ПРОГРАММА
индивидуального логопедического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Бузовская И.С.
учитель-логопед
«Ребенок с дефектом не есть непременно
дефективный ребенок»
Л.С.Выготский
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения – это необходимое звено в интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют специалисты школьного ПМПк. Каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.
Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
Принципы коррекционной работы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Особое место в учебной деятельности обучающихся с ОВЗ занимают расстройства речи. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.
Нарушения речи у детей с включают:
- фонетико-фонематические;
- специфические особенности усвоения лексической системы языка;
- нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
- нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения;
- все формы дислексии и дисграфии.
В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.
В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи:
- обследование ребенка;
- составление перспективного плана и графика логопедических занятий;
- выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства;
- подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом возрастных и психических возможностей ребенка;
- проведение логопедических занятий по коррекции речевых нарушений;
- оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;
- обсуждение речевого развития детей с врачами, учителями и родителями.
Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений.
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:
- нормализацию артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной
и темпово-ритмической стороны);
- коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса,
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие способности словообразования и словоизменения;
- обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка;
- коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи: диалогической и монологической;
- развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня
общего речевого развития.
Направления коррекционно-логопедической работы:
Основные направления коррекционной работы:
- диагностическая работа.
- коррекционно-логопедическая работа.
- консультативная работа.
- просветительская работа.
- экспертная работа.
Содержание коррекционно-логопедической программы сопровождения:
Диагностическая работа:
- своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи;
- выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи;
- выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы.
Коррекционно-логопедическая работа:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,
мелодико-интонационной окраски;
- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
- коррекцию звукопроизношения;
- коррекцию и развитие фонематического слуха, восприятия, представлений, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;
- коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями;
- развитие психических процессов, коммуникативных навыков.
Консультативная работа:
- разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;
- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;
- оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Просветительская работа:
- различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.
Экспертная работа:
- систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи;
- диагностику и рекомендации по освоению общеобразовательной программы;
- внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения:
В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;
- участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники;
- своевременное выявление и комплексное обследование детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе;
- обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Формирование и коррекция речи у детей с ОВЗ — это процесс, в котором логопедическое воздействие должно, в некоторых случаях, сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.
Работа по коррекции речевых нарушений у детей предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи.
В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ФИО ученика (-цы)_____________________________________________________________
№ | | 1 кл 1 чет | 1 кл 4 чет | 2 кл 1 чет | 2 кл 4 чет | 3 кл 1 чет | 3 кл 4 чет | 4 кл 1 чет | 4 кл 4 чет |
1 | Звукопроизношение | | | | | | | | |
2 | Фонематическое восприятие: | | | | | | | | |
| Са-ша _____ ша-са _____ | | | | | | | | |
| Ша-са-ша______са-ша-са____ | | | | | | | | |
| Ра-ла-ра _____ла-ра-ла_____ | | | | | | | | |
3 | Фонематический анализ и синтез: Определение места звука в слове | | | | | | | | |
| Определение количества звуков в слове | | | | | | | | |
| Определение количества слов в предложении | | | | | | | | |
| Поиск слов на заданный звук | | | | | | | | |
| Определение количества слогов в слове | | | | | | | | |
4 | Слоговая структура слова | | | | | | | | |
5 | Словарь: Существительные: Название предметов | | | | | | | | |
| Обобщающие слова | | | | | | | | |
| Части тела | | | | | | | | |
| Временные представления | | | | | | | | |
| Глаголы: Действия предметов | | | | | | | | |
| Прилагательные: Антонимы | | | | | | | | |
| Геометрические фигуры | | | | | | | | |
| Цвет | | | | | | | | |
| Свойства предметов | | | | | | | | |
| Притяжательные прилагательные | | | | | | | | |
| Относительные прилагательные | | | | | | | | |
| Порядковые и качественные числительные | | | | | | | | |
| Наречия | | | | | | | | |
| Местоимения | | | | | | | | |
6 | Грамматический строй речи: Выполнение инструкции из одного задания | | | | | | | | |
| Выполнение инструкции из двух заданий | | | | | | | | |
| Причинно-следственные связи | | | | | | | | |
| Пространственные отношения | | | | | | | | |
| Лево-право; верх-низ | | | | | | | | |
| Понимание предлогов | | | | | | | | |
| Словоизменение: По падежам | | | | | | | | |
| По числам | | | | | | | | |
| По родам | | | | | | | | |
| По временам | | | | | | | | |
| Словообразование: Образование приставочных глаголов | | | | | | | | |
| Образование глаголов с противоположным значением | | | | | | | | |
| Образование уменьшительно-ласкательных слов | | | | | | | | |
| Образование прилагательных от существительных | | | | | | | | |
| Образование глаголов от прилагательных | | | | | | | | |
| Подбор родственных слов | | | | | | | | |
7 | Связная речь: Составление рассказа по картине, по серии картин | | | | | | | | |
| Составление рассказа на заданную тему | | | | | | | | |
| Пересказ текста | | | | | | | | |
8 | Письменная речь: Чтение | | | | | | | | |
| Письмо | | | | | | | | |
9 | Заикание | | | | | | | | |
« ____» ____________ 20__ г. Логопед: _________/ __________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Фамилия, имя, отчество ученика:
Дата рождения:
Класс:
Занятия с логопедом в школе:
Анамнез раннего речевого развития:
Устная речь:
Фонематическое восприятие:___________________________________
Звукопроизношение: __________________________________________
Состояние словаря: ___________________________________________
Грамматический строй речи: ____________________________________
Связная речь: ________________________________________________
Общее звучание речи:_________________________________________
Понимание речи:____________________________________________
Письменная речь:
Чтение: _____________________________________________________
Письмо: _____________________________________________________
Заключение: ______________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________
Фамилия специалиста: _____________________
«____»_____________ 20_____г.
План индивидуальной работы по устранению недостатков звукопроизношения
и лексико-грамматической речи
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Постановка | Автоматизация | Дифференциация | Языковой анализ и синтез | Лексико-грамматические категории | ВПФ | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
План обследования недостатков звукопроизношения, чтения и письма
№ | Фамилия, имя обучающегося | Возраст | Звукопроизношение | Письмо, чтение | Заключение | |
Свистящие | Шипящие | Сонорные | Другие звуки | | | |
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | Гласные | Согласные | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |