СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Художественная роспись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная роспись по дереву» разработана для учащихся  4-5 классов МОУ «Гимназия №6» города Воркуты и, составлена на основе примерной  программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения  основного общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Художественная роспись"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6» г. Воркуты














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Художественная роспись по дереву»





Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

Направление: общекультурное



Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10-11 лет




Составитель программы – Погорелова Т.А., учитель изобразительного искусства





г. Воркута

2013 г

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная роспись по дереву» разработана для учащихся 4-5 классов МОУ «Гимназия №6» города Воркуты и, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.

Программа реализуется параллельно с программой «Художественная обработка древесины».

Область применения программы.

Программа может быть реализована учреждениях дополнительного образования, в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, организованных с учетом уровня подготовки и специализации педагога и потребностей образовательного учреждения. Отдельные темы могут быть использованы в качестве тем научно-исследовательских работ.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.

Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка;

- обращение к народным промыслам способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка;

- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края.

Принципы составления программы

Принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса)

Принцип доступности — программа разработана таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок.

Принцип последовательности — предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.

Принцип наглядности — использование на занятиях разнообразного наглядного материала.

Принцип природосообразности (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся)

Принцип ориентации на достижение успеха — необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.

Методы изучения развития обучающихся.

  • Педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении.

  • Анкетирование.

  • Беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную.

Анализ результатов деятельности в кружке (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности по следующим параметрам: усидчивость, художественная грамотность (композиция), креативность.

Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.


II. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Художественная роспись по дереву».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Художественная роспись по дереву» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству (роспись по дереву).

Программа поможет решить следующие учебные задачи:

  • развить образное мышление при работе с декоративной композицией, эстетический вкус и чувство прекрасного;

  • развивать умение самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям и быть активной личностью;

  • воспитывать трудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;

  • учить пользоваться литературными источниками, работать по старинным образцам, создавать импровизации с использованием традиционных особенностей росписи;

  • расширить знания по истории культуры России и Русского Севера;

  • дать представление о графических и свободнокистевых видах росписи, научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности орнамента, цветовой строй различных видов росписи;


III. Место учебного курса «Художественная роспись по дереву»

Программа рассчитана на учащихся гимназии 5 класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.

Важность этого курса подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Кружок могут посещать как мальчики, так и девочки.

Продолжительность занятий строится из расчёта – 70 часов в год.


Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

  • Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

  • Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
    приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

IV. Предполагаемые результаты освоения программы

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и Омской области;

  • формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • умение рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей Предметные:

  • умение различать виды росписей по дереву;

  • навыки составлять композицию в разной тематике;

  • умение аккуратно работать с различными видами красок.

Предметные:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

  • освоение художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства;

  • умение отличать различные виды росписей;

  • освоение знания о народных ремеслах, по средствам росписи по дереву «Русского Севера;

  • навыки исполнения основных приемов и элементов росписей;

  • формирование начальных знаний по композиции и орнаменту;
























Учебно-тематический план


№ п/п

Темы программы

Общее

количество часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

Материалы и инструменты.

Организация рабочего места.

Правила техники безопасности

Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей.

2

2

-

2

Орнамент, композиция и цвет в росписи

2

1

1

3

Краткие сведения по цветоведению.

4

2

2

4

Краткие сведения о композиции.

4

2

2

5

История возникновения и развития народных росписей России.

2

1

1

6

Графические и свободнокистевые росписи.

4

-

4

7

Приемы работы различными видами кистей и пером. Материалы и инструменты.

4

1

3

8

Роспись фигурного изделия по индивидуальным эскизам.

4

1

3

9

Работа над творческим проектом «Роспись новогодней игрушки».

6

2

4

10

Мезенская роспись. История возникновения и развития росписи. Элементы росписи, отработка приемов росписи.

Технология исполнения мезенской росписи.

2

1

1

11

Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию

2

1

1

12

Проект «Подарок маме, папе»

Роспись изделия плоской формы (разделочные доски прямоугольной, фигурной формы). Последовательность. Этапы. Просмотр репродукций Мезенской росписи.

4

1

3

13

Городецкая роспись. История возникновения и развития росписи

Технология исполнения городецкой росписи

2

1

1

14

Основные элементы городецкой росписи

4

1

3

15

Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию

4

2

2

16

Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка)

4

-

4

19

Проект «Мы - мастера»

Роспись комплекта изделий объединённых одной тематикой. Последовательность. Этапы.

12

2

10

20

Оформление выставки изделий.

2

-

2

21

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

70

23

47


Содержание образовательной программы


Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория (2ч.)

Знакомство с детьми.

Ознакомление с работой кружка, планами на учебный год и расписанием занятий.

