Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря "Улыбка»
![]()
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер.
Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Лето – это, прежде всего, солнечные и тёплые деньки.ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, УЛЫБКИ И СМЕХ.
1. Пояснительная записка
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере "Улыбка» направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы "Летнее путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры.
Ежегодно пришкольный лагерь собирает около 90% школьников от 7 до 15 лет, обучающихся в МОКУ "Долдыканская средняя общеобразовательная школа ".
Эта программа 18 дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
2. Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
наличие организаторского опыта;
степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, завхоз, воспитатели из расчёта: на 15 человек – два взрослых, спортивный инструктор К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы.
Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и всех работников.
Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
3. Педагогические условия:
добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
4. Методическое обеспечение смены:
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОКУ "Долдыканская средняя общеобразовательная школа”;
проведение установочного семинара до начала смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Проведение смены обусловлено необходимостью:
продолжения учебного процесса в условиях лета;
создания единого коллектива;
укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.
В основе программы лежат принципы.
Личностный подход.
Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать её, чтобы построить заново!
Гуманистический подход.
Стремиться сделать межличностные отношения гуманными.
Эмоциональный подход.
Опираться на чувства ребёнка. Воспитывать добрые чувства.
Деятельный подход.
Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают!
“Средовой” подход. Учитывать влияние среды, снижать её негативное влияние.
Культурологический подход.
Прививать нетерпимость к низкопробной культуре.
Дифференцированный подход. Уметь "видеть” каждую личность и научиться обращаться к ней на "особом языке”.
Целостный, комплексный подход. Развивать все стороны личности в гармонии. Использовать все лучшие методы и формы воспитания.
5. Цель организации работы лагеря:
содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:
широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.
6. Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летнее путешествие” в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные корабли "Летнего морского путешествия”. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд - это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.
В лагере формируется несколько отрядов – кораблей "Мирный”, “Непобедимый”, "Счастливый”.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры – штурманы и активисты, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы, вожатые – юнги (учащиеся 7-9 классов).
В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление.
В пришкольном лагере оно продолжает функционировать. В начале каждой недели проводятся заседания руководящего состава: капитанов, адмирала, боцманов, штурманов и юнг, на которых обсуждается подготовка и проведение общелагерных дел.
Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте соревнований летнего морского путешествия.
Словарь смены:
лагерь – большая регата;
отряд – корабль;
все дети в лагере – экипаж;
вожатые – юнги;
лидеры (школьники) –штурманы;
педагоги дополнительного образования – боцманы;
старшая вожатая (зам. начальника лагеря) – контр-адмирал;
воспитатели лагеря – капитаны кораблей;
начальник лагеря – генерал флота.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).
На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвует весь экипаж корабля.
На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
А также дети совершили путешествие на острова:
- Весёлых и находчивых;
- Друзей;
- Хороводов;
- Ярмарок;
- Аукционов;
- Цветов;
- Здоровья.
План работы смены
Дата | Название мероприятия | Форма проведения |
2.05 | Открытие лагеря. Путешествие на остров. Праздничный (викторины, конкурсы, оформление газет). | Отрядные соревнования |
3.05 | Путешествие на Зелёный остров. Экскурсия на поляну. Сбор лекарств. трав. Подвижные игры на воздухе. | Поход, погружение в природу, спортивные эстафеты |
4.05 | Остров Рекордов. Занесение фамилий рекордсменов в школьную книгу рекордов. | Конкурсная программа |
5.05 | Дневной кинозал. Просмотр детских фильмов. Фольклорное путешествие на остров Поющих сирен. | Музыкальная программа |
6.05 | День Центра. Занятия с психологами. Путешествие на остров Сладкоежек. День сластён. | Ролевые игры. Ярмарка полезных советов |
7.05 | Морское путешествие на Спортивный остров. Дружеский матч по волейболу и другим видам спорта. | Спортивные соревнования |
9.05 | Остров Детективов. Детектив-шоу "Следствие ведут Знатоки”. Конкурс отрядных газет. | Отрядная игра. Отрядный конкурс |
10.05. | Остров Театральный. Посещение ТЮЗА. Посещение детского парка. | Прогулка. Игра-конкурс |
11.05 | КВН "Когда все вместе”. "Моя семья”. “Весёлый” футбол. | Конкурсная семейная программа, отрядные соревнования |
12.05 | Остров Здоровья. “Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!” Антипропаганда табакокурения, алкоголя | Конкурс отрядных газет, рисунков, стихотворений, песен |
13.05 | Остров Фантазёров. “Неисправимый лгун!” - весёлый конкурс болтунов, защита самых невероятных проектов. | Конкурс |
14.05 | Угадай мелодию. Рыцарский турнир. Подвижные игры на воздухе. | Отрядные конкурсы, эстафеты, подвижные игры |
16.05 | Экскурсия в ОРЛОВСКОЕ ПОЛЕСЬЕ. ТБ во время путешествия. | Экскурсионная программа, конкурсы |
17.05 | Сказочный остров. “Приходи к нам в гости, сказка!” Весёлая эстафетная программа | Конкурс маленьких спектаклей спорт. Cоревнования |
18.05 | Дневной кинозал. Просмотр исторических фильмов для детей. Посещение зоны отдыха | Спортивные соревнования |
19.05 | Посещение острова Всезнаек. | Конкурсы, развивающие игры |
20.05 | Экскурсия на Таинственный остров (лесную поляну и конкурс составления букетов из цветов). Сбор лекарственных трав. | |
21.05 | Закрытие лагерной смены. Праздничный концерт. | Концерт, конкурсы, викторины |
7. Критерии эффективности программы:
постановка реальных целей и планирование результата программы;
заинтересованность педагогов в реализации программы;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
творческое сотрудничество педагогов и детей;
желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
8. Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
Пояснительная записка.
