Министерство образования РФ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»имени героя Советского Союза Н.И.Бореева Рассмотрена на заседании МО протокол № 1 от 26.08.2013 | Согласовано заместитель директора по УВР ______ М.В.Люманова | Утвержден приказом директора от 02.09.2013_№ 257 __________Е.С.Парамонова | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО» 9 класс (17 часов) Учитель: Пронина Е.А. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка. Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в XXI веке. И от того каким оно вырастит, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, многое зависит от учителей. Таким образом, перед преподавателями обществознания стоит задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России. Данная программа поможет развить способности, самостоятельность, инициативность – те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры великого народа. Программа рассчитана на учащихся 9-10 классов. Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей. Знакомство с избирательным правом проходило в рамках изучение школьного курса граждановедения и права, но при минимуме часов, выделенных в примерных программах данных курсов вопрос избирательного права достаточно полно рассмотреть невозможно. Многие вопросы остаются нераскрытыми или раскрытыми недостаточно. Программа курса «Избирательное право» служит дополнением к правовому и политическому блоку образовательной части «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе, но данный курс можно использовать как элективный курс не только предпрофильной подготовки, но профиля. Программа «Избирательное право» является модифицированной. Она построена на принципах соответствия целям и задачам предпрофильной подготовки; новизны для учащихся многих вопросов; практической направленности. Методы проведения элективного курса «Избирательное право»: лекция, практикум, групповая дискуссия, деловая игра и т. д.: Занятия будут проходить в следующих формах- фронтальной и индивидуальной. Цели: - способствовать развитию правовой и политической культуры школьников – граждан Российской Федерации; - способствовать формированию активной гражданской позиции; Задачи: - познакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма; избирательной системой, формами политического участия, с избирательным законодательством; - ознакомить с основными документами по избирательному праву; - сформировать умения и навыки для успешного учения и самообразования; а) навыки устного выступления и умения аргументировано доказывать свою точку зрения, навыки ведения дискуссии. б) умения работать с документами и нормативно – правовыми актами. в) умения применять полученные знания на практике. Предполагаемые результаты изучения курса Ожидаемые результаты. По окончании изучения курса «Избирательное право» учащиеся будут: 1) знать свои права как будущих избирателей; 2) свободно владеть терминологией (избиратель, избирательное право, выборы кандидат, гражданин и.т.д.); 3) определять понятия: «демократия» при этом уметь сравнивать виды демократии; 4) представлять роль избирательных комиссий в процессе выборов; 5) характеризовать демократические выборы и избирательные системы, определяя плюсы и минусы. Система оценивания С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты: - правовые знания как основы социальных умений и навыков; - Конкретные умения и навыки в сфере избирательного права. Оценить действия учеников можно при помощи слов и жестов. Оценивание должно быть полезным и обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей. Формы контроля - тестирование; - задания по моделированию жизненных ситуаций; Т.е. определяется не только уровень знаний, но и выявляется поведенческий компонент в правосознании школьника. - написание творческих работ (сообщения, рефераты). - деловые и ролевые игры. Здоровьесберегающие характеристики программы Разнообразные активные формы проведения занятий, смена видов деятельности, физминутки, интересный материал-все это поможет детям чувствовать себя комфортно на занятиях и снизить уровень усталости. Методические рекомендации Тема | Цели | Методы и приемы | Виды деятельности | Формы контроля | 1. Обратимся к истории | Ознакомить учащихся на примерах развития человеческого общества как люди активно использовали выборы (первобытность, Древняя Греция, Древний Рим, Англия XIII в. | Мини лекция, работа индивидуальная и по группам | Работа по группам, тест на определение возможностей быть в первобытном обществе вождем (Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права 9 класс, М. 2000 г. Стр. 14-15). | Мини – сочинение «Я на выборах вождя», «Афинские выборы VI-Vв. до н.