МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» Руководитель кафедры …………… Мелентьева С. В. Протокол № … от ………. 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СШ № 33» ………………. Немчанинова В. П. | «Принято» Решением педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 33» ………………….. Жойкин С. А. Приказ № …. от ……… 2016 г. |
Рабочая учебная программа
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
в 1 Г классе
Составитель
учитель начальных классов
Жеребицкая И. Н.
2016 - 2017 учебный год
I Пояснительная записка
Программа кружка «Уроки нравственности» реализует духовно – нравственное направление внеурочной деятельности.
Нормативно-правовой основой разработки программы кружка «Уроки нравственности» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый МО и науки РФ. -М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
Авторская программа Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»
ООП МБОУ «СШ № 33» города Смоленска;
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Воспитание любви и гордости за свою малую и большую Родину.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
5. Расширить представление о своем крае, воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Общая характеристика курса
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание занятий ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, разгадывание ребусов, кроссвордов, использование дидактических и раздаточных материалов, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане
Занятия кружка «Уроки нравственности» рассчитаны на возраст детей 7 – 8 лет, проводятся 1 раз в неделю ( 33 часа в год). Продолжительность занятия 40 минут.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь с практическим опытом детей;
индивидуальный подход к учащимся;
деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход.
Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
II Содержание курса «Уроки нравственности»
Мы – юные граждане России (8 ч)
Знакомство с нашей страной, символами государства (гимн, флаг, герб). Воспитание чувства любви и гордости за свою родину.
Расширение представлений о родном крае. Знакомство с историей родного города, его достопримечательностями. Улицы родного города, знаменитые земляки.
Школьный этикет (5 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. – Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,
-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (7 ч) (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
-использовать в речи слова вежливости.
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений),
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),
- описывать сюжетную картинку (серию),
-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.,
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии(5 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
-оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида (3 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях.
-оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (5 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении.
-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
III Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
формирование системы нравственных ценностей;
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
формирование интереса к чтению художественной литературы;
развитие познавательной активности;
развитие творческих способностей.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание |
1. | Что такое Родина. Моя Россия | | |
2. | Символы государства: герб, гимн, флаг | | |
3. | Моя малая родина | | |
4. | Смоленск-город-герой, город-труженик. | | |
5. | Путешествие по улицам родного города | | |
6. | Достопримечательности города Смоленска | | |
7. | Наши знаменитые земляки | | |
8. | Микрорайон, в котором я живу | | |
9. | Мы пришли на урок | | |
10. | Зачем нужны перемены | | |
11. | Мы в школьной столовой | | |
12. | Дисциплина в школе и в классе | | |
13. | Твоя школа и класс: соблюдение порядка | | |
14. | Зачем нужны вежливые слова | | |
15. | Мои товарищи. Какой я товарищ | | |
16. | Мой учитель | | |
17. | Думай о других | | |
18. | Моя семья | | |
19. | Сопереживание, помощь друзьям | | |
20. | Дал слово - держи его | | |
21. | Что помогает лучше учиться | | |
22. | Как мы трудимся в школе и дома | | |
23. | Каждой вещи свое место | | |
24. | Учусь все делать сам | | |
25. | Взаимопомощь в школе и дома | | |
26. | Основные правила Мойдодыра | | |
27. | Правила личной гигиены | | |
28. | Бережное отношение к своей одежде | | |
29. | Спасибо и пожалуйста | | |
30. | Правила поведения в общественных местах | | |
31. | Бережное отношение к природе | | |
32. | Чему мы научились на занятиях | | |
33. | Резерв | | |
Информационно – методическое обеспечение
1. Асмолов А. Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
3. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
5. Суслов В. Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
6. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
7. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.