Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
г. Вологда
2015
Муниципальное образовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа № 14»
(МОУ – «Средняя школа № 14»)
160024, г. Вологда, ул. Дальняя д. 32а. Тел.: (8172) 27-39-40
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
___________ /___________/
«___»____________ 2015 г.
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее
смотреть на них как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
ПРОГРАММА
работы школьного лагеря с дневным пребыванием детей
«Родничок»
Пояснительная записка
Социально-педагогическое обоснование программы
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовоспитание, это и воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самореализации, творчества и самоуправления. Поэтому работа летнего школьного лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной и полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Наступает самое продолжительное время отдыха. Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется в полной мере индивидуальность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Родничок».
Привитие любви к Родине невозможно без привития любви к малой родине, к тому месту, где вырос, где прошло твое детство. Это ещё одно из направлений нашей работы.
Содержание программы основывается на следующих нормативно-правовых документах:
Конституция РФ.
Постановление правительства Вологодской области № 1514 от 24.12.2012 «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Вологодской области в 2012 году»
Постановление правительства Вологодской области № 238 от 05.03.2010 г. «Об утверждении положения о порядке и условиях частичной оплаты стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления и питания детей в лагерях дневного пребывания»
Постановление правительства Вологодской обл. от 13.01.2014 г. № 10 «Об установлении средней стоимости одного дня пребывания в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, специализированных (профильных) лагерях, средней стоимости набора продуктов питания в лагере дневного пребывания на 2014 год»
Стандарт качества муниципальной услуги «Организация отдыха детей в каникулярное время», утвержденного постановлением Администрации города Вологды № 6457 от 06.11.2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями)
Постановление Главы города Вологды № 667 от 05.02.13 «Об утверждении перечней лагерей» в целях качественной организации оздоровительных мероприятий в период летних каникул с обучающимися школы
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Положение о лагере дневного пребывания.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Приказы Управления образованием.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
19. Планы работы.
Визитная карточка: Название лагеря: школьный летний оздоровительный лагерь «Родничок».
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Кадры: 19 воспитателей, музыкальный работник,2 инструктора по физической культуре,
4 руководителя кружков, медицинский работник, 2 педагога-организатора, начальник лагеря.
Продолжительность смены: 18 дней.
Количество смен: 1.
Название проводящей организации: МОУ - «Средняя школа №14» г. Вологды
Адрес: г. Вологда ул. Дальняя 32-А телефон: 27-39-40
Возраст участников: 7-10 лет.
Количество детей в смене: 100 человек.
Источник финансирования: Департамент труда и социального развития населения г.Вологды, местный бюджет администрации, родительская плата.
Сроки и этапы реализации: июнь.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
3. Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы. 1. Личностный подход в воспитании: - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - добровольность включения детей в ту или иную деятельность; 2. Природосообразность воспитания: - обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; 3. Культуросообразность воспитания: - опора в воспитании на национальные особенности; - изучение и освоение культуры родного края; 4. Гумманизация межличностных отношений: - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; - уважение и терпимость к мнению детей; - самоуправление в сфере досуга; - создание ситуаций успеха; - приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; - защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; - предоставление возможности и право отстаивать свое мнение, право на информацию - формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия. 5. Дифференциация воспитания: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - свободный выбор деятельности и права на информацию; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); - активное участие детей во всех видах деятельности. 6. Средовой подход к воспитанию: - педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды. 7. Принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.
Концептуальные основы деятельности:
Цель: Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
5. Укрепление здоровья, формирование навыков санитарно – гигиенической культуры.
6. Профилактика правонарушения и безнадзорности.
7. Развитие экологического кругозора.
8. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
Условия реализации программы: 1. Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счет Департамент труда и социального развития населения г.Вологды, средств местного бюджета, родительская плата;
б) игровые комнаты с набором настольных игр, спортивного инвентаря, столовая, актовый зал, спортивный зал, стадион, библиотека, игровая площадка.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели – организовывают работу отрядов;
- Физкультурный работник – организует спортивно-оздоровительную работу;
- Музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия;
- Руководители кружков – организуют работу по направлениям.
- Педагог-организатор – организует досуговые мероприятия, координирует работу кружков, оформляет стенд
3. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
6. Содержание лагерной смены.
Режим дня:
8.30 – 8.50 сбор детей
8.50 – 9.00 зарядка
9.00 – 9.10 линейка
9.15 – 9.45 завтрак
9.45 – 10.30 прогулка,игры на свежем воздухе
10.30 – 12.00 отрядные дела, работа кружков, культпоходы
12.00 – 13.00 оздоровительные процедуры (спортивные игры, бассейн…)
13.00 – 13.45 обед
13.45 – 14.25 занятия по интересам, общие дела лагеря
14.25-14.30 рефлексия (итоги дня), уход домой
Направления работы:
- спортивно-оздоровительное, эстетическое, гражданско-патриотическое.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Родничок» как средство реализации поставленных целей и задач включает в себя следующие направления:
1. Здоровый образ жизни - физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно гигиенической культуры.
Задачи:
Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.
Обучение приемам и методам оздоровления организма.
Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности;
Привитие навыков к здоровому образу жизни;
Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой;
Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию.
Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного мастерства
2. Интеллектуально – творческое - Создание условий для творческой самореализации детей.
Задачи:
Развивать интерес к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной самодеятельности.
Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, творческой, интеллектуальной деятельности.
Развитие навыков компьютерной грамотности.
3. Гражданско–патриотическое – Воспитание гражданина
Задачи:
1. Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
2. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.
3. Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.
4. Воспитывать в детях духовную культуру.
4. Эстетическое воспитание – Развитие умения создавать и поддерживать красоту окружающего мира.
Задачи:
Учить эстетическому восприятию предметов и явлений действительности.
Развивать способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей.
Содержание деятельности по направлениям:
Здоровый образ жизни:
Утренняя зарядка
Водные процедуры
Кружок «Первая ракетка» (теннис)
Кружок «Азбука безопасности»
Русские народные игры во время прогулок
Спортивный аттракцион
Беседы медицинского работника о ЗОЖ
День детской безопасности
2. Интеллектуально – творческое:
Конкурс рисунков на асфальте «Дети планеты должны всегда дружить»
Конкурс инсценированной народной песни
Слет «хохотушек» и «хохотунов»
Кружок «Белая ладья»
Культпоход в Дом культуры «Речник» на творческие мастерские
Игры-викторины по творчеству А.С. Пушкина
Конкурсная программа «Мистер и мисс лагеря»
Ярмарка талантов
3. Гражданско – патриотическое:
Конкурс рисунков «Уголок России –отчий дом»
Литературная гостиная «Русские поэты о судьбе страны»
Музыкальная композиция «День памяти и скорби»
Акция «Стена памяти»
Эстетическое:
Культпоходы
Музыкальные часы «Веселые нотки»
Кружок «Акварелька»
Выставка поделок из природного материала
Мастер-классы «Очумелые ручки»
Календарный план работы лагеря
Реализация программы:
Программу реализуют: педагог-организатор, воспитатели отрядов, руководители кружков. Для того, чтобы воспитательная работа давала нужный результат, необходим тесный контакт с воспитателями и руководителями кружков.
Работа с воспитателями:
Индивидуальная работа с воспитателями с целью проведения намеченных мероприятий.
Методическая помощь воспитателям.
Совместный анализ проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
Учет пожеланий воспитателей по проведению мероприятий для детей.
Работа с руководителями кружков:
1. Совместная разработка, подготовка и проведение мероприятий.
7. Этапы программы лагерной смены.
Подготовительный (май):
- Подбор кадров;
- Проведение теоретических и практических занятий с организаторами;
- Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
- Подготовка методических материалов;
- Подготовка материально-технической базы.
2. Организационный этап:
- Формирование отрядов;
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление уголков отрядов.
3. Основной этап (18 дней смены):
- Досуговые мероприятия;
- Методическая работа с воспитателями и организаторами.
4. Заключительный этап:
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
- Выпуск дневника лагеря.
8.Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв Беседы в отрядах Цветопись |
8. Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Творческий рост педагогов.
Система организации контроля за выполнением программы –
Управление образования Администрации г. Вологды
Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Начальник лагеря _________________________/Е.В.Ипшман /
Приложение 1
Взаимодействие летнего оздоровительного лагеря
при МОУ - «Средняя школа № 14»
со службами города Вологда