СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Юный информатик»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «Юный информатик» предназначен для учащихся VIII класса, которые изучают базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 32 часа

(1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Юный информатик»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воздвиженская средняя школа





Принято педагогическим советом

Протокол № _________________________

Утверждено приказом №____________

Директор школы _______________ Т. М. Смирнова







Программа кружка

«Юный информатик»

Срок реализации 1 год






Составила:

Учитель информатики

Е. В. Братчикова








с. Воздвиженское

2016 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Кружок «Юный информатик» предназначен для учащихся VI II класса, которые изучают базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 32 часа

(1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.

Основные цели курса:

- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;

- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;

- развивать у учащихся информационную культуру;

- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;

- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

- формирование практических навыков работы на компьютере;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Планируемые результаты освоения кружка «Юный информатик»

в 8 классе

В результате изучения обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Формы занятий:

- рассказ;

- беседа;

- работа в парах;

- работа малыми группами;

- презентации;

- работа с электронными карточками;

- игра;

- учебный проект.

Формы контроля:

- тестирование;

- викторины.

Содержание

Информация и информационные процессы (9 ч)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.


Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.


Обработка графической информации (4 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.


Обработка текстовой информации (9 ч)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.

Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.


Мультимедиа (4 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Итоговый зачет. 1 ч

Тематическое планирование

занятия

дата

Название темы, занятия

Кол-во часов

Форма занятий


Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места Информация и её свойства

1

презентация, рассказ


Представление информации.


1

Практическая работа «Ввод символов»» (Задания 4.1)



Дискретная форма представления информации

1

Презентация

беседа



Единицы измерения информации

Работа с приложением «Калькулятор»

1

практическая работа

Информационные процессы. Обработка информации

1

практическая работа

Информационные процессы. Хранение и передача информации


1

Рассказ

Работа с ресурсом сети Интернет http://school-collection.edu.ru

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

Презентация

беседа


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

Проверочная работа №1

Компьютерное тестирование «Информация и информационные процессы»

1

Компьютерное тестирование «Информация и информационные процессы»

Основные компоненты компьютера


1

практическая работа, Работа с ресурсом сети Интернет http://school-collection.edu.ru

Персональный компьютер

1

беседа

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

Презентация



Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Изучение элементов интерфейса ОС

1

работа с электронными карточками

Файлы и файловые структуры

Работа с файловой системой ОС

1

Презентация

беседа

Пользовательский интерфейс

1

Презентация

беседа


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа №2


1

тест «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Файлы и файловые структуры

Работа с файловой системой ОС

1

Презентация

рассказ


Формирование изображения на экране компьютера.


1

презентация Практическая работа «Обработка графической информации» (Задания 3.1–3.4)


Компьютерная графика.


1

Презентация

Практическая работа «Обработка графической информации» (Задания 3.5–3.9)

Создание графических изображений.


1

Презентация

беседа

Практическая работа «Обработка графической информации» (Задание 3.10)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа №3

1

интерактивный тест «Обработка графической информации»

Практическая работа «Обработка графической информации» (Задания 3.11–3.12)



Текстовые документы и технологии их создания.


1

Презентация

беседа

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.2–4.5)


Создание текстовых документов на компьютере.


1

Презентация

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.6–4.9)


Прямое форматирование.


1

Презентация

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.10–4.12)

Стилевое форматирование.


1

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.13–4.16)


Визуализация информации в текстовых документах.


1

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.17–4.18)


Распознавание текста и системы компьютерного перевода.


1

Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.19–4.20)


Оценка количественных параметров текстовых документов.


1

Презентация Практическая работа «Обработка текстовой информации» (Задания 4.21)


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №4.

1

интерактивный тест «Обработка текстовой информации»

Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Технология мультимедиа.


1

Презентация

Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.1)

Компьютерные презентации.


1

Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2)


Кодирование звуковой информации


1

Презентация

беседа


Итоговый зачет



интерактивный тест Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2)













Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.


Перечень учебно-методического и программного обеспечения

1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 8 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 192 с., илл.

2. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.- 87 с., илл.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 8–9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 8 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!