СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Умелые ручки" разработана для дошкольников 5 - 6 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Умелые ручки"»

35


Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный Центр детского творчества»



Программа рассмотрена «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКУ ДО

МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» «Богучарский РЦДТ»

Протокол № _____ ___________ Решетникова Т.И.

«____» _____________ 2016 г. «____» _____________ 2016 г.



Программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Умелые ручки»

1 год обучения

для детей 5 – 7 лет



Образовательная область: декоративно-прикладное творчество

Вид программы: модифицированная

Тип: дополнительное образование

Направленность программы: художественная

Ступень образования: одноступенчатая

Автор программы: педагог дополнительного образования

Фукс Ирина Владимировна



Г. Богучар 2017

Объяснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в объединение необходимо планировать так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, яичной скорлупой, гофрированной бумагой. Работу кружка надо организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами начинать с более простых поделок, то есть к 6 годам даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Новизна программы: Программа «Умелые ручки» нацелена на реализацию базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства. Разнообразие зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Моделирование педагогом сказочных ситуаций, игровых заданий, театрализация стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Условия реализации программы: программа «Умелые ручки» рассчитана на детей 5 - 7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 72 занятия. Группа работает 2 раза в неделю по 25 минут. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый состав группы – 12 человек.

Реализации программы проходит через разнообразные виды деятельности:

- игровую;

- коммуникативную;

- трудовую;

- познавательно-исследовательскую;

- продуктивную;

- художественно-музыкальную.

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала;

- научить работать с цветными нитками, с яичной скорлупой, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию дошкольников;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

- экологическое воспитание детей.

Принципы построения занятий:

1.Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.

2.Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности ребенка – игре.

3.Принцип комплексности – уделение внимания всем поставленным задачам.

4.Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержания занятий углубляется и расширяется.

5.Принцип системности изложения материала.

Требования к уровню подготовки дошкольников

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

• Проведение выставок работ учащихся:

– в группе, в ДОУ;
– в ЦДТ.

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах различных уровней.

Сотрудничество с семьей воспитанников

В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:

-единый подход к процессу воспитания ребёнка;

-открытость учреждения для родителей;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

-уважение и доброжелательность друг к другу;

-дифференцированный подход к каждой семье;

-равная ответственность родителей и педагогов.



















Учебно-тематический план

модуля

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

0

1

2.

Работа с природным материалом

1

18

19

3.

Работа с бумагой и картоном

2

26

28

4.

Работа с пластилином

1

6

7

5.

Работа с солёным тестом

1

9

10

6.

Работа с папье-маше

1

5

6

7.

Подготовка к выставке, творческий отчёт

0

1

1

ИТОГО:

72 часов































Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. ТБ на занятиях кружка.



1

0

1

2.

Работа с природным материалом (19 часов) Заготовка природного материала.




0

1

1

3.

Работа с природным материалом. Составление простейших геометрических орнаментов из сухих листьев, семян и круп.


0

1

1

4.

Аппликация из засушенных листьев, колосьев «Букет цветов»


0

1

1

5.

Аппликация из засушенных листьев и камней «Аквариум»


0

1

1

6.

Работа с семенами и крупами. Аппликация «Цветы»


0

2

2

7.

Аппликация-пейзаж «На опушке леса»


0

1

1

8.

Аппликация из круп «Мишка косолапый», «Гриб», рамка для фото


0

2

2

9.

Аппликация из яичной скорлупы «Яблочко»


0

2

2

10.

Поделки из объёмной яичной скорлупы «Мама курица и цыплятки»


0

2

2

11.

Поделки из овощей и фруктов


1

1

2

12.

Аппликация из ваты «Мишка на севере».


0

1

1

13.

Миниатюры из желудей «Весёлые человечки», «Лошадка»


0

1

1

14.

Миниатюры из шишек


0

1

1

15.

Миниатюры из каштанов


0

1

1

16.

Работа с бумагой и картоном (28 часов) Бумага и ее виды.


1

0

1

17.

Обрывная аппликация «Чудо-дерево»


0

2

2

18.

Аппликация из бумаги «Цветы в вазе»


0

1

1

19.

Аппликация «Бабочка»


0

1

1

20.

Аппликация «Спорт – это сила»


0

1

1

21.

Морской пейзаж из бумаги и картона


0

2

2

22.

Обрывная аппликация «Фрукты»


0

1

1

23.

Композиция «Овощи в тарелке»


0

1

1

24.

Полуобъёмная аппликация «Ромашка»


0

1

1

25.

Полуобъёмная аппликация «Грибок»


0

1

1

26.

Объёмная аппликация из картона «Царевна-лягушка»


0

1

1

27.

Полуобъёмная аппликация «Солнышко лучистое»


0

2

2

28.

Настенное панно «Бумажный коврик»


0

2

2

29.

Настенное украшение «Тарелка с орнаментом»


0

1

1

30.

