СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Практическая география"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»

Беловского муниципального района Кемеровской области



Рассмотрена Принята Утверждена:

на заседании ШМС на заседании педсовета приказ №___ от______

протокол № протокол № Директор школы:_______

« » _________ 2016 « » _________ 2016 /Евдокимова Г.В.








Рабочая программа

элективного курса

«Практическая география»

для 10-11 классов



Составитель Чуфистова С.В.,

учитель географии























Пояснительная записка


В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена.

Рабочая программа элективного курса по географии для 10-11 классов составлена на основе:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • авторской программы элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по географии» коллектива учителей географии Владимирской области под руководством доцента кафедры ЕМиГО ВИПКРО Марковой Е.А., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.;

  • кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по географии;

  • спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по географии;

  • учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;

  • годового календарного учебного графика МБОУ «Старобачатская СОШ».

Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и реализуется в муниципальном бюджетном учреждении «Старобачатская общеобразовательная школа»


Цель: Систематизация и углубление уровня предметных знаний учащихся.

Задачи:

- реализовать компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению;

- развивать творческий потенциал личности, повышать познавательный интерес к географии;

- формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися и составляет основу курса. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа курса выстроена в логике постепенного повторения, углубления и систематизации учащимися основного содержания географических знаний по различным разделам школьного курса географии в соответствии с разделами кодификатора.

Программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю) для профильной подготовки учащихся 10-11 классов.  



Структура учебного курса


Раздел

Кол-во часов

10 класс


Ведение

2

1

Источники географической информации и методы географических исследований

10

2

Природа Земли и человек

32

3

Население мира

24


Итого

68

11класс

4

Мировое хозяйство

10

5

Природопользование и геоэкология

9

6

Регионы и страны мира

9

7

География России

36


Рефлексивная часть курса

4


Итого

68


  Содержание курса


Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

1. Источники географической информации(10 ч.)
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

 2. Природа Земли и человек (32 ч.)
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные 
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических 
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений 
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей. 

 3. Население мира (24 ч.)
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, половозрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

 4. Мировое хозяйство (10 ч.)

Мировое хозяйство. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности. Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной

продукции. География сельского хозяйства. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. География непроизводственной сферы. Основные международные магистрали и транспортные узлы.


5. Природопользование и геоэкология (9ч.)
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

6. Регионы и страны мира (9 ч.)
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

 7. География России (36 ч.)

 Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

 Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной форме) анализ результативности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и понимать:

- смысл основных теоретических категорий и понятий;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран;

- этногеографическую специфику отдельных стран и регионов России;

- различия в уровне и качестве жизни населения;

- основные направления миграций;

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- специализацию стран в системе международного географического разделения труда;

- географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли;

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- знать и понимать географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов;

- специфику географического положения Российской Федерации,

основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- административно-территориальное устройство Российской Федерации;

- географические особенности природы России;

- географические особенности населения России;

- Географические особенности основных отраслей хозяйства России;

- особенности природно-хозяйственных зон и географических районов;

- роль России в международном географическом разделении труда;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь:

- выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

-анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- определять на плане и карте расстояния;

- уметь определять на плане и карте направления;

- определять на карте географические координаты;

-определять на карте местоположение географических объектов;

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

-оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира;

-оценивать уровни урбанизации отдельных территорий;

- оценивать территориальную концентрацию населения;

- объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения различий во времени, чтения карт различного содержания;

-выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

-анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи

природных, социально-экономических, техногенных объектов и

процессов, исходя из их пространственно-временнóго развития.



Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2016. 

2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2016.

3.Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

5.Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

6.Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

7.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

8.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016

9.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Контурные карты.

Компьютер (2 шт.) LG.

Мультемедийный проектор (1 шт.).

Экран настенный (1шт.)HP Scanjet G2410.

Телевизор (1 шт.) LG.

Монитор (1 шт.) ViewSonic LCD Display.

Мультимедиа учебник.

Атласы.

Контурные карты.

Тесты для тематического контроля знаний.

Контрольно-измерительные материалы.

Олимпиадные задания.

Интернет-ресурсы

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;

  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

  13. http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

  14. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы

15.Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии».






Календарно-тематическое планирование

10 класс


№ урока

дата проведения


Наименование раздела, количество часов, тема


Теория

Практи-ка

по порядку

в

теме

По плану

фактически


1



2




3


4




5



6


7




8



9


10




11



12



13



14




15



16



17




18



19


20




21



22



23




24



25


26




27



28


29




30




31



32


33




34



35




36



37




38



39



40




41



42


43




44




45



46




47




48



49




50



51



52




53



54



55




56



57


58




59



60


61




62



63


64




65



66



67




68



1



2




1


2




3



4


5




6



7


8




9



10



1



2




3



4



5




6



7


8




9



10



11




12



13


14




15



16


17




18




19



20


21




22



23




24



25




26



27



28




29



30


31




32




1



2




3




4



5




6



7



8




9



10



11




12



13


14




15



16


17




18



19


20




21



22



23




24





Введение (2 часа)

Особенности экзаменационной работы по географии


Структура подготовки к экзамену


1. Источники географической информации (10 ч.)

Географические модели.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Географическая карта.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


План местности.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Анализ трудных заданий


Природа Земли и человек (32 ч.)

Земля как планета. Форма, раз-

меры, движение Земли


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Атмосфера.

Погода и климат.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Распределение тепла и влаги на Земле


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Гидросфера.Мировой океан и его

части.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Воды суши.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Литосфера.


Этапы геологической истории

земной коры. Геологическая

хронология


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Рельеф земной поверхности.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Географическая оболочка

Земли. Широтная зональность и

высотная поясность


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Особенности природы южных материков


Особенности природы северных материков


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Особенности природы океанов


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Население мира (24 ч.)

Динамика численности населения Земли.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом



Географические особенности

размещения населения


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Городское и сельское население.

Города


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Географические особенности

воспроизводства населения мира.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Половозрастной состав.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Структура занятости населения


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Направление и типы миграции


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Уровень

и качество жизни населения


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом



0,5



1




1









1









1









0,5



1










1










1









1










1









1


1











1









1











1



1










1










1











1










1










1










1









1









1









1












0,5









1




1





1




1





1




1



0,5






1




1






1




1





1




1






1




1





1




1









1




1





1




1







1




1









1




1





1





1






1




1







1




1






1




1






1




1





1




1





1




1





1




1






1




1

































Календарно-тематическое планирование

11 класс


№ урока

дата проведения


Наименование раздела, количество часов, тема


Теория

Практи-ка

по порядку

в

теме

По плану

фактически




1



2


3




4


5




6




7



8




9




10






11


12




13



14



15




16



17





18




19





20


21




22



23





24




25



26




27




28






29



30




31



32



33




34



35



36




37



38



39




40



41



42




43



44



45




46



47




48




49



50



51




52



53




54




55



56




57




58



59



60




61



62


63




64





65


66


67


68





1



2


3




4


5




6




7



8




9




10






1


2




3



4



5




6



7





8




9





1


2




3



4





5




6



7




8




9






1



2




3



4



5




6



7



8




9



10



11




12



13



14




15



16



17




18



19




20




21



22



23




24



25




26




27



28




29




30



31



32




33



34


35




36





1


2


3


4





Мировое хозяйство (10 ч.)


Мировое хозяйство.

Факторы размещения производства.


География отраслей промышленности


Ведущие страны – экспортеры

основных видов промышленной

продукции.


География сельского хозяйства.


Ведущие страны-

экспортеры основных видов

сельскохозяйственной продукции.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


География непроизводственной сферы

Основные международные

магистрали и транспортные узлы


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Природопользование и геоэкология (9 ч.)


Природные ресурсы.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Рациональное и нерациональное природопользование


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Особенности воздействия на окружающую

среду различных сфер и отраслей хозяйства


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Регионы и страны мира (9 ч.)


Часовые зоны


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Особенности природно-

ресурсного потенциала, населе-

ния, хозяйства, культуры круп-

ных стран мира


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Определение географических

объектов и явлений по их суще-

ственным признакам


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


География России (36ч.)


Особенности географического положения, природных условий и ресурсов России.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Особенности распространения крупных форм рельефа России.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Типы климата, факторы их формиро-

вания, климатические пояса России


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Административно-территориальное устройство России.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Городское и сельское население

Столицы и крупные города


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Размещение населения России. Основная полоса расселения


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Национальный, половозрастной, религиозный состав. Воспроизводство населения.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Направление и типы миграции

населения России.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


ХозяйствоРоссии.

География отраслей промыш-

ленности России.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Природно-хозяйственное районирование России.


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Регионы России


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


Рефлексивная часть курса (4 ч.)


Решение вариантов ЕГЭ


Анализ работ.


Решение вариантов ЕГЭ


Итоговое занятие. Анализ работ.





0,5



0,5



0,5



0,5



0.5










1














1









1










1














1









1













1












1











1










1










1











1









1










1











1










1











1











1










1













0,5




0,5




0,5



0,5



0,5



0,5



0.5



1




1







1




1








1




1






1




1








1




1







1




1








1




1







1





1








1




1






1




1






1




1






1




1






1




1






1




1







1




1






1




1







1




1







1




1






1




1





1




1





1


0.5


1


0,5