Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей ________________________ Протокол №__от _________ ______________/__________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР Мосина Л.В./_________ «__»____________20__г. | «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Решение задач»
9 класс
предмет, класс
Карачаровой Оксаны Александровны
Ф.И.О. учителя
на 2016 – 2017 учебный год
Составлено на основе программы общеобразовательных учреждений Т.А.Бурмистрова, Москва, Просвещение,2010г |
п. Новокулундинка
2016 г
Содержание
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Требования к уровню подготовке учащихся.
Календарно – тематическое планирование.
Лист дополнений и изменений.
Список учебных пособий и литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по математике «Решение задач» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.
Примерной программы основного общего образования по математике 2004 г
Учебного плана МБОУ «Новокулундинская СОШ» на 2016-2017 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс направлен на коррекцию знаний учащихся за курс 8 и 9 классов, повышение уровня математической подготовки через решение линейных или квадратных уравнений, неравенств. Изучение материала данного курса обеспечивает успешность обучения школьников 9 класса для качественной подготовки к ОГЭ.
Программа определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к углубленному уровню обучения.
Описание места предмета в учебном плане
Факультативный курс «Решение задач» изучается на ступени основного общего образования в качестве предмета по выбору учащихся в 9 классе в общем объеме 35 ч (1 ч в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в факультативный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и направлена на повышение интереса к изучению предмета.
Цель курса - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений в начале курса изучение алгебры 7- 9.
Задачи:
Овладение умением выполнять тождественные преобразования выражений;
Овладение умением решать линейные уравнения и неравенства;
Овладение умением решать квадратные уравнения и неравенства;
Овладение умением построения графиков линейных и квадратных функций;
Помочь овладеть умениями на уровне свободного их использования;
Содержание программы
Тема 1. Геометрия на клетчатой бумаге. Практические задачи по геометрии-4ч.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Применение признаков подобия треугольников и признаков равенства треугольников при решении задач. Теорема Пифагора.
Тема 2. Площади фигур-2ч.
Свойства биссектрисы угла, медианы, высоты треугольника. Этапы решения задач на построение.
Тема 3. Решение геометрических задач -2ч.
Свойства биссектрисы угла, медианы, высоты треугольника. Этапы решения задач на построение.
Тема 4. Квадратичная функция-4ч.
Свойства квадратичной функции у=ах2+вх+с и её график. Квадратичная функция и линейная функция их общее решение.
Тема 5. Текстовые задачи-6ч.
Задачи на проценты. Задачи на движение, на концентрацию, на смеси и сплавы, на работу. Задачи геометрического содержания.
Тема 6 Уравнения и неравенства с одной переменной-6ч.
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 7 Метод интервалов-2ч. Применение метода интервалов к решению неравенств второй степени, а также к неравенствам представленным в виде произведения. Графический способ решения неравенств.
Тема 8 Системы уравнений и неравенств, с двумя переменными-5ч.
Различные методы решения систем уравнений и неравенств (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений и неравенств.
Тема 9. Элементы комбинаторики и теории вероятностей-3ч.
Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
расширить знания о символическом языке алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
расширить свои знания о свойствах и графиках элементарных функций;
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значение степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональность величин, дробями и процентами;
составлять буквенные выражения и формулы по условию задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые,
индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные.
Формирование знаний: лекция, конференция Формирование умений и навыков: практикум Проверка знаний: зачет Типы уроков:
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок - зачет
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно
иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно исследовательский.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно
ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:
настроенностью учащихся на необходимость определенных действий
четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решать в ходе учебной деятельности
полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы
организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач
применение деятельностного подхода обучения
5. Лист дополнений и изменений.
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица внёсшего запись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Список учебных пособий и литературы
Программно-методическое обеспечение
Ю.Н. Макарычев «Алгебра 9 класс», 2010.
Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2015г.
Л. В. Кузнецова и др. «ГИА 2012» изд. Интеллект – Центр» 2010г.
С. С, Минаева, Л. О. Рослова «Тематические тренировочные задания». Рабочая тетрадь для 9 класса. Изд. «Экзамен» 2015г.
О. Ю. Едуш «Учебно – тренировочные тесты и другие материалы». Изд. «Астрель – СПб» 2015.
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ. Издательство « Легион -М»,2015г.
Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2014г.
А.В. Семёнов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко. Государственная итогова аттестация выпускников 9 класса в новой форме. МАТЕМАТИКА. ОГЭ-2015.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство образование РФ: http//www.ed.ru/ http//www.edu.ru
2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo
3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru
4. Новые технологии в образование: http//www.edu.secna.ru
5. Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия: http//www.mega.km.ru
6. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ruhttp//www.encyclopedia.ru
7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru