Общероссийский проект дистанционных конкурсов
методических разработок уроков и внеклассных мероприятий
для педагогов и обучающихся.
«Лучшая программа работы педагога»
Программа
курса
«Психология семьи»
Номинация:
«Разработка программы работы педагога»
10 группа - администрация ОУ, методисты
Составитель:
методист
Муниципального образовательного учреждения
Межшкольного учебного комбината
Дзержинского района г. Волгограда
Крутова Татьяна Александровна
Пояснительная записка
По пути создания семьи пойдут почти все, но о сути этого явления, факторах, необходимых для образования и поддержания крепкой и здоровой семьи, в школе говорится крайне мало.
Поэтому актуальна проблема формирования у старшеклассников положительного настроя на создание семьи, семейное счастье, полноту жизни в кругу семьи, и введения их в круг трудностей, которые ожидают человека в семейной жизни. Где, если не в семье, человек получает свои первые познания, рождается как личность. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения друг другу, где один стоит за всех и все за одного, где каждый старается отдать другому любовь и внимание.
Данный курс по выбору является надпредметным, предназначен для учащихся 10 (11) классов и рассчитан на 17 часов.
Программа курса включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрываются знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний старшеклассников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Основной целью данного курса является способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовность к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
В соответствии с данной целью в программу курса включены знания, способные вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющие для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими курса обучения. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
психологическая и практическая подготовка учащихся к будущей семейной жизни;
повышать юридическую компетентность в области знаний семейного законодательства;
формирование четкого представления о браке, семье и роли в ней мужчины и женщины;
определение отличий истинной любви от влюбленности и формирование критического отношения к добрачным половым связям;
формирование психологических знаний и умений строить внутрисемейные взаимоотношения;
психологическая подготовка учащихся к созданию семьи: формирование ценностных установок на семью, брак, рождение и воспитание детей, понимание трудностей с этим связанных;
ознакомление с особенностями формирования и развития взаимоотношений в семье, семейных ссор и супружеских конфликтов.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
основы семейных отношений;
эволюционное развитие семьи и брака и их современное состояние;
ролевую структуру семьи;
специфику функционирования разных типов семей;
нравственно-духовные устои семьи, её трудовую атмосферу, психологический климат;
эстетику быта;
основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
актуальные проблемы родительско-детских, родственных и др. отношений;
методы семейной психодиагностик
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
выполнять основные виды бытового труда, планировать семейный бюджет,
предупреждать конфликтные ситуации в семье разумно решать возникающие конфликты
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств.
Для реализации содержания обучения по данной программе предполагается использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия и т.д.), активные методы (ролевая игра, дискуссия, проблемное изложение учебного материала), методы.
Применение вышеуказанных методов даст возможность обеспечить положительный настрой учащихся, их психологическое погружение в учебный процесс на позитивной волне и позволит избежать информационной перегрузки.
Контроль проводится для определения результатов обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Итоговое занятие проводится в форме тестирования (эвристического семинара, ролевой игры, дискуссии) в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся класса (группы). Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в психологической и практической подготовке учащихся к будущей семейной жизни.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Для реализации программы межшкольный учебный комбинат обладает необходимыми ресурсами: учебной и учебно-методической литературой для учителя и учащихся, дидактическими материалами по всем темам курса, возможностью использования компьютерной базы для получения информации и моделирования ситуаций, опытом участия в городских и международных конкурсах и социальных проектах.
Тематическое планирование курса
«Психология семьи»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
| На пороге взрослой жизни | |
1 | Психология юноши и девушки | 2 |
2 | Мир чувств и эмоций | 2 |
3 | Жизненные цели | 1 |
4 | Правовые основы брака | 1 |
5 | Функции современной семьи | 1 |
6 | Супружеские отношения. Совместимость супругов. | 1 |
7 | Особенности молодой семьи. Семейные роли | 1 |
8 | Законы семейной жизни | 2 |
9 | Кризисы семейной жизни | 2 |
10 | Последствия нарушения семейных отношений | 1 |
11 | Психологические зависимости - способы бегства от действительности | 2 |
Итого | 17 |
Содержание курса «Психология семьи» Раздел 1. На пороге взрослой жизни
Тема I. Психология юноши и девушки
Юноша и девушка. Истоки различий. Познавательная и эмоциональная сферы. Личностные особенности юноши и девушки. Психологические особенности.
Общение юноши и девушки. Особенности общения и поведения представителей разного пола.
«Мужественность и женственность».
Межличностные отношения. Психология межличностных отношений. Виды взаимоотношений.
Учащиеся должны знать:
личностные особенности юноши и девушки;
психологические особенности юноши и девушки;
раскрыть нравственные основы взаимоотношений между юношей и девушкой;
понятия «мужественность» и «женственность».
Учащиеся должны иметь представление о:
Тема 2. Мир чувств и эмоций. Психология эмоциональных отношений
Чувства - важнейшая характеристика личности. Понятие о чувствах.
Умение управлять эмоциями и чувствами. Отличие чувств от эмоций и аффектов.
Механизмы возникновения симпатии. Любовь как высшее человеческое чувство. Виды любви.
Негативные моральные чувства. Зависть, ревность, жадность, злорадство.
Учащиеся должны знать:
Тема 3. Жизненные цели
Личные ценности, базовые ценности юноши и девушки. Цель в жизни.
Смысл жизни и судьба
Учащиеся должны иметь представление о:
Учащиеся должны уметь:
Тема 4. Правовые основы брака
Брачный возраст. Понятие брака и «готовность к браку».
Новый тип брачно-семейных отношений в современном обществе.
Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны иметь представление о:
Тема 5. Функции современной семьи
Что такое семья. Понятие о семье, семейных отношениях. Функции семьи.
Жизненный цикл семьи. Динамика семейных отношений: добрачное общение, брак, этап «медового месяца», этап молодой семьи, зрелая семья, семья людей старшего возраста
Современные формы семьи. Две модели семьи: «МЫ» или «Я+Я».
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
понимать общественную значимость своих действий, определенных обязательств друг перед другом;
слушать, желание понять другого человека, прощать недостатки;
определять значимость семьи для каждого человека и для себя лично.
Учащиеся должны иметь представление о:
Тема 6. Супружеские отношения
Гармония супружеских отношений. Эмоциональная атмосфера в семье. Любовь, забота и ответственность.
Родительская любовь. Разновидности родительской любви. Супружеская любовь. Любовь и сексуальность.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны иметь представление о:
Тема 7. Совместимость супругов
Что ищут в семейных отношениях мужчины и женщины?
Идеальный мужчина и идеальный муж. Идеальная женщина и идеальная жена.
Психологическая совместимость супругов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны иметь представление о:
Тема 8. Особенности молодой семьи. Семейные роли.
Особенности молодой семьи. Проблемы становления молодой семьи.
Ролевая структура семьи. Роли: супружеские, родительские. Содержание супружеских ролей, родительских, детских.
Супруг - «друг», «родитель», «помощник», «соперник», «конкурент».
Семья и дети.
Учащиеся должны знать:
о ролях в семье;
о возникающих проблемах в молодой семье;
типичных недостатках семейного воспитания;
причины возникновения неблагополучных семей
Учащиеся должны иметь представление о:
Тема 9. Законы семейной жизни
Семейные ценности.
Мои права в семье. Распределение обязанностей. Семейный бюджет. Семейный бюджет и его планирование.
Создание благоприятного психологического климата в семье.
Решение спорных вопросов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
распределять обязанности в семье;
планировать семейный бюджет;
владеть экономическими знаниями, чтобы вести разумно и грамотно хозяйственные дела;
выполнять основные виды бытового труда;
Тема 10. Кризисы семейной жизни
Кризисы в семейной жизни.
Семейные ссоры. Семейные конфликты. Причины возникновения семейных конфликтов.
