СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Психология семьи" для учащихся 10-11 класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа элективного курса "Психология" расчитан на учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Психология семьи" для учащихся 10-11 класса»

Общероссийский проект дистанционных конкурсов

методических разработок уроков и внеклассных мероприятий

для педагогов и обучающихся.


«Лучшая программа работы педагога»





Программа

курса

«Психология семьи»

Номинация:

«Разработка программы работы педагога»


10 группа - администрация ОУ, методисты













Составитель:

методист

Муниципального образовательного учреждения

Межшкольного учебного комбината

Дзержинского района г. Волгограда


Крутова Татьяна Александровна




Пояснительная записка


По пути создания семьи пойдут почти все, но о сути этого явления, факторах, необходимых для образования и поддержания крепкой и здоровой семьи, в школе говорится крайне мало.

Поэтому актуальна проблема формирования  у старшеклассников положительного  настроя на создание семьи, семейное счастье, полноту жизни в кругу семьи, и  введения их в круг трудностей, которые ожидают человека в семейной жизни.  Где, если не в семье, человек получает свои первые познания, рождается как личность. Семья есть  для ребенка  первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения друг другу, где один стоит за всех и все за одного, где каждый старается отдать другому любовь и внимание.

Данный курс по выбору является надпредметным, предназначен для учащихся 10 (11) классов и рассчитан на 17 часов.

Программа курса включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрываются знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний старшеклассников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

Основной целью данного курса является способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовность к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

В соответствии с данной целью в программу курса включены знания, способные вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющие для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими курса обучения. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • психологическая и практическая подготовка учащихся к будущей семейной жизни;

  • повышать юридическую компетентность в области знаний семейного законодательства;

  • формирование четкого представления о браке, семье и роли в ней   мужчины и женщины;

  • определение отличий истинной любви от влюбленности и формирование критического отношения к добрачным половым связям;

  • формирование психологических знаний и умений строить внутрисемейные взаимоотношения;

  • психологическая подготовка учащихся к созданию семьи: формирование ценностных установок на семью, брак, рождение и воспитание детей, понимание трудностей с этим связанных;

  • ознакомление с особенностями формирования и развития взаимоотношений в семье, семейных ссор и супружеских конфликтов.


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • основы семейных отношений;

  • эволюционное развитие семьи и брака и их современное состояние;

  • ролевую структуру семьи;

  • специфику функционирования разных типов семей;

  • нравственно-духовные устои семьи, её трудовую атмосферу, психологический климат;

  • эстетику быта;

  • основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

  • актуальные проблемы родительско-детских, родственных и др. отношений;

  • методы семейной психодиагностик


На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные виды бытового труда, планировать семейный бюджет,

  • предупреждать конфликтные ситуации в семье разумно решать возникающие конфликты

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств.

Для реализации содержания обучения по данной программе предполагается использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия и т.д.), активные методы (ролевая игра, дискуссия, проблемное изложение учебного материала), методы.

Применение вышеуказанных методов даст возможность обеспечить положительный настрой учащихся, их психологическое погружение в учебный процесс на позитивной волне и позволит избежать информационной перегрузки.

Контроль проводится для определения результатов обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Итоговое занятие проводится в форме тестирования (эвристического семинара, ролевой игры, дискуссии) в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся класса (группы). Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в психологической и практической подготовке учащихся к будущей семейной жизни.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Для реализации программы межшкольный учебный комбинат обладает необходимыми ресурсами: учебной и учебно-методической литературой для учителя и учащихся, дидактическими материалами по всем темам курса, возможностью использования компьютерной базы для получения информации и моделирования ситуаций, опытом участия в городских и международных конкурсах и социальных проектах.



Тематическое планирование курса

«Психология семьи»

п/п

Наименование разделов

Количество

часов


На пороге взрослой жизни


1

Психология юноши и девушки

2

2

Мир чувств и эмоций

2

3

Жизненные цели

1

4

Правовые основы брака

1

5

Функции современной семьи

1

6

Супружеские отношения. Совместимость супругов.

1

7

Особенности молодой семьи. Семейные роли

1

8

Законы семейной жизни

2

9

Кризисы семейной жизни

2

10

Последствия нарушения семейных отношений

1

11

Психологические зависимости - способы бегства от действительности

2

Итого

17

Содержание курса «Психология семьи» Раздел 1. На пороге взрослой жизни

Тема I. Психология юноши и девушки

Юноша и девушка. Истоки различий. Познавательная и эмоциональная сферы. Личностные особенности юноши и девушки. Психологические особенности.

Общение юноши и девушки. Особенности общения и поведения представителей разного пола.

«Мужественность и женственность».

