Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Коршевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: На заседании школьного МО Протокол №1 от 30.08.2017 г. | Согласовано: заместитель директора по ВР _______/В.Е.Саженина/ | Утверждено: директор МБОУ Коршевская СОШ _______/А.П.Кривых/ Приказ № 64/5 от 04.09.2017г. |
Дополнительное образование
Рабочая программа
« Зимний сад »
Руководитель Плесовских Валентина Степановна
с. Коршево
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся проводят до 20 часов в сутки в помещениях, что влияет на их здоровье. Для улучшения самочувствия необходимо создать в помещениях условия, которые делают их максимально комфортными для человека. Это возможно, выращивая в них комнатные растения. Комнатное цветоводство позволяет доступными средствами создать неповторимый интерьер в помещениях, снизить психологическую нагрузку, повысить эмоциональность людей.
Программа «Зимний сад» имеет практико-ориентированный прикладной характер.
Цели и задачи:
- сформировать комплекс знаний и умений, касающихся ухода и выращивания комнатных растений;
- расширить свои знания в области комнатного цветоводства;
- освоить основные правила ухода за растениями;
- научиться создавать оптимальные условия для комнатных растений;
- изучить основные приемы размещения растений в помещении.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- правила подбора растений по их отношению к свету, теплу и влажности;
- общие правила ухода за растениями (опрыскивание, полив, формирование кроны, перевалка, пересадка);
- основные регуляторы роста и развития растений (ауксины, цитокинины, гибберреллины, этилен, АБК);
- правила и способы размножения комнатных растений;
- создание оптимальных условий для прорастания семян;
- болезни комнатных растений, их возбудителей и меры защиты и профилактики;
- ассортимент комнатных растений для озеленения интерьера различных жилых помещений;
- правила создания композиций из комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
использовать свои знания для практической реализации создания композиций из комнатных растений;
распознавать виды комнатных растений;
называть и распознавать болезни комнатных растений;
объяснять роль и влияние гормонов на рост и развитие растений;
проводить наблюдения за комнатными растениями;
составлять рекомендации по созданию той или иной композиции из комнатных растений;
работать со справочной литературой, обобщать материалы наблюдений.
Программа занятий «В мире комнатных растений» рассчитана
на 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание программы
Введение.
Из истории комнатного цветоводства.
Разнообразие комнатных растений
Разнообразие комнатных растений.
Комнатные растения и их значения: санитарно-оздоровительные свойства растений, их эстетическое значение.
3.Содержание растений в помещениях
Растения и свет. Размещение светолюбивых растений, теневыносливых растений и растений умеренной освещенности. Северные, южные, восточные, западные окна и их «жители». Подсветка.Растения и тепло. Растения с глубоким периодом покоя. Растения, у которых период покоя не выражен. Подготовка растений к перезимовке.Растения и влажность. Растения засушливых мест обитания. Растения умеренных мест обитания. Растения тропических лесов. Правила полива. Обильный полив. Умеренный полив. Редкий полив.
4.общие правила ухода за растениями
Опрыскивание растений. Обмывание листьев растений.
Минеральные вещества, необходимые для комнатных растений. Удобрения.
Подкормка растений (корневая и внекорневая). Формирование кроны. Прочистка. Подвязывание. Обрезка. Прищипка.
Пинцировка. Дренаж. Инвентарь для работы. Садовые почвы. Перевалка растений. Пересадка.
5.Размножение комнатных растений
Семенное размножение растений. Стратификация. Скарификация.Грунт для выращивания семян. Создание оптимальных условий для прорастания семян.
Размножение спорами.Вегетативное размножение. Черенкование. Листовые черенки. Стеблевые черенки. Размножение кустом, отводками, корневищами, клубнями, луковицами.
6.Защита растений от вредителей и болезней
Болезни и вредители комнатных растений и их возбудители.
Механические и химические способы борьбы. Болезни растений. Меры борьбы с болезнями и их профилактика.
