СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа обучения 9 класса (коррекционная)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

9 класс

 

Рабочая программа по математике  для 9 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида» для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой, авторы: Воронкова В.В., Перова М.Н., Эк В.В., Алышева Т.В. и др., сборник №1; Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. Допущено  Министерством образования  и науки Российской Федерации.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебников: «Математика 9» авторы – А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот, Москва «Просвещение» 2010г.; «Математика 9» автор – М.Н.Перова, Москва «Просвещение» 2001г. специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. N 3266-1  (с изменениями и дополнениями);
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под общей  редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации.  Москва: «Просвещение», 2011.
  • Положение  о рабочей программе педагогов в ГБС(К)ОУ «КС(К)ОШ №76 VIII вида»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в КС(К)ОШ на 2014 - 2015 учебный год.

Рабочая программа   рассчитана на 136 часов  в год (4 часа в неделю). 

Программой предусмотрено проведение 8 контрольных работ,  организация  текущих  самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики.

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать речь учащихся, обогащая их математической терминологией;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Программа курса нацелена на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимых для решения жизненно важных вопросов, на развитие большей активности и самостоятельности в принятии решений.

В умственном развитии учащиеся с нарушением интеллекта резко отстают от своих нормальных сверстников, потому что меньше всего испытывают потребность в познании. Им свойственна замедленность и узость объема восприятия, своеобразная тугоподвижность мышления, слабость памяти, малая устойчивость и замедленная переключаемость внимания. Серьезное затруднение у учащихся вызывает применение полученных математических знаний в разнообразно меняющихся условиях. Именно поэтому им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им учебный материал, расширить и углубить представления об окружающем мире.

Получение новых математических знаний постоянно сочетается с повторением изученного материала.

Как показывает практика решение проблем, связанных с математическими расчетами, у учащихся существенно затруднено и справиться с ними самостоятельно, без посторонней помощи они не в состоянии. С целью преодоления вышеизложенных трудностей программа предусматривает формирование практико-ориентированных знаний и умений за счет введения в курс задач практического содержания, нацеленных на формирование представлