МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Забайкальск
Обсуждено. Рук. МО учителей технологии /______________/ __________/ «__» ______________ 2018 г | Согласовано. Зам. Директора по МР. /_________/ Зюзина О.Д. «__»________________2018 г | Утвердаю. Директор МАОУ СОШ №1 п.г.т Забайкальск / ___________/ Сигунов В.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы проектной деятельности»
учителя технологии
Пустохиной Татьяны Владимировны
п.г.т Забайкальск, 2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Данная программа обеспечивает поддержку образовательной области «Технология» и предназначена для знакомства учащихся с основами проектной деятельности и методами развития творческих способностей, соответствует целям профильной подготовки и в определенной степени обладает новизной для учащихся.
Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ФГОСа основного общего образования по направлению «Технология» в рамках модуля «Проектирование»
Основная цель общеобразовательной области “Технология” – заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, самоопределению в будущей профессиональной карьере, сформировать преобразующее мышление.
Элективный курс «Основы проектной деятельности» позволяет научить учащихся приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию, смотреть на мир в глобальном аспекте.
В программе реализуется идея межпредметных и метапредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством и другими предметами. Этот курс – одна из форм углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одаренности, обогащения знаниями, разнообразными умениями.
Цель курса
Обучение учащихся основам проектирования
Задачи курса
Обучение учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний;
Формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями;
Создать условия для подготовки к профессиональному самоопределению в ходе работы над проектом
В соответствии с общими целями и задачами трудового обучения у учащихся должны быть сформированы следующие основные знания и умения.
Учащиеся должны знать
- понятие проекта;
-типы проектов;
-этапы выполнения различных проектов;
-способы представления информации;
-методы, используемые при выполнении разных этапов проекта;
-продукт проекта, презентация проекта;
-критерии оценки проекта;
Учащиеся должны уметь
-анализировать ситуацию;
-определять проблему и вытекающие из нее задачи;
-уметь ориентироваться в информационном пространстве;
-использовать различные источники информации, методы обследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т.д.)
-выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
-сопоставлять цель и действия;
-владеть различными способами познавательной деятельности
-генерировать идем и методы решения задач;
-организовывать рабочее место и трудовой процесс;
-рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
-находить рациональные приемы работы;
-планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
-составлять план – график работ;
-моделировать варианты ожидаемых результатов;
-применять различные методы исследования;
-выбирать информацию для представления;
-оформлять результаты проектной деятельности.
В качестве форм активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся используется проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры.
Для развития общих навыков проектирования и приобретения необходимых знаний учащиеся выполняют упражнения в тетради – короткие, сфокусированные на определенной проблеме практические задания. Упражнения используются как отдельные виды деятельности или как часть проектов, выполняются в процессе реализации проекта.
Для проверки эффективности обучения старшеклассников осуществляется текущий, периодический и итоговый контроль. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения.
Курс ориентирован на учащихся 8-х классов и рассчитан на 8 часов. В курс включены как теоретические, так и практические вопросы, напрямую связанные с темами программы по проектированию как по теоретическим, так и практическим направлениям.
Основной формой организации учебной деятельности является классно – урочная работа, основанная на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст, интеллектуальная подготовка для разного уровня сложности заданий);
культуросообразности (ориентирование на общечеловеческие ценности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, ответственности и сотрудничества;
сознательного усвоения обучающимися учебного материала.
Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, практических занятий и защита творческих проектов
Предлагаю следующие формы контроля:
– текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
– периодический контроль (проводится по блокам тем);
– итоговый (защита творческого проекта.).
Главной функцией контроля является диагностика уровня обученности и внесение корректив в процесс обучения для достижения поставленной цели.
По-моему мнению, актуальность темы “Основы проектной деятельности ” в школьной программе можно обосновать так:
создание швейного изделия в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до создания) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека.
данный курс способствует возникновению идей и практических желаний у девушек при создании изделия своими руками, с подбором аксессуаров и также демонстрацией изделия. Таким образом, основным содержанием обучения по программе является изучение материалов по истории развития одежды, основ моделирования и проектирования.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество учебных часов всего | В том числе |
теория | практика |
1 | Введение. Общие сведения о проектной деятельности | 1 | 1 | — |
2 | Типы проектов, основные этапы проектов, критерии оценивания | 1 | 1 | --- |
3 | Исследовательский проект | 2 | 1 | 1 |
4 | Творческий проект | 2 | 1 | 1 |
5 | Информационный проект | 2 | 1 | 1 |
Итого: 8 часа
Программное содержание элективного курса
“ Основы проектной деятельности”
Введение.. Общие сведения о проектной деятельности -1час.
Цели и задачи курса. Режим работы курса. Организационные вопросы.
Понятие проекта, проектной деятельности.
Типы проектов, основные этапы проектов, критерии оценивания – 1 час
Типология проектов, структура проектов, оформление проектов, критерии оценивания
Исследовательский проект – 2 часа
Понятие исследовательского проекта
Осознание и обоснование актуальности темы, формулировка проблемы,
Выделение предмета и объекта исследования, задачи и методы исследования, определение источников информации, выдвижение гипотезы.
Практическая работа – 1 час. Выполнение заданий
Творческий проект–2час.
Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения. Выбор и обоснование темы проекта, подбор необходимой информации для реализации проекта, оформление результатов.
Практическая работа – 1 час. Выполнение заданий
Информационный проект – 2 часа
Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта. Основные этапы выполнения информационного проекта.
Определение цели. Выделение предмета информационного поиска. Поиск источников информации.( средства СМИ, базы данных, в т.ч. электронные, интервью, анкетирование). Обработка информации. Оформление результатов. Презентация.
Практическая работа – 1 час. Выполнение заданий
Литература
1 Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ авт-сост О.А. Нессонов и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
2.Технология. 10 – 11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие. Составители: Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Озерова Т.В. Издательство «Глобус», 2008
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие.