СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования детей «Школьный краеведческий музей истории образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы - создать условия для возрождения духовных традиций России с запечатлением в сознании ребенка таких понятий, как Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой. Для достижения цели программы «Школьный краеведческий музей истории становления образования» решаются следующие задачи: - пополнение фондов музея; - сбор и систематизация материалов; - углубленное изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения; - экскурсии по экспозициям; - экскурсии по школе; - музейные занятия с элементами самостоятельной работы учащихся; - занятия с элементами исследовательской работы; музейные уроки. 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей «Школьный краеведческий музей истории образования»»

20


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

« Гимназия№8»

Краеведческий музей « История становления образования в г. Рубцовске»













Учебная программа дополнительного образования детей

«Школьный краеведческий музей истории образования»


Возраст участников:11-17 лет

Программа рассчитана на 1 год










автор:
Чеснокова Александра Викторовна,

учитель английского языка


















Рубцовск 2016



Содержание


1. Паспорт программы…………………………………………………………..3


2. Введение………………………………………………………………………..4


3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5


4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………..6


5. Социальные функции школьного краеведческого музея

истории становления образования …………………………………………….6


6. Принципы работы школьного краеведческого музея

истории становления образования ……………………………………….........7


7. Формы работы в школьном краеведческом музее

истории становления образования…………………………………………......7


8. Перечень мероприятий и работ по реализации программы

«Школьный краеведческий музей истории становления образования »…….8


9. Содержание программы «Школьный краеведческий музей истории

становления образования »…………………………………………………….12


10.Учебно-тематический план к программе «Школьный краеведческий музей

истории становлении образования»………………………………………….13


11. Программа курса «Школьный краеведческий музей истории становлении

образования »……………………………………………………………………16


12. Ожидаемые результаты……………………………………………………..19


13. Список литературы………………………………………………………….19















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1. Название программы: «Школьный краеведческий музей истории становлении образования»


2. Автор: Чеснокова Александра Викторовна, учитель английского языка



3. Организация-исполнитель: МБОУ « Гимназия№8» г. Рубцовска,

пер. Гражданский, 52, телефоны: 8 (38557) 4 - 76 - 50 (директор, приемная),8 (38557) 4 - 76 - 71 (завучи по учебной работе, учительская) Факс: (3852)635922,353559
[email protected]
www.educaltai.ru


4. Целевые группы: учащиеся 5-11 классов школы


5. Цель программы: Обеспечить условиями для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развивать творческие и интеллектуальные способности в различных видах музейной деятельности, воспитывать и давать дополнительное образование подрастающему поколению посредством выявления инициативы личности и коллективного творчества, служить целям усовершенствования образовательно-воспитательного процесса.

6.Направленность: Экспозиционная работа, посково-исследовательская и экскурсионно-массовая.


7. Срок реализации программы: 1 год


8. Вид программы: модифицированная
























Введение



Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у молодого поколения и подростков патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Школьный музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами. Школьный музей – это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.



Цели и задачи


Целью данной программы является возрождение духовных традиций России с запечатлением в сознании ребенка таких понятий, как Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой.

Цель музейной деятельности – обеспечение условий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развитие творческих и интеллектуальн6ых способностей в различных видах музейной деятельности, формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; систематизация работы постоянного актива учителей и учащихся при наличии фонда подлинных материалов из истории гимназии.

Для достижения цели программы «Школьный краеведческий музей истории становления образования» решаются следующие задачи:

-пополнение фондов музея;

-сбор и систематизация материалов;

- углубленное изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения;

-экскурсии по экспозициям;

-экскурсии по школе;

-музейные занятия с элементами самостоятельной работы учащихся.

-занятия с элементами исследовательской работы;

-музейные уроки.

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.


Ресурсное обеспечение программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Лекторская группа. Работая в тесном сотрудничестве, выполняют следующие функции:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм

реализации программы;

- координирует взаимодействие исполнителей программы и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.

-Социально - экономическая эффективность программы.

-Количественное и качественное развитие школьных музеев.

Социальные функции школьного музея

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, исследовательская работа, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно–краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.










Принципы работы школьного краеведческого музея истории

становления образования

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.



Формы работы в школьном музее



Учебная работа: Воспитательная работа:

- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;

- уроки в музее; - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее; вне музея;

- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;

- экскурсии, встречи в музее



















Перечень мероприятий и работ по реализации программы

«Школьный краеведческий музей истории образования» на 2012-2013 учебный год


Мероприятия, содержание работы

сроки

ответственные

  1. Создание базы, условий для работы музея

  1. Составление сметы расходов.

  2. Приобретение необходимых для работы канцтоваров

Сентябрь 2011

Январь 2012

А.В. Чеснокова

  1. Общие вопросы.

Проведение работы музея на основании Программы развития воспитания в МОУ «Гимназия № 8

г. Рубцовска » на 2008 – 2012 годы

  1. Планирование работы музея на год.

  2. Обновление стендов и экспозиций музея.

  3. Пополнение фонда музея через сотрудничество с руководителями кафедр.

постоянно









постоянно





А.В. Чеснокова

Совет Музея

  1. Организационно – массовая работа в музее гимназии.

  1. Совершенствование работы музея по созданию видеотеки, библиотеки. Использование имеющегося материала при проведении экскурсий, лекций.

  2. Ведение протоколов заседаний Совета музея гимназии, Детского совета музея гимназии.

  3. Совершенствование работы Детского совета музея гимназии:

  • Обновление его состава

  • Проведение учёбы для членов Совета

Утверждение плана работы Совета. Совместно со взрослым Советом музея принимать участие в подготовке и проведении презентации материалов музея.

  1. Создание Попечительского Совета музея гимназии.

  2. Подготовка и проведение мероприятий на тему: «Год учителя», «Год космонавтики», «Уроки Мужества»,

  3. Торжественное открытие мемориальной доски на фасаде гимназии.(памяти выпускника гимназии Д.В. Лысцева)

  4. Проведение видеоинтервью с ветеранами педагогического труда гимназии «Сердце отданное детям»


Сентябрь-октябрь2012





постоянно




ежеквартально





сентябрь 2012







В течение года

А.В. Чеснокова

Совет Музея









А.В. Чеснокова

Совет Музея






А.В. Чеснокова

Совет Музея





А.В. Чеснокова

Совет Музея

С.А Кайгородов

  1. Экскурсионная, лекторская работа



«Благородной профессии посвящается…» День знаний


Сентябрь

А.В. Чеснокова

Совет Музея, Лекторская группа


День российской гвардии: история праздника (2 сентября) Лекция – беседа




«История нашей школы» Экскурсия, лекция



«Это не должно повторяться» (ко дню солидарности в борьбе с терроризмом –

3 сентября) Слайдовая презентация.




Славные страницы истории.

( Куликовская битва, А. Невский, Бородино … Лекция – беседа, слайд. Презентация




Наш город – Рубцовск! Лекция – беседа, посвящённая дню города




«Участники ВОВ – педагоги, наши земляки», лекция – беседа




«Учительница первая моя…», творческие работы, лекции.

октябрь

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


Торжественное открытие мемориальной доски, посвящённой Лысцеву Д.В. на фасаде гимназии.

октябрь

Совет музея

«Учительские династии нашей гимназии» Экскурсия, лекция



Праздничная программа ко дню учителя



Выпуск газеты: «С праздником, мудрые наставники!» (ко дню учителя)




Учителями славится гимназия (экскурсия)



Будем верны традициям Отечества (тематическое мероприятие посвящённое Дню народного единства) Сл. презентация, лекция


Ноябрь

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Желаем счастья вам!» литературный журнал, посвящённый Дню Матери




«Ни шагу назад! Фашизм покоривший Европу, был остановлен здесь!» Сл. Презент. Сталинград


декабрь

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Мой выбор – нет наркотикам» Лекция




«Победа под Москвой», сл. презентация



« День героев Отечества», Герои ВОВ – наши земляки, рубцовчане. Лекция – беседа



«Подвиг Молодой Гвардии», лекция – беседа




«Государственная символика России», сл. Презентация




«Скоро, скоро Новый год…» наши поздравления.