э. Дискуссия по вопросам: «Люди всегда выбирают?!», «Выборы – средство справедливого решения политических вопросов». | 2. Прямая и представительная демократия. Конституционная демократия | Определить. Что такое демократия. Дать сравнительную характеристику видам демократии. Научить работать с документами. | Практическое занятие | Составление таблицы «Сравнительная характеристика представительной и прямой демократии». Работа с документами. | Как в международных документах обеспечиваются гарантии прав и свобод человека? Проблемный вопрос: «Что извлекли сторонники и противники демократии из факта, что Гитлер пришел к власти демократическим путем?» | 3. Формы политического участия | Познакомить учащихся с видами политической деятельности и необходимостью участия каждого человека в политической жизни общества. | Анкетирование, мозговой штурм | Анкетирование. Работа с рабочей тетрадью «Шаг за шагом». | Подведение итогов голосования, которые показывают степень готовности учащихся заниматься той или иной политической деятельностью. | 4. История избирательной системы в России | Познакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма, закрепить навыки защиты проектов. | Проектная технология, групповая работа | Подготовка проектов по истории избирательного права | Защита проектов по темам: «Как выбирали на Руси», «Представительная демократия на примере Земского собора», «Манифест 1905 г. Выборы в Госдуму» | 5.Конституционные основы избирательного права. | Познакомить учащихся с избирательным законодательством, закрепить навыки работы с документами | Практикум тестирование | Работа по группам, анализ документов | Тест «да» или «нет» 1. По Конституции РФ стать кандидатов в Президенты можно с 35 лет (Да). 2. Возраст кандидата главы местного самоуправления с 21 года (Да). 3. Возрастной ценз в разных странах одинаков (Нет).и.т.д. | 6. Принципы участия гражданина в выборах | Познакомить учащихся с принципами участия в выборах при демократическом режиме, определить, что такое активное и пассивное избирательное право. | Лекция, моделирование, ролевая игра | Индивидуальная и групповая работа | Подготовить сообщения используя СМИ или литературные произведения с примерами, демонстрирующими нарушения избирательного права. Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения избирательных прав. | 7.Избирательный процесс | Познакомить учащихся с процедурой выборов и работой избирательной комиссии. | Круглый стол | | Круглый стол с приглашением членов городской избирательной комиссии. Подготовка учащихся вопросов. | 8.Избирательная компания. Деловая игра «Я – избиратель» | Итоговое занятие которое своей целью ставит закрепить знания по избирательному праву в форме игры | Игра | | Игру можно провести в несколько этапов 1 этап: «Выдвижение кандидата». 2 этап: «Предвыборная агитация» 3 этап: «Голосование и подведение итогов». | Т.к. данный курс рассчитан на 17 часов, деловую игру целесообразно провести в конце учебного года, когда большинство учащихся пройдут курс. Содержание курса Тема 1. Обратимся к истории. Теория: -Первобытная демократия. Древняя Греция (реформы Солона, Клисфена, Перикла); - Древний Рим в период господства солдатских императоров; -Английский парламент – образец демократической организации представительной власти. Знать: - истоки появления демократии; -развитие демократии в Древней Греции и Древнем Риме. Уметь: - находить отличия в формах демократии в различные исторические эпохи. Тема 2. Прямая и представительная демократия. Практика: -Конституционная демократия. -Понятие «демократия». -Сравнительная характеристика прямой и представительной форм народовластия виды демократии). - Право большинства голосов. - Обеспечение гарантий прав и свобод человека в международных документах. Знать: -нормативные документы о правах и свободах человека; Уметь: - сравнивать виды демократии между собой. Тема 3. Формы политического участия. Практика: - Политическая демократия, - Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа. - Работа в государственных органах власти. -Причастность к политической партии, -Участие в митингах, референдуме, в неформальных движениях. Знать: -формы политического участия; -понятие референдум, политическая партия. Уметь: - разрабатывать политические требования; -подготовить лозунги для участия в митинге. Тема 4. История избирательной системы в России. Практика: - Представительная демократия на Руси (Земские соборы, 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова). - Манифест 1905 г. О системе выборов в Государственную думу. - «Демократичность» выборов в советский период. Знать: -историю представительной демократии в России, - о демократии в СССР; Уметь: - вести грамотную дискуссию о политике; -проводить параллели между демократией в досоветский и советский периоды. Тема 5. Конституционные основы избирательного права. Практика: - Кто такой гражданин? -Законодательство о выборах РФ. Знать: -определение гражданин РФ; -нормативные документы, содержащие информацию о выборах в РФ. Уметь: -использовать свои гражданские права. Тема 6. Принципы участия гражданина в выборах. Практика: -Активное и пассивное избирательное право; -Принципы выборов при демократическом режиме; -Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Знать: -виды избирательного права; -избирательные права граждан. Уметь: - обдуманно отдавать свой голос: -составлять предвыборную программу. Тема 7. «Пестрый глобус» СМИ о выборах. Теория: - Процедура выборов, системы избирательной практики (пропорциональная и мажоритарная). -Избирательные комиссии. - Предвыборный период и голосование. Роль СМИ. Знать: -виды избирательных систем; -о роли СМИ в предвыборной кампании. Уметь: -составлять выступление для участия в предвыборной компании. Тема 8-9. Избирательный процесс. Практика: -Работа избирательной комиссии. -Избирательная компания и ее этапы. Знать: -этапы избирательной компании. Уметь: -анализировать правильность расположения этапов в избирательной компании. Тема 10-11. Зачетный урок по всему курсу .