СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "ШАГ"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа туристско-краеведческой направленности «ШАГ» предназначена для обучающихся 2-5 классов и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "ШАГ"»

ШАГ

Пояснительная записка

Туризм – это такая форма бытия, где человек тесно сближен с природой. Это приобщение к здоровому образу жизни, экологическое воспитание, укрепление здоровья, развитие физических качеств через туризм. Туристические походы в чистом виде с детьми начальной школы – дело очень трудоемкое, поэтому занятия носят познавательный, обучающий, ознакомительный, где-то развлекательный и, конечно, соревновательно-игровой характер. Под школьным туризмом понимается  туристская деятельность  учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая в целях обеспечения педагогически целесообразного использования внеурочного времени детей.

Рабочая программа туристско-краеведческой направленности «ШАГ» предназначена для обучающихся 2-5 классов и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цели:

 организация познавательной деятельности, развитие личности ребенка через туристическую подготовку, расширение кругозора;

 пропаганда здорового образа жизни, использование естественных факторов природы как вспомогательных средств физического воспитания;

 привлечение внимания к духовно-нравственным ценностям (дружба, взаимопомощь, поддержка и др.), которые помогают в походе, труде, жизни.

Задачи:

 познакомить с правилами безопасного поведения в природе (в лесу, на открытых водоемах, в горах);

 формировать потребность в регулярных занятиях физкультурой и спортом;

 развивать ловкость, реакцию и координацию в прикладных физических упражнениях с помощью игр;

 развивать у школьников коммуникативные способности, умение действовать сообща, в команде;

 учить обращаться с туристическим снаряжением;

 воспитывать бережное отношение к природе.

В данном курсе широко используются межпредметные связи с такими предметами, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Экология», «Технология».

Формы проведения занятий применяются фронтальные, групповые и индивидуальные в зависимости от содержания занятий.

Примерная структура занятия: 7–20 минут – теоретическая часть, далее – практическая часть и физические упражнения, игры.





1

Теоретические сведения

Беседы, викторины, просмотры видеоматериалов, презентаций, проведение инструктажей по ТБ

2

Практические туристические навыки

Вязка узлов, установка палатки, укладывание рюкзака, оказание первой помощи

3

Физическая подготовка

Полосы препятствий различной направленности, подвижные игры, эстафеты, круговые тренировки (упражнения на развитие координации, ловкости, силы, выносливости)


Во внеклассной работе должны быть запланированы различные соревнования между классами с использованием полученных навыков.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, составляет 72 часа в учебном году.


Тематический план

п/п

Кол-во часов

Темы занятий

Содержание

(теория и практика, физподготовка)

Дата проведения

1

2

Вводный урок

Беседа «Разнообразие туристических походов».

(Пеший, лыжный, велосипедный, водный туризм.) Туристическая физподготовка

19.09

2

2

Гигиена туриста. Экипировка туриста

Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Туристическое снаряжение групповое и личное.

Простейшая полоса препятствий

26.09

3

2

Первая (доврачебная) помощь

Беседа «Что в аптечке у туриста?».

Круговая тренировка (упражнения на различные группы мышц)

03.10

4

2

Собираемся в поход

Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.

Командные эстафеты с туристическим снаряжением (рюкзаками), переноска различных предметов

10.10

5

2

Собираемся в поход

Подвижные игры на природе. Игры «Бездомный заяц», «Перестрелка»

17.10

6

2

Лесные угодья

Просмотр презентации «Кладовая природы». Коллективное разгадывание кроссворда «Гриб».

Игры и конкурсы с природным материалом (шишки, камешки, палочки)

24.10

7

2

Зеленая аптека

Просмотр слайд-презентации «Лекарственные растения».

Эстафеты типа «Сбор урожая», «Сажаем картошку» и др.

31.10

8

2

Берегите лес от пожара!

Правила пожарной безопасности в лесу.

Развитие выносливости. Челночный бег – игра «Субботник», эстафета «Юные пожарные»

07.11

9

2

Лесные жители

Беседа «Пернатые друзья леса».

Подвижные игры «Воробьи – вороны», «Хитрая лиса», «Сова»

11.11

10

2

Питание в туристском походе

Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Расчет продуктов питания для однодневного похода. Составление меню

21.11

11

2

О горных походах

Презентация о препятствиях в горных походах.

Упражнения в лазании по гимнастической стенке, наклонной скамейке, по канату

28.11

12

2

Переправы

Развитие равновесия. Упражнение в расхождении вдвоем на бревне, ходьба по лежащему на полу канату, бег по кочкам. Упражнения с длинной веревкой

05.12

13

2

Основные узлы туриста

Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки простых узлов («проводник», «восьмерка», «прямой», «встречный», «схватывающий»). Вязка узлов на время

12.12

14

2

Внимание: тонкий лед!

ТБ на водоемах в осенний период.

Подвижные игры «Белый медведь», «Караси и щука», «Удочка»

19.12

15

2

«Вместе весело шагать по просторам!»

Строй, темп, режим, интервал построения цепочки; их изменение в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем передвижении.

Комплекс упражнений с гантелями (пластиковые бутылки )

26.12

16

2

Различные виды карт

Понятие «топографическая карта», ее значение  для туристов.

Прыжковая подготовка. Игра «Составь пазл» (карту) – эстафета, соревнование

02.01

17

2

Ориентирование

Различные виды ориентиров.

Игра «Зарница»

09.01

18

2

Компас

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Правила обращения с компасом.

Ориентировка по звездам, деревьям, срезу пня.

Упражнения на тренажерах

16.01

19

2

Водоемы зимой

Правила ТБ на водоемах зимой. Экипировка лыжника.

Общая физподготовка

23.01


2

Особенности лыжных походов

Преодоление полосы препятствий

30.01

20

2

Особенности лыжных походов

Лыжная эстафета

06.02

21

2

Первая помощь при обморожении

Различные виды эстафет

13.02

22

2

Природный кодекс туриста

Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.

Подвижная игра «Охотники и утки» (не до конца, чтобы остались «утки»)

20.02

23

2

Велосипедный туризм

История развития велоспорта.

Занятия по маршруту «Безопасное колесо»

27.02

24

2

Туристский бивак

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.

Эстафеты с переноской инвентаря

05.03

25

2

Палатка – дом туриста

Туристская палатка, виды палаток. Устройство, правила установки и снятия. Уход за палаткой и ее хранение.

Установка палатки на школьном дворе

12.03

26

2

Использование воды в походе

Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Челночный бег – игра «Магазин». Эстафета с котелком и гимнастическими палками

19.03

27

2

Подвижные игры на привале

Игры в турпоходе: «Вышибалы», «Ловишка», «Охотники и зайцы»

26.03

28

2

Подвижные игры на привале

Игры в турпоходе: «Забрось в корзину», «Камешки», «Тяни в круг», «Невидимки», «Сколько шагов?», «Волейбол в лесу»

02.04

29

2

Закрытие походного лагеря

Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Эстафеты с переноской инвентаря, игра с мячом

09.04

30

2

Водный туризм

Беседа о байдарках, что такое байдарочный поход.

Комплекс упражнений для развития силы рук и плечевого пояса

16.04

31

2

Первая помощь при укусах насекомых

Насекомые (бабочки, муравьи, клещи, комары, пчелы, осы).

Беседа о действиях учащихся при укусах насекомых в походе.

Игры по выбору учащихся

23.04

32

2

Под лучами солнца

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Туристическая физподготовка

30.04

33

2

Поведение на воде

Презентация «Плавание в открытых водоемах». ТБ на воде. Имитационные упражнения пловца. Игры «Караси и щука», «Невод» и др.

07.05

34

2

Поведение около водоема

Поход на водоем. Подвижные игры на берегу: «Охотники и утки», «Земля, вода, воздух»

14.05

35

2

Подведение итогов похода

Обсуждение похода в группе. Оформление летописи, фотогазеты.

Практические туристические навыки.

Физическая подготовка к итоговым соревнованиям

21.05

36

2

Соревнования «Юный турист»

Туристическая полоса препятствий. Туристические конкурсы, викторины.

Подведение итогов, награждение участников

28.05


Планируемые результаты обучающихся

Учащийся научится:

 передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

 осуществлять индивидуальные и групповые действия с туристическим инвентарем.

Учащийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

 соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.

Программа первого года занятий по туризму предусматривает достижение первого уровня воспитательного результата: обучение ребят азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, уяснение элементарных понятий об ориентировании на местности, общей физической подготовке, гигиене туриста, первой доврачебной помощи при травмах.

Подведение итогов обучения – общешкольные соревнования «Юный турист».




Литература для педагога

1. Былеев, Л. В. Сборник подвижных игр / Л. В. Былеев. – М., 1990.

2. Здоровье: журн. 1986. – № 1, № 8.

3. Куприн, А. М. Умей ориентироваться на местности / А. М. Куприн.  М. : Изд-во ДОСААФ, 1962.

4. Сергеев, В. Н. Туризм и здоровье / В. Н. Сергеев. – М. : Профиздат, 1987.

5. Стрижев, А. Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе / А. Н. Стрижев. – М. : Профиздат, 1986.

6. Спортивные и подвижные игры : учебник для физтехникумов / под ред. Ю. И. Портных. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Физкультура и спорт, 1977.

7. Уваров, В. А. В поход пешком / В. А. Уваров, А. А. Козлов. – М. : Советский спорт, 1989.

8. Хршановский, А. А. Как ориентироваться без компаса / А. А. Хршановский. – М. : Детгиз, 1951.

9. Яковлев, В. Г. Игры для школьников / В. Г. Яковлев, В. П. Поликарпов. – М. : Физкультура и спорт, 1954.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!