СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса " Избирательное право" для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов, которая реализуется в общеобразовательных заведениях и позволяет подготовиться к сдаче итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса " Избирательное право" для 9 класса»



Министерство образования РФ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»имени героя Советского Союза Н.И.Бореева


Рассмотрена на заседании МО
протокол № 1

от 26.08.2013

Согласовано заместитель директора по УВР

______ М.В.Люманова

Утвержден

приказом директора
от 02.09.2013_№ 257

__________Е.С.Парамонова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

9 класс


(17 часов)









Учитель: Пронина Е.А.






2013-2014 учебный год


Пояснительная записка.

Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в XXI веке. И от того каким оно вырастит, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, многое зависит от учителей. Таким образом, перед преподавателями обществознания стоит задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Данная программа поможет развить способности, самостоятельность, инициативность – те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры великого народа. Программа рассчитана на учащихся 9-10 классов.

Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей.

Знакомство с избирательным правом проходило в рамках изучение школьного курса граждановедения и права, но при минимуме часов, выделенных в примерных программах данных курсов вопрос избирательного права достаточно полно рассмотреть невозможно. 

Многие вопросы остаются нераскрытыми или  раскрытыми недостаточно.

Программа курса «Избирательное право» служит дополнением к правовому и политическому блоку образовательной части «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе, но данный курс можно использовать как элективный курс не только предпрофильной подготовки, но профиля.

Программа «Избирательное право» является модифицированной. Она построена на принципах соответствия целям и задачам предпрофильной подготовки; новизны для учащихся многих вопросов; практической направленности.

Методы проведения элективного курса «Избирательное право»: лекция, практикум, групповая дискуссия, деловая игра и т. д.:

Занятия будут проходить в следующих формах- фронтальной и индивидуальной.

Цели:

- способствовать развитию правовой и политической культуры школьников – граждан Российской Федерации;

- способствовать формированию активной гражданской позиции; 

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма; избирательной системой, формами политического участия, с избирательным законодательством;

- ознакомить с основными документами по избирательному праву;

- сформировать умения и навыки для успешного учения и самообразования;

а) навыки устного выступления и умения аргументировано доказывать свою точку зрения, навыки ведения дискуссии.

б) умения работать с документами и нормативно – правовыми актами.

в) умения применять полученные знания на практике.

 Предполагаемые результаты изучения курса

Ожидаемые результаты.

По окончании изучения курса «Избирательное право» учащиеся будут:

1)     знать свои права как будущих избирателей;

2)     свободно владеть терминологией (избиратель, избирательное право, выборы кандидат, гражданин и.т.д.);

3)     определять понятия: «демократия» при этом уметь сравнивать виды демократии;

4)     представлять роль избирательных комиссий в процессе выборов;

5)     характеризовать демократические выборы и избирательные системы, определяя плюсы и минусы.

Система оценивания

С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:

- правовые знания как основы социальных умений и навыков;

- Конкретные умения и навыки в сфере избирательного права.

Оценить действия учеников можно при помощи слов и жестов. Оценивание должно быть полезным и обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей.

Формы контроля

- тестирование;

- задания по моделированию жизненных ситуаций;

Т.е. определяется не только уровень знаний, но и выявляется поведенческий компонент в правосознании школьника.

- написание творческих работ (сообщения, рефераты).

- деловые и ролевые игры.

Здоровьесберегающие характеристики программы

Разнообразные активные формы проведения занятий, смена видов деятельности, физминутки, интересный материал-все это поможет детям чувствовать себя комфортно на занятиях и снизить уровень усталости.

Методические рекомендации

Тема

Цели

Методы и приемы

Виды деятельности

Формы контроля

1. Обратимся к истории

Ознакомить учащихся на примерах развития человеческого общества как люди активно использовали выборы (первобытность, Древняя Греция, Древний Рим, Англия XIII в.

Мини лекция, работа индивидуальная и по группам

Работа по группам, тест на определение возможностей быть в первобытном обществе вождем (Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права 9 класс, М. 2000 г. Стр. 14-15).

Мини – сочинение «Я на выборах вождя», «Афинские выборы VI-Vв. до н.э.

Дискуссия по вопросам:

«Люди всегда выбирают?!», «Выборы – средство справедливого решения политических вопросов».

2. Прямая и представительная демократия. Конституционная демократия

Определить. Что такое демократия. Дать сравнительную характеристику видам демократии. Научить работать с документами.

Практическое занятие

Составление таблицы «Сравнительная характеристика представительной и прямой демократии». Работа с документами.

Как в международных документах обеспечиваются гарантии прав и свобод человека?

Проблемный вопрос: «Что извлекли сторонники и противники демократии из факта, что Гитлер пришел к власти демократическим путем?»

3. Формы политического участия

Познакомить учащихся с видами политической деятельности и необходимостью участия каждого человека в политической жизни общества.

Анкетирование, мозговой штурм

Анкетирование. Работа с рабочей тетрадью «Шаг за шагом».

Подведение итогов голосования, которые показывают степень готовности учащихся заниматься той или иной политической деятельностью.

4. История избирательной системы в России

Познакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма, закрепить навыки защиты проектов.

Проектная технология, групповая работа

Подготовка проектов по истории избирательного права

Защита проектов по темам: «Как выбирали на Руси», «Представительная демократия на примере Земского собора», «Манифест 1905 г. Выборы в Госдуму»

5.Конституционные основы избирательного права.

Познакомить учащихся с избирательным законодательством, закрепить навыки работы с документами

Практикум тестирование

Работа по группам, анализ документов

Тест

«да» или «нет»

1. По Конституции РФ стать кандидатов в Президенты можно с 35 лет (Да).

2. Возраст кандидата главы местного самоуправления с 21 года (Да).

3. Возрастной ценз в разных странах одинаков (Нет).и.т.д.

6. Принципы участия гражданина в выборах

Познакомить учащихся с принципами участия в выборах при демократическом режиме, определить, что такое активное и пассивное избирательное право.

Лекция, моделирование, ролевая игра

Индивидуальная и групповая работа

Подготовить сообщения используя СМИ или литературные произведения с примерами, демонстрирующими нарушения избирательного права.

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения избирательных прав.

7.Избирательный процесс

Познакомить учащихся с процедурой выборов и работой избирательной комиссии.

Круглый стол

 

Круглый стол с приглашением членов городской избирательной комиссии. Подготовка учащихся вопросов.

8.Избирательная компания. Деловая игра «Я – избиратель»

Итоговое занятие которое своей целью ставит закрепить знания по избирательному праву в форме игры

Игра

 

Игру можно провести в несколько этапов

1 этап: «Выдвижение кандидата».

2 этап: «Предвыборная агитация»

3 этап: «Голосование и подведение итогов».

 Т.к. данный курс рассчитан на 17 часов, деловую игру целесообразно провести в конце учебного года, когда большинство учащихся пройдут курс.


Содержание курса

Тема 1. Обратимся к истории.

Теория:

-Первобытная демократия. Древняя Греция (реформы Солона, Клисфена, Перикла);

- Древний Рим в период господства солдатских императоров;

-Английский парламент – образец демократической организации представительной власти.

Знать: - истоки появления демократии;

-развитие демократии в Древней Греции и Древнем Риме.

Уметь: - находить отличия в формах демократии в различные исторические эпохи.

Тема 2. Прямая и представительная демократия.

Практика:

-Конституционная демократия.

-Понятие «демократия».

-Сравнительная характеристика прямой и представительной форм народовластия виды демократии).

- Право большинства голосов.

- Обеспечение гарантий прав и свобод человека в международных документах.

Знать:

-нормативные документы о правах и свободах человека;

Уметь: - сравнивать виды демократии между собой.

Тема 3. Формы политического участия.

Практика:

- Политическая демократия,

- Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа.

- Работа в государственных органах власти.

-Причастность к политической партии,

-Участие в митингах, референдуме, в неформальных движениях.

Знать:

-формы политического участия;

-понятие референдум, политическая партия.

Уметь:

- разрабатывать политические требования;

-подготовить лозунги для участия в митинге.

Тема 4. История избирательной системы в России.

Практика:

-  Представительная демократия на Руси (Земские соборы, 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова).

- Манифест 1905 г. О системе выборов в Государственную думу.

- «Демократичность» выборов в советский период.

Знать:

-историю представительной демократии в России,

- о демократии в СССР;

Уметь:

- вести грамотную дискуссию о политике;

-проводить параллели между демократией в досоветский и советский периоды.

Тема 5. Конституционные основы избирательного права.   

 Практика:  

 -  Кто такой гражданин?

-Законодательство о выборах РФ.

Знать:

-определение гражданин РФ;

-нормативные документы, содержащие информацию о выборах в РФ.

Уметь:

-использовать свои гражданские права.

Тема 6. Принципы участия гражданина в выборах.

Практика:

-Активное и пассивное избирательное право;

-Принципы выборов при демократическом режиме;

-Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Знать:

-виды избирательного права;

-избирательные права граждан.

Уметь:

- обдуманно отдавать свой голос:

-составлять предвыборную программу.

Тема 7. «Пестрый глобус» СМИ о выборах.

Теория:

-  Процедура выборов, системы избирательной практики (пропорциональная и мажоритарная).

-Избирательные комиссии.

- Предвыборный период и голосование. Роль СМИ.

Знать:

-виды избирательных систем;

-о роли СМИ в предвыборной кампании.

Уметь:

-составлять выступление для участия в предвыборной компании.

Тема 8-9. Избирательный процесс.

Практика:

-Работа избирательной комиссии.

-Избирательная компания и ее этапы.

Знать:

-этапы избирательной компании.

Уметь:

-анализировать правильность расположения этапов в избирательной компании.

Тема 10-11. Зачетный урок по всему курсу .Деловая игра «Я – избиратель».

Учебно – тематический план


№ урока

Наименование тем курса

Всего

часов

Теория

Практика

Форма проведения

1

Обратимся к истории

Первобытная демократия. 2.Древняя Греция (реформы Солона, Клисфена, Перикла) 3.Древний Рим в период господства солдатских императоров.

 4.  Английский парламент – образец демократической организации представительной власти.

2

2


лекция

2

Виды демократии.

1.Прямая и представительная демократия. 2.Конституционная демократия.

3.Понятие «демократия».

4.Сравнительная характеристика прямой и представительной форм народовластия виды демократии).

5.Право большинства голосов.

6. Обеспечение гарантий прав и свобод человека в международных документах.

2


2

Практикум

3

Формы политического участия

1.Политическая демократия, 2.Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа.

3. Работа в государственных органах власти. 4. Причастность к политической партии,

5. Участие в митингах, референдуме, в неформальных движениях.

1


1

Групповая дискуссия

4

История избирательной системы в России.

1.Представительная демократия на Руси (Земские соборы, 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова). 2.Манифест 1905 г. О системе выборов в Государственную думу. 3.«Демократичность» выборов в советский период.

2


2

Защита проектов

5

Конституционные основы избирательного права.    

1.  Кто такой гражданин? 2.Законодательство о выборах РФ.

2


2

Тестирование

6

Принципы участия гражданина в выборах

1.Активное и пассивное избирательное право. 2.Принципы выборов при демократическом режиме. 3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

2


2

Ролевая игра

7

«Пестрый глобус» СМИ о выборах.

1.Процедура выборов, системы избирательной практики (пропорциональная и мажоритарная). 2.Избирательные комиссии. 3.Предвыборный период и голосование. Роль СМИ

2

2


Урок – обзор

8-9

Избирательный процесс. 1.Избирательный процесс

2.Работа избирательной комиссии 3.Избирательная компания и ее этапы.


2

2


Круглый стол

10-11

Зачетный урок.Деловая игра «Я – избиратель» Итоговое обобщение по курсу

1


1

Деловая игра

12

Урок резерв

1




Количество часов – 17






















Требования к уровню подготовки:

Знать:

- истоки появления демократии;

-развитие демократии в Древней Греции и Древнем Риме;

-нормативные документы о правах и свободах человека;

- формы политического участия;

-понятие референдум, политическая партия;

-историю представительной демократии в России,

- о демократии в СССР;

-определение гражданин РФ;

-нормативные документы, содержащие информацию о выборах в РФ;

-виды избирательного права;

-избирательные права граждан;

-виды избирательных систем;

-о роли СМИ в предвыборной кампании;

-этапы избирательной компании.