Принимая во внимание эмоционально-психические перегрузки ребенка в школе, перед педагогическим коллективом Ново-Урицкой средней школы была поставлена цель организации эффективного досуга и оздоровительной работы с детьми.
Летний пришкольный лагерь « Звездная Галактика» - это возможность создания условий для активного отдыха, общения со сверстниками, восстановления сил, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков.
Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих.
Цель: организация эффективной занятости и оздоровление детей.
Задачи:
• оздоровление детей и сплочение их в единый дружный коллектив ;
• создание в лагере атмосферы раскрепощенности , веселья и доброжелательности ;
• оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;
• закрепление общеразвивающих гимнастических упражнений; развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
• закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
• развитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
• развитие у детей чувства единства и сплочения детского коллектива;
• развитие познавательной активности и интересов;
• развитие интересов к игровой деятельности;
• повышение самооценки;
• привитие навыков здорового образа жизни;
• снижение эмоционального напряжения детей;
• воспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
• воспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости ;
• воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;
• воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Актуальность программы:
Летний лагерь - это радость общения с друзьями , познание окружающего мира. Период детства должен быть временем мира и здоровья, духовно-нравственного, интеллектуального становления и роста.
Школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Основной контингент отдыхающих - дети из «группы риска», социально-незащищенной сферы населения, многодетных, неполных семей, которые нуждаются в полноценном оздоровительном отдыхе и занятости.
Все это учитывалось при составлении данной развивающей программы.
Оздоровление детей, сплочение их в единый дружный коллектив; создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности; оздоровление детей и профилактика детских заболеваний являются основными приоритетными целями настоящей программы.
Основные направления ( программы) деятельности пришкольного лагеря
« Звездная Галактика»:
- Здоровье ( физическое развитие посредством спорта и физкультуры, приобщение к активному отдыху на природе, формирование потребности в здоровом образе жизни);
- Веселое настроение ( создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие интеллектуальных способностей детей, создание условий общения, формирование навыков самореализации, развитие творческой индивидуальности);
- Путешественник (привитие любви к малой Родине, природе края, развитие казахстанского патриотизма, чувства сопереживания за общее дело)
Успешность деятельности коллектива пришкольного лагеря реализуется при следующих условиях:
- защита прав и интересов ребенка;
- доброжелательность;
- соблюдение конфиденциальности;
- сотрудничество и содействие.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных
особенностей детей
Авторы программы: Левина М.И, Кужагильдина С.А, Миниченко О.А, Богданова Р.А.
Адрес учреждения : Сарыкольский район, ул.Строительная 5,
ГУ Ново-Урицкая средняя школа.
Телефон : 22-9 -49.
Форма реализации Программы летний пришкольный лагерь.
Сроки реализации Программы 1.06.09 – 19.06.09 г.
Место реализации Программы ГУ Ново-Урицкая средняя школа.
Основания для разработки программы
-Закон РК “Об образовании”;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РК;
- Закон о браке и семье.
Нормативно- правовая база
Приказы по школе:
- об организации отдыха детей в летний период;
- об открытии пришкольного лагеря;
- о работе пришкольного лагеря;
- разрешение о работе летнего лагеря СЭС и ЧС;
- о назначении руководителей летнего лагеря;
- инструкции по Т.Б.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки ;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
- формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта .
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического анкетирования