ШАГ
Пояснительная записка
Туризм – это такая форма бытия, где человек тесно сближен с природой. Это приобщение к здоровому образу жизни, экологическое воспитание, укрепление здоровья, развитие физических качеств через туризм. Туристические походы в чистом виде с детьми начальной школы – дело очень трудоемкое, поэтому занятия носят познавательный, обучающий, ознакомительный, где-то развлекательный и, конечно, соревновательно-игровой характер. Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая в целях обеспечения педагогически целесообразного использования внеурочного времени детей.
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности «ШАГ» предназначена для обучающихся 2-5 классов и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели:
организация познавательной деятельности, развитие личности ребенка через туристическую подготовку, расширение кругозора;
пропаганда здорового образа жизни, использование естественных факторов природы как вспомогательных средств физического воспитания;
привлечение внимания к духовно-нравственным ценностям (дружба, взаимопомощь, поддержка и др.), которые помогают в походе, труде, жизни.
Задачи:
познакомить с правилами безопасного поведения в природе (в лесу, на открытых водоемах, в горах);
формировать потребность в регулярных занятиях физкультурой и спортом;
развивать ловкость, реакцию и координацию в прикладных физических упражнениях с помощью игр;
развивать у школьников коммуникативные способности, умение действовать сообща, в команде;
учить обращаться с туристическим снаряжением;
воспитывать бережное отношение к природе.
В данном курсе широко используются межпредметные связи с такими предметами, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Экология», «Технология».
Формы проведения занятий применяются фронтальные, групповые и индивидуальные в зависимости от содержания занятий.
Примерная структура занятия: 7–20 минут – теоретическая часть, далее – практическая часть и физические упражнения, игры.
1 | Теоретические сведения | Беседы, викторины, просмотры видеоматериалов, презентаций, проведение инструктажей по ТБ |
2 | Практические туристические навыки | Вязка узлов, установка палатки, укладывание рюкзака, оказание первой помощи |
3 | Физическая подготовка | Полосы препятствий различной направленности, подвижные игры, эстафеты, круговые тренировки (упражнения на развитие координации, ловкости, силы, выносливости) |
Во внеклассной работе должны быть запланированы различные соревнования между классами с использованием полученных навыков.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, составляет 72 часа в учебном году.
Тематический план
№ п/п | Кол-во часов | Темы занятий | Содержание (теория и практика, физподготовка) | Дата проведения |
1 | 2 | Вводный урок | Беседа «Разнообразие туристических походов». (Пеший, лыжный, велосипедный, водный туризм.) Туристическая физподготовка | 19.09 |
2 | 2 | Гигиена туриста. Экипировка туриста | Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Туристическое снаряжение групповое и личное. Простейшая полоса препятствий | 26.09 |
3 | 2 | Первая (доврачебная) помощь | Беседа «Что в аптечке у туриста?». Круговая тренировка (упражнения на различные группы мышц) | 03.10 |
4 | 2 | Собираемся в поход | Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака. Командные эстафеты с туристическим снаряжением (рюкзаками), переноска различных предметов | 10.10 |
5 | 2 | Собираемся в поход | Подвижные игры на природе. Игры «Бездомный заяц», «Перестрелка» | 17.10 |
6 | 2 | Лесные угодья | Просмотр презентации «Кладовая природы». Коллективное разгадывание кроссворда «Гриб». Игры и конкурсы с природным материалом (шишки, камешки, палочки) | 24.10 |
7 | 2 | Зеленая аптека | Просмотр слайд-презентации «Лекарственные растения». Эстафеты типа «Сбор урожая», «Сажаем картошку» и др. | 31.10 |
8 | 2 | Берегите лес от пожара! | Правила пожарной безопасности в лесу. Развитие выносливости. Челночный бег – игра «Субботник», эстафета «Юные пожарные» | 07.11 |
9 | 2 | Лесные жители | Беседа «Пернатые друзья леса». Подвижные игры «Воробьи – вороны», «Хитрая лиса», «Сова» | 11.11 |
10 | 2 | Питание в туристском походе | Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. Расчет продуктов питания для однодневного похода. Составление меню | 21.11 |
11 | 2 | О горных походах | Презентация о препятствиях в горных походах. Упражнения в лазании по гимнастической стенке, наклонной скамейке, по канату | 28.11 |
12 | 2 | Переправы | Развитие равновесия. Упражнение в расхождении вдвоем на бревне, ходьба по лежащему на полу канату, бег по кочкам. Упражнения с длинной веревкой | 05.12 |
13 | 2 | Основные узлы туриста | Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки простых узлов («проводник», «восьмерка», «прямой», «встречный», «схватывающий»). Вязка узлов на время | 12.12 |
14 | 2 | Внимание: тонкий лед! | ТБ на водоемах в осенний период. Подвижные игры «Белый медведь», «Караси и щука», «Удочка» | 19.12 |
15 | 2 | «Вместе весело шагать по просторам!» | Строй, темп, режим, интервал построения цепочки; их изменение в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем передвижении. Комплекс упражнений с гантелями (пластиковые бутылки ) | 26.12 |
16 | 2 | Различные виды карт | Понятие «топографическая карта», ее значение для туристов. Прыжковая подготовка. Игра «Составь пазл» (карту) – эстафета, соревнование | 02.01 |
17 | 2 | Ориентирование | Различные виды ориентиров. Игра «Зарница» | 09.01 |
18 | 2 | Компас | Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Правила обращения с компасом. Ориентировка по звездам, деревьям, срезу пня. Упражнения на тренажерах | 16.01 |
19 | 2 | Водоемы зимой | Правила ТБ на водоемах зимой. Экипировка лыжника. Общая физподготовка | 23.01 |
| 2 | Особенности лыжных походов | Преодоление полосы препятствий | 30.01 |
20 | 2 | Особенности лыжных походов | Лыжная эстафета | 06.02 |
21 | 2 | Первая помощь при обморожении | Различные виды эстафет | 13.02 |
22 | 2 | Природный кодекс туриста | Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы. Подвижная игра «Охотники и утки» (не до конца, чтобы остались «утки») | 20.02 |
23 | 2 | Велосипедный туризм | История развития велоспорта. Занятия по маршруту «Безопасное колесо» | 27.02 |
24 | 2 | Туристский бивак | Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Эстафеты с переноской инвентаря | 05.03 |
25 | 2 | Палатка – дом туриста | Туристская палатка, виды палаток. Устройство, правила установки и снятия. Уход за палаткой и ее хранение. Установка палатки на школьном дворе | 12.03 |
26 | 2 | Использование воды в походе | Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. Челночный бег – игра «Магазин». Эстафета с котелком и гимнастическими палками | 19.03 |
27 | 2 | Подвижные игры на привале | Игры в турпоходе: «Вышибалы», «Ловишка», «Охотники и зайцы» | 26.03 |
28 | 2 | Подвижные игры на привале | Игры в турпоходе: «Забрось в корзину», «Камешки», «Тяни в круг», «Невидимки», «Сколько шагов?», «Волейбол в лесу» | 02.04 |
29 | 2 | Закрытие походного лагеря | Свертывание бивака. Противопожарные меры. Эстафеты с переноской инвентаря, игра с мячом | 09.04 |
30 | 2 | Водный туризм | Беседа о байдарках, что такое байдарочный поход. Комплекс упражнений для развития силы рук и плечевого пояса | 16.04 |
31 | 2 | Первая помощь при укусах насекомых | Насекомые (бабочки, муравьи, клещи, комары, пчелы, осы). Беседа о действиях учащихся при укусах насекомых в походе. Игры по выбору учащихся | 23.04 |
32 | 2 | Под лучами солнца | Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Туристическая физподготовка | 30.04 |
33 | 2 | Поведение на воде | Презентация «Плавание в открытых водоемах». ТБ на воде. Имитационные упражнения пловца. Игры «Караси и щука», «Невод» и др. | 07.05 |
34 | 2 | Поведение около водоема | Поход на водоем. Подвижные игры на берегу: «Охотники и утки», «Земля, вода, воздух» | 14.05 |
35 | 2 | Подведение итогов похода | Обсуждение похода в группе. Оформление летописи, фотогазеты. Практические туристические навыки. Физическая подготовка к итоговым соревнованиям | 21.05 |
36 | 2 | Соревнования «Юный турист» | Туристическая полоса препятствий. Туристические конкурсы, викторины. Подведение итогов, награждение участников | 28.05 |
Планируемые результаты обучающихся
Учащийся научится:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
осуществлять индивидуальные и групповые действия с туристическим инвентарем.
Учащийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.
Программа первого года занятий по туризму предусматривает достижение первого уровня воспитательного результата: обучение ребят азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, уяснение элементарных понятий об ориентировании на местности, общей физической подготовке, гигиене туриста, первой доврачебной помощи при травмах.
Подведение итогов обучения – общешкольные соревнования «Юный турист».
Литература для педагога
1. Былеев, Л. В. Сборник подвижных игр / Л. В. Былеев. – М., 1990.
2. Здоровье: журн. – 1986. – № 1, № 8.
3. Куприн, А. М. Умей ориентироваться на местности / А. М. Куприн. – М. : Изд-во ДОСААФ, 1962.
4. Сергеев, В. Н. Туризм и здоровье / В. Н. Сергеев. – М. : Профиздат, 1987.
5. Стрижев, А. Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе / А. Н. Стрижев. – М. : Профиздат, 1986.
6. Спортивные и подвижные игры : учебник для физтехникумов / под ред. Ю. И. Портных. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Физкультура и спорт, 1977.
7. Уваров, В. А. В поход пешком / В. А. Уваров, А. А. Козлов. – М. : Советский спорт, 1989.
8. Хршановский, А. А. Как ориентироваться без компаса / А. А. Хршановский. – М. : Детгиз, 1951.
9. Яковлев, В. Г. Игры для школьников / В. Г. Яковлев, В. П. Поликарпов. – М. : Физкультура и спорт, 1954.