Уметь:

-составлять выступление для участия в предвыборной компании;

- находить отличия в формах демократии в различные исторические эпохи;

- сравнивать виды демократии между собой;

- разрабатывать политические требования;

-подготовить лозунги для участия в митинге;

- вести грамотную дискуссию о политике;

-проводить параллели между демократией в досоветский и советский периоды;

-использовать свои гражданские права;

- обдуманно отдавать свой голос;

-составлять предвыборную программу;

-анализировать правильность расположения этапов в избирательной компании.
















Литература и средства обучения

Литература для обучающихся:

  1. Никитин А.Ф. «Право и политика» – М. «Просвещение», 2002 г.

  2. Никитин А.Ф. «Право и политика», рабочая тетрадь, - М. «Просвещение», 2002 г.

  3. Никитин А.Ф. «Избирательное право. Избирательный процесс» - НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир» М.1996 г.

  4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. 10-11 классы – М., 1998 г.

Литература для учителя:

  1. Соколов Я.В. Граждановедение, 6 класс – М., 2001 г.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 класс – М. 2000 г.

  3. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М, 1998 г.

  4. Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. Преподавание истории в   школе. – 2003 - №10.

  5. Бенеш Э. Демократия сегодня и завтра. «Вопросы истории» - 1993 г. № 2, 3

  6. Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы под редакцией Боголюбова Л.Н., Кинкулькиной А.Т. – М., 2001 г.

  7. Лапаева Т.Н. Избирательное право. Обществознание 9 класс – Волгоград 2004 г.

  8. Практикум по обществознанию под редакцией Князева В.Н. – М. 2002 г. 

  9. Средства обучения:

-мультимедийные;

-печатные пособия;

-подвижные справочные таблицы;

-справочная литература;

Дидактические материалы

-тесты;

-раздаточные средства наглядности:

-тексты:

-рисунки.





Календарно-тематическое планирование «Избирательное право»



№ урока

Наименование тем курса

Всего

часов

Теория

Практика

Дата

Форма проведения

1

Обратимся к истории

Первобытная демократия. 2.Древняя Греция (реформы Солона, Клисфена, Перикла) 3.Древний Рим в период господства солдатских императоров.

 4.  Английский парламент – образец демократической организации представительной власти.

2

2



лекция

2

Виды демократии.

1.Прямая и представительная демократия. 2.Конституционная демократия.

3.Понятие «демократия».

4.Сравнительная характеристика прямой и представительной форм народовластия виды демократии).

5.Право большинства голосов.

6. Обеспечение гарантий прав и свобод человека в международных документах.

2


2


Практикум

3

Формы политического участия

1.Политическая демократия, 2.Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа.

3. Работа в государственных органах власти. 4. Причастность к политической партии,

5. Участие в митингах, референдуме, в неформальных движениях.

1


1


Групповая дискуссия

4

История избирательной системы в России.

1.Представительная демократия на Руси (Земские соборы, 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова). 2.Манифест 1905 г. О системе выборов в Государственную думу. 3.«Демократичность» выборов в советский период.

2


2


Защита проектов

5

Конституционные основы избирательного права.    

1.  Кто такой гражданин? 2.Законодательство о выборах РФ.

2


2


Тестирование

6

Принципы участия гражданина в выборах

1.Активное и пассивное избирательное право. 2.Принципы выборов при демократическом режиме. 3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

2


2


Ролевая игра

7

«Пестрый глобус» СМИ о выборах.

1.Процедура выборов, системы избирательной практики (пропорциональная и мажоритарная). 2.Избирательные комиссии. 3.Предвыборный период и голосование. Роль СМИ

2

2



Урок – обзор

8-9

Избирательный процесс. 1.Избирательный процесс

2.Работа избирательной комиссии 3.Избирательная компания и ее этапы.

2

2



Круглый стол

10-11

Зачетный урок.Деловая игра «Я – избиратель» Итоговое обобщение по курсу

1


1


Деловая игра

12

Урок резерв

1