Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Утверждаю: Директор
МОУ «Средняя школа №3»
___________В.М.Маренюк
Программа
по общей физической подготовке
«Здоровый ребенок»
Составитель: Е.Ф.Тимерханова
Возрастная категория:
Учащиеся 2-4 классов
Реализация программы:2 года
Когалым, 2009
Пояснительная записка
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную работу.
Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Всем известно, что большинство учителей физической культуры – это бывшие спортсмены различных видов спорта. И видение развития физических качеств в детях каждый видит по своему, через призму своего опыта. И этот положительный опыт преподаватель может передавать детям, разнообразив и обогатив внеклассную работу. Для того , чтобы заинтересовать детей, пришедших заниматься в группы начальной подготовки, нужно прежде всего создать для них стимул. Для детей убедительными будут наглядные примеры наиболее подготовленных детей. Ребенок заинтересуется результатами и будет стремиться к идеалу.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.
Спортивные и подвижные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной программы дополнительного образования детей «Здоровый ребенок».
Задачи:
Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому развитию ребенка, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
Овладение школой движения;
Развитие координационных и кондиционных способностей;
Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня. Влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
Выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении техники безопасности во время занятий;
Приобщение к самостоятельным занятиям;
Учить бороться за победу и участвовать в соревнованиях
Характеристика программы
Данная программа включает в себя теоретические сведения, развитие физических качеств, разучивание и закрепление подвижных и спортивных игр. Каждые два месяца проводится тестирование, которое позволяет определить эффективность проведенных занятий и прирост показателей занимающихся. Кроме того, в программу входит подготовка и участие в городских соревнованиях, а так же участие в школьных спортивных мероприятиях. Необходимо дать понять учащимся, что в каждом есть способность к занятиям спортом, необходимо только поверить в себя. Совсем неважно, станет ребенок великим спортсменом или нет, главное оказать помощь в формировании физических качеств, помочь поверить в себя. Младший школьный возраст – самое лучшее время для развития всех физических качеств.
Наиболее удобный способ распределения учебного материала с перспективой на год – составление графика.
Программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет в течении 2 лет обучения. Зачисление в секцию проводится без вступительных испытаний по желанию учащихся и согласия родителей, а также по состоянию здоровья. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В группе от 15 учащихся.
Программа «Здоровый ребенок» примерная. По содержанию является спортивно – оздоровительной, по форме организации – групповой.
Программа разработана на основе методической разработки автора Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. - М.: ФиС., 1985-80 с.: ил.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Методические рекомендации
Необходимо выделить несколько условий, способствующих успешной реализации данной программы. К ним относятся:
Пробуждение в детях интереса к занятиям физическими упражнениями
Для этого необходимо :
В беседе подбирать интересный материал, яркие примеры, соответствующий данному возрасту
Наиболее результативно применение игровых технологий
Получения учениками удовольствия от своей деятельности
Этому способствует:
Разнообразные занятия, удовлетворяющие интересы детей
Проведение соревновательных занятий с указанием на положительную динамику у каждого ученика
Участие в соревнованиях школьного и городского уровня
Ожидаемый результат
Учащиеся по окончании второго года обучения должны достигнуть следующего уровня развития:
Знать и иметь представление:
О причинах травматизма и правилах техники безопасности на занятиях;
О правилах личной гигиены;
О способах и особенностях движений;
О соблюдении режима дня;
О способах и приемах самоконтроля.
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и ОРУ на развитие различных физических качеств, на формирование правильной осанки;
Организовывать и проводить самостоятельные занятия;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий;
Помогать друг другу и учителю во время занятий;
Приблизить к совершенству выполнение всех движений, изучаемых в течении года.
Формы и методы контроля
Оценивание деятельности учащихся осуществляется следующим образом:
-В начале и в конце года проводится тестирование физических качеств занимающихся.( ниже приведена таблица )
-В конце каждой учебной четверти проводится промежуточное тестирование
-Во время индивидуальной работы с учеником педагог оценивает степень усвоения практических видов деятельности.
- На протяжении двух лет занятий проводятся школьные и городские соревнования, в которых участвуют воспитанники. По результатам проводится анализ каждого мероприятия и делаются выводы.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой на колени
(Мальчики выполняют тест с 1 по 4 классы, девочки с 1-11 классы)
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
min | max | min | max |
7 | 13 | | 8 | |
8 | 15 | | 9 | |
9 | 17 | | 10 | |
10 | 19 | | 11 | |
11 | 21 | | 12 | |
Прыжок в длину с места, см
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
min | max | min | max |
6 | 116 | 123 | 111 | 123 |
7 | 115 | 135 | 110 | 130 |
8 | 125 | 145 | 125 | 140 |
9 | 130 | 150 | 135 | 150 |
10 | 140 | 160 | 140 | 155 |
11 | 160 | 180 | 150 | 175 |
Челночный бег 3 х 10 м, сек
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
min | max | min | max |
7 | 10.8 | 10.3 | 11.3 | 10.6 |
8 | 10.0 | 9.5 | 10.7 | 10.1 |
9 | 9.9 | 9.3 | 10.3 | 9.7 |
10 | 9.5 | 9.0 | 10.4 | 9.5 |
11 | 9.3 | 8.8 | 9.7 | 9.3 |
Бег 30 м, сек
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
min | max | min | max |
6 | 7.8 | 7.0 | 7.8 | 7.5 |
7 | 7.3 | 6.2 | 7.5 | 6.4 |
8 | 7.0 | 6.0 | 7.2 | 6.2 |
9 | 6.7 | 5.7 | 6.9 | 6.0 |
10 | 6.5 | 5.6 | 6.5 | 5.6 |
11 | 6.1 | 5.5 | 6.3 | 5.7 |
Бег 500 м ( девочки 1- 11 класс) (мальчики 1 - 4 класс), сек
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
| | | | |
7 | 220 | 160 | 245 | 185 |
8 | 210 | 150 | 240 | 180 |
9 | 200 | 140 | 235 | 175 |
10 | | | 225 | 165 |
11 | | | 215 | 155 |
Гибкость( наклоны туловища вперед, см)
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
min | max | min | max |
7 | 3 | 5 | 6 | 9 |
8 | 3 | 5 | 5 | 8 |
9 | 3 | 5 | 6 | 9 |
10 | 4 | 6 | 7 | 10 |
11 | 6 | 8 | 8 | 10 |
Учебно – тематический план
занятий в группе ОФП.
Учебно-тематический план составлен в расчете на два года обучения,4 часа в неделю при продолжительности учебного года 35 недель. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 год | 2 год |
всего | теория | практ. | всего | теор. | практ. |
1 | Основы знаний | 6 | | | 8 | | |
1.1 | Техника безопасности на занятиях | | 1 | | | 2 | |
1.2 | Правила поведения в спортивном зале | | 1 | | | 2 | |
1.3 | Способы закаливания, контроль и самоконтроль | | 1 | | | 1 | |
1.4 | Требования к одежде и обуви | | 1 | | | 1 | |
1.5 | Роль зрения и слуха | | 1 | | | 1 | |
1.6 | Приемы измерения пульса | | 1 | | | 1 | |
2 | Общая физическая подготовка | 62 | | 62 | 60 | | 60 |
2.1 | Гимнастические упражнения | | | 12 | | | 10 |
2.2 | Легкоатлетические упражнения | | | 10 | | | 10 |
2.3 | Элементы спортивных игр | | | 12 | | | 12 |
2.4 | Подвижные игры | | | 18 | | | 18 |
2.5 | Лыжная подготовка | | | 4 | | | 4 |
2.6 | Упражнения йоги | | | 6 | | | 6 |
3 | Специальная физическая подготовка | 30 | | | 35 | | |
3.1 | Упражнения для развития быстроты | | | 5 | | | 6 |
3.2 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств | | | 5 | | | 6 |
3.3 | Упражнения для развития выносливости | | | 5 | | | 5 |
3.4 | Упражнения для развития координации | | | 5 | | | 6 |
3.5 | Ловля и передача мяча | | | 10 | | | 12 |
4 | Интегральная подготовка | 20 | | | 15 | | |
4.1 | Первый год обучения | | | 20 | | | |
4.2 | Второй год обучения | | | | | | 15 |
5 | Подготовка к соревнованиям | 10 | | 10 | 12 | | 12 |
6 | Соревновательная деятельность | 16 | | | 16 | | |
6.1 | Школьные соревнования | | | 6 | | | 6 |
6.2 | Городские соревнования | | | 10 | | | 10 |
7 | Контрольные испытания | 6 | 1 | 5 | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО: | 150 | 7 | 143 | 150 | 9 | 141 |
Содержание программы
1. Основы знаний
Правила поведения в спортивном зале и на спорт. площадке.