Деловая игра «Я – избиратель». Учебно – тематический план № урока | Наименование тем курса | Всего часов | Теория | Практика | Форма проведения | 1 | Обратимся к истории Первобытная демократия. 2.Древняя Греция (реформы Солона, Клисфена, Перикла) 3.Древний Рим в период господства солдатских императоров. 4. Английский парламент – образец демократической организации представительной власти. | 2 | 2 | | лекция | 2 | Виды демократии. 1.Прямая и представительная демократия. 2.Конституционная демократия. 3.Понятие «демократия». 4.Сравнительная характеристика прямой и представительной форм народовластия виды демократии). 5.Право большинства голосов. 6. Обеспечение гарантий прав и свобод человека в международных документах. | 2 | | 2 | Практикум | 3 | Формы политического участия 1.Политическая демократия, 2.Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа. 3. Работа в государственных органах власти. 4. Причастность к политической партии, 5. Участие в митингах, референдуме, в неформальных движениях. | 1 | | 1 | Групповая дискуссия | 4 | История избирательной системы в России. 1.Представительная демократия на Руси (Земские соборы, 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова). 2.Манифест 1905 г. О системе выборов в Государственную думу. 3.«Демократичность» выборов в советский период. | 2 | | 2 | Защита проектов | 5 | Конституционные основы избирательного права. 1. Кто такой гражданин? 2.Законодательство о выборах РФ. | 2 | | 2 | Тестирование | 6 | Принципы участия гражданина в выборах 1.Активное и пассивное избирательное право. 2.Принципы выборов при демократическом режиме. 3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. | 2 | | 2 | Ролевая игра | 7 | «Пестрый глобус» СМИ о выборах. 1.Процедура выборов, системы избирательной практики (пропорциональная и мажоритарная). 2.Избирательные комиссии. 3.Предвыборный период и голосование. Роль СМИ | 2 | 2 | | Урок – обзор | 8-9 | Избирательный процесс. 1.Избирательный процесс 2.Работа избирательной комиссии 3.Избирательная компания и ее этапы. | 2 | 2 | | Круглый стол | 10-11 | Зачетный урок.Деловая игра «Я – избиратель» Итоговое обобщение по курсу | 1 | | 1 | Деловая игра | 12 | Урок резерв | 1 | | | | Количество часов – 17 Требования к уровню подготовки: Знать: - истоки появления демократии; -развитие демократии в Древней Греции и Древнем Риме; -нормативные документы о правах и свободах человека; - формы политического участия; -понятие референдум, политическая партия; -историю представительной демократии в России, - о демократии в СССР; -определение гражданин РФ; -нормативные документы, содержащие информацию о выборах в РФ; -виды избирательного права; -избирательные права граждан; -виды избирательных систем; -о роли СМИ в предвыборной кампании; -этапы избирательной компании. Уметь: -составлять выступление для участия в предвыборной компании; - находить отличия в формах демократии в различные исторические эпохи; - сравнивать виды демократии между собой; - разрабатывать политические требования; -подготовить лозунги для участия в митинге; - вести грамотную дискуссию о политике; -проводить параллели между демократией в досоветский и советский периоды; -использовать свои гражданские права; - обдуманно отдавать свой голос; -составлять предвыборную программу; -анализировать правильность расположения этапов в избирательной компании. Литература и средства обучения Литература для обучающихся: Никитин А.Ф. «Право и политика» – М. «Просвещение», 2002 г. Никитин А.Ф. «Право и политика», рабочая тетрадь, - М. «Просвещение», 2002 г. Никитин А.Ф. «Избирательное право. Избирательный процесс» - НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир» М.1996 г. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. 10-11 классы – М., 1998 г. Литература для учителя: Соколов Я.В. Граждановедение, 6 класс – М., 2001 г. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 класс – М. 2000 г. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М, 1998 г. Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. Преподавание истории в школе. – 2003 - №10. Бенеш Э. Демократия сегодня и завтра. «Вопросы истории» - 1993 г. № 2, 3 Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы под редакцией Боголюбова Л.Н., Кинкулькиной А.Т. – М., 2001 г. Лапаева Т.Н. Избирательное право. Обществознание 9 класс – Волгоград 2004 г. Практикум по обществознанию под редакцией Князева В.Н. – М. 2002 г. Средства обучения: -мультимедийные; -печатные пособия; -подвижные справочные таблицы; -справочная литература; Дидактические материалы -тесты; -раздаточные средства наглядности: -тексты: -рисунки. Календарно-тематическое планирование «Избирательное право» |