СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Конструирование для подготовительных занятий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование у детей умений и навыков в конструировании и ручном труде, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Конструирование для подготовительных занятий"»

1.Пояснительная записка

1) Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.п.).

Цель: Формирование у детей умений и навыков в конструировании и ручном труде, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

Формировать интерес к различным зданиям, сооружениям;

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни, радоваться красоте природы, окружающих предметов, зданий, сооружений.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Формировать умение оценивать созданные композиции.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Развивать творческие способности детей.

Развивать умение работать сообща, в коллективе.

Воспитывать у детей интерес к конструированию и ручному труду.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

2) Нормативные документы на основании которых разработана программа:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа России»;

СанПиН 2.4.1.3049-13;

Методические рекомендации к проведению занятий по основным направлениям познавательной деятельности старших дошкольников.

Приказ ОУ № 246 от 01.10.2014г. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»

3) Сведения о программе:

Рабочая программа по проектной деятельности (конструирование) разработана на основе учебно-методического пособия Романина В.И.«Конструирование» и предназначено для подготовки детей стар­шего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

4) Обоснование выбора программы

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

5) Информация о внесенных изменениях

Изменения в примерную программу не внесены.

6) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Программа составлена из расчёта 1часа учебной нагрузки в неделю (1 раз в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая (30 часов).

В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого занятия и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.

7) Формы организации образовательного процесса

  • групповые занятия с детьми;

  • индивидуальные консультации;

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-праздник;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование.

  • работа в паре

Задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, дошкольники должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ребёнку высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся, обучая».

8) Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

9) Виды и формы контроля

При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются.

10) Планируемый уровень подготовки дошкольников на конец учебного года

К концу учебного года дошкольники научатся:

некоторым приемам преобразования материалов;

видеть необычное в обычных предметах;

разовьют мелкую моторику рук;

различными приемами преобразования материалов;

обобщать способы работы;

развивать познавательные, конструктивные способности;

развивать интерес к результату и качеству поделки;

формировать положительное отношение к труду.

подготовится рука к письму.

К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:

создавать выразительность образа, создавать общие композиции;

замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке;

аккуратно и экономно использовать материалы;

планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

развитие фантазии, воображения;

складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях;

использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы;

самостоятельно продумывать композицию своей работы;

создавать объемные игрушки в технике оригами;

культуре общения, трудолюбию, усидчивости, терпению.

11)Информация об учебнике

Романина В.И. Конструирование. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

2.Общая характеристика предмета

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский)

В педагогике придаётся особое значение ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Он является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на один год обучения (7,5 месяцев). Программа составлена из расчёта 1 час учебной нагрузки в неделю (один раз в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Посещая занятия старшие дошкольники начинают осмысливать и присваивать себе систему ценностей.
^ Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
^ Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
^ Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности. 
^ Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
^ Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В результате занятий по курсу у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

  • В соблюдении норм и правил культуры труда;

  • В соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

  • В развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;

  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов

обучающемуся предоставляется возможность научиться:

  • Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;

  • познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;

  • понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;

  • различать изученные виды и способы обработки материалов;

  • приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;

  • формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

  • создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

6.Содержание учебного предмета, курса

Работа с бумагой и картоном

Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использует разную по фактуре бумагу, делает разметку с помощью шаблона; создает игрушки – забавы (мишка – физкультурник, клюющий петушок и др.); 

Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирает цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Умеет использовать образец.

Создавать объемные игрушки в технике оригами. 

Работа с тканью

Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшее изделие (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку»;

Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. 

Работа с природным материалом

Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа. Создает общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»);

Аккуратно и экономно использовать материалы. 

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Литература для учителя:

Романина В.И. Конструирование. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

Литература для учащихся:

Романина В.И. Конструирование. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 192 с.: ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

  2. Новикова И.В. Конструирование из бумаги / И.В. Новикова; худож. М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96 с.: ил. –

  3. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки/ А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов. – М.: АСТ, Мн.: ООО «Харвест», 2008. – 96 с.: ил.

  4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»).

Интернет ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru/.

2. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/

3.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/

Информационно-коммуникативные средства:

Презентации к урокам, созданные учителем

Наглядные пособия:

Тематические таблицы

Технические средства обучения:

- интерактивная доска

- компьютер

- магнитафон








































Дата

проведения

Дата

факти

ческая

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

6.10.


Конструирование

Грузовой автомобиль

1

Познакомит с назначением пластины. Развивать и закреплять ранее приобретенные детьми приемы конструирования. Учить следить за своей осанкой.

2

13.10.


Ручной труд

(из природного материала)

«Птица»

1

Учить детей делать птицу из природного материала по образцу, упражнять детей в работе с природным материалом.

3

20.10.


Конструирование (из строительного материала)

«Фургон и грузовик»

1

Учить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия

4

27.10.