Техника безопасности при занятиях различными видами двигательной активности. Требования к одежде и обуви.
Роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.
Приемы измерения пульса после нагрузки и отдыха.
Способы закаливания.
Контроль и самоконтроль.
Правила подвижных и спортивных игр.
2.Общая физическая подготовка.
.
1. Гимнастические упражнения.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, броски и ловля мяча; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения на снарядах – висы, упоры, размахивания в висе и упоре, подтягивание.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах: наклоны и повороты головы. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибания, наклоны. Упражнения с гимнастическими палками, на гимнастических снарядах.
Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах: приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег. Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения на снарядах. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега углом или согнув ноги, через планку. Высоко – дальние прыжки с разбега через препятствия с мостика или без него. Опорные прыжки.
2. Акробатические упражнения.
Группировки в приседе, сидя и лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в стороны из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками.
Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 из седа ноги врозь с захватом за ноги. Перекаты назад в группировке в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на руках с опорой ногами о стенку (для мальчиков).
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед (для мальчиков). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня. Мост с помощью партнера и самостоятельно.
Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега.
Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.
3. Легкоатлетические упражнения.
Бег с ускорением на 40,50,60 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 2 – 3х20 – 30 м., 2 – 3х30 – 40 м, 3 – 4х50 – 60 м. Бег с низкого старта 60 м. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м. (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 мин.– мальчики, до 2 мин.– девочки. Бег или кросс от 500 м до1000 м.
Прыжки через планку с прямого разбега. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока, на дальность.
4. Спортивные игры.
Баскетбол, пионербол, футбол, теннис: овладение элементарными техническими и тактическими навыками игры.
5.Подвижные игры.
«Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».
6. Ходьба на лыжах .
Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Передвижение на скорость: до 1км. Эстафеты на лыжах.
7.Упражнения йоги, релаксация, стретчинг.
3. Специальная физическая подготовка.
1. Упражнения для развития быстроты.
По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15 м и т. д. до 30 м, с постоянным изменением длины отрезков из исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе, в различных положениях относительно к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Бег с остановками и резким изменением направления. «Челночный бег» на 5, 9 и 10 м (с общим пробеганием за одну попытку 25 – 35 м). «Челночный бег», отрезки пробегаются лицом, спиной, правым, левым боком вперед; приставными шагами.
Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала.
Бег в колонне по одному – по постоянно меняющемуся зрительному сигналу, при этом выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 180 – прыжком вверх, имитация передачи.
То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линии.
Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», «Скакуны», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Круговая лапта», «Простые салки», «Салки – дай руку», «Салки – перестрелки», «Круговая охота», «Бегуны», «Рывок за мячом», «Сбей городок», «Поймай палку», «Четыре мяча». Различные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для воспитания скоростно - силовых качеств.
Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки,мяча). Выпрыгивания из исходного положения, стоя толчковой ногой на опоре высотой 50 – 60 см как без отягощения, так и с различными отягощениями . Спрыгивания с возвышения 40 – 60 см с последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх), установленную на доступной высоте, то же, но с разбега 3 – 7 шагов. Подпрыгивание на месте в яме с песком как на одной, так и на двух ногах, по 5 – 8 отталкиваний в серии. Прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух и одной ноге в гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной и двумя ногами. Впрыгивание на гимнастические маты (с постепенным увеличением высоты). Прыжки с места вперед – вверх, назад – вверх, вправо – вверх, влево – вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (1 кг): передачи различными способами одной и двумя руками с места
Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50 – 100м). Передвижение в полуприседе прыжками вперед, назад, в стороны с набивным мячом в руках. Выпрыгивание из полуприседа с выносом набивного мяча вверх на прямые руки (10-15 раз или сериями 2Х10 с паузами между ними в 2 – 4 мин). Прыжки, удерживая набивной мяч на прямых руках над головой.
