Муниципальное учреждение дополнительного образования
Кижингинский Центр детского творчества
Программа дополнительного образования детей
«Родничок»
(экологическое воспитание детей)
Возраст обучающихся 6 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор: Дарибазарон Сэсэгма Будажаповна,
педагог дополнительного образования МУДО Кижингинского Центра детского творчества с. Кижинга
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Информационная карта
Наименование номинации: «Экологическое образование в учреждении дополнительного образования\начальная школа»
Название программы: Программа дополнительного образования детей «Родничок» (экологическое воспитание детей)
Автор: Дарибазарон Сэсэгма Будажаповна,
педагог дополнительного образования детей муниципального учреждения дополнительного образования Кижингинского Центра детского творчества с. Кижинга
высшая квалификационная категория
педагогический стаж – 33 года
дата рождения: 30 октября 1059 года
Домашний адрес: 671450
Республика Бурятия
Кижингинский район, с. Кижинга
ул. Северная,5
Контактные телефоны: раб. 8 (30141) 32-2-37
Моб.964-497-80 33
Участники программы: учащиеся начальных классов
Срок выполнения программы: 4 года
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.
2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.
3.Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности учащихся.
4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.
Опыт реализации: В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей среде стало более осознанным и адекватным. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Родничок».
Краткое описание программы: Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать. В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.
Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.
В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.
Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их объединение в практике детей.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов и состоит из 4 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 504 часа.
1-ый год обучения: Организация внеурочной игровой деятельности (72 ч.).
2-ой год обучения: Природа вокруг нас (144 ч.).
3-ий год обучения: Взаимосвязи в природе (144 ч.).
4-ый год обучения: Организация проектной деятельности с учащимися по наблюдениям в природе (144 ч.).
ПРОГРАММА
Пояснительная записка.
Актуальность
Актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 20 века – воспитание экологической культуры.
В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом образовании», который ставит своей задачей создание системы непрерывного экологического образования, является основанием для разработки эффективных средств экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Первое знакомство с окружающим миром происходит через детские книжки, очень часто в детской библиотечке можно увидеть красочные книжки Виталия Бианки. В своих произведениях он очень ярко и точно описал природу. Удивительные «сказки – не сказки» могут оказать неоценимую помощь в проведении практических занятий в природе, они способствуют развитию умений наблюдать в природе, записывать увиденное.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей среде стало более осознанным и адекватным. Главной задачей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Родничок».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
ПРОГРАММА «Родничок» ставит перед собой следующие задачи:
1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.
2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.
3.Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности учащихся.
4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.
5. Развитие способности формирования научных, нравственных и правовых суждений по вопросам, связанных с экологией.
6.Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических задач и проблем.
7.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
8.Развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.
9.Развитие потребности в ведении здорового образа жизни и стремления к активной практической природоохранной деятельности.
Основные принципы содержания программы «Родничок»:
1.Принцип научности и доступности.
2.Принцип наглядности и практической направленности.
3. Принцип системности и целостности.
4.Принцип личностной ориентации.
5.Принцип краеведческий.
6.Принцип единства сознания и деятельности.
В настоящее время в школах особо уделяется внимание методам и технологиям проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые направлены на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Классификация проектов по ведущему методу деятельности:
- информационно-поисковые проекты, которые предполагают сбор и анализ информации по исследуемой проблеме;
- исследовательские проекты, нацеливающие на глубокое изучение проблемы;
- практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Метод проектов - условие развития творческой личности.
Новизна. Содержание программы отличается от имеющихся программ и курсов с экологической направленностью использованием в работе художественных произведений конкретного автора, в нашем случае произведений Виталия Бианки, личностной ориентацией. Программа опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – часть экологической системы.
- Природные существа и их уникальность вне зависимости от формы проявления.
Программа учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.
Содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через игровые занятия, через опытническую деятельность и через выход на исследовательские задания. Формы организации деятельности детей разнообразны: групповая, индивидуальная.
Одним из основных методов обучения являются регулярные и систематические фенологические наблюдения в природе (календарь природы, ведение дневников наблюдений).
Средствами эффективного усвоения программы являются игры (ролевые, тематические, имитационные, дидактические), изготовление поделок из природного материала, рисование, экскурсии и прогулки в природу, конкурсы экологических знаков, опыты и практические работы, изготовление гербариев, коллекций и т.д. Предполагаются различные формы привлечения семьи: участие в практических заданиях, в проведении общешкольных и кружковых мероприятий.
Занятия проводятся в доброжелательной и творческой атмосфере, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
Результативность:
Результативность и целесообразность работы по программе «Родничок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, педагогов и родителей по изучению удовлетворённости; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники и мероприятия («День синиц», «День птиц», «День Земли»), традиционные акции («Покормите птиц зимой», Первоцветы»).
Методики отслеживания результативности.
- Диагностика мотивации познавательной деятельности методом анкетирования.
Отметь свой вариант ответа:
Посещаю объединение «Родничок» потому что
|
- на занятиях интересно
|
|
- родители заставляют
|
|
- хочу подготовиться к будущей профессии
|
|
- Незнайкой быть нельзя
|
|
- нравиться узнавать новое
|
|
- люблю наблюдать, исследовать
|
|
Результаты анализа анкет можно выразить в таблице:
Мотивы
|
Кружковцы (%)
|
Познавательный интерес
|
|
Мотивация благополучия
|
|
Широкие социальные мотивы
|
|
Эта методика предложена в журнале «Экология в школе» № 4 – 2009 год с. 12, статья Яковлевой З. И. «Формирование экологической культуры младших школьников как фактора саморазвития личности»
- Можно использовать диагностику воспитанности учащегося детского объединения из опыта работы Центра внешкольной работы Северного учебного округа Москвы. Она представлена в «Практическом пособии для педагога дополнительного образования» З. А. Каргиной с. 70, Москва, Школьная Пресса, 2007 год.
- В пособии «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» (сост. Панченко Н. А.) Волгоград, «Учитель», 2006, представлены диагностические методики по изучению личности и коллектива подростков, которые помогут педагогу грамотно проследить личностный рост воспитанников.
- Методики для изучения эффективности процесса развития детей, определения степени удовлетворённости учащихся и родителей жизнедеятельностью и результатами процесса воспитания в объединении можно использовать из пособия «Педагогический контроль в процессе воспитания» под ред. Е. Н. Степанова , Москва, Творческий центр «Сфера», Москва, 2006 год.
Ожидаемый результат в конце изучения программы:
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш общий дом;
- Солнце-источник жизни на Земле;
- живое и неживое в природе;
- основные группы растений и животных и их приспособленность к среде обитания;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;
- многообразие живых организмов;
- основные виды экосистем;
- организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;
- человек-существо природное и социальное, его разносторонние связи с природой ;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология наука о доме;
- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
- ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;
- предвидеть последствия деятельности человека в природе;
- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.