СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в комплексном развитии личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики.»



Программа комплексного развития

и коррекции различных сторон психики.


Актуальность


Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в комплексном развитии личности.

В процессе обучения дети воспринимают информацию в основном визуально, другие – аудиально, третьи – кинестически, потому что в зависимости от врожденных особенностей, окружения, воспитания у детей по- разному развиваются зрение, слух, осязание, обоняние. Чтобы обеспечить комплексное развитие познавательных способностей, необходимо использовать сенсорные каналы восприятия, уделять достаточное внимание развитию органов чувств воспитанников. Важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, воспитанник способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. непонимание другого человека – часто причина страха, отчужденности, враждебности. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить определенные черты характера и их проявление, выражающее в поступках и действиях. Необходимо научить детей быть терпимыми к чужим недостаткам, уметь сопереживать, а это – прямой путь к полноценному общению.


Цель: Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала воспитанников,

развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.

2. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями- средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

4. Развитие у воспитанников навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопонимания при общении.

6. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

7. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения и речи.

8. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

9. Помочь воспитаннику в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.



Основные методы обучения:

  • Этюды.

  • Упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера).

  • Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

  • Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

  • Дидактические, развивающие игры.

  • Чтение художественных произведений.

  • Беседы.

  • Мини-конкурсы.

  • Моделирование и анализ заданных ситуаций.

  • Импровизации.

  • Рассказ взрослого и рассказы детей.

  • Сочинение историй.

  • Дискуссии.

  • Свободное и тематическое рисование.

  • Упражнения на релаксацию.


Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.


Тема

Цели

1

Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма у гипер- и гипоактивных детей. Психомышечная тренировка.

Создавать возможности для самовыражения, способствовать преодолению барьеров в общении. Развивать внимание. Регулировать поведение в коллективе. Способствовать снятию психического напряжения.

2

Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышечная тренировка.

Развивать понимание себя и других, способствовать снятию барьеров в общении. Развивать внимание. Регулировать поведение в коллективе. Обучать приемам саморасслабления.

3

Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышеч­ная тренировка.


Развивать умение правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей. Развивать внимание. Регулировать поведение. Обучать приемам саморасслабления.

4

Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышечная тренировка.


Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать внимание. Регулировать поведение. Способствовать снятию психического напряжения.

5

Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Подвижные игры для детей с психомоторными, эмоциональными расстройствами, пониженным настроением, робостью, страхами. Психомышечная тренировка.


Развивать понимание себя и других, способности к самовыражению. Совершенствовать внимание. Способствовать пробуждению активности, формировать умение подчиняться определенным правилам, организации, дисциплине, сплоченность играющих, развивать ловкость, быстроту реакции, создавать здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение. Способствовать снятию психического напряжения.

6

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции, внимания, интереса. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Подвижные игры. Психомышечная тренировка.


Развивать выразительность моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Корректировать проблемы эмоциональной сферы. Совершенствовать внимание, быстроту реакции. Создавать здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение. Способствовать снятию психического напряжения.

7

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие внимания. Подвижные игры для детей с психомоторными и эмоциональными расстройствами. Психомышечная тренировка.

Развивать выразительность моторики, способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей. Совершенствовать внимание, быстроту реакции. Способствовать снятию психического напряжения.

8

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоция удивления. Развитие моторно-слуховой памяти. Подвижные игры для детей с психомоторными и эмоциональными расстройствами. Психомышечная тренировка.

Корректировать эмоциональную сферу психики детей. Совершенствовать память. Способствовать созданию бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Способствовать снятию психического напряжения.

9

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти. Игры, способствующие успокоению и организации возбужденных детей. Психомышечная тренировка.

Тренинг эмоционально-волевой сферы психики. Развивать память. Способствовать снятию психического напряжения, успокоению и организации возбужденных детей.

10

Эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти, наблюдательности. Игры, способствующие успокоению и организации возбужденных детей. Психомышечная тренировка.

Корректировать эмоциональную сферу. Развивать память, наблюдательность. Способствовать успокоению, организации гиперактивных детей, обучать приемам саморасслабления.

11

Эмоции страдания и печали. Развитие памяти, наблюдательности, Психомышечная тренировка.


Корректировать, развивать эмоциональную сферу психики. Совершенствовать память. Обучать приемам саморасслабления детей с различными невротическими проявлениями (истощение нервной системы, возбудимость, страхи, истерические реакции, навязчивые состояния, избирательный мутизм и др.).