«Рождественская звезда» история праздника. Лекция.




«Солдатские матери», лекция – беседа


Январь

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Их именами названы улицы г. Рубцовска»



Дневник Тани Савичевой. лекция



«Был город фронт, была блокада» (27 января – день снятия блокады Ленинграда)




«Дорогами Афгана», лекция – беседа посвящённая выводу Советских войск из Афганистана

«Служил как сердцу было велено…»


февраль

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Любовью согретые души»(14 февраля: история праздника)




«Солдатушки, бравы ребятушки», Слайд. Презентация, посвящённая 23 февраля




23 февраля – День защитника Отечества, лекция




Армия России - на службе отечества (совр. Армия, рода войск), сл. Презентация




«Калашников – великий оружейник, наш земляк», лекция




«Азбука вежливости, или этикет на каждый день», лекция-беседа


март

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Весеннее поздравление» (8 марта)



«Загляните в мамины глаза…»Поздравления к международному женскому дню




Правовой статус несовершеннолетних. Лекция



1 апреля- день смеха: истории праздника, лекция – беседа.




«Земля – наш дом», экологический вестник


апрель

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Бухенвальдский набат. 11 апреля – день узников фашистских концлагерей» сл. Презент



«Первый космонавт», посвящается Дню космонавтики




Наш земляк – Г. С. Титов



«Опасный огонь», беседа - лекция




«Обвиняется фашизм», (принципы идеологии, План «Ост», Нюрнбергский процесс), сл презент, лекция, беседа.



Праздник весны и труда: история праздника.


май

А.В. Чеснокова

Совет Музея, лекторская группа


«Салют, Победа!» сл.презентация




«Солдатские матери», лекция.



«Подвиг Молодой Гвардии» Лекция беседа




«Детство, опаленное войной» Сл. Презент, лекция.




День музея. Лекция, праздничная программа




День славянской письменности и культуры. Лекция- беседа



  1. Фондовая работа



  1. Продолжение ведения инвентарной книги

  2. Ведение обработки поступающих материалов согласно инвентарной книги

  3. Продолжение пополнения фондов музея через ксерокопии документов, фотографий.

  4. Ведение летописи гимназии

В течении года


  1. Поисковая работа



1. Продолжение работы по сбору информации о ветеранах педагогического труда, её истории

В течении года


VII. Экспозиционно-выставочная работа



1. Оформление и отражение на стендах музея работы кафедр гимназии: естественнонаучной, иностранных языков, социально-гуманитарных дисциплин, дополнительного образования.

2. Оформление стендов музея, отражающих жизнь классных коллективов(5-х, 6-х, 7-х, 10-х, 11-х)

В течении года


VIII. Культурно - массовая работа



1. Проведение встреч ветеранов педагогического труда с членами Детского Совета музея.

2. Участие в проведении заседаний детского Совета городского музея образования

В течении года


IX. Исследовательская работа

1. Выполнение творческих и исследовательских работ учащимися гимназии, для участия в мероприятиях, предложенным городским музеем образования.

2. Участие в городском конкурсе «Интеллектуал»



В течении года





Апрель


X. Собирательная работа

1. Продолжение изучения творческого пути работников образования, выпускников гимназии.

2. Пополнение фондов экспонатами и новыми материалами

постоянно



Содержание программы «Школьный краеведческий музей истории становлении образования»


Программа «Школьный музей Истории становлении образования» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся такие знания, необходимые:

- для реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- для осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- для организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей Истории становлении образования» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей Истории становлении образования ».

Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.

Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейно-краеведческих задач.

Таким образом, программа «Школьный музей Истории становлении образования» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

    1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

    2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно-воспитательного и досугового центра.

    3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по программе, учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы не возможности использовать какие-либо из рекомендованных изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.

Учебно-тематический план к программе «Школьный краеведческий музей истории становления образования»


№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. Музей – хранитель наследия всех веков

16

21

35

2. Функции школьного музея

2

-

2

3. Организация школьного музея

2

8

10

4. Понятие термина « фонды музея»

4

4

8

5. Комплектование фондов школьного музея

4

10

14

6. Наша школа в истории края

2

6

8

7. Фонды школьного музея

2

7

9

8. Формы работы в школьном музее

2

6

8

9. Культурное наследие родного края

8

12

20

10. Военная слава земляков Рубцовчан

4

8

12

11. Экспозиция школьного музея

4

10

14

12. Тексты в музейной экспозиции

1

3

4

13. Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии

4

6

10

14. Экскурсионная работа в школьном музее

2

10

12

15. Городской семинар руководителей школьных музеев

5

-

5

16. Мастер-класс для руководителей школьных музеев

2

-

2

17. Подготовка к семинару руководителей школьных музеев школ города «Исследовательская деятельность школьных музеев»

2

-

2

18. Семинар руководителей школьных музеев школ города «Исследовательская деятельность школьных музеев»

4

-

4

19. Анализ мероприятия

1

-

1

20. Подготовка к конкурсу «Хранители русской славы»

2


2

21.Конкурс

4

-

4

22.Анализ мероприятия

1

-

1

23Разработка положения о Конкурсе методических разработок мероприятий школьных музеев к

65-й годовщине ВОВ

2

-

2

24.Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе школьных музеев города

8

-

8

25.Смотр работы школьных музеев города совместно с Областной Ассоциацией школьных музеев (5 раз в год)

11

-

11

26.Подготовка семинара для руководителей школьных музеев «Проектная деятельность в школьных музеях»

-

2

2

27. Семинар для руководителей школьных музеев «Проектная деятельность в школьных музеях»

4

-

4

28. Анализ мероприятия

1

-

1

29. Подготовка к Городской Олимпиаде по краеведению.

1

-

1

30.Городская Олимпиада по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению

4

-

4

31. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению

1

-

1

32. Конкурс исследовательских работ по краеведению

5

-

5

33. Анализ мероприятия

1

-

1

34. Подготовка к семинару «коллекционирование древностей». Значение музеев для развития современного общества

8

-

8

35. Мониторинг участия музеев школ города в Месячнике военно-патриотического воспитания молодёжи

3

-

3

36.Анализ результатов

1

-

1

37.Подготовка к семинару молодых руководителей школьных музеев

1

-

1

38.Семинар молодых руководителей школьных музеев «Фондовая работа в школьном музее»

5

-

5

39.Конкурс

4

-

4

40.Анализ мероприятия

1

-

1

41.Текущий контроль авторских программ руководителей школьных музеев. Анализ результатов

2

-

2

42.Подготовка к семинару

1

-

1

43.Семинар «Развитие познавательной деятельности школьников через образовательные программы школьного музея». Анализ мероприятия

4

-

4

44. Исследовательская работа в музее и за его пределами.


4

-

4

45. Анализ мероприятия

1

-

1

46.Подготовка к открытию мемориальной доски « Памяти-Д. Лысцева»

3

-

3

47.Подведение итогов по проведению открытия мемориальной доски « Памяти-Д. Лысцева»

4

-

4

48.Анализ

1

-

1

49. Подготовка к семинару

1

-

1

50.Семинар «

4

-

4

51. Подготовка и проведение

2

-

2

52.Подведение итогов Смотра школьных музеев города

1

-

1

53.Анализ

1

-

1

54.Заседание Совета Музея и Лекторской группы (не менее 4 в год)

8

-

8

55.Заседание актива школьных музеев города (не менее 4 в год)

8

-

8

56.Областные, городские и районные мероприятия

22

-

22

57. Итого:

206

117

309












Программа курса «Школьный краеведческий музей истории становления образования»


Тема 1. Музей – хранитель наследия всех веков (35 часов)

Теоретические занятия (16 часа)

Цели, задачи.

- овладение учащимися практическими навыками поисковой,

исследовательской деятельности;

-  формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

-  формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

-  воспитание музейной культуры, обучение музейной терминологии.

Практические занятия (21часов)

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по выявлению объектов природного наследия родного края.

Тема 2. Функции школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Функции школьного музея: лекторская группа; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способы сбора документации истории природы и общества родного края; формы сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия.

Тема 3. Организация школьного музея (10 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия (8 часов)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование лекторской группы, выбор её руководителя. Обсуждение функций Совета попечителей школьного музея и утверждение его состава.

Тема 4. Понятие термина « фонды музея» (8часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Организация избирательности интересов школьников, более углубленной проработки вопросов, связанных с музейной спецификой, направленных на развитие навыков поисковой, собирательской работы, изучение специальных исторических дисциплин.

Практические занятия (4 часа)

Сбор информации и подготовка к комплектованию музея. Обсуждение собранных материалов.

Тема 5. Комплектование фондов школьного музея (14 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное оборудование. Изучение событий, явлений. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок.

Практические занятия (10 часа)

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

Тема 6. Наша школа в истории края (8 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Ведение летописи школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.

Практические занятия (6 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 7. Фонды школьного музея (9 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основные и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Практические занятия (7 часов)

Разработка структуры музейного собрания, формирование основных и научно-вспомогательных фондов; тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 8 Формы работы в школьном музее (8 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Обновление и оформление экспозиционных стендов.    Поисковая работа.

Научно-исследовательская работа. Работа с фондом музея.

Экскурсионная работа. Работа с сайтом музея.

Практические занятия (6 часов)

Обновление и оформление экспозиционных стендов.

Оформление работ в форме рефератов, докладов, представление результатов работы на краеведческих конференциях, на неделе науки в МБОУ «Гимназия №8»,

использование результатов поиска при оформлении экспозиций, публикации в школьной газете

« Гимназист». Размещение лучших работ на сайте музея. Организация тематических экскурсий.

Тема 9. Культурное наследие родного края (20 часов)

Теоретические занятия (8часов)

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории Алтайского края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия . Мониторинг объектов культурного наследия Алтайского края. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия (12 часов)

Выявление и исследование объектов культурного наследия на территории Алтайского края. Практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия Алтайского края.

Тема 10. Учет и описание музейных предметов (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (6 часов)

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 11. Военная слава земляков (12 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия (8 часов)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы.

Тема 12. Экспозиция школьного музея (14 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (10 часов)

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 13. Тексты в музейной экспозиции ( 4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (3 часа)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 14. Наше природное наследие (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Практические занятия (6 часов)Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для школьного музея.

Тема 15. Экскурсионная работа в школьном музее (10 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Экскурсия как форма  научно-просветительской работы,

удовлетворяющая школьников в получении знаний, способствующая активному

усвоению информации, стимулирующая развитие мышления,

реализуя одновременно с этим стремление подростка к массовым формам восприятия

в кругу сверстников.

Выделяется два основных типа: 1) учебная 2) общеобразовательная.

Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (8 часов)

Разработка текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Тема 16. Дифференцирующие городские мероприятия (125 часов)

Городские мероприятия проводятся согласно годовому плану.

Тема 17. Районные, городские и областные мероприятия (22 часа)

Областные мероприятия проводятся согласно годовому плану.




Ожидаемые результаты работы музея.


  1. Активизация краеведческой, исследовательской работы в гимназии.

  2. Использование материалов музея в учебно-воспитательном процессе.

  3. Взаимодействие музея гимназии с городским музеем образования и городским краеведческим музеем.

  4. умение вести себя;

  5. - воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции;

  6. - знакомство со своей Малой Родиной;

  7. - овладение теоретическим материалом программы.





Список литературы


Аникеева Н.И. Воспитание игрой. - М.,1987.

Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: Методические рекомендации. - М.,1988.

Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

Коваль М.Б. Дети в музее: размышления психолога. Музееведение.

Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика,

практика.- М.,1989.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

Музей и школа: Пособие для учителей. - М.,1985.





































20