СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа историко -краеведческого музея

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы школьного музея.Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания

Просмотр содержимого документа
«программа историко -краеведческого музея»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Просторненская школа »



Утверждаю

Директор школы

____________ В.Э. Тыщенко

« » 2015г.







ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ


« Память»





с. Просторное








Пояснительная записка.


Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам» то позже из изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель. Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие её природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи. Цель, задачи и основные принципы осуществления программы.

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.


Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

  • активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

  • развитие их творческих способностей;

  • приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства любви к родному краю;

  • воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

  • привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

  • формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Основные принципы осуществления программы:

  • Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;

  • Принцип совместной деятельности учащихся;

  • Принцип целесообразности;

  • Принцип творческого отношения к делу.

Срок реализации программы –3 года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Поисковая деятельность школьного музея в своей деятельности руководствуется нормативными документами: Законом РФ «Об образовании», а в частности учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
Школьный музей принимает участие в паспортизации, выставках, смотрах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения,  принимает участие в районных краеведческих чтениях, олимпиадах школьников.

Совет музея:

– изучает документы и другие источники по поисковой  деятельности;
– систематически пополняет фонды школьного музея путем активного поиска во время экскурсий, работы в библиотеки и архивах;
– ведет учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
– создает и обновляет экспозиции, выставки;

– проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для обучающихся;

– устанавливает связь с районным музеем соответствующего профиля;

– устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями района соответствующего профиля;

– проводит обучение актива.

Для обеспечения работы школьного музея из числа членов Совета музея формируются группы следующей направленности:

– научно-исследовательской,
– научно-просветительской (экскурсоводов),
– научно-экспозиционной,
– научно- проектной,
– научно-поисковой,  
– фондовой,
– межмузейных связей.

Внутри направлений для успешной  работы формируются поисковые группы из 3-5  человек из числа обучающихся школы.  

Направления реализации программы.
Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

  • Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

  • Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

· Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

· Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

· Участвовать в районных и областных конкурсах по краеведению;

· Создать фонд видео фильмов.


Основные формы работы

1. Переписка с интересными людьми, выпускниками школы.

2. Анкетирование.

3. Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.

4. Проведение исследовательских работ по темам: «Выпускники школы», «Традиции малой родины».

5. Учёт и хранение фондов.


 Основные задачи данного направления работы музея:

· Создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

· Правильно оформлять основную музейную документацию;

· Правильно оформлять учётные обозначения на музейный предмет;

· Точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определёнными историческими фактами и людьми;

· Организовать приём и выдачу музейных предметов;

· Обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.


Экспозиционная деятельность.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции.

Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.

Для этого необходимо:

· Освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.

· Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

· Использовать в работе выставки-передвижки;

· Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с разнообразными категориями школьников. Созданная экспозиция должна стать центром просветительской работы в школе. Планируется создание экспозиций: «Выпускники школы: 55 лет пути», «Уголок культуры народов малой родины».


Просветительская работа.

Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей.

Для этого необходимо:

· Продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

· Проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, экскурсии;

· Использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.


Участники программы.

Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в конкурсах по краеведению, а также учителей и родителей.


Основные этапы реализации программы

Первый этап – информационно-познавательный (2015-2016г)

На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, составлены проекты, состоялись экскурсии обучающихся, родителей.


Второй этап – операционно-деятельностный (2016-2017г)

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты. Этап включает в себя участие в городских и областных конкурсах по линии музея, семинарах.


Третий этап – практико-ориентированный (2017-2018)

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение обучающимися спецификой работы в школьном музее и основами исследовательской деятельности.


Управление программой.

Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, обучающиеся, входящие в состав актива музея.

Предполагаемые результаты реализации программы.

1. Действующий школьный музей.
2. Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения.
3. Созданные тематические экспозиции.
4. Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея.
5. Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся (по результатом анкетирования).

Ресурсное обеспечение

  1. Бюджет школы.
    2.  Материально-техническая база школы.
    3.  Профсоюзный комитет.
    4.  Спонсорская родительская помощь.
    5.  Помощь социальных партнеров.


Перспективный план работы комплексного историко-краеведческого музея «Память»

на 2015-2018 г.г.

  Цель: создание условий для воспитания патриотических, нравственных и гражданских качеств учащихся на основе восстановления и развития исторических, культурных и хозяйственных традиций прошлого и современности родного края.

Задачи:

1.      Прививать учащимся любовь к родному краю, воспитывать личность гражданина своей Родины.

2.      Углублять и расширять знания учащихся по истории родного края, развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания, приобщать школьников к поисково-исследовательской деятельности.

3.      Помочь обучающимся почувствовать причастность к истории страны и признать своим долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края.

4.      Принимать участие в поиске, собрании и систематизации сведений о прошлом города Оленегорска и школы № 4.

5.      Использовать материалы музея в учебно-воспитательной работе школы.

6.      Содействовать обеспечению сохранности и рациональному использованию историко-краеведческого материала, музейных экспонатов в работе.

 Организационная работа.

Создание Совета музея:

1.     Председатель совета музея

2.      Главный хранитель музейного фонда

3.     Секретарь

4.     Ответственный за поисково-собирательную работу

5.     Ответственный за пополнение фонда музея

6.     Ответственный за экспозиционно-оформительскую работу

7.    Ответственный за экскурсионно-массовую работу

8.     Ответственный за учёт поступающих экспонатов

 

График работы секций

                         1 неделя месяца -  заседание поисково-собирательской секции

                         2 неделя месяца -  заседание фондовой секции

                         3 неделя месяца -  заседание экспозиционно-оформительской секции

                        4 неделя месяца  -  заседание экскурсионно-массовой секции

                        1 раз в месяц – заседание совета музея

         






Организация  работы секций.

Поисково-собирательная работа

Сроки проведения сбора материала

Тема

Поиска

Место проведения

Сентябрь – май


Разработка и подбор материала по теме "История школы" (открытие и начало трудовой деятельности)

Встречи с выпускниками школы, с директором, с ветеранами педагогического

В течение года

Сбор материала по теме "Традиции нашей школы"

Встречи с обучающимися школы, педагогами и работниками

Январь-февраль

Воины –

Интернационалисты

Встречи с воинами-интернационалистами

Октябрь - май

Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по экспозиции "Дорогами войны".

Темы:

Рождение Российской армии;

По следам операции "Дети войны";

Герои живут рядом (о жителях села, участниках ВОВ);

Войной расстрелянные строки;

Память о войне хранится в моей семье


Встречи с ветеранами, работа в библиотеках

 

Учёт, описание и хранение музейного фонда

п/п

Содержание работы

Сроки

 выполнения

Ответственный

1.

Приобретение оборудования, обеспечивающего показ и хранение  собранных коллекций.

В течение года

Руководитель музея

2.

Ведение книг учёта основного и научно-вспомогательного фондов

В течение года

Руководитель музея





3.

Инвентаризация музейных предметов. Изучение фондов музея и соотнесение (перераспределение) их к тому или иному фонду:

- основному

-научно-вспомогательному

-интерактивному (который можно брать в руки, рассматривать, держа в руках)

- обменному

- фонду временного хранения

В течение года

Совет музея

4.

Научное описание фондов

В течение года

Совет музея

5.

 Комплектование фондов

Музея

-составление плана комплектования фондов музея

В течение года

Совет музея

6.

-индивидуальные встречи с ветеранами

-сотрудничество с другими музеями через обменный фонд

-операция «День дарения»

При оформлении выставок

Совет музея

7.

Профилактика фондов музея: проветривание, удаление пыли, влажная уборка.

Один раз в месяц

Совет музея





8.

Подготовить помещение музея, экспонаты, наглядность к новому учебному году; сделать частичное затемнение с целью сохранности стендов и экспонатов.

сентябрь

Совет музея

9.

Инвентарную книгу дополнить перечнем новых экспонатов, методических разработок, пособий, фотографий и творческих работ учащихся.

В течение года

Руководитель музея

10.

Подобрать методический иллюстративный материал, оформить его на стенде для проведения экскурсий в школьном музее по теме  «Знакомство с историей школы и музея».

Сентябрь

Белова Е.Л.

Рыженко О.Л.


Экспозиционно-оформительская работа

Тематико-экспозиционный план

Тема,

 

Содержание экспозиции

Форма

показа

Примечание

Экспозиция, посвящённая истории школы:

 

«Руководители школы»





«Выпускники школы»

 

 

    

Фотографии, альбомы, копии документов об истории возникновения и становления средней школы

Биография и основные этапы педагогической деятельности

Фотографии

директоров и

 завучей школы

 

средней школы

фотографии, биографии, личные документы


Стенды,

 витрины

 


стенд

 

 

стенды

витрины

 

 

 

 

 

Экспозиция, посвящённая воину-афганцу Понамаренко Виктору

«Жизненный путь»

Фотографии, копии документов, публикации, личные вещи.

витрины

 

«Мой край родной»

Фотографии, копии документов, публикации

Стенды


«История одной жизни в фотографиях» (из семейного альбома)

 

Фотографии, сопутствующие предметы, семейные реликвии

Стенды





 

Экскурсионно-массовая работа


№ п/п

Наименование мероприятий

Дата проведения

Ответственный

1.

Экскурсия «Школьный музей – хранитель истории и культуры родного края»

октябрь

Белова Е.Л.

Рыженко О.Л.

2.

Экскурсия «Они сражались за Родину», посвященная Дню Защитников Заполярья

октябрь

Белова Е.Л.


3.

Лекция «Школьный музей – центр краеведческой работы в школе» (для членов Совета музея

ноябрь

Рыженко О.Л.

4.

Экскурсия «Наша школа глазами учеников и родителей»

март

Белова Е.Л.


5.

Уроки мужества «Такими они были» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных конфликтов

Январь-февраль

Совет музея,

классные руководители

6.

Встречи с тружениками тыла, солдатскими вдовами , узниками, дети войны.

Февраль, май

Совет музея,

классные руководители

7.

Классный час «Легенды о камнях и минералах Крыма»

декабрь

Гурская Е.Л.

8.

Музейный урок «История моего села»

октябрь

Белова Е.Л.

9.

Музейный урок «Мой прадед»

май

Белова Е.Л.


Участие в акциях и массовых мероприятиях


1.

Участие в акциях:

«Солдатские письма»

«Ветеран живет рядом»

«Георгиевская ленточка»

«Сирень Победы»

«Бессмертный полк»

Февраль- май

Совет музея

2.

Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»

Май

Совет музея

3

Социологический опрос: "Как вы понимаете и чувствуете "Связь поколений" на примере работы школьного музея"

Май

Совет музея




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!