненок».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

15.

Образы природных явлений «Зимнее волшебство».

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

16.

Образы природных явлений «Снежные узоры».

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

17.

Образы природных явлений «Новогодние фантазии».

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

18.

Творческая работа.

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

19.

Ленточный способ лепки «Кувшин».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

20.

Ленточный способ лепки «Чайник».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

21.

Ленточный способ лепки «Домашняя утварь».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

22.

Закрепление пройденного материала «Теремок».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

23.

Народные промыслы и народное искусство «Свистульки, колокольчики, сказочные птицы и звери».

Осмысленное использование видов и способов лепки в сюжетных и орнаментальных композициях.

1

3

4

24

Творческая работа.

Закрепление и развитие навыков образного мышления.

1

3

4

25.

Способ кругового налепа «Сосуды».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

26.

Способ кругового налепа «Вазоны».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

27.

Закрепление пройденного материала «Посуда».

Освоение новых приемов и методов лепки.

1

3

4

28.

Рельефные композиции «Панно с фруктами, живописное описание тарелок».

Осмысленное использование видов и способов лепки в сюжетных и орнаментальных композициях.

1

3

4

29.

Народные обряды и обычаи, праздники. Темы русских сказок. «Свистунья».

Закрепление и развитие навыков образного мышления, использование способов и приемов обработки соленого теста в создании композиции.

1

3

4

30.

«Масленица».

Отработка приемов движений руки при вылепливании конструкций, сложных конфигураций.

1

3

4

31.

Закрепление пройденного материала «Пасхальное яйцо».

Закрепление навыков образного мышления, использование способов и приемов обработки соленого теста в создании композиции.

1

3

4

32.

Сезонные природные явления «Весна».

Создание композиций по сюжетам времен года: весенние сюжеты.

1

3

4

33.

Сезонные природные явления «Весенние тропинки».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

34.

Сезонные природные явления «Первоцветы», «Подснежники».

Отработка приемов и способ декоративной лепки.

1

3

4

35.

«Лесное лукошко».

Отработка приемов последовательности в лепке.

1

3

4

36.

Закрепление пройденного материала.

Выставка работ.

Подготовка и оформление выставки.

1

3

4

Итого:

36 ч.

108 ч

144 ч.


Знания и умения к концу второго года обучения:

  1. Знание современных видов декоративно-прикладного искусства.

  2. Последовательность технологического процесса.

  3. Основные приемы лепки.

  4. Терминология, связанная с приемами и способами лепки.

  5. Правильная организация рабочего места.

  6. Правильное пользование специальным инструментом.

  7. Составление эскиза заданного предмета на бумаге.

3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ



Тематическое планирование


Тема занятия

Цель занятия

Т

П

Всего

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

Повторение технологического процесса.

1

1

2

2.

Пластический способ лепки: сказочные персонажи – герои басен Ивана Андреевича Крылова.

Лепка из целого материала более мелких деталей, переключение работы руки с одного элемента на другой.

1

1

2

3.

Пластический способ лепки «Петух и Жемчужное зерно».

Лепка из целого материала более мелких деталей, переключение работы руки с одного элемента на другой.

1

3

4

4.

Пластический способ лепки «Стрекоза и муравей».

Лепка из целого материала более мелких деталей, переключение работы руки с одного элемента на другой.

1

3

4

5.

Пластический способ лепки «Ворона и лисица».

Лепка из целого материала более мелких деталей, переключение работы руки с одного элемента на другой.

1

3

4

7.

Конструктивный способ лепки: «Грибы из лукошка»: Мухомор, белый гриб, подберезовик, рыжик, лисичка

Отработка переключения работы руки с одного элемента на другой.

1

3

4

8.

Конструктивный способ лепки «В гостях».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

9.

Ленточный способ лепки «Ваза», «Чашка».

Отработка приемов и методов декоративной лепки.

1

3

4

10.

Ленточный способ лепки «Ваза с природным орнаментом».

Отработка приемов и методов декоративной лепки.

1

3

4

11.

Комбинированный способ лепки «Веточка акации».

Освоение сложных формообразующих приемов лепки.

1

3

4

12.

Комбинированный способ лепки: панно «Рыбки из аквариума».

Освоение сложных формообразующих приемов лепки.

1

3

4

13.

Комбинированный способ лепки «Лесные ягоды»: черника, земляника, брусника.

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

14.

Закрепление пройденного материала: панно «Божья коровка».

Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

15.

Образы природных явлений «Волшебные деревья».

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

16.

Образы природных явлений «Снежинки».

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

1

2

17.

Образы природных явлений «Новогодняя елка».

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

18.

Образы природных явлений «Снеговик»

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.

1

3

4

19.

Закрепление пройденного материала «Новогодние герои»: дед Мороз, снегурочка.

Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов. Отработка точности в движении рук при вылепливании фигурок, примазывании дополнительных элементов.

1

3

4

20.

Экскурсия на выставку новогодних игрушек.

Анализ своих работ и работ других детей.

2

-

2

21.

Венок с цветком.

Использование видов и способов лепки в орнаментальных композициях. Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях.

1

3

4

22.

Венок с птицей.

Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях.

1

3

4

23.

Венок-подставка.

Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях.

1

3

4

24.

Ажурная плетенка.

Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях. Отработка приемов последовательности в лепке.

1

3

4

25.

Куколки на палец: клоун, доктор, пират, инопланетянин. Творческая работа.

Закрепление навыков лепки всеми способами.

Развитие фантазии, воображения.

2

10

12

26.

Гибкие фигуры: кукла, клоун, пьеро.

Творческая работа.

Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

2

8

10

27.

Пляшущий жираф.

Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

28.

Пляшущая корова.

Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

29.

Пляшущий слон.

Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

30.

Пляшущий клоун.

Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

1

3

4

31.

Закрепление пройденного материала. Творческая работа.

Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.

-

2

2

32.

Сюжетная композиция «Огородное пугало».

Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.

1

3

4

33.

Сюжетная композиция «Мир моих увлечений».

Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.

1

3

4

34.

Сюжетная композиция «Композиция из подсолнухов» .

Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.

1

3

4

35.

Сюжетная композиция «Веселый клоун».

Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.

1

3

4

36.

Сюжетная композиция «Аквариум».

Закрепление умения строить композицию.

-

2

2

37.

Выставка работ

Анализ своих работ.

2

-

2

Итого:

38

106

144 ч.















Мониторинг


Цель: Выявление динамики личностного развития ребенка, как одного из важных показателей качества организации образовательной деятельности в детском объединении.

Мониторинг осуществляется в тесном сотрудничестве педагога дополнительного образования, методиста и заместителя директора по учебно-воспитательной работе (приложение 5).


1 год обучения

Для наблюдения за динамикой личностного развития подобраны отдельные методики диагностики личностной сферы обучающегося:

  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

  • Диагностика страхов "Два домика» (А.И. Захаров).

  • Диагностика межличностных отношений (по Р. Жилю).

  • Карта анализа поведения ребенка на занятиях.

  • Диагностика самооценки "Лесенка".

  • Диагностика развития моральных оценок и суждений (по С.Г. Якобсону, Ж. Пиаже).

2 год обучения

В качестве показателей дальнейшего личностного развития обучающегося на 2-й год обучения определены следующие приоритетные направления:

1.Личностное развитие ребенка:

  • свойства и качество личности (способности, характер, самооценка);

  • творческие способности.

2.Развитие чувства детской группы (при участии в совместных мероприятиях с другими детскими объединениями Дома детского творчества)

  • социально- психологический климат в детском коллективе;

  • сплоченность.

Для осуществления мониторинга будут использованы личностные опросники и тесты креативности:

  • Тест Поля Торренса ("Незавершенные фигуры").

  • Методика "Лесенка".

  • Тест - опросник для измерения потребности в достижениях.


3 год обучения

Для проведения комплексного психолого - педагогического изучения личностного развития будет применяться определенный набор конкретных диагностических методик. Изучение планируется проводиться по следующим параметрам:

  • творческие способности ребенка;

  • самооценка личности;

  • нравственно- волевые черты характера( организованность, трудолюбие, коллективизм);

  • когнитивность - познавательные черты характера (любознательность, эстетическое развитие);

  • коммуникативно-организаторские способности;

  • потребность в движении;

  • социально - психологический климат в кантакте с детскими коллективами ДДТ.


Для родителей подобраны анкеты:

1.Анкета «Мир увлечений моего ребенка».

2.Опросник «Направленность личности».

3.Анкета «Степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДДТ».


ПРИМЕЧАНИЕ:

В ходе реализации программы для определения динамики личностного развития обучающегося возможно применение других методик.



Документация детского объединения

1.Образовательная программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: социально-педагогическое).

2.Заявление родителя ребенка на обучение по индивидуальной программе (ОВЗ).

3.Портфолио обучающегося.

4.Справка медицинская на ребенка (о необходимости индивидуального обучения).

5.Копия удостоверения на ребенка.

6.Договор о получении индивидуального дополнительного образования ребенком с ОВЗ.

7.Индивидуальная программа реабилитации ребенка.

8.Социальная карта семьи.











БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:
1. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
2. Выготский Л. С. Психология искусства, М.: 1998, с. 81
3. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).
5. Ким Е. Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.2, М., 1992, с. 51
6. Кратохвин Т.В. Реабилитация: своевременность и комплексность / Ин-т педагогических инноваций РАО. – М., 1998. – 300 с.
7. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – Москва, 1978 г.
8. Никитин В. А. Основы православной культуры, с. 19.
9. Практикум по арттерапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт- Петербург, 2000, с.15.
10. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с.
11. Фрейд З. Леонардо да Винчи М., 1912, с. 14.

Дополнительная литература:
1. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А., Ширинский В.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе "Детская личность". - М.: НИИ семьи, 1997.-112 с.
2. Бакланова Т.И. «Самодеятельное художественное творчество в СССР» М-1986г. С.31-34.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.
4. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. - СПб.: СПб ГУН, 1999. - 164 с.
5. Великолуг Т. Региональная модель: Архангельская область // Социальная работа. - 1996. - №1(8). - 37-38.
6. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение. - М.: Дом, 1999. - Ч. 1. - 124 с.
7. Ерохин В.П. Принцип спонтанности и творчество. (Арттерапия в школе с интегративным обучением) / Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью. - М.: Институт педагогических инноваций, 1998.-С 159-163.
8. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Центр дошкольного детства им. А.В. Запорожца, 1995. - 115 с.
9. Карандаева Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М, 2000.
10. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. - М., 1997. -218с.
11. Каргин А.С, Хренов Н.А. К вопросу о комплексном исследовании досуга в истории отечественной культуры / Традиционные формы досуга: История и современность. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1994. - 7-37.
12. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. - М: Государственный центр русского фольклора, 1993. - 164 с.
13. Морова Н.С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. -М., 1997.
14. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, А.П. Воронова и др. - СПб: Образование, 1995. - 196 с.
15. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2000. - 160 с.
16. Попова Е.А. Праздник и праздничное поведение // Начальная школа. - 1999.-№12.-С. 17-22.
17. Равич Р. Лечение радостью // Будь здоров! - 1999. - №11. - 5-9.
18. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. - Ростов- на-Дону, 1993.-И 8с.
19. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Под ред. А.И. Осадчих.-М., 1997.- 182 с.
20. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов / ООН. - М.: РИО "Надежда", 1994. - 83 с.
21. Торохтий B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000. - Ч. 2. -216 с.
22. Чистова А.Б. Социальная реабилитация детей с проблемами здоровья средствами эстетического воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. - СПб, 1999. - 24 с.
23. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Алферова Н.Н. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства:
24. Шумакова Н.Б., ГДербо Н.П., Щебланова Е.И. Тест творческого мышления П.Торренса. - М., 1990.

Периодические издания:
1. Алексеечева Н.Н. Формы и методы социально-психологической и педагогической помощи детям-инвалидам / Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - 211-215.
2. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. - М., 1970. - Вып. 3 - 25-40.
3. Афанасьев С. «Методика организации конкурсов»//Воспитание школьников вып.№-3. М-2001. с.18-24.
4. Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие / Сост. Л.В. Шамина. - М.: Республиканский центр русского фольклора, 1992. - 100 с.
5. Образование инвалидов: Межвузовский сб. научных трудов. - М.: Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, 1994. - 116.
6. Последовательная политика реабилитации инвалидов: Типовая программа реабилитации и интеграции для национальных государственных органов. -Страсбург, 1992.-64 с.
7. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - 51-56.
8. Средства и методы реабилитации детей с особенностями в развития и инвалидностью: Сб. научных, проектных и методических материалов, Ин-т педагогических инноваций РАО. – М., 1998. – 300 с.
9. Методические рекомендации; 2-й год обучения. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.-78 с.

Энциклопедии и словари:
1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1994.-1628 с.
2. Детство: Краткий словарь-справочник / Под общ. ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. - М.: Дом, 1996. - 136 с.
3. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В,В. Давыдов. - М.; Большая Российская энциклопедия, 1993. - 603 с. - Т. 1. - 357.
5. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / Сост. СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Л.К. Синцова. Барнаул: Алтайский региональный научный центр СО РАО, 1997. - 64 с.
6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Советская энциклопедия, 1935 - Т . 1. - 1566 с.
7. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1939 - Т. З . - С . 1302.
8. Психологический словарь / Под ред. В.В. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-пресс, 1996. -- 440 с.
9. Психология. Словарь / Под общ. ред. В.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
10. Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005.
11. Энциклопедический словарь: В 2 т. / Ред. Б.А. Введенский. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 2. - 736 с.
12. Энциклопедия психологических тестов - 2. - М: Терра-Книжный клуб, 2000. - 400 с.


Интернет ресурсы:
www.wikipedia.ru
www.portalus.ru
www.webcommunity.tu
www.artreb.ru
www.reabilliteishn.ru
[1] Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с.
[2] Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 227 с.
[3] Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. – 51.
[4] Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / Сост. СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Л.К. Синцова. Барнаул: Алтайский региональный научный центр СО РАО, 1997. - 64 с.
[5] Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. – 56с.
[6] Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3 – 33с.
[7] Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3 – 47с.
[8] - Средства и методы реабилитации детей с особенностями в развития и
инвалидностью: Сб. научных, проектных и методических материалов,
Ин-т педагогических инноваций РАО. – М., 1998. – 300 с.
[9] - Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.:
Советская энциклопедия, 1935 - Т . 1. - 1566 с.
[10] - Энциклопедический словарь: В 2 т. / Ред. Б.А. Введенский. - М.:
Советская энциклопедия, 1964. - Т. 2. - 736 с.
[11] - Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005.






Список литературы для работы педагога:


1.Азбука соленого теста/Ольга Чибрикова. - М.:Эксмо, 2009.-144с.

2.Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Смоленск: Русич, 2001 г.

3.Кискальт Изольда. Соленое тесто - «АСТ – ПРЕСС», Москва-2002г.

4.Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. Санкт-Петербург: Кристалл, 1997г.

5.Лепим из пластилина. Автор-составитель З. Марина; худ. А.Соловьев. – СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. -224с.

6.Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.:Эксмо, 2007.-224с.

7.Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотерапии. СПб., изд. «Питер», 2000.

8.Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Поделки из пластилина. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2010.-120с.




Список литературы для детей и родителей:


1.Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». М.: «Агар», 1999.

2.Аракчеева Н.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М.: Малыш, 1980.

3.Боголюбов И.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке». М.: «Просвещение», 1979.

4.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М.: «Искусство», 1975.

5.Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2001.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1988.
















ГЛОССАРИЙ


Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Витагенность – жизненная определенность.

Инвалидность (Ограниченные Возможности Здоровья) - препятствие, ограниченность деятельности человека из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Конструктивное мышление – умение спроектировать выполнение изделия.

Метод обучения – определенный способ взаимодействия деятельности педагога и обучающегося.

Образ – передача при помощи решения в материале каких-то качеств, черт характера, сказочности, необычности, имеет качество выразительности персонажа.

Последовательность лепки – целесообразное выполнение операций в определенном порядке.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества.

Педагогический комплекс – совокупность связанных между собой способов, приемов, средств, и видов деятельности педагога и обучающегося.

Принцип обучения – это основные положения, руководство которыми обеспечивает эффективное функционирование педагогической системы.

Пропорции, соразмерность – отношение частей фигуры друг к другу и к целому.

Пластика – плавные переходы от крупной части к мелкой, плавное перетекание одной формы в другую.

Реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, трудовых и образовательных мероприятий в целях приспособления больного к деятельности в обществе на максимально возможном для него уровне.

Рельеф – это выпуклое изображение предмета, выступающее над плоскостью (фоном).

Социальная реабилитация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Содержание педагогической деятельности – это описание деятельности в комплексе знаний, умений, навыков, а также организационной стороны, необходимой для ее осуществления.

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Творческая реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Терапия – процесс (желаемый но не всегда досягаемый) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов.

Технология - строгая последовательность производственных операций которую необходимо выполнить на оборудовании определённого класса с использованием необходимых материалов.

Форма – силуэт изображаемого объекта.

Художественный вкус – эстетическое гармоничное восприятие красоты, умение ее передавать.

Цель педагогической деятельности – мысленное представление конечного результата.