Программа курса «Мир химии» предназначена для учащихся 8 классов. Рассчитана на 34 ч. Содержание программы знакомит учащихся с историей возникновения и применения различных веществ, окружающих нас. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Общие принципы отбора содержания материала. Системность, целостность, объективность, научность, доступность для учащихся основной школы, реалистичность, практическая направленность.
Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, исторического, информационно-технологического характера. Он позволяет сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.
Ведущая идея курса. Развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, химию веществ нужно изучать, чтобы правильно их применять.
Основная цель. Дать учащимся сведения о веществах, которые нас окружают повысить интерес к изучению химии.;
Задачи курса. Расширять кругозор учащихся; развивать общеучебные умения: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; развивать самостоятельность и творчество при работе над проектом; использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, историей, информатикой .Раскрыть роль химии в познании природы и в жизни общества, значение химического образования для правильного поведения в различных ситуациях; развивать внутреннюю мотивацию учения, интерес к познанию химии; формировать личность учащихся; использовать информационные технологи.
Дата по плану | Дата фактич | № урока | Тема | Количество часов | Форма проведения | Примечание |
| | | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 10 | | |
| | 1 | Химия - наука о веществах. Знакомство со школьным кабинетом химии. Правила ТБ при работе в кабинете химии. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 2 | Атом. Молекула. Простые и сложные вещества. Вещество и смесь. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 3 | Знаки химических элементов. Химические формулы. Валентность. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 4 | Составление формул бинарных соединений по валентности химических элементов, образующих их. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 5 | Определение валентности химических элементов, входящих в бинарные соединения, по химической формуле. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 6 | Физические и химические явления. Химические реакции. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 7 | Уравнения химических реакций. Коэффициенты. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 8 | Типы химических реакций. | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 9 | Типы химических реакций. | | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 10 | Урок обобщения. | 1 | Выполнение заданий | |
| | | Тема 2. Химическая лаборатория | 6 | | |
| | 11 | Правила ТБ при работе в кабинете химии | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 12 | Знакомство с химической лабораторией | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 13 | Знакомство с оборудованием химической лаборатории | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 14 | Признаки химических реакций | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 15 | Условия химических реакций | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | 16 | Современные методы исследования | 1 | Лекция, беседа, выполнение заданий | |
| | | Тема 3. Химия и планета Земля | 8 | | |
| | 17 | Воздух | 1 | Лекция, беседа | |
| | 18 | Влияние человека на атмосферу | 1 | Лекция, беседа | |
| | 19 | Вода – уникальное вещество | 1 | Лекция, беседа | |
| | 20 | Вода и жизнь людей | 1 | Лекция, беседа | |
| | 21 | Химия литосферы. Кристаллы | 1 | Лекция, беседа | |
| | 22 | Полезные ископаемые | 1 | Лекция, беседа | |
| | 23 | Круговорот химических элементов | 1 | Лекция, беседа | |
| | 24 | Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды. Влияние химических загрязнителей на живые организмы. Современные промышленные технологии, уменьшающие химическое загрязнение окружающей среды. | 1 | Лекция, беседа | |
| | | Тема 4. История химии | 4 | | |
| | 25 | Алхимический период в истории химии | 1 | Лекция, беседа | |
| | 26 | Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В.Ломоносова | 1 | Лекция, беседа | |
| | 27 | Химическая революция | 1 | Лекция, беседа | |
| | 28 | Основные направления развития современной химии | 1 | Лекция, беседа | |
| | | Тема 5. Химия вокруг | 6 | | |
| | 29 | Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами. | 1 | Лекция, беседа | |
| | 30 | Лекарственные вещества. Меры безопасности при обращении с ними. | 1 | Лекция, беседа | |
| | 31 | Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). Меры безопасности при обращении с ними. | 1 | Лекция, беседа | |
| | 32 | Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними. | 1 | Лекция, беседа | |
| | 33 | Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клей и др.). Меры безопасности при обращении с ними. | 1 | Лекция, беседа | |
| | 34 | Урок-обобщение. | 1 | Защита работ | |