СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса дополнительного образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электроника имеет короткую, но богатую событиями историю. Первый её период связан с простейшими передатчиками ключевого действия и способными воспринимать их сигналы приемниками, которые появились в конце 19 и в начале 20 века. Затем наступила эпоха вакуумных ламп, больших интегральных схем, микропроцессоров.

За сто лет развития радиоэлектроника прошла путь от простейших приемо-передающих устройств до сложнейших систем космической связи и компьютерных систем.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 16»


УТВЕРЖДАЮ:              СОГЛАСОВАНО:                             РАССМОТРЕНО:

Директор                        Зам. Директора по УР                    на заседании м/о

«___»_______г.               «___»_______г.                         Протокол № 1от

31.08.2013г.















ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РАДИОКРУЖОК»



Составитель:

Моисеев П.В.

учитель технологии









Гусь-Хрустальный, 2013



Пояснительная записка

Электроника имеет короткую, но богатую событиями историю. Первый её период связан с простейшими передатчиками ключевого действия и способными воспринимать их сигналы приемниками, которые появились в конце 19 и в начале 20 века. Затем наступила эпоха вакуумных ламп, больших интегральных схем, микропроцессоров.

За сто лет развития радиоэлектроника прошла путь от простейших приемо-передающих устройств до сложнейших систем космической связи и компьютерных систем.

Но и в повседневной жизни электроника окружает нас практически везде. Многие используют электронную технику, просто нажимая ту или другую кнопку, являясь таким образом простыми пользователями. Однако, есть и те, кто только и думает как бы разобрать, починить, понять, как работает какой-нибудь электронный прибор. Такие люди связывают свою жизнь с электроникой, становясь радиолюбителями.

Электроника – одна из многих прикладных наук. Её успехи могли возникнуть только потому, что найдены законы, описывающие процессы взаимодействия электромагнитного поля с веществом. Электроника использует почти все разделы физики. В основе электроники лежит учение об электрическом и магнитном полях, она использует результаты, полученные в механике (законы колебаний), в неё перенесены многие методы, созданные для описания тепловых процессов. Даже оптика сейчас является одной из основ электроники.

Все эти разделы изучаются в школьном курсе физики, однако не всегда возникает представление об их комплексном использовании в тех устройствах, которые нас окружают.

Сейчас нет ни одной области науки и техники, которая бы не сделала своего вклада в успехи современной электроники, и нет ни одной отрасли техники, которая бы не использовала достижения электроники.

Наш кружок рассчитан именно на тех, кто хочет научиться разбираться в устройстве и принципах работы электронных устройств, сделать некоторые из них самостоятельно.

Однако, для этого необходимо повторить и систематизировать полученные ранее знания по физике, понять, что все они необходимы для понимания функционирования радиоэлектронных устройств, и тем более для их конструирования. Поэтому часть времени отводится на проработку теоретических вопросов, часть – на то, чтобы разобраться в устройстве и принципе действия некоторых реальных радиоэлектронных устройств, а часть – на самостоятельное моделирование.

Теоретическая часть программы реализуется на базе кабинета физики, практическая – на базе мастерских.

 Цель программы

Сформировать у учащихся представление о современной электронике, расширить и углубить знания по физике соответствующих явлений.

 Задачи программы

 Показать взаимосвязь различных разделов физики и их использование в практических устройствах, научиться читать электрические схемы, конструировать простейшие схемы самостоятельно и изготовлять макеты простейших конструкций с использованием радиоэлектронных устройств.

 Особенности проведения занятий

 В кружках начинающих радиолюбителей занимаются школьники различных классов. Программы работы кружка в этих случаях остаются неизменными, но в зависимости от состава кружковцев теоретические сведения подаются по-разному. Известно, например, что отдел «Электричество» проходится по курсу физики в школе во второй половине восьмого класса. Следовательно, в кружке могут быть записаны школьники, еще незнакомые с электротехникой. В этом случае на занятиях сообщаются  в беседах начальные сведения по электричеству, необходимые для понимания практической работы, давая в общем виде качественные понятия без выводов формул и полных формулировок законов. Однако эти беседы не подменяют уроков физики. Если в кружке занимаются дети более старшего возраста, уже знакомых с законами электрического тока, руководитель просто напоминает эти законы и разбирает их применительно к практическим работам.