Правила поведения и внутреннего распорядка, требования к учащимся.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Правила техники безопасности

Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей.


Тема 2. Орнамент, композиция и цвет в росписи (2 ч.)

Теория (1ч.) Понятие орнамента. Виды орнамента (в полосе, в круге, раппорт)

Практика (1ч.) Аппликация. Создание орнамента из простых геометрических фигур. (ахроматические цвета: черный, белый, серый )


Тема 3. Краткие сведения по цветоведению.(4 ч.)

Теория (2ч.) Основные и дополнительные цвета

Практика (2ч.) Упражнение на смешение цвета.


Тема 4 .Краткие сведения о композиции (2 ч.)

Теория (1ч.) Виды композиции (замкнутая, угловая, по центру)

Практика (1ч.) Изготовление панно из соленого теста, применяя композиционные правила (вид композиции по выбору ребенка)


Тема 5. История возникновения и развития народных росписей России (2 ч)

Теория (1ч.)

Истоки возникновения росписей.

Демонстрация образцов разных видов росписей.

Практика (1ч.)

Определение колорита росписей.

Выявление названий старинных предметов быта в игровой форме.


Тема 6. Графические и свободнокистевые росписи (4 ч)

Теория (1 ч.)

Практика (4 ч)

Приемы работы различными типами кистей и пером.

Упражнения для постановки руки.


Тема 7. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности (4 ч)

Теория (1ч.)

Ознакомление с правилами техники безопасности и личной гигиены.

Организация рабочего места. Инструменты, необходимые для занятия росписью (виды карандашей, ластиков, типы кистей, их подбор).

Практика (3ч.)

Общее представление о разновидностях красок.

Общее представление о породах древесины и видах пиломатериалов.

Тема 8. Роспись фигурного изделия по индивидуальным эскизам.(4 часа)

Теория (1 ч.)

Составление композиции с учетом ранее полученных знаний, умений и навыков с учетом использования современных материалов. Подготовка изделия к росписи – грунтовка.

Практика (3 ч.)

Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка).

Роспись разд. доски согласно эскиза.


Тема 9. Работа над творческим проектом «Роспись новогодней игрушки» (6 ч.)

Теория (1 ч.)

Выбор украшения игрушки. Выбор материала.

Практика (5ч.)

Грунтовка. Роспись с помощью завитков, спиралек, волнистых линий, точек. Материалы: акриловые краски, объемные контуры, глиттеры.


Тема 10. Мезенская роспись. История возникновения и развития росписи (2ч.)

Теория (1 ч)

История возникновения и развития мезенской росписи. Принципы построения композиции при росписи различных предметов быта (прялки, объемные изделия, сундуки и т. д.), определение цветового строя.

Практика (1 ч)

Основные элементы росписи, использование в орнаменте птиц и животных, виды орнамента, сюжетные мотивы.

Упражнения для постановки руки. Технологические приемы выполнения элементов мезенской росписи, последовательность наложения цвета, подготовка деревянной основы к росписи.

Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию


Тема 11. Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию (2 ч.)

Теория (1 ч.)

Знакомство с традиционной композицией росписи

Практика (1 ч.)

Выполнение простых и сложных композиций на основе образцов, репродукций, фотографий и т. д. разработка эскиза к изделию


Тема 12. Роспись изделия. Проект «Подарок маме, папе» (4 ч.)

Роспись изделия плоской формы (разделочные доски прямоугольной, фигурной формы). Последовательность. Этапы. Просмотр репродукций Мезенской росписи.

Теория (1ч.)

Обсуждение эскиза. Способы переноса эскиза на изделие

Практика (3 ч.)

Самостоятельная работа: выполнение росписи на плоскостном изделии (наборе разделочных досок, панно и т. д.).


Тема 13. Городецкая роспись. История возникновения и развития росписи (24ч.)

Теория (1 ч.)

История возникновения и развития городецкой росписи.

Основные элементы росписи, орнаментальные и сюжетные мотивы. Колорит росписи, ее композиционное построение на изделиях (на примере прялки).

Практика (1 ч.)

Упражнения на исполнение основных элементов росписи.


Тема 15. Основные элементы Городецкой росписи (4 ч.)

Теория (1 ч.)

Основные элементы росписи, конь, птица, купавка, розан, сюжетные мотивы.

Изучение основных элементов росписи

Практика (3 ч.)

Упражнения на исполнение основных элементов росписи.


Тема 16. Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию (4 ч.)

Теория (2 ч.) Простые и сложные композиции. Занятие в игровой форме.

Практика (2ч.)


Тема 17. Роспись изделия (4 ч.)

Практика (4 ч.)

Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка)

Подготовка изделия. Разработка эскиза. Роспись изделия






Методическое обеспечение программы


На I этапе для детей исполнение росписи по такой технологии гораздо проще. Далее учащиеся для постановки руки приступают к графическим росписям - мезенской и городецкой. По приобретении начальных навыков они переходят к более сложным, пластичным свободнокистевым росписям, где наиболее важным является умение выполнять живописные мазки и оживки.

Изучая каждый вид росписи, учащиеся знакомятся с историей ее возникновения и развития, районом бытования, орнаментальными мотивами, цветовой гаммой, художественными образами и сюжетами, характерными для данного вида. При этом, используются методы копирования, повтора и варьирования, который является следствием импровизации, выполненной на традиционной основе. Результатом изучения каждой росписи становится выполненное в материале изделие.

Дети овладевают не только технологическими приемами росписи, но и учатся также самостоятельно создавать композиции на изделиях любой формы, познают свойства материалов и обучаются умению пользоваться инструментами и самостоятельно подготавливать их к работе над росписью.

По итогам учебы наиболее способные воспитанники, достигшие положительных результатов, по истечении года обучения получают звание «Подмастерье». При последующем обучении учащимся присваивается звание «Мастер».

Методы обучения:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • контроль и самоконтроль;

  • объяснительно-иллюстративные

  • рассказ;

  • беседа;

  • наблюдение за жизненными явлениями;

Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.


Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал:

- специальная литература;

- технологические карты;

- иллюстрации, фотографии;

- трафареты;

- дидактический и наглядный материал;

- предметы старины (прялки, веретено, туеса);

- Материально – техническое обеспечение:

Оборудование кабинета в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и рабочими местами для детей.

Технологическое оснащение кабинета:

- краски: темпера, гуашь, акрил;

- подставки для карандашей, кистей;

- баночки для воды;

- кисти: белка, колонок №1,2,3;

- карандаши;

- линейки;

- ластики;

- альбомные листы;

- изделия из дерева, фанеры;

- лак;

  • образцы практических работ;

  • журналы, книги, фотографии.

Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую учебную репродуктивную работу, индивидуальную творческую поисковую деятельность, коллективное творчество, совместное проживание народных праздников и обрядов.


Литература для учителя:


  1. Аверина Г. С, Шелепеева О. Н. Павла-мастерица из Борка, в кн. Памятники архангельского

Севера/ сост. А. А. Куратов. - Архангельск, 1991, С. 247-253.

  1. Арбат Ю. А. Светлый север. - Вологда, 1970.

  2. Арбат Ю. А. Путешествие за красотой. - М., 1966.

  3. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.

  4. Богуславская И. Я. Северные сокровища. - Архангельск, 1980.

  5. Брагин В. Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся// Школа и

производство. - 2000. - № 7. - С. 21-26.

  1. Буторина Т. С, Щекина С. С. Поморская семья: цикл бесед. -Архангельск, АО ИППК, 1998.

  2. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1960.

  3. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. - М., 1977.

  4. Васильева Е. Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной

программы. - Архангельск, 1999.

  1. Вишневская В. М., Каплан И. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву.

- М., 1956.

  1. Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву Карелии. -Петрозаводск, 1981.

  2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Сборник под ред. Т. Я.

Шпикаловой. - М., 2000.

  1. Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.

  2. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица

Сирин. - М., 1983.

  1. Жегалова С. К., Просвиркина С. К. Расписные сундуки XVII-XVIII вв. / Сокровища русского

народного искусства. Резьба и роспись по дереву. - М., 1967.

  1. Жегалова С. К. Новые материалы по истории северодвинской росписи / сборник статей.

Русское народное искусство Севера. - М., 1987.

  1. Изместьева Л. А. Мезенская роспись. - Архангельск, 1992.

  2. Киприянов В. История беломорского Севера. Т 1. - Архангельск, 1995.

  3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. - М., 1998.

  4. Кузнецова Е. Жанровые сцены на русских прялках // Юный художник. - 1991. - № 3.

  5. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. - М., 1983.

  6. Махмутова X. И. Роспись по дереву. - М., 1987.

  7. Народная культура Русского Севера / сост. Т. М. Кольцова. -Архангельск, 1997.

  8. Народные росписи Русского Севера / автор-сост. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. -

Ханты-Мансийск, 1999.

  1. Подласый И.П. Педагогика – М.: Высшее образование, 2007 – 540 с.





Литература для учащихся:


  1. Изместьева Л. А. Мезенская роспись. - Архангельск, 1992.

  2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. - М., 1998.

  3. Кузнецова Е. Жанровые сцены на русских прялках // Юный художник. - 1991. - № 3.

  4. Ларин О. Пляшут кони в Лешуконье: о северной народной росписи / Песнь о Родине: сборник рассказов и очерков / сост. А. С. Онегов. - М., 1988.

