СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа "Основы проектной деятельности" для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Основы проектной деятельности"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Коряжмы»




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры на заседании научно -

гуманитарных наук методического совета школы.

Протокол №1 от Протокол №______ от

«____» сентября 2016 года «____» ___________2016 год

Руководитель Руководитель

_________ Л. А. Божедомова ______________ Т. С. Кучина







Образовательная программа факультатива «Проектная деятельность учащихся по истории»


Возраст участников: 5 «А» класс

Срок реализации: 2016- 2017 учебный год






Учитель истории и обществознания

Лобанова Татьяна Васильевна




















Коряжма

2016 год


«Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать»

Гете.

Пояснительная записка

Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную,  навыковую и ценностную составляющие образования. В связи с этим, к самостоятельной жизни учащихся необходимо готовить с малого возраста, прививая навыки самостоятельной работы. Одним из способов развития навыков самостоятельной работы является  проектная деятельность.

Программа  факультатива «Проектная деятельность учащихся» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает  не только знакомство с загадками и тайнами прошлого, но и решение познавательных задач, анализ проблемных, дискуссионных вопросов.  А самое главное - формируются навыки проектной деятельности через создание мультимедийных презентаций (практическая часть программы).

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель курса: создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой, социально активной, творческой личности, способной к самореализации, через организацию проектной деятельности с учетом возрастных особенностей.

Задачи:

  • 1. Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально - экономического, политического и культурного исторического развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации, проекта (в рамках данного возраста).

  • 2. Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения.

  • 3. Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории; уважительное отношение к прошлому своего и других народов.

Умения и навыки, развиваемые в ходе работы над курсом.

  • поиск, анализ, систематизация необходимого материала;

  • выявление исторической и методологической обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего;

  • определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.

  • навыки создания презентаций;

навыки написания проекта, его защита.

Участие в проектной деятельности  способствует  формированию  гармоничной  личности и отвечает потребностям  современного  общества:

     -принимать самостоятельные решения;

    -уметь ставить  задачи и задавать вопросы;

     -уметь работать в команде;

     -искать нестандартные, оригинальные  решения;

     -привлекать, заинтересовывать  выбранной темой окружающих;

     -раскрывать  индивидуальный потенциал  ребенка.

Методы преподавания данного курса определяются его целью и задачами:

  • Эвристический (частично-поисковый);

  • Проблемный;

  • Исследовательский;

  • Метод проектов (создание презентаций)

Обсуждение проблемных и дискуссионных  вопросов, решение познавательных задач невозможно без приобретения гимназистами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения их к самостоятельной, исследовательской деятельности.

Планируемые результаты проектной деятельности

 1.      Сформированность у детей способности переносить известные способы действий (знания и умения) в новую практическую ситуацию.

 2.      Наличие умений к сотрудничеству, взаимодействию внутри малой группы; динамики в становлении ученического коллектива как учебного сообщества.

 3.      Наличие способностей к самостоятельной учебно-практической деятельности, умению ставить задачи, искать пути их решения, оценивать процесс проектирования.

 4.      Сформированность желания и основы умения учиться.

 5.      Начало формирования умений владения разными коммуникативными способностями, включая публичные.

 6.      Повышение творческого потенциала учащихся.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Предлагаемый порядок действий:

1. Выбор актуальной темы исследования

2. Детализация темы

3. Формулировка цели

4.Знакомство с литературой,  обзор

5. Выбор  метода исследования

6. Выбор метода сбора данных

7.Проанализируй данные, сделай выводы

8. Напиши отчёт, приготовь презентацию

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии, работа с Интернет - ресурсами.

Предполагаемые темы проектов

Проект «Путешествие в прошлое»

Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:

  • проект «Что значат наши имена»;

  • проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).

Проект  «Занимательная топонимика»

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.

  • проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);

  • проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для  сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Объект исследования: игры народов России и мира

  • Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

  • Сезонные игры народов нашего края

  • Сезонные игры народов разных регионов России и мира

  • Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Объект исследования: семейная культура

  • Моя родословная

  • Наш семейный альбом

  • Рецепты домашней кухни

Объект исследования: Россия и мир на карте

  • Имена родного края

  • История в названиях рек, морей, океанов

Объект исследования: великие люди России и мира

  • Памятники города

  • Памятники столицы России

Объект исследования: памятные даты в истории России

  • Празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года (сентябрь)

  • 50 лет со дня учреждения Международного дня памяти жертв фашизма (сентябрь)

  • 400 лет освобождения Москвы ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина (ноябрь)

  • 90 лет со дня подписания Декларации о создании СССР (декабрь)

  • 400 лет избрания на царство Михаила Романова и утверждение последней правящей династии Романовых (январь)

  • 70-летие победы в Сталинградской битве (февраль)

  • 195-летие со дня окончания последней Русско-турецкой войны (март)

  • 230 лет со дня воссоединения Крыма с Россией (апрель)

  • 310 лет со дня основания Санкт- Петербурга (май)

  • 70 лет Курской битве (июль – август)

Возможны и другие темы для проектов.

Вся работа делится на три этапа:

Первый этап: организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап: работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);

Третий этап:

  • выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;

  • общеклассное обсуждение результатов;

  • выполнение итогового теста;

  • оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)      

Фамилия, имя

Что делает

Самооценка

Оценка группы

















Использование проектной деятельности позволяет охватить всех детей конкретной деятельностью, способствует их успешному продвижению вперед, и достижению поставленной цели. Дети радуются своим успехам. Им интересно решать, исследовать и видеть, как другие увлечённо знакомятся с их проектами.   Совсем необязательно, чтобы тема исследования учащихся имела глобальное значение. Важен характер исследования. Любой успех, даже незначительный, в этом деле рождает в учащихся уверенность в познаваемости исторических и иных явлений, а,  следовательно, и развивает интерес к истории, к мыслительной деятельности в целом, что позволяет сформировать исследовательскую компетентность  учащихся.

этапа

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Примерная дата

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

3

  

 

1(10,19,28)

 

 

2(11,20,29)

 

 




3(12,21,29)

 


  

4(13,22,30)

 

 

 

5(14,23,31)

 

 

 

6(15,24,32)

 

 


7(16,25,33)

 

 

 

8(17,26,34)

 

 

9(18,27,34)

 

 

Проект 1(2,3)

Этап планирования

Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы.

Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта), определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта).

Консультация по методам сбора информации и его обработке.


Этап исследования

Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в  Интернет и пр.)

Отбор и систематизация нужной информации  в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта.

Оформление конечного продукта.

 

Этап презентации

Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта).

Презентация проекта, обмен впечатлениями.

 

Итого:

Резерв:

9(9,9,7)

3(3,3,2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

4(4,4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

2(2,1)

 

 

 

 

 

 

34

1


 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!