Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Школа № 71»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Направление ВД в соответствии с ФОП: спортивно – оздоровительная деятельность
Уровень образования: начальное общее образование
Составитель: Федорова И.В., учитель физической культуры
Тольятти 2023
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 классов «Подвижные игры народов России» предназначена для организации внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании основной образовательной программы начального общего образования и рабочей программы воспитания МБУ «Школа № 71».
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Предметные результаты Выпускник научится:
излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять игру как средство укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), развития человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), как фактор успешной учёбы и социализации;
планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
осуществлять их объективное судейство;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов
спорта;
состоянием по показателю частоты пульса, регулировать физические нагрузки и напряжённость во время игр.
Выпускник получит возможность научиться:
применять игровые навыки в жизненных ситуациях;
самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД Выпускник научится:
способность определять, формулировать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, поиск средств её осуществления;
планировать свои действия при игре, проговаривать последовательность действий;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения в соответствии с поставленной задачей;
учиться совместно с учителем и другими учениками оценивать правильность выполнения двигательных действий;
анализировать причины неуспеха и способности находить способы выхода из этой ситуации.
Выпускник получит возможность научиться:
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД Выпускник научится:
- находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости;
отбирать необходимую информацию из разных источников (находить ответы на вопросы, используя справочники, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке и во внеурочной деятельности)
осуществлять анализ выполненных действий при игре;
активно включаться в процесс выполнения заданий;
выражать творческое отношение к выполнению заданий.
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД Выпускник научится:
уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;
умение работать в группах (распределять роли, договариваться друг с другом);
участвовать в коллективном обсуждении.
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные УУД Выпускник научится:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие учебно-познавательного интереса к занятиям подвижных игр;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования:
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия
II. Содержание курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры народов России» - это курс образовательной дисциплины «Физическая культура» раздела «Подвижные игры», содержание которого обогащено дополнительным материалом, способствующим поликультурному просвещению учащихся 1-4 классов.
Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей. Детские игры являются составной частью традиций каждого народа.
Знакомство на занятиях с народными играми будет происходить во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями местности, в котором они бытуют. Такой подход позволит наиболее полно приобщить ребёнка к традициям своего народа, народной культуре, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Цель курса «Подвижные игры народов России»: содействие укреплению здоровья, приобщая детей к культуре в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием подвижных игр народов России и возможностью использовать их при организации досуга;
содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни;
формировать установку на сохранение и укрепление здоровья;
дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;
содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
воспитывать у детей необходимые морально-волевые качества;
обучить правилам поведения в процессе коллективных действий, культуре общения с одноклассниками, с окружающими;
прививать учащимся организаторские навыки, умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий, обстоятельств;
воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.
Эти задачи успешно решаются путем организации игр и соревнований с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, проведении бесед с просмотром иллюстративного материала, фото и видео материала, викторин по тематике осваиваемого раздела.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Практические занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий, теоретические – в классном кабинете или спортивном зале.
Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Программный материал содержит 2 основных раздела - «Русские народные игры» и «Игры народов России», которые содержат теоретическую и практическую часть.
Введение (1 час)
Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Русские народные игры (12 ч)
Теория: история русской игры; факты истории возникновения игр, традиции русского народа, русские народные празднества, забавы, считалки, заклички, хороводы и хороводные игры Руси; правила русских народных игр.
Практика: игры “Стадо”, «Беги и собирай», “Дедушка — рожок”, “Тяни-толкай”, “Охота на лисицу”, “Пятнашки”, Игра «Пчелки и ласточки», Игра «Филин и пташки», Игра «Венок», Игра «Обыкновенные жмурки», Игра «Огородник и воробей», Игра «Солнышко-ведерышко»
Игры народов России (18 ч)
Теория: разнообразие игр различных народов, проживающих в России; факты истории возникновения игр; особенности игр разных народов; традиции народных праздников.
Практика:
Игры народов Коми “Ловля оленей”; «Нарты-сани», «Олени и пастухи»
башкирские народные игры “Стрелок”; «Сабантуй», «Юрта»
карельские народные игры «Ляпки с мячом», «Сеть да рыбы»
калмыцкие народные игры “Альчики”; «Загони овец в кошару»
дагестанские народные игры “Слепой медведь», “Палочка - стукалочка»;
игры народов Сибири и Дальнего Востока “Важенка и оленята”; «Медведь и ягодники»
кабардино-балкарские народные игры “Журавли — журавли”; «Под буркой»
северо-осетинские народные игры «Метание с плеча», «Водопад и ветер»
Народные подвижные игры (3 часа)
«Горячий картофель», Игра «Гуси», Игра «
Горелки» Практика: соревнование по командам, викторина по разученным играм. “Праздник игры”.
III. Тематическое планирование
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
В основе выбора методов и приемов, форм работы лежит ориентация на целевые приоритеты, обозначенные в Рабочей программе воспитания Школы:
-установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих заданий, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
4 класс
(из расчёта 1 час в неделю - 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
| Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 |
| Игра «Стадо» | 1 |
| Игра «Беги и собирай» | 1 |
| Игра «Дедушка – рожок» | 1 |
| Игра «Охота на лисицу» | 1 |
| Игра «Пятнашки» | 1 |
| Игра «Тяни – толкай » | 1 |
| Игра «Пчелки и ласточки» | 1 |
| Игра «Филин и пташки» | 1 |
| Игра «Венок» | 1 |
| Игра «Обыкновенные жмурки» | 1 |
| Игра «Огородник и воробей» | 1 |
| Игра «Солнышко-ведерышко» | 1 |
| Игра “Ловля оленей”; | 1 |
| Игра «Нарты-сани», | 1 |
| Игра «Олени и пастухи» | 1 |
| Игра “Стрелок» | 1 |
| Игра «Сабантуй» | 1 |
| Игра «Юрта» | 1 |
| Игра «Ляпки с мячом», | 1 |
| Игра «Сеть да рыбы» | 1 |
| Игра “Альчики” | 1 |
| Игра «Загони овец в кошару» | 1 |
| Игра “Слепой медведь», | 1 |
| Игра “Палочка - стукалочка»; | 1 |
| Игра “Важенка и оленята”; | 1 |
| Игра «Медведь и ягодники» | 1 |
| Игра “Журавли — журавли”; | 1 |
| Игра «Под буркой» | 1 |
| Игра «Метание с плеча», | 1 |
| Игра «Водопад и ветер» | 1 |
| Игра «Горячий картофель» | 1 |
| Игра «Гуси». | 1 |
| Игра «Горелки» | 1 |