Рассказывая, например, о простейшем детекторном приемнике, руководитель напоминает уже известные из курса физики сведения о самоиндукции и емкости, об электрических цепях и условных обозначениях деталей на схемах и чертежах. Так вклиниваются знакомые учащимся теоретические сведения и в другие темы. Много внимания надо уделить организации самих занятий кружка.

Некоторые темы по программе неизбежно приходится проводить в форме продолжительных бесед, тогда они максимально насыщаются опытами, демонстрациями и другим иллюстративным материалом.

Обычно же краткая теоретическая беседа проводится перед каждым занятием. Дальнейшие теоретические сведения сообщаются руководителем в форме пояснений в процессе практической работы. И только в исключительных случаях можно отводить изучению теоретических тем целое занятие.

На первом занятии кружка руководитель прежде всего знакомится с его составом. Задавая различные вопросы, руководитель составляет себе представление об общем уровне знаний членов кружка. Затем проводится вводная беседа, которая посвящается истории и значению радио.

Беседа должна обогатить кружковцев новыми знаниями, расширить их познавательный горизонт, дать с первого занятия почувствовать, что в кружке они узнают много нового и интересного. В этой беседе должны принимать деятельное участие и сами кружковцы. При этом руководитель кружка обязан дополнить и обобщить рассказы членов кружка, исправить их ошибки.

В заключение беседы, в оставшееся время до конца занятий, решаются организационные вопросы: выбор старосты, установление расписания занятий и дежурств, объявление правил поведения, а главное – правила техники безопасности при работе с электроприборами.

Первые практические работы в кружке начинающих юных радиолюбителей должны знакомить с различными инструментами и работой с ними, наиболее распространенными материалами и их обработкой. Знакомясь со столярными и слесарными работами, члены кружка изготовляют различное оборудование для кружка, готовят панели и детали для своих будущих работ.

Вся практическая работа в любом радиокружке должна быть основана на совершенно ясном понимании школьниками физических процессов, свойственных выбранным конструкциям. Руководитель должен выбирает так работы, чтобы они были не только доступными для изготовления, но и имели образовательную ценность; чтобы они расширяли технический кругозор членов кружка, развивали их творческие способности и имели общественно-полезный характер.

При практических работах большое внимание уделяется элементам самостоятельного творчества, развитию у членов кружка конструкторских навыков.

Изучение радиотехники не должно стать у юных радиолюбителей самоцелью. Руководитель должен подсказать члену кружка, где он сможет применить полученные в кружке знания на пользу общему делу, как передать эти знания своим товарищам.

  Учебно – тематический план радиокружка.

Темы

Теория

Практика

Итого

1

Организационное занятие

2

-

2

2

Элементы электротехники

4

2

6

3

Элементы радиотехники

4

2

6

4

Детекторный радиоприемник

2

8

10

5

Антенна и заземление

2

-

2

6

Полупроводниковые приборы

2

2

4

7

Простые транзисторные усилители

4

6

10

8

Простые транзисторные приемники

4

10

14

9

Практикум начинающего радиолюбителя

2

12

14

 

 

26

42

68

Режим работы – 2 часа в неделю. Всего – 68 часов.

 Содержание программы

1. Организационное занятие (2 часа).

    Обсуждение тематики занятий, порядка работы в кружке. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с монтажным инструментом, его назначением. Пайка различных соединений. Демонтаж радиоаппаратуры (если она есть).

      2. Элементы электротехники (6 часов).