  5. Тарановская Н. В. Росписи на Мезени и Печоре / Русское народное искусство Севера, сб. статей.

  6. «Народное творчество» -1990-1993 г.

  7. «Юный Художник» - 1993 г.


Приложение 1

АНКЕТА


1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?

а) регулярно;

б) нет на это времени;

в) редко

2) Классическая музыка скучна?

а) нет;

б) не слушаю музыку вообще;

в) да.

3) Занимались ли вы в художественной или музыкальной школе?

а) да;

б) нет;

в) занимался, но бросил.

4) Записаны ли вы в библиотеку?

а) да:

б) нет;

в) пользуюсь домашней.

5) Пользуетесь ли вы библиотечными книгами?

а) постоянно;

б) никогда;
в) редко.

6) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:

а) да;

б) не люблю читать вообще;

в) нет.

7) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:

а) да;

б) нет;

в) иногда.

8) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?

а) больше пяти раз;

б) один раз;

в) три раза.


За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.

Оценка результатов:

0 – 8 баллов – низкий уровень эстетической культуры;

8 – 12 баллов – средний уровень эстетической культуры;

12 – 16 баллов – высокий уровень эстетической культуры.





Приложение 2


Педагогическое наблюдение художественных способностей обучающихся

кружка «Роспись по дереву»


Список учебной группы

Усидчивость

Грамотность композиционного размещения элементов росписи

Креативность

Примечание

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие


1.








2.








3.

















Приложение 3


Входная диагностика



Вопросы

Баллы

1.

Кто такой народный мастер?





2.

Что такое народное искусство?





3.

С какими инструментами и материалами работает художник росписи по дереву?





4.

Какие виды росписи ты знаешь?





5.

Что такое декоративно-прикладное искусство?



Итого


Баллы:

1 - нет ответа.

2 - ответ неверный.

3 - неполный, путаный ответ.

4 - неполный ответ.

5 - полный ответ.

Результат входной диагностики:

Низкий уровень – 5-10 баллов;

Средний уровень – 11-18 баллов;

Высокий уровень – 18-25 баллов.


























Промежуточная диагностика


Вопрос

баллы

1.

Что такое народное искусство?





2.

С какими инструментами и материалами работает художник росписи по дереву?





3.

Какие виды росписи ты знаешь?





4.

Что такое декоративно прикладное искусство?





5.

Перечисли росписи по дереву, относящиеся росписям Русского Севера





6.

Семантика народной росписи?





7.

Какие народные предметы быта ты знаешь?





8.

Перечисли известные тебе росписи по дереву и назови  основные элементы, перечисленных росписей?






Баллы:

1 - нет ответа.

2 - ответ неверный.

3 - неполный, путаный ответ.

4 - неполный ответ.

5 - полный ответ.

Результат промежуточной диагностики:

Низкий уровень – 8-16 баллов;

Средний уровень – 17-28 баллов;

Высокий уровень – 28-40 баллов.






















Итоговая диагностика


Вопрос

Баллы

1.

Какие виды росписи ты знаешь?





2.

Что такое декоративно прикладное искусство?





3.

Перечисли росписи по дереву, относящиеся росписям Русского Севера, и их традиционные цвета





4.

Что такое композиция? Приведи пример композиции одной из известных тебе росписи





5.

Перечисли известные тебе росписи по дереву и назови  основные элементы, перечисленных росписей?





6.

Что ты знаешь о современных росписях по дереву? Напиши места их современного развития.





7.

Какие росписи характерны для нашего региона? Перечисли их отличительные особенности.





8.

Перечисли известные тебе росписи по дереву и назови основные элементы, перечисленных росписей?






Баллы:

1 - нет ответа.

2 - ответ неверный.

3 - неполный, путаный ответ.

4 - неполный ответ.

5 - полный ответ.


Результат итоговой диагностики:

Низкий уровень – 8-16 баллов;

Средний уровень – 17-28 баллов;

Высокий уровень – 28-40 баллов.




Учебно-методический комплекс:

  • Литература по художественно-кистевым росписям;

  • Раздаточный материал (карточки с изображением традиционных росписей;

  • Разработки игр, бесед, конкурсов, кроссвордов, мероприятий

  • тесты итоговых занятий разделов программы по каждому виду росписи;

  • наглядные пособия по видам росписи (сделанные детьми, педагогом);

  • инструкции по технике безопасности;

  • иллюстрации, репродукции расписных изделий,

  • Словарь основных терминов образовательной программы (Тезаурус)

  • Методические пособия

  • Диагностические материалы (Определение степени удовлетворенности воспитанников деятельностью в кружках ( Андреев А.А.); методика диагностики уровня творческой активности. Рожков М.И.; методика определения результатов образовательной деятельности детей. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!