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений. Виды взаимоотношений.


Учащиеся должны знать:

  • личностные особенности юноши и девушки;

  • психологические особенности юноши и девушки;

  • раскрыть нравственные основы взаимоотношений между юношей и девушкой;

  • понятия «мужественность» и «женственность».


Учащиеся должны иметь представление о:

  • различиях мужской и женской психологии;


Тема 2. Мир чувств и эмоций. Психология эмоциональных отношений

Чувства - важнейшая характеристика личности. Понятие о чувствах.

Умение управлять эмоциями и чувствами. Отличие чувств от эмоций и аффектов.

Механизмы возникновения симпатии. Любовь как высшее человеческое чувство. Виды любви.

Негативные моральные чувства. Зависть, ревность, жадность, злорадство.


Учащиеся должны знать:

  • понятие видов любви;

  • различие понятий «любовь» и «влюбленность».


Тема 3. Жизненные цели

Личные ценности, базовые ценности юноши и девушки. Цель в жизни.

Смысл жизни и судьба


Учащиеся должны иметь представление о:

  • механизмах возникновения симпатии


Учащиеся должны уметь:

  • цель своей жизни и достигать этой цели;

  • определять для себя, в чем состоит смысл жизни


Тема 4. Правовые основы брака

Брачный возраст. Понятие брака и «готовность к браку».

Новый тип брачно-семейных отношений в современном обществе.

Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью.


Учащиеся должны знать:

  • понятие брака;

  • характеристику основных функций семьи


Учащиеся должны уметь:

  • раскрывать понятие «брак»;

  • ответственно относиться к созданию будущей семьи.


Учащиеся должны иметь представление о:

  • об институтах семьи и брака;

  • психологической готовности к браку;


Тема 5. Функции современной семьи

Что такое семья. Понятие о семье, семейных отношениях. Функции семьи.

Жизненный цикл семьи. Динамика семейных отношений: добрачное общение, брак, этап «медового месяца», этап молодой семьи, зрелая семья, семья людей старшего возраста

Современные формы семьи. Две модели семьи: «МЫ» или «Я+Я».


Учащиеся должны знать:

  • понятие «семья»;

  • основные функции семьи;

  • характеристику основных функций семьи.


Учащиеся должны уметь:

  • понимать общественную значимость своих действий, определенных обязательств друг перед другом;

  • слушать, желание понять другого человека, прощать недостатки;

  • определять значимость семьи для каждого человека и для себя лично.


Учащиеся должны иметь представление о:

  • своем идеале семьи;

  • о дружеских и семейных отношениях


Тема 6. Супружеские отношения

Гармония супружеских отношений. Эмоциональная атмосфера в семье. Любовь, забота и ответственность.

Родительская любовь. Разновидности родительской любви. Супружеская любовь. Любовь и сексуальность.


Учащиеся должны знать:

  • понятие «супружеская любовь»

  • понятие «родительская любовь»;

Учащиеся должны иметь представление о:

  • о разновидностях родительской любви


Тема 7. Совместимость супругов

Что ищут в семейных отношениях мужчины и женщины?

Идеальный мужчина и идеальный муж. Идеальная женщина и идеальная жена.

Психологическая совместимость супругов.


Учащиеся должны знать:

  • о важности семейных отношений для мужчины и женщины;

  • о особенности супружеской совместимости


Учащиеся должны уметь:

  • правильно строить внутрисемейные отношения


Учащиеся должны иметь представление о:

  • психологической совместимости супругов


Тема 8. Особенности молодой семьи. Семейные роли.

Особенности молодой семьи. Проблемы становления молодой семьи.

Ролевая структура семьи. Роли: супружеские, родительские. Содержание супружеских ролей, родительских, детских.

Супруг - «друг», «родитель», «помощник», «соперник», «конкурент».

Семья и дети.

Учащиеся должны знать:

  • о ролях в семье;

  • о возникающих проблемах в молодой семье;

  • типичных недостатках семейного воспитания;

  • причины возникновения неблагополучных семей


Учащиеся должны иметь представление о:

  • проблемах семейного воспитания


Тема 9. Законы семейной жизни

Семейные ценности.

Мои права в семье. Распределение обязанностей. Семейный бюджет. Семейный бюджет и его планирование.

Создание благоприятного психологического климата в семье.

Решение спорных вопросов.


Учащиеся должны знать:

  • права и обязанности всех членов семьи;

  • о необходимости сочетания интересов семьи со своими интересами;


Учащиеся должны уметь:

  • распределять обязанности в семье;

  • планировать семейный бюджет;

  • владеть экономическими знаниями, чтобы вести разумно и грамотно хозяйственные дела;

  • выполнять основные виды бытового труда;


Тема 10. Кризисы семейной жизни

Кризисы в семейной жизни.

