Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Коряжмы»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры на заседании научно -
гуманитарных наук методического совета школы.
Протокол №1 от Протокол №______ от
«____» сентября 2016 года «____» ___________2016 год
Руководитель Руководитель
_________ Л. А. Божедомова ______________ Т. С. Кучина
Образовательная программа факультатива «Проектная деятельность учащихся по истории»
Возраст участников: 5 «А» класс
Срок реализации: 2016- 2017 учебный год
Учитель истории и обществознания
Лобанова Татьяна Васильевна
Коряжма
2016 год
«Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать»
Гете.
Пояснительная записка
Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. В связи с этим, к самостоятельной жизни учащихся необходимо готовить с малого возраста, прививая навыки самостоятельной работы. Одним из способов развития навыков самостоятельной работы является проектная деятельность.
Программа факультатива «Проектная деятельность учащихся» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования.
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только знакомство с загадками и тайнами прошлого, но и решение познавательных задач, анализ проблемных, дискуссионных вопросов. А самое главное - формируются навыки проектной деятельности через создание мультимедийных презентаций (практическая часть программы).
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель курса: создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой, социально активной, творческой личности, способной к самореализации, через организацию проектной деятельности с учетом возрастных особенностей.
Задачи:
1. Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально - экономического, политического и культурного исторического развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации, проекта (в рамках данного возраста).
2. Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения.
3. Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории; уважительное отношение к прошлому своего и других народов.
Умения и навыки, развиваемые в ходе работы над курсом.
поиск, анализ, систематизация необходимого материала;
выявление исторической и методологической обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего;
определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.
навыки создания презентаций;
навыки написания проекта, его защита.
Участие в проектной деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
-принимать самостоятельные решения;
-уметь ставить задачи и задавать вопросы;
-уметь работать в команде;
-искать нестандартные, оригинальные решения;
-привлекать, заинтересовывать выбранной темой окружающих;
-раскрывать индивидуальный потенциал ребенка.
Методы преподавания данного курса определяются его целью и задачами:
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов, решение познавательных задач невозможно без приобретения гимназистами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения их к самостоятельной, исследовательской деятельности.
Планируемые результаты проектной деятельности
1. Сформированность у детей способности переносить известные способы действий (знания и умения) в новую практическую ситуацию.
2. Наличие умений к сотрудничеству, взаимодействию внутри малой группы; динамики в становлении ученического коллектива как учебного сообщества.
3. Наличие способностей к самостоятельной учебно-практической деятельности, умению ставить задачи, искать пути их решения, оценивать процесс проектирования.
4. Сформированность желания и основы умения учиться.
5. Начало формирования умений владения разными коммуникативными способностями, включая публичные.
6. Повышение творческого потенциала учащихся.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Предлагаемый порядок действий: |
1. Выбор актуальной темы исследования |
2. Детализация темы |
3. Формулировка цели |
4.Знакомство с литературой, обзор |
5. Выбор метода исследования |
6. Выбор метода сбора данных |
7.Проанализируй данные, сделай выводы |
8. Напиши отчёт, приготовь презентацию |
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии, работа с Интернет - ресурсами.
Предполагаемые темы проектов
Проект «Путешествие в прошлое»
Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:
проект «Что значат наши имена»;
проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).
Проект «Занимательная топонимика»
История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
Объект исследования: игры народов России и мира
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Сезонные игры народов нашего края
Сезонные игры народов разных регионов России и мира
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
Объект исследования: семейная культура
Моя родословная
Наш семейный альбом
Рецепты домашней кухни
Объект исследования: Россия и мир на карте
Объект исследования: великие люди России и мира
Памятники города
Памятники столицы России
Объект исследования: памятные даты в истории России
Празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года (сентябрь)
50 лет со дня учреждения Международного дня памяти жертв фашизма (сентябрь)
400 лет освобождения Москвы ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина (ноябрь)
90 лет со дня подписания Декларации о создании СССР (декабрь)
400 лет избрания на царство Михаила Романова и утверждение последней правящей династии Романовых (январь)
70-летие победы в Сталинградской битве (февраль)
195-летие со дня окончания последней Русско-турецкой войны (март)
230 лет со дня воссоединения Крыма с Россией (апрель)
310 лет со дня основания Санкт- Петербурга (май)
70 лет Курской битве (июль – август)
Возможны и другие темы для проектов.
Вся работа делится на три этапа:
Первый этап: организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);
Второй этап: работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);
Третий этап:
выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;
общеклассное обсуждение результатов;
выполнение итогового теста;
оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)
Фамилия, имя | Что делает | Самооценка | Оценка группы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Использование проектной деятельности позволяет охватить всех детей конкретной деятельностью, способствует их успешному продвижению вперед, и достижению поставленной цели. Дети радуются своим успехам. Им интересно решать, исследовать и видеть, как другие увлечённо знакомятся с их проектами. Совсем необязательно, чтобы тема исследования учащихся имела глобальное значение. Важен характер исследования. Любой успех, даже незначительный, в этом деле рождает в учащихся уверенность в познаваемости исторических и иных явлений, а, следовательно, и развивает интерес к истории, к мыслительной деятельности в целом, что позволяет сформировать исследовательскую компетентность учащихся.
этапа | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Примерная дата |
1 2 3 | 1(10,19,28) 2(11,20,29) 3(12,21,29) 4(13,22,30) 5(14,23,31) 6(15,24,32) 7(16,25,33) 8(17,26,34) 9(18,27,34) | Проект 1(2,3) Этап планирования Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта), определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта). Консультация по методам сбора информации и его обработке. Этап исследования Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.) Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта. Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта. Оформление конечного продукта. Этап презентации Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен впечатлениями. Итого: Резерв: | 9(9,9,7) 3(3,3,2) 4(4,4) 2(2,1) 34 1 | |
|