Упражнения с мешочками на голове: приседания в максимально быстром темпе (сериями 2Х10); ходьба на носках и пятках, в полуприседе, низком приседе.
Подвижные игры: «Перетягивание в парах», «Борьба всадников», «Скачки», «Вытолкни из круга», «Зайцы и моржи», «Соревнование тачек», «Переправа», «Кто сильнее».
3. Упражнения для развития специальной выносливости.
Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности.
Многократно повторяемые и специально организованные упражнения в технике и тактике игры (особенно используемые в стремительном нападении), игровые упражнения на 5 – 10 мин.
Для воспитания специальной выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.
4. Упражнения для развития координации.
Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжком через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения, кувырков.
Упражнения с баскетбольными мячами у стены: ловля мяча после поворота, преодоления препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены мест с партнером, после прыжка через мяч с поворотом на 180 градусов.
Ловля мячей, летящих из различных направлений с последующим броском в движущуюся цель.
Упражнения с выполнением кувырков, ловля и передача мяча выполняются до кувырка, после рывка и сразу после кувырка. То же, но с последовательным выполнением нескольких кувырков подряд, чередующихся с передачами мяча на уровне груди при беге.
Передачи мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания (передать мяч тому или другому партнеру в зависимости от того, кто передал мяч или в каком порядке стоят партнеры и т. д.), при этом постоянно менять выбор действия на фоне вестибулярных раздражений: после рывка (лицом, спиной вперед), после кувырка, после прыжка с разворотом на 180 .
Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами, используя баскетбольные мячи (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и движущуюся цель, а также с манипуляциями с мячом в фазе полета). Основным при этом является умение координировать движения, сохранять темп, точно выполнять все приемы с максимальной быстротой, а также точно и правильно выполнять конечное действие при неоднородном выборе решения.
Подвижные игры: «Ловля парами», «Вертуны», «Ловкие руки», «Салки спиной к щиту», «По одному и вместе».
Эстафеты с прыжками, изменением направления бега рывками
5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.
Сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперед, в стороны, вверх, вместе и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние между стеной и игроком постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами, Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. В упоре лежа отталкивание от пола ладонями (пальцами) двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой(мальчики). В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя «приставные шаги» (руками и ногами).
Ходьба на руках в положении лежа на руках, ноги поддерживает партнер. Передвижение то же, но отталкиваясь ладонями (пальцами).
Упражнения для кистей рук с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед – вверх, прямо – вверх, с правой руки на левую, над правым (левым) плечом ( особое внимание обращается на заключительной движение кистями и пальцами). Передача и ловля мяча правой и левой рукой из различных исходных положений. Передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, дальность (соревнование).
Поочередная ловля и передача набивных мячей различного диаметра и веса, которые со всех сторон набрасывают занимающемуся партнеры. Многократные броски резиновых мячей различного диаметра и веса в кольцо – на быстроту и ловкость (соревнования).
4.Интегральная подготовка
Первый год обучения.
1. Подвижные игры с элементами спортивных игр.
Чередование подготовительных и подводящих упражнений по отдельным техническим приемам.
Чередование подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и выполнения технических приемов (на основе программы для данного года).
Чередование изученных технических приемов и их способов в различных играх и эстафетах.
Чередование изученных тактических действий индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. Индивидуальные действия при бросках, при накрывании, при борьбе за отскочивших от щита мяч. Групповые действия в нападении и защите (по программе для данного года обучения). То же – командные действия.
Многократное выполнение технических приемов. Перемещения в сочетании с действиями с мячом. Перемещения различными способами в сочетании с ловлей и передачей мяча различными способами в различных направлениях. Ведение мяча разными способами в сочетании с перемещениями различными способами, передачами, ловлей, бросками в корзину.