Семейные ссоры. Семейные конфликты. Причины возникновения семейных конфликтов.

Прощение и примирение. Искусство прощать и принимать прощение.

Развод. Влияние развода на отдельных членов семьи.


Учащиеся должны знать:

  • о кризисных периодах семейной жизни;

  • о недопустимости манипулятивного поведения в семье;

  • факторы разрушения семьи: алкоголизм, измена, материальные трудности и т.д.;

  • о последствиях развода для каждого члена семьи;

  • возможных причинах возникновения неблагополучных семей


Учащиеся должны уметь:

  • предупреждать конфликтные ситуации в семье, разумно решать возникающие конфликты;

  • владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих проблем;

  • отрабатывать варианты выхода из конфликтной ситуации.


Учащиеся должны иметь представление о:

  • о неполных семьях, как результате нарушения брачно-семейных отношений

  • о влиянии развода на всех членов семьи


Тема 11. Последствия нарушения семейных отношений

Стресс в жизни человека. Понятие стресса. «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом. Основные способы борьбы со стрессом.

Фрустрация  переживание неудовлетворения потребностей. Способы поведения при фрустрации.


Учащиеся должны знать:

  • понятие стресса;

  • основные принципы борьбы со стрессом;

  • способы поведения при фрустрации;


Учащиеся должны уметь:

  • управлять стрессом;


Тема 12. Психологические зависимости - способы бегства от действительности

Психологические зависимости:

Способы бегства от действительности: в иллюзии (алкоголизм, наркомания), в виртуальный мир (Интернет-зависимость).

Бегство «в тело»  культуризм, чрезмерное внимание к здоровью.

Бегство «в работу»  «трудоголизм».

Понятие психологической защиты и саморегуляции. Методы психологической защиты.


Учащиеся должны знать:

  • о видах психологической зависимости;

  • понятия «психологическая защита» и «саморегуляция»;

  • о влиянии табакокурения, употребления спиртных напитков на потомство;

  • методы психологической защиты.



Учащиеся должны уметь:

  • находить эффективные способы, не несущие зависимость на человека

  • использовать методы психологической защиты для выхода из зависимости.



Литература

  1. Авдеев А. А. Браки и разводы в России: устойчивость и изменчивость. «Браки, разводы и семья в XX веке».— М., 1998.

  2. Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.

  3. Анзорг. Дети и семейный конфликт. М., Просвещение, 1988.

  4. Аппель Вальтер А. Биоритмы: подходите ли вы друг другу. М., АО Интерэксперт. 1996.

  5. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1986.

  6. Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. М., 1990.

  7. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 1988.

  8. Воскресенская М.А. Терпеливая любовь. Л., Лениздат, 1990.

  9. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

  10. Голод С. И. Современная семья: Плюрализм моделей // Социологические исследования. — 1996. — № 3, 4

  11. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., Просвещение, 1991.

  12. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1985

  13. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., КСП, 1996.

  14. Зацепин В. О жизни супружеской. – М., 1988.

  15. Иванова М.А. Брак, семья, дети. М., Педагогика, 1983

  16. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.,  1988.

  17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.

  18. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.

  19. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., Просвещение, 1991.

  20. МАаксимовичЛ.Б. Брачный контракт. Комментарии. Разъяснения. М., «Ось-89»,

  21. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (заметки психолога). М., 1987.

  22. Навайтис Г. А. Муж, жена и... психолог. — М., 1995.

  23. Нойберт Р. Новая книга о супружестве. М., Планета, 1991.

  24. Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979.

  25. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., Просвещение, 1991.

  26. Розин В. М. Судьба молодой семьи. М., 1990.

  27. Ричардсон Рональд У. Силы семейных уз. (Руководство по психотерапии в помощь

  28. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.

  29. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., Педагогика - пресс, 1992.

  30. Семейный кодекс Российской Федерации. М., "Ось-89", 1996.

  31. Семья глазами психолога. (Сборник методик). Сост. С.Ф. Спичак. Москва-Воронеж, 1995

  32. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. //Вопросы психологии, 1985. N 4.

  33. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.

  34. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М., 1983.

  35. Ханхасаева И.Н. Растет дочка, растет сын. М., Педагогика, 1991.

  36. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М., Просвещение, 1982.

  37. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. М., Просвещение, 1982.

  38. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., Академия, 1996.

  39. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М., 1975.

  40. ШмелевА.Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

  41. Энциклопедия молодой женщины. Перевод Беловой Н.И., Козловой Ю.Н. – Саратов, 1992.

  42. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя под редакцией Дубровиной И.В., - М, 1987



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!