Программа индивидуально – групповых занятий
по русскому языку в 8 классе
«Язык в речевом общении»
Пояснительная записка
В методике есть два актуальных вопроса – чему и как научить. И оба они актуальны.
Программа индивидуально – групповых занятий « Язык в речевом обучении », рассчитанная для учащихся 8 классов, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам школы. Она вооружает участников курса умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме – умением, необходимым всем, кто активно участвует в создании настоящего и будущего нашей страны.
Программа индивидуально-групповых занятий учебного предмета по русскому языку « Язык в речевом общении » составлена на основе государственного стандарта основного общего образования РК.
Программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, выполняемых учащимися.
Учебный план образовательного учреждения отводит 34 часа, 1 час в неделю.
Программа предназначена для групповых занятий, как для одарённых детей, так и для учеников, испытывающих определённые трудности в обучении.
Цель:
пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
воспитать любовь к языку;
научить бережно, обращаться с ним;
выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
готовить одарённых детей к олимпиадам по предмету.
Задачи:
ликвидировать пробелы знаний у учащихся;
отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках.
Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
использование привычных форм деятельности (игровых), доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации занятий;
оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.
Основным принципом индивидуально-групповых занятий является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
При подготовке и проведении занятий учитываются особенности восприятия учащимися учебного материала, специфика их мотивации деятельности.
Актуальность.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Научиться кратко, излагать основное содержание текстов.
Составлять тезисы и конспекты.
Строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу.
Писать доклады, рефераты, презентации и сочинения на литературоведческую тему по изученным разделам курса.
Создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.
Уметь создавать научные проекты.
Календарно-тематическое планирование
индивидуально – групповых занятий
по русскому языку в 8 классе
«Язык в речевом общении»
п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Сроки |
1 | Язык, его основные единицы. | 1 | 08.09 |
2 | Происхождения языка. Становление русского национального языка. | 1 | 15.09 |
3 | Вопрос об искусственных языках. | 1 | 22.09 |
4 | Речевое общение единство двух его сторон. Формы общения устные и письменные. | 1 | 29.09 |
5 | Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средство общения (жест, сигнал, код.) | 1 | 06.10 |
6 | Способы общения животных. | 1 | 13.10 |
7 | Что такое правильная и хорошая речь? | 1 | 20.10 |
8 | Речевой этикет. | 1 | 27.10 |
9 | Взаимосвязь культуры поведения, культуры речи и речевого этикета. | 1 | 10.11 |
10-11 | Речевые ситуации и потребления этикетных формул: приветствия, извинений. | 2 | 17,24.11 |
12 | Обращение. | 1 | 08.12 |
13 | Культура соболезнования. | 1 | 08.12 |
14 | Общение по телефону. | 1 | 15.12 |
15 | Жесты и мимика, использования их в общении. | 1 | 22.12 |
16-17 | Борьба со штампами, вульгаризмами. | 2 | 22.12 12.01 |
18-19 | Речевые ошибки детей | 2 | 19,26.01 |
20 | Роль орфоэпии в устном общении между людьми | 1 | 02.02 |
21-22 | Основные орфоэпические нормы русского литературного языка | 2 | 09,16.02 |
23 | Диалектные произношения, его разновидности: оканье, яканье, цоканье | 1 | 23.02 |
24-25 | Особенности ударения в русском слове | 2 | 02.03 09.03 |
26 | Причины изменения и колебания ударения | 1 | 16.03 |
27 | Основные тенденции в развитии ударения | 1 | 06.04 |
28 | Колебания ударения у существительных мужского и женского рода | 1 | 13.04 |
29 | Изменения ударения у прилагательных и глаголов | 1 | 20.04 |
30 | Орфоэпические словари и справочники, работа с ними | 1 | 27.04 |
31 | Интонация, ее основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика | 1 | 04.05 |
32-33 | Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации | 2 | 11.05 18.05 |
34 | Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной стороной. Интонация и орфография | 1 | 25.05 |
| Итого: 34ч. | | |
Список литературы для учащихся.
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Теория. 5-9 классы.М., «Дрофа», 2013г
Русский язык. Практика. 8 класс(под редакцией А.Ю.Купаловой, М., «Дрофа», 2013г).
Никитина Е.И. Русская речь. 8 класс. М., «Дрофа», 2013г
9