СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования детей «Родничок» (экологическое воспитание детей)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 Кижингинский Центр детского творчества

 

 

 

Программа дополнительного образования детей

«Родничок»

(экологическое воспитание детей)

Возраст обучающихся 6 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

 

Автор: Дарибазарон Сэсэгма Будажаповна,

педагог дополнительного образования МУДО Кижингинского Центра детского творчества с. Кижинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Информационная карта

Наименование номинации: «Экологическое образование в учреждении дополнительного образования\начальная школа»

Название программы: Программа дополнительного образования детей «Родничок» (экологическое воспитание детей)

Автор: Дарибазарон Сэсэгма Будажаповна,

педагог дополнительного образования детей муниципального учреждения дополнительного образования Кижингинского Центра детского творчества с. Кижинга

высшая квалификационная категория

педагогический стаж – 33 года

дата рождения: 30 октября 1059 года

Домашний адрес: 671450

Республика Бурятия

Кижингинский район, с. Кижинга

ул. Северная,5

Контактные телефоны: раб. 8 (30141) 32-2-37

                                        Моб.964-497-80 33

Участники программы: учащиеся начальных классов

Срок выполнения программы: 4 года

 

 

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3.Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Опыт реализации: В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей  среде стало более осознанным и адекватным. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Родничок».

Краткое описание программы: Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать.  В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.

 Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.

В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются  методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.

Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их  объединение в практике детей.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов и состоит из 4 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 504 часа.

1-ый год обучения: Организация внеурочной игровой деятельности (72 ч.).

2-ой год обучения:  Природа вокруг нас (144 ч.).

3-ий год обучения: Взаимосвязи в природе (144 ч.).

4-ый год обучения: Организация проектной деятельности с учащимися по  наблюдениям в природе (144 ч.).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Пояснительная записка.

Актуальность

Актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 20 века – воспитание экологической культуры.

В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом  образовании», который ставит своей задачей создание системы  непрерывного экологического образования, является основанием  для разработки эффективных средств  экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно  стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

      Первое знакомство с окружающим миром происходит через детские книжки, очень часто в детской библиотечке можно увидеть красочные книжки Виталия Бианки. В своих произведениях он очень ярко и точно описал природу. Удивительные «сказки – не сказки» могут оказать неоценимую помощь в проведении практических занятий в природе, они способствуют  развитию умений наблюдать в природе, записывать увиденное.

   В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей  среде стало более осознанным и адекватным. Главной задачей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Родничок».

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

ПРОГРАММА «Родничок» ставит перед собой следующие задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3.Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

5. Развитие способности формирования научных, нравственных и правовых суждений по вопросам, связанных  с экологией.

6.Развитие альтернативного мышления  в выборе способов  решения экологических задач и проблем.

7.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

8.Развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.

9.Развитие потребности в ведении здорового образа жизни и стремления к активной практической  природоохранной деятельности.

Основные принципы содержания программы «Родничок»:

1.Принцип научности и доступности.

2.Принцип наглядности и практической направленности.

3. Принцип системности и целостности.

4.Принцип личностной ориентации.

5.Принцип краеведческий.

6.Принцип единства сознания и деятельности.   

 

В настоящее время в школах особо уделяется внимание методам и технологиям проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые направлены на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

   Классификация проектов по ведущему методу деятельности:

  1. информационно-поисковые проекты, которые предполагают сбор и анализ информации по исследуемой проблеме;
  2. исследовательские проекты, нацеливающие на глубокое изучение проблемы;
  3. практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Метод проектов - условие развития творческой личности. 

Новизна. Содержание программы отличается от имеющихся  программ и курсов с экологической направленностью использованием в работе художественных произведений конкретного автора, в нашем случае произведений Виталия Бианки, личностной ориентацией. Программа опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

- Земля - единая экосистема.

- Человек – часть экологической  системы.

- Природные существа и их уникальность вне зависимости от формы проявления.

Программа учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.

Содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

Практическая направленность курса  осуществляется через игровые занятия, через опытническую деятельность и через выход на исследовательские задания. Формы организации деятельности детей разнообразны: групповая, индивидуальная.

    Одним из основных методов обучения являются регулярные и систематические фенологические наблюдения в природе (календарь природы, ведение дневников наблюдений).

Средствами эффективного усвоения программы являются игры (ролевые, тематические, имитационные, дидактические), изготовление поделок из природного материала, рисование, экскурсии и прогулки в природу, конкурсы экологических знаков, опыты и практические работы, изготовление гербариев, коллекций и т.д. Предполагаются различные формы привлечения семьи: участие в практических заданиях, в проведении общешкольных  и кружковых мероприятий.

   Занятия проводятся в доброжелательной и  творческой атмосфере, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Результативность:

Результативность и целесообразность работы по программе «Родничок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик:  в конце каждого  учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, педагогов и родителей по изучению удовлетворённости; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов выступают ежегодные Недели  экологии, традиционные экологические праздники и мероприятия («День синиц», «День птиц», «День Земли»),  традиционные акции («Покормите птиц зимой», Первоцветы»).

Методики отслеживания результативности.

  1. Диагностика мотивации познавательной деятельности методом анкетирования.

Отметь свой вариант ответа:

Посещаю объединение «Родничок» потому что

- на занятиях интересно

 

- родители заставляют

 

- хочу подготовиться к будущей профессии

 

- Незнайкой быть нельзя

 

- нравиться узнавать новое

 

- люблю наблюдать, исследовать

 

 

Результаты анализа анкет можно выразить в таблице:

Мотивы

Кружковцы (%)

Познавательный интерес

 

Мотивация благополучия

 

Широкие социальные мотивы

 

Эта методика предложена в журнале «Экология в школе» № 4 – 2009 год с. 12, статья Яковлевой З. И. «Формирование экологической культуры младших школьников как фактора саморазвития личности»

  1. Можно использовать диагностику воспитанности учащегося детского объединения из опыта работы Центра внешкольной работы Северного учебного округа Москвы. Она представлена в «Практическом пособии для педагога дополнительного образования» З. А. Каргиной с. 70, Москва, Школьная Пресса, 2007 год.
  2. В пособии «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» (сост. Панченко Н. А.) Волгоград, «Учитель», 2006, представлены диагностические методики по изучению личности и коллектива подростков, которые помогут педагогу грамотно проследить личностный рост воспитанников.
  3. Методики для изучения эффективности процесса развития детей, определения степени удовлетворённости учащихся и родителей жизнедеятельностью и результатами процесса воспитания в объединении можно использовать из пособия «Педагогический контроль в процессе воспитания» под ред. Е. Н. Степанова , Москва, Творческий центр «Сфера», Москва, 2006 год.

        Ожидаемый результат в конце изучения программы:

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш общий дом;

- Солнце-источник жизни на Земле;

-  живое и неживое в природе;

- основные группы растений и животных и их приспособленность к среде обитания; 

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;

- многообразие живых организмов;

- основные виды экосистем;

- организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;

- человек-существо природное и социальное, его разносторонние связи с природой ;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения  окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология наука о доме;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;

- ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами  и явлениями природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;

- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.