12

Эмоции отвращения и презрения. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.




Развивать, корректировать эмоциональную сферу психики детей. Развивать память. Обучать приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

13

Эмоция гнева. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.


Развивать и корректировать эмоциональную сферу психики. Развивать память. Обучать приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

14

Эмоция страха. Память ощущений. Психомышечная тренировка.



Корректировать, развивать эмоциональную сферу психики. Развивать память ощущений. Обучать приемам саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения.

15

Эмоции вины и стыда. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать. Аутотренинг.


Развивать и корректировать эмоциональную сферу психики. Развивать и корректировать познавательную сферу психики. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

16

Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам. Тренинг социальных навыков. Релаксация.


Закрепить понятия «эмоции». Развивать способности понимать эмо­циональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формировать моральные представления, корректировать поведение. Способствовать снятию психомоторного напряжения.

17

Развитие мышления. Тренинг социальных навыков. Релаксация.


Корректировать и развивать познавательную сферу психики. Формировать моральные представления, способность регулирования поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

18

Развитие мышления. Тренинг социальных навыков. Релаксация.


Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

19

Развитие мышления, способности к анализу, синтезу и комбинированию. Тренинг социальных навыков. Релаксация. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.

Формировать моральные представления, корректировать поведение и характер. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

20

Развитие мышления. Развитие творческих способностей. Тренинг социальных навыков. Релаксация.


Развивать и корректировать познавательную сферу психики. Формировать моральные представления, корректировать поведение и характер. Развивать творческие способности. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

21

Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку. Развитие творческого воображения. Психомышечная тренировка.

Закреплять и расширять полученные детьми моральные представления. Развивать творчества. Способствовать снижению психомышечного напряжения.

22

Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку. Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять. Релаксация.

Закреплять и расширять полученные детьми ранее сведения, относящиеся к их социальной компетентности. Развивать и корректировать познавательную сферу психики. Способствовать снижению психомышечного напряжения.

23

Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать, быстро ориентироваться на плоскости, воображения, пространственного мышления. Релаксация.

Корректировать эмоционально-личностную сферу психики детей. Развивать познавательные способности. Закреплять приемы релаксации.

24

Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие творческого воображения, умения устанавливать логические связи и закономерности. Аутотренинг.



Корректировать нежелательные черты характера, поведения детей. Развивать познавательную сферу психики. Способствовать снижению психического напряжения.

25

Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, умения анализировать и синтезировать, творческого воображения. Аутотренинг.

Корректировать эмоционально-личностную сферу психики. Развивать познавательные способности, творчество. Закреплять приемы саморасслабления.

26

Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие познавательной сферы. Аутотренинг.

Способствовать нейтрализации страхов, тревоги. Способствовать умственному развитию детей. Способствовать релаксации, достижению психофизического покоя.

27

Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Аутотренинг.

Способствовать обесцениванию страхов. Способствовать умственному развитию детей. Способствовать достижению психофизического покоя, релаксации.

28

Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие умения сравнивать, сопоставлять, видеть положительные и отрицательные свойства предметов и явлений. Развитие мышления по ассоциации, творческого воображения. Аутотренинг.

Способствовать обесцениванию страхов детей. Способствовать умственному развитию. Способствовать достижению психофизического покоя, релаксации.

29

Обучение детей правилам этикета («За столом»). Развитие пространственного воображения, цветоощущения, умения анализировать, синтезировать, комбинировать. Развитие внимания. Аутотренинг.


Формировать навыки культурного поведения за столом. Развивать познавательные способности. Релаксация.

30

Обучение детей правилам этикета, вежливости («Поведение в общественных местах», «Разговор по телефону», «Волшебные слова»). Аутотренинг.


Обобщать правила вежливого поведения, обучать детей технике общения в различных жизненных ситуациях, воспитывать потребности проявлять предупредительность, доброту, уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Закреплять приемы саморасслабления, саморегуляции.

31

Развитие мышления, способности к анализу, синтезу и комбинированию. Релаксация. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.

Совершенствовать развитие познавательных процессов. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

32

Развитие мышления. Развитие творческих способностей. Релаксация.


Развивать и корректировать познавательную сферу психики. Развивать творческие способности. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.



Список литературы:

Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М., 1991.

Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры- к развитию личности // Оздоровление детей в организационных коллективах. СПб., 1995.

Захаров А.И. Неврозы у детей СПб., 1996.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1991.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. СПб., 1995.