Прощение и примирение. Искусство прощать и принимать прощение.
Развод. Влияние развода на отдельных членов семьи.
Учащиеся должны знать:
о кризисных периодах семейной жизни;
о недопустимости манипулятивного поведения в семье;
факторы разрушения семьи: алкоголизм, измена, материальные трудности и т.д.;
о последствиях развода для каждого члена семьи;
возможных причинах возникновения неблагополучных семей
Учащиеся должны уметь:
предупреждать конфликтные ситуации в семье, разумно решать возникающие конфликты;
владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих проблем;
отрабатывать варианты выхода из конфликтной ситуации.
Учащиеся должны иметь представление о:
о неполных семьях, как результате нарушения брачно-семейных отношений
о влиянии развода на всех членов семьи
Тема 11. Последствия нарушения семейных отношений
Стресс в жизни человека. Понятие стресса. «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом. Основные способы борьбы со стрессом.
Фрустрация переживание неудовлетворения потребностей. Способы поведения при фрустрации.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 12. Психологические зависимости - способы бегства от действительности
Психологические зависимости:
Способы бегства от действительности: в иллюзии (алкоголизм, наркомания), в виртуальный мир (Интернет-зависимость).
Бегство «в тело» культуризм, чрезмерное внимание к здоровью.
Бегство «в работу» «трудоголизм».
Понятие психологической защиты и саморегуляции. Методы психологической защиты.
Учащиеся должны знать:
о видах психологической зависимости;
понятия «психологическая защита» и «саморегуляция»;
о влиянии табакокурения, употребления спиртных напитков на потомство;
методы психологической защиты.
Учащиеся должны уметь:
находить эффективные способы, не несущие зависимость на человека
использовать методы психологической защиты для выхода из зависимости.
Литература
Авдеев А. А. Браки и разводы в России: устойчивость и изменчивость. «Браки, разводы и семья в XX веке».— М., 1998.
Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
Анзорг. Дети и семейный конфликт. М., Просвещение, 1988.
Аппель Вальтер А. Биоритмы: подходите ли вы друг другу. М., АО Интерэксперт. 1996.
Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1986.
Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. М., 1990.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 1988.
Воскресенская М.А. Терпеливая любовь. Л., Лениздат, 1990.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Голод С. И. Современная семья: Плюрализм моделей // Социологические исследования. — 1996. — № 3, 4
Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., Просвещение, 1991.
Джеймс М. Брак и любовь. М., 1985
Дружинин В.Н. Психология семьи. М., КСП, 1996.
Зацепин В. О жизни супружеской. – М., 1988.
Иванова М.А. Брак, семья, дети. М., Педагогика, 1983
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1988.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.
Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., Просвещение, 1991.
МАаксимовичЛ.Б. Брачный контракт. Комментарии. Разъяснения. М., «Ось-89»,
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (заметки психолога). М., 1987.
Навайтис Г. А. Муж, жена и... психолог. — М., 1995.
Нойберт Р. Новая книга о супружестве. М., Планета, 1991.
Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., Просвещение, 1991.
Розин В. М. Судьба молодой семьи. М., 1990.
Ричардсон Рональд У. Силы семейных уз. (Руководство по психотерапии в помощь
Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., Педагогика - пресс, 1992.
Семейный кодекс Российской Федерации. М., "Ось-89", 1996.
Семья глазами психолога. (Сборник методик). Сост. С.Ф. Спичак. Москва-Воронеж, 1995
Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. //Вопросы психологии, 1985. N 4.
Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М., 1983.
Ханхасаева И.Н. Растет дочка, растет сын. М., Педагогика, 1991.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М., Просвещение, 1982.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. М., Просвещение, 1982.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., Академия, 1996.
Чуйко Л.В. Браки и разводы. М., 1975.
ШмелевА.Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.
Энциклопедия молодой женщины. Перевод Беловой Н.И., Козловой Ю.Н. – Саратов, 1992.
Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя под редакцией Дубровиной И.В., - М, 1987