    Электрический ток и его свойства. Гальванический элемент и батарея элементов — источники постоянного тока. Закон Ома и его практическое применение. Период, частота и амплитуда (напряжение) переменного тока.
    Авометр — первый измерительный прибор. Назначение и использование авометра в радиолюбительской практике, правила обращения с ним при измерении напряжения, тока и сопротивления.
    Условные графические обозначения деталей электрических устройств на схемах. Практика черчения графических обозначений. Монтаж деталей по схемам.

      3. Элементы радиотехники (6 часов).

    Устройство, электрические свойства и назначение резистора, конденсатора, микрофона, головных телефонов, динамической головки. Условные графические обозначения радиотехнических элементов на схемах, практика черчения их. Сборка и испытание простейших устройств двусторонней связи.

      4. Детекторный радиоприемник (10 часов).

    Принцип радиосвязи. Колебательный контур, резонанс и его использование при приеме сигналов радиостанций. Катушки индуктивности, их разновидности и способы изготовления. Марки обмоточных проводов. Изготовление нескольких разновидностей детекторных приемников, опыты с ними.

      5. Антенна и заземление (2 часа).

    Электромагнитное поле. Длина волны и ее зависимость от частоты колебаний переменного электромагнитного поля. Назначение антенны и заземления, их разновидности в зависимости от условий радиоприема, практика использования различных антенн.

       6. Полупроводниковые приборы (4 часа).

    Устройство, обозначение и принцип действия диода, стабилитрона, биполярного и полевого транзистора. Опыты, иллюстрирующие их работу. Измерение прямого и обратного сопротивлений диодов, проверка работоспособности транзисторов с помощью авометра.

      7. Простые транзисторные усилители (10 часов).

    Усилитель звуковой частоты (ЗЧ — составная часть радиоприемника, телевизора, магнитофона, радиотрансляционного узла и других устройств. Назначение элементов в одно-, двух- и трехкаскадных усилителях ЗЧ. Усилитель напряжения и усилитель мощности. Принцип действия двухтактного усилителя мощности. Техника монтажа, методы проверки и налаживания усилителей.

      8. Простые транзисторные приемники (14 часов).

    Работа, монтаж, проверка и налаживание приемников на одном, двух и трех транзисторах, а также с использованием полевого транзистора.

      9. Практикум начинающего радиолюбителя (40 часов).

    Изготовление конструкций, доступных по уровню сложности кружковцам первого года обучения и расширяющих их познания в области радиоэлектроники.









Список используемой литературы

Научно – методическая литература

1.      Хоровиц П., Хилл У. "Искусство схемотехники". 3-е изд., М., Мир, 1986 г. (том 1)

2.      Хоровиц П., Хилл У. "Искусство схемотехники". 3-е изд., М., Мир, 1986 г. (том 2)

3.      Ред Э.Т. "Спpавочное пособие по высокочастотной схемотехнике" (часть 1) М., Мир, 1990

4.      Ред Э.Т. "Спpавочное пособие по высокочастотной схемотехнике" (часть 2) М., Мир, 1990

5.      Ред Э.Т. "Спpавочное пособие по высокочастотной схемотехнике" (часть 3) М., Мир, 1990

6.      Хазен А.М. Современная электроника М., Просвещение, 1970

 

Литература, адресованная учащимся, родителям.

1.      Б.С.Иванов В помощь радиокружку М., Радио и связь, 1987

2.      С.Л.Матлин Радиосхемы. Пособие для радиокружков. М., ДОСААФ, 1974

3.      В. А. Бурлянд, И. П. Жеребцов. Хрестоматия радиолюбителя. Изд. 4-е. Изд-во «Энергия», 1966

4.      М.А.Шустов Практическая схемотехника, Альтекс – А, 2003

5.      Журнал «Радио»

6.      Интернет – портал http://www.radio-portal.ru

7.      Интернет – портал http://radiobooka.ru/

8.      Интернет – портал http://electromechanica.narod.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!