Программа "Кабинет здоровья"
КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Пояснительная записка
Сегодня очень важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни учащихся обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Кабинет здоровья” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности учащихся строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Программа “Кабинет здоровья” предусматривает:
1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы “Кабинет здоровья”; актуализацию, определение цели и задач её выполнения.
2-й этап – диагностико-моделирующий предусматривает мониторинг физического развития и здоровья детей.
3-й этап – формирующий – работа по реализации программы “Кабинет здоровья” (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников).
4-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья детей и подростков; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.
Программа «Кабинет здоровья» предусматривает следующие приоритетные направления:
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении.
Основные задачи направления:
организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;
разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.
2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Основные задачи направления:
организация просветительской работы среди родителей;
формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.
3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.
Основные задачи направления:
проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;
профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья воспитанников;
работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;
организация активных форм досуга;
снижение заболеваемости и повышение успеваемости обучающихся.
4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Основные задачи направления:
формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;
внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;
осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников.
Методическое обеспечение программы «Кабинет здоровья»:
Создание банка здоровьесберегающих педагогических технологий.
Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов, обучающих программ по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения.
Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой по вопросам формирования культуры здоровья.
Ожидаемые результаты реализации программы «Кабинет здоровья»:
Создание активной здоровьесберегающей среды в школе, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий.
Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков.
Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества.
План работы “Кабинета здоровья”
Основные направления работы:
– пропаганда здорового образа жизни;
– повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся;
– формирование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности;
– формирование у воспитанников ценностей молодёжной культуры, направленных на неприятие социально-опасных явлений.
№ п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственный | Ожидаемый результат | Отметка об исполнении |
Диагностика, коррекция и развитие учащихся |
1 | Мониторинг состояния здоровья учащихся | Сентябрь, май | | | |
2 | Разучивание комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | В течение года | | Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни. | |
3 | Обучение проведению на уроках физкультуры и во время физкультминуток упражнений на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся, упражнений на дыхание и др. | сентябрь - октябрь | | Воспитание приоритета здорового образа жизни | |
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
4 | Курс внеурочной деятельности «Школа здоровья». Рабочая программа. | в течение года | зав. кабинетом, учителя нач. классов | | |
5 | Оформление буклета «Мы выбираем спорт» | Декабрь | зав. каб. здоровья | Воспитание приоритета здорового образа жизни | |
6 | Проведение выставок, выступление уч-ся по гигиене и предупреждению заболеваний | В течение учебного года | Совет кабинета здоровья | Воспитание приоритета здорового образа жизни | |
3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа |
7 | Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни | Ноябрь-май | библиотекарь зав. кабинетом | Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. | |
8 | Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся | январь | Зам. дир. по ВР | Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. | |
4. Оздоровительно - профилактическая работа |
9 | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, родителей (лекции, беседы, внеклассные мероприятия) | в течение года | Классные руководители | Воспитание приоритета здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости детей мл. школьного возраста | |
10 | Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность «Мы - за здоровый образ жизни Работа над проектом «Здоровое питание» | В течение года | Ведущие учителя | Воспитание приоритета здорового образа жизни | |
11 | Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д. | В течение года | Классные руководители | Воспитание приоритета здорового образа жизни |
|
12 | Помощь в организации физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий Проведение дней здоровья | В течение года | зав. кабинетом учителя физкультуры | Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни. | |
5. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек |
13 | Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» | Систематически | кл. руководители | Воспитание приоритета здорового образа жизни | |
14 | Организация индивидуальных консультаций для родителей | В течение года | Классные руководители | Повышение компетенции родителей в сохранении и укреплении здоровья их детей. | |
15 | Родительский лекторий «Режим дня младших школьников» | Раз в четверть | Зав. каб. здоровья, кл. рук. | Повышение компетенции родителей в сохранении и укреплении здоровья их детей. | |
План мероприятий по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.
Цель: углубление теоретических знаний учащихся о вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех.
Основные задачи:
предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей;
формирование представлений о вреде болезненных пристрастий и причинах их возникновения;
приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса.
Методическое обеспечение:
Теоретический материал подается в виде тематических бесед. Проводятся и практические занятия, в ходе которых используются различные методы обучения и воспитания учащихся:
метод дискуссии, позволяющий свободно высказывать свое мнение и требующий умения внимательно слушать выступающих;
метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и получать новые знания в процессе коллективных обсуждений;
игровой метод, стимулирующий мотивацию к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать новые знания путем наблюдений и обсуждений; анализировать результаты исследовательского анкетирования.
Содержание мероприятий.
I. Тематика бесед.
1. Здоровье нации и вредные привычки:
– что такое здоровье: общие понятия и определения;
– признаки, сущность, механизмы здоровья;
– компоненты здоровья и их взаимосвязь;
– факторы, формирующие здоровье;
– вредные привычки как факторы риска;
– причины возникновения вредных привычек.
2. Курение и его опасность для организма:
– история употребления табака в России;
– влияние табакокурения на основные функции организма человека;
– пассивное курение, его опасность;
– курение и потомство;
– профилактические мероприятия по борьбе с курением.
3. Алкоголь, его опасность для организма:
– история употребления алкоголя в России;
– мотивы и факторы, обуславливающие употребление алкоголя;
– влияние алкоголя на состояние физиологических систем организма;
– алкоголизм и потомство.
4. Основные виды психоактивных веществ:
– легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества;
– понятие о психостимуляторах;
– психическая и физическая зависимость;
– позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий;
– профилактические мероприятия и борьба с наркоманией на различных уровнях.
II. Проведение анкетирования и дискуссий с целью определения уровня осведомленности молодежи о вредных привычках, об употреблении ПАВ и о методах их профилактики:
– дискуссия «Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни»;
– анкета «О вреде курения» (изучение отношений учащихся к проблеме табакокурения);
– дискуссия «Мифы о безвредности пива» (анализ уровня осведомленности учащихся о вреде употребления пива; определение склонности учащихся к алкоголизации).
III. Проведение нетрадиционных мероприятий:
ролевая познавательная игра «Суд над сигаретой»;
оформление стенда «Профилактика вредных привычек»;
организация встреч учащихся со специалистами-психологами, наркологами;
проведение акции «Наркотикам – нет!» с выпуском плакатов, рисунков, стенгазет, санбюллетеней;
диспут «Как не стать рабом наркотиков».
Проведение круглых столов, ролевых игр, театрализованных представлений, диспутов способствует раскрепощению воспитанников, учит сдерживать себя, развивать творческую, познавательную активность, воспитывает чувство коллективизма, ответственность и взаимную требовательность.
6