Многократное выполнение каждого в отдельности из изученных тактических действий (в объеме программы) – индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите, а также в сочетаниях.
Учебные игры. Обязательное требование – применение изученных технических приемов и тактических действий. В систему заданий в игру последовательно включается программный материал для данного года обучения.
Спортивные игры (баскетбол, пионербол). Применение в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Отражение в установках на игру заданий, которые давались в учебных играх.
Второй год обучения.
Чередование подготовительных упражнения и выполнения технических приемов (указанных в программе).
Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов. Выполнение перемещений с отягощением, утяжеленными мячами, бросков в прыжке с отягощениями рук, всего тела. Выполнение отдельных звеньев технических приемов с отягощениями.
Развитие специальных физических способностей посредством многократного выполнения технических приемов на основе программы для данного года обучения.
Упражнения для совершенствования навыков технических приемов посредством многократного выполнения технических приемов (в объеме программы) – ловля, передача мяча через сетку, броски, ведение на точность, быстроту.
Переключение при выполнении технических приемов нападения, защиты, нападения и защиты, приема и передачи. Передача мяча, бросок. Поточное выполнение технических приемов.
Прием и передача мяча в пионерболе, через сетку и в парах.
Учебные игры : система заданий, включающая основной программный материал по технической и тактической подготовке.
Контрольные игры. Проводятся с целью решения учебных задач, а также для лучшей подготовки к соревнованиям.
Календарные игры. Установки на игру, разбор игр.
5. Подготовка к соревнованиям
Веселые старты
Гимнастика
Плавание
Шахматы
Лыжные гонки
Губернаторские состязания
6. Соревновательная деятельность
Дни здоровья, подвижные игры и школьные соревнования.
Городская спартакиада «Олимпийская юность Югры»
7. Контрольные испытания
Тестирование физических качеств
Занятия по подготовке и сдаче норм
Участие в соревнованиях
Методическое обеспечение программы:
Высокий уровень эффективности работы спортивной секции может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно – тренировочного процесса. В работе секции применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.
Лучшим методом обучения в младшем школьном возрасте является игра. При обучении нужно использовать наглядные пособия, показ наиболее подготовленных учеников и учителя, а также объяснение. Помимо игровых заданий и подвижных игр в тренировочных занятиях используются элементы спортивных игр по упрощенным правилам. Закрепление изученного материала осуществляется в игровой и соревновательной форме
Глоссарий
ЧСС – частота сердечных сокращений
Стретчинг – упражнения для развития гибкости в статических положениях.
Ведение мяча – последовательные толчки мяча в площадку без его задержки.
Передача мяча – самый быстрый способ приблизиться к корзине соперника.
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении.
Двигательные качества – это особенности организма, которые позволяют хорошо и правильно выполнять физические упражнения, быть ловким, быстрым, сильным, гибким, выносливым.
Выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.
Быстрота – способность максимально быстро чередовать сокращение и расслабление мышц.
Ловкость – способность выполнять координационно- сложные двигательные действия.
Пульсометрия- измерение частоты ударов пульса за единицу времени.
Равновесие-состояние устойчивого положения тела в пространстве.
Вис-положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точки хвата.
Упор - положение занимающегося , в котором плечи находятся выше точек опоры.
Стойка - вертикальное положение тела с различным положением ног и рук.
Ступающий шаг на лыжах - передвижение на лыжах, напоминающее ходьбу.
Литература для учителя:
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-176 с.: ил.
Качашкин В.М. Методика физ. Воспитания. Пособие для учителей физкультуры. М.: Просвещение, 1968-304 с.:ил.
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. Методика физ. воспитания учащихся 1-4 классов.: пособие для учителя- М.: Просвещение, 1997- 80 с.: ил.
Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. - М.: ФиС., 1985-80 с.: ил.
Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Пособие для учителя.- Ярославль :Академия Холдинг, 2000.- 224 с.: ил.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-480 с.
Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-448 с.
Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.
9. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12
10. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,2000
Литература для учащихся:
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов.- М.: «Просвещение»,2005.-80 с., ил.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Физическая культура. 1 класс. - М.: ВЛАДОС, 1998.-120 с.: ил.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Физическая культура. 2 класс. - М.: ВЛАДОС, 1999.-136 с.: ил.
Календарно – тематическое планирование
Сентябрь
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | | | | | |
Беседа о задачах на год Упражнения на силу: -работа в группах -по станциям Бег с ускорением Упр. на ловкость и координацию -прыжки в длину -подвижные игры Упражнения на выносливость: -бег в умеренном темпе -подвижные игры Упражнения на гибкость: -упражнения в общем строю -спец. упражнения | + + + | + + + | + + + | + + + | + + | + + + | + + + | + + + | + + + |
октябрь
Содержание занятий | Номера занятий /дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| | | | | | | | |
Упражнения на силу: -в общем строю -с отягощениями -прыжковые упр. -упр. в висе и упоре Упражнения на ловкость и координацию: -прыжки в длину -прыжки в высоту -метание мяча -элементы баскетбола -упр. в общем строю -подвижные игры -полоса препятствий -спец.упр. Упражнения на выносливость: -бег -подвижные игры - прыжки со скакалкой Упражнения на гибкость Подготовка к соревнованиям Городские соревнования «веселые старты» | + + + | + + + + + | + + + + | + + + + | + + + | + | + + + | + + | |
ноябрь
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| | | | | | |
Тестирование Упражнения на силу: -с отягощениями -в висе и упоре -в общем строю Упражнения на ловкость и координацию: -танцевальные шаги -элементы йоги -метание мяча -элементы баскетбола -подвижные игры -спец. упражнения Упражнения на выносливость: -бег в умеренном темпе -подвижные игры -двусторонняя игра баскетбол -прыжки через скакалку Упражнения на гибкость: -стретчинг -упр. в общем строю - спец. упражнения | + | + + + + | + + + | + + + | + + + | + + + + | |
декабрь
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | | | | | |
Упражнения на силу: -в общем строю -с отягощениями -прыжковые Упражнения на ловкость и координацию -акробатические -подвижные игры -опорные прыжки -под музыку Упражнения на выносливость: -бег с препятствиями -подвижные игры -прыжки через скакалку Упражнения на гибкость: -в общем строю -стретчинг -на гимн. стенке -специальные Соревнования Подготовка к городским соревнованиям по гимнастике | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + | + + + + + | + + + + | + + + + + | + + + + + + | + + + + |
январь
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |
| | | | | | | |
Тестирование Подготовка к соревнованиям Городские соревнования по гимнастике Турниры с родителями | + | + | + | + | + | + | | |
февраль
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | | | | | |
Упражнения на силу: -в общем строю -ходьба на лыжах Упражнения на ловкость и координацию: -метание снежков в цель -метание снежков на дальность -подв. игры на улице Подготовка к соревнованиям Городские соревнования по плаванию Веселые старты в 1-4 классах | + + + + | + | + | + | + | + | + | + | + + + |
март
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| | | | | | | |
Подготовка к соревнованиям Городские соревнования по лыжным гонкам «папа, мама, я» в 3-5 классах Соревнования по пионерболу | + | + | + | + | + | + | + | |
апрель
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| | | | | | | | |
Тестирование Губернаторские состязания 1 тур (школьные) Упр. на силу: -на тренажерах -в общем строю Упражнения на выносливость: -бег с препятствиями -подвижные игры -прыжки через скакалку Подготовка к соревнованиям Губернаторские состязания 2 тур (городские) | + | + | + + + | + + + | + + + | + + + | + | + | |
май
Содержание занятий | Номера занятий / дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | | |
Упражнения на ловкость и координацию: -подвижные игры -эстафеты Упражнения на выносливость: Бег по пересеченной местности -полоса препятствий Тестирование | + | + + | + + | + + | + + | + + | + | + |
№ | фио | | | |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
11 | | | | |
12 | | | | |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
16 | | | | |
17 | | | | |
18 | | | | |
19 | | | | |
20 | | | | |
21 | | | | |
22 | | | | |
23 | | | | |
24 | | | | |
24