7.Ассортимент комнатных растений
Декоративно - цветущие комнатные растения. Легенды о растениях, интересные факты из жизни растений.
Декоративно - лиственные растения. Сказания о растениях, интересные факты из жизни растений.
Кактусы и суккуленты. Сказания о растениях, интересные факты из жизни растений.
Семейство геснериевых.
Семейство марантовых.
Семейство бегониевых.
Семейство молочайных.
Семейство ароидных.
Семейство агавовых.
Семейство тутовых.
Семейство лилейных.
Семейство спаржевых.
8.Растения в интерьере
Размещение комнатных растений в интерьере.
Понятие интерьера. Подбор комнатных растений для школы, класса, вестибюля, рекреаций.Создание композиций из растений: основные правила, принципы, подходы. Композиции из живых растений. Подбор растений для композиции для разных типов интерьера помещения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ Литература
Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений.
«ЭКСМО», Москва, 2010.
Воронцов В. В. Уход за комнатными растениями. Москва: ЗАО «Фитон+», 2001.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программы | Кол-во часов |
теория | практика |
1. | Введение. | 1 | 1 |
2. | Разнообразие комнатных растений. | 2 | 2 |
3. | Содержание комнатных растений. | 5 | 5 |
4. | Общие правила ухода за растениями. | 4 | 4 |
5. | Размножение комнатных растений. | 3 | 3 |
6. | Защита растений от вредителей и болезней. | 3 | 3 |
7. | Ассортимент комнатных растений. | 12 | 12 |
8. | Растения в интерьере. | 5 | 5 |
| | 35 ч | 35 ч |
| Итого: | 70 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | Тема занятия | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Дата проведения |
1. | Из истории комнатных растений. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Разнообразие комнатных растений. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Комнатные растения и их значение. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Растения и свет. | 2 | 1 | 1 | |
5. | Северные, южные, восточные , западные окна и их жители. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Растения и тепло. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Растения и влажность. | 2 | 1 | 1 | |
8. | Правила полива. | 2 | 1 | 1 | |
9. | Общие правила ухода за растениями. | 2 | 1 | 1 | |
10. | Подкормка растений. | 2 | 1 | 1 | |
11. | Формирование кроны. | 2 | 1 | 1 | |
12. | Инвентарь для работы. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Семенное размножение растений. | 2 | 1 | 1 | |
14. | Грунт для выращивания семян. | 2 | 1 | 1 | |
15. | Вегетативное размножение. | 2 | 1 | 1 | |
16. | Болезни и вредители комнатных растений. | 2 | 1 | 1 | |
17. | Механические и химические способы борьбы с болезнями растений. | 2 | 1 | 1 | |
18. | Меры борьбы с болезнями и их профилактика. | 2 | 1 | 1 | |
19. | Декоративно-цветущие Растения. | 2 | 1 | 1 | |
20. | Декоративно-лиственные комнатные растения. | 2 | 1 | 1 | |
21. | Кактусы-суккуленты. | 2 | 1 | 1 | |
22. | Семейство геспериевых. | 2 | 1 | 1 | |
23. | Семейство марантовых. | 2 | 1 | 1 | |
24. | Семейство бегониевых. | 2 | 1 | 1 | |
25. | Семейство молочайных. | 2 | 1 | 1 | |
26. | Семейство ароидных. | 2 | 1 | 1 | |
27. | Семейство агавовых. | 2 | 1 | 1 | |
28. | Семейство тутовых. | 2 | 1 | 1 | |
29. | Семейство лилейных. | 2 | 1 | 1 | |
30. | Семейство спаржевых. | 2 | 1 | 1 | |
31. | Размещение комнатных растений в интерьере. | 2 | 1 | 1 | |
32. | Подбор комнатных растений для класса, школы. | 2 | 1 | 1 | |
33. | Создание композиций из цветов :основные правила, принципы, подходы. | 2 | 1 | 1 | |
34. | Композиции из живых цветов. | 2 | 1 | 1 | |
35. | Заключительное занятие (задание на лето). | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | 70 | 35 | 35 | |