СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 4-х классов " Подвижные игры народов России"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 классов «Подвижные игры народов России» предназначена для организации внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании основной образовательной программы  начального  общего образования

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 4-х классов " Подвижные игры народов России"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 71»









ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ»







Направление ВД в соответствии с ФОП: спортивно – оздоровительная деятельность

Уровень образования: начальное общее образование






Составитель: Федорова И.В., учитель физической культуры





Тольятти 2023

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 классов «Подвижные игры народов России» предназначена для организации внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании основной образовательной программы начального общего образования и рабочей программы воспитания МБУ «Школа № 71».


  1. I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Предметные результаты Выпускник научится:
  • излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • представлять игру как средство укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), развития человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), как фактор успешной учёбы и социализации;

  • планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • осуществлять их объективное судейство;

  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;

  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;

  • применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов

спорта;

  • формировать навык систематического наблюдения за своим физическим

состоянием по показателю частоты пульса, регулировать физические нагрузки и напряжённость во время игр.

Выпускник получит возможность научиться:
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях;

  • самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД Выпускник научится:

  • способность определять, формулировать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, поиск средств её осуществления;

  • планировать свои действия при игре, проговаривать последовательность действий;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения в соответствии с поставленной задачей;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками оценивать правильность выполнения двигательных действий;

  • анализировать причины неуспеха и способности находить способы выхода из этой ситуации.

Выпускник получит возможность научиться:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД Выпускник научится:

- находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости;

  • отбирать необходимую информацию из разных источников (находить ответы на вопросы, используя справочники, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке и во внеурочной деятельности)

  • осуществлять анализ выполненных действий при игре;

  • активно включаться в процесс выполнения заданий;

  • выражать творческое отношение к выполнению заданий.

Выпускник получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД Выпускник научится:
  • уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;

  • умение работать в группах (распределять роли, договариваться друг с другом);

  • участвовать в коллективном обсуждении.

Выпускник получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные УУД Выпускник научится:
  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  • развитие учебно-познавательного интереса к занятиям подвижных игр;

  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования:

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия


II. Содержание курса внеурочной деятельности

«Подвижные игры народов России» - это курс образовательной дисциплины «Физическая культура» раздела «Подвижные игры», содержание которого обогащено дополнительным материалом, способствующим поликультурному просвещению учащихся 1-4 классов.

Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей. Детские игры являются составной частью традиций каждого народа.

Знакомство на занятиях с народными играми будет происходить во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями местности, в котором они бытуют. Такой подход позволит наиболее полно приобщить ребёнка к традициям своего народа, народной культуре, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Цель курса «Подвижные игры народов России»: содействие укреплению здоровья, приобщая детей к культуре в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.

Задачи:

- познакомить обучающихся с разнообразием подвижных игр народов России и возможностью использовать их при организации досуга;

  • содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни;

  • формировать установку на сохранение и укрепление здоровья;

  • дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;

  • содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

  • воспитывать у детей необходимые морально-волевые качества;

  • обучить правилам поведения в процессе коллективных действий, культуре общения с одноклассниками, с окружающими;

  • прививать учащимся организаторские навыки, умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий, обстоятельств;

  • воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.

Эти задачи успешно решаются путем организации игр и соревнований с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, проведении бесед с просмотром иллюстративного материала, фото и видео материала, викторин по тематике осваиваемого раздела.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Практические занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий, теоретические – в классном кабинете или спортивном зале.

Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.


Программный материал содержит 2 основных раздела - «Русские народные игры» и «Игры народов России», которые содержат теоретическую и практическую часть.

Введение (1 час)

Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Русские народные игры (12 ч)

Теория: история русской игры; факты истории возникновения игр, традиции русского народа, русские народные празднества, забавы, считалки, заклички, хороводы и хороводные игры Руси; правила русских народных игр.

Практика: игры “Стадо”, «Беги и собирай», “Дедушка — рожок”, “Тяни-толкай”, “Охота на лисицу”, “Пятнашки”, Игра «Пчелки и ласточки», Игра «Филин и пташки», Игра «Венок», Игра «Обыкновенные жмурки», Игра «Огородник и воробей», Игра «Солнышко-ведерышко»

Игры народов России (18 ч)

Теория: разнообразие игр различных народов, проживающих в России; факты истории возникновения игр; особенности игр разных народов; традиции народных праздников.

Практика:

Игры народов Коми “Ловля оленей”; «Нарты-сани», «Олени и пастухи»

башкирские народные игры “Стрелок”; «Сабантуй», «Юрта»

карельские народные игры «Ляпки с мячом», «Сеть да рыбы»

калмыцкие народные игры “Альчики”; «Загони овец в кошару»

дагестанские народные игры “Слепой медведь», “Палочка - стукалочка»;

игры народов Сибири и Дальнего Востока “Важенка и оленята”; «Медведь и ягодники»

кабардино-балкарские народные игры “Журавли — журавли”; «Под буркой»

северо-осетинские народные игры «Метание с плеча», «Водопад и ветер»

Народные подвижные игры (3 часа) «Горячий картофель», Игра «Гуси», Игра «Горелки»

Практика: соревнование по командам, викторина по разученным играм. “Праздник игры”.


III. Тематическое планирование

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:

− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;

− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

В основе выбора методов и приемов, форм работы лежит ориентация на целевые приоритеты, обозначенные в Рабочей программе воспитания Школы:

-установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии, активизации их познавательной деятельности;

-побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих заданий, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

4 класс

(из расчёта 1 час в неделю - 34 часа)


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1

Игра «Стадо»

1

Игра «Беги и собирай»

1

Игра «Дедушка – рожок»

1

Игра «Охота на лисицу»

1

Игра «Пятнашки»

1

Игра «Тяни – толкай »

1

Игра «Пчелки и ласточки»

1

Игра «Филин и пташки»

1

Игра «Венок»

1

Игра «Обыкновенные жмурки»

1

Игра «Огородник и воробей»

1

Игра «Солнышко-ведерышко»

1

Игра “Ловля оленей”;

1

Игра «Нарты-сани»,

1

Игра «Олени и пастухи»

1

Игра “Стрелок»

1

Игра «Сабантуй»

1

Игра «Юрта»

1

Игра «Ляпки с мячом»,

1

Игра «Сеть да рыбы»

1

Игра “Альчики”

1

Игра «Загони овец в кошару»

1

Игра “Слепой медведь»,

1

Игра “Палочка - стукалочка»;

1

Игра “Важенка и оленята”;

1

Игра «Медведь и ягодники»

1

Игра “Журавли — журавли”;

1

Игра «Под буркой»

1

Игра «Метание с плеча»,

1

Игра «Водопад и ветер»

1

Игра «Горячий картофель»

1

Игра «Гуси».

1

Игра «Горелки»

1