Ручной труд

(из бумаги и картона)

«Зайчик, медведь»


1

Закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба. Скреплять детали с помощью клея ПВА

5

3.11.


Конструирование (из строительного материала) «Машина для своего груза»

1

Формировать представление детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании.

6

10.11.


Ручной труд

(из природного материала)

«Домашние птицы»


1

Учить детей делать птицу из природного материала по образцу, упражнять в работе с природным материалом

7

17.11.


Ручной труд

(Из бумаги и картона) «Коробочка»


1

Учить детей работать по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её. Развивать умение складывать части выкройки по линиям сгиба. Воспитывать внимательное отношение к товарищам. Закреплять умение осторожно обращаться с ножницами.

8

24.11.


Конструирование (из строительного материала) «Гараж с двумя въездами»

1

Учить детей подготавливать основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения.

9

1.12


Ручной труд

(из бумаги и картона) «Корзиночка»

1

Закреплять у детей умение работать по выкройке. Развивать умение аккуратно делать по выкройке надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность. Формировать внимательное отношение к товарищам.

10

8.12.


Ручной труд

(из природного материала)

«Заяц хвоста»

1

Учить детей для изготовления поделки использовать в работе еловые шишки. Формировать умение составлять коллективную композицию по сюжету сказки. Развивать желание использовать в работе различный природный материал. Закреплять навык аккуратной работы с природным материалом.

11

15.12.


Ручной труд

(из бумаги и картона)

«Домик, гараж, сарай»

1

Учить детей делать более сложные конструкции из квадрата.

12

22.12.


Конструирование (из строительного материала) «Мост»

1

Расширять представления о мостах (их назначение, строение); Упражнять в конструировании мостов. Воспитывать самостоятельность.

13

29.12.


Ручной труд

(из бумаги и картона) иизготовленных по шаблонам

«Елочные игрушки» птичку, мотылька, стрекозу, самолет

1

Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы

14

12.01.


Ручной труд

(из бумаги и картона)

«Елочные игрушки» собака, кошка, волк, лиса

1

Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы

15

19.01.


Ручной труд (из изпользованных материалов) «Высотное здание из обклеенных коробок»

1

Обучать детей обклеиванию готовых коробок, работать с выкройкой. Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы

16

26.01.


Ручной труд (из изпользованных материалов) «Вагон из коробок»


1

Учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. Развивать внимательность, аккуратность, умение выполнять поделку в определённой последовательности

17

2.02.


Ручной труд

(из использованных материалов)

«Машины из коробок»

1

Продолжать обучать детей изготавливать из различных по форме и размеру коробочек машины

18

9.02.


Конструирование (из строительного материала)

«Улица города»




1

Учить детей творчески применять ранее приобретённые конструктивные умения; размещать свои постройки с учётом расположения построек других детей. Развивать умение трудиться в коллективе.

19

16.02.


Ручной труд (из бумаги и картона) «Карусель»

1

Познакомить детей с новым видом материала – картоном, учить работать с ним. Закрепить умение аккуратно и последовательно изготавливать поделку. Развивать творческие способности. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

20

23.02.


Конструирование (из строительного материала) «Самолет»

1

Учить детей строить самолѐт, используя в качестве образцов рисунки - чертежи; учить анализировать рисунки, определять тип самолѐта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный), выделять его основные части (кабину, фюзеляж, пропеллер, шасси и др.)

21

2.03.


Ручной труд (из бумаги и картона) «Игрушки из конусов»

1

Продолжать учить детей изготавливать игрушки из конусов. Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки  самостоятельно изготовленными деталями.

22

9.03.


Конструирование (из строительного материала) «Аэродром»

1

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Развивать способности к моделированию и конструированию, упражнять в строительстве лет/аппаратов по рисункам, схемам продолжать развивать умение придумывать свои модели летательных аппаратов. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость.

23

16.03.


Ручной труд

(из бумаги и картона) «Чебурашка»

1

Учить делать поделки из бумажных цилиндров. Формировать умение самостоятельно изготавливать некоторые детали игрушки. Закреплять умение анализировать поделки. Развивать творческие способности. Совершенствовать умение поддерживать правильную осанку во время занятия.

24

25

23.03.

30.03.


Ручной труд

(из бумаги и картона) «Животные из цилиндров»

2

Учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных, планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе

26

27

6.04.

13.04.


Ручной труд

(из бумаги и картона) «Мотылек, рыбка, лодочка»

2

Учить детей делать несложные поделки, путем сгибания листа в разных направлениях

28

20.04.


Ручной труд

(из природного материала) «Декоративное панно»

1

Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Закреплять умение аккуратно обращаться с данным материалом. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. Продолжать формировать умение безопасного обращения с ножницами и принадлежностями для клея.

29

30

27.04.

4.05.


Резерв.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!