Изготовление рамочек для работ «Люблю берёзу русскую!», «Морские фантазии»


0

2

2

31.

Лепка из бумажной массы «Медальоны и браслеты», рамка для фото.


0

3

3

32.

Изготовление детской игрушечной мебели из подручного материала.


1

3

4

33.

Подарочная упаковка «С Днем рождения».


0

1

1

34.

Работа с пластилином (7 часов). Состав пластилина.


1

0

1

35.

Плоская аппликация из пластилина. Первоцветы.


0

2

2

36.

Объёмная лепка по сказке «Аленький цветочек»


0

2

2

37.

Объёмная лепка «Зайка»


0

2

2

38.

Работа с солёным тестом (10 часов). История промысла. Правила замеса.


1

0

1

39.

Лепка плоской фигурки снеговика


0

1

1

40.

Натюрморт «Ваза с фруктами».


0

2

2

41.

Изготовление открыток-валентинок «Я тебя люблю»


0

2

2

42.

Изготовление фигурок домашних животных.


0

2

2

43.

Изготовление плоской фигуры. «Теремок».


0

2

2

44.

Папье-маше (6 часов). История и практическое применение папье-маше.


1

0

1

45.

Изготовление стаканчика


0

3

3

46.

Изготовление маски «Лето».


0

2

2

47.

Подготовка к итоговой выставке.


0

1

1

Итого: 72 часа













Содержание

1.Вводное занятие. ИТБ на занятиях объединения. Комплектация групп. Беседа о пользе труда и об уважительном отношении к трудящимся. Пословицы и поговорки о труде.

2. Работа с природным материалом. Заготовка природного материала. Экскурсия в парк. ИТБ на экскурсии и на пути следования к месту экскурсии.

3. Работа с природным материалом. Составление простейших геометрических орнаментов из сухих листьев акации и берёзы, полевых цветов и семян.

4. Полуобъёмная аппликация из засушенных листьев и цветов «Букет цветов». Правила композиции букетов. Подборка фонов. ИТБ при работе с ножницами и клеем.

5. Аппликация из засушенных листьев «Аквариум». Беседа «Кто живёт в аквариуме?» ИТБ при работе с ножницами и клеем.

6. Работа с семенами тыквы, арбуза, огурцов. Аппликация «Цветы».

7. Аппликация-пейзаж «На опушке леса». Дать понятие «пейзаж». ИТБ при работе с ножницами и клеем.

8. Аппликация из гречневой крупы «Мишка косолапый», «Гриб» или рамка для фото. ИТБ при работе с клеем.

9. Аппликация из яичной скорлупы «Яблочко». ИТБ при работе с клеем и гуашью.

10. Поделки из объёмной яичной скорлупы «Мама курица и цыплятки». Правила заготовки и окраски скорлупы.

11. Поделки из овощей и фруктов фигурок зверей, птиц, насекомых.

12. Аппликация из ваты «Мишка на севере». Беседа о белых медведях. Свойства ваты. ИТБ при работе с клеем.

13. Миниатюры из желудей «Весёлые человечки», «Лошадка». ИТБ при работе с шилом.

14. Миниатюры из шишек. ИТБ при работе с шилом.

15. Миниатюры из каштанов. ИТБ при работе с шилом и клеем.

16. Работа с бумагой и картоном. Бумага и ее виды. Практическое применение бумаги и картона. Беседа об охране лесонасаждений и пользе сдачи макулатуры.

17. Обрывная аппликация из цветной бумаги «Чудо-дерево». ИТБ при работе с клеем. Беседа о пользе растений. Деление растений на деревья, кустарники, травы.

18. Аппликация из бумаги «Цветы в вазе». Изготовление гвоздик из бумаги. ИТБ при работе с ножницами и клеем.

19. Аппликаций «Бабочка». Беседа о бережном отношении к насекомым».

20.Аппликация «Спорт – это сила».Беседа о пользе ЗОЖ, о видах спорта, об олимпиаде.

21. Морской пейзаж из бумаги и картона. Беседа о морях, об их охране, об отдыхе на море.

22. Обрывная аппликация «Фрукты». Беседа о пользе фруктов. ИТБ при работе с клеем.

23. Композиция «Овощи в тарелке». Беседа о пользе овощей. ИТБ при работе с ножницами и клеем.

24.Полуобъёмная аппликация «Ромашка». ИТБ при работе с ножницами и клеем.

25. Полуобъёмная аппликация «Грибок». Беседа о пользе и вреде грибов. ИТБ при работе с ножницами и клеем.

26. Объёмная аппликация из картона «Царевна-лягушка». Беседа о земноводных. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». ИТБ при работе с ножницами.

27. Полуобъёмная аппликация «Солнышко лучистое». Беседа о пользе и вреде солнечных лучей. ИТБ при работе с ножницами и клеем.

28. Настенное панно «Бумажный коврик». Правила плетения ковриков.

29. Настенное украшение «Тарелка с орнаментом». Правила составления орнаментов в квадрате, круге, прямоугольнике, треугольнике.

30. Изготовление рамочек для работ «Люблю берёзу русскую!» из белой бумаги, «Морские фантазии» из картона и морских ракушек.

31. Лепка из бумажной массы «Медальоны и браслеты», рамка для фото. Правила замеса бумажной массы.

32. Изготовление детской игрушечной мебели из подручного материала (спичечные коробки, пластиковые стаканчики и т.д.)

33.Изготовление подарочной упаковки «С Днем рождения». Анемоны. Беседа о правилах поздравления. Этикет. ИТБ при работе с ножницами и клеем.

34. Работа с пластилином. Состав пластилина. История возникновения пластилина. ТБ при работе с пластилином.

35. Плоская аппликация из пластилина. Первоцветы. Беседа об охране природы, первоцветов. ИТБ при работе с пластилином.

36. Объёмная лепка «Аленький цветочек». Беседа по сказке.

37. Объёмная лепка «Зайка». Беседа о животных. Повторение стихотворения «Зайке холодно сидеть…»

38. Работа с солёным тестом. История промысла. Правила замеса солёного теста. ИТБ при работе с солёным тестом.

39.Лепка плоской фигурки снеговика из солёного теста. Объемная работа. Беседа о детских забавах зимой.

40. Натюрморт «Ваза с фруктами». Беседа о пользе фруктов, о правилах композиций из фруктов.

41. Изготовление открыток валентинок из солёного теста «Я тебя люблю». История праздника.

42. Изготовление фигурок домашних животных (котик, кролик). Беседа о пользе и вреде домашних питомцев.

43. Изготовление плоской фигуры. «Теремок», «Репка». Беседа по сказкам. ИТБ при работе со стеком.

44. История и практическое применение папье-маше.

45. Изготовление стаканчика из папье-маше. Правила изготовления объёмных изделий, зачистка, грунтовка, роспись.

46. Изготовление маски «Лето».

47. Подготовка к итоговой выставке. Выставка работ группы. Награждение детей грамотами.





Ожидаемые результаты

В результате обучения в объединении учащиеся должны получить знания и умения:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства;

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

-уметь проводить характеристику и самооценку работы.



Способы проверки ожидаемых результатов

1.Беседа

2.Выставка в группе, в ДОУ, в ЦДТ

3.Участие в конкурсах и смотрах.















Материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество на группу из 12 учащихся

Цена

Общая стоимость, руб.

1.

Бумага цветная

24 набора

50

1200

2.

Цветной картон

24 набора

60

1440

3.

Клей ПВА

24 шт.

45

1080

4.

Ножницы

12

70

840

5.

Семена тыквы

480 штук

200

200

6.

Крупа рис

2 упаковки

55

110

7.

Крупа гречневая

2 упаковки

65

130

8.

Пшено

2 упаковки

45

90

9.

Горох колотый

1 упаковка

45

45

10.

Фасоль красная

2 упаковки

65

130

11.

Пластилин 18 цветов

12 упаковок

85

1020

12.

Мука

10 кг.

100

1000

13.

Соль

5 упаковок

20

100

14.

Гуашь (9 цветов)

12

100

1200

15.

Кисти №2

12

40

480

Кисти №4

12

40

480

16.

Бумага белая офисная

1упаковка

350

350

17.

Краска белая водоэмульсионная

1 банка

250

250

18.

Стаканчики для воды непроливайки

12

95

1140

19.

Вата белая стерильная

6 шт.

50

300

20.

Флеш-носитель

1

900

900

21.

Ноутбук

1

32000

32000

22.

Карандаш простой М

12

15

180

23.

Картон белый

12 шт.

45

540

24.

Стаканчики одноразовые

12 шт.

45

45

25.

Тарелки одноразовые

12 шт.

65

65

26.

Пищевые красители

6 наборов

45

270

27.

Набор пуговиц для творчества

6 наборов

105

630

Итого: 46215 рублей

Стоимость на одного человека – 3851руб. 25 коп.





























Литература

1.Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.

2.ВетлужинаН. А. Художественное творчество и ребенок.— М., 1971

3.ГройсманА. Л. Психология, личность, творчество. — М., 1993.

4. ГулъянуЭ.К.,БазшИ.Я. Что можно сделать из природного материала.—М., "Просвещение", 1991.

5.Гусакова М.А. Аппликация. — М., "Просве­щение", 1977.

6.Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1988 г.

7.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2006.

8.Объёмный квиллинг. Центр бумажного творчества «Ханди Арт».

Под ред. Т. Ванина. М. 2015.

9.Сафронова Н. Ц. Художественная аппликация. — М., 1978.

10.Филенко Ф.П.Поделки из природного материала. – М.,1976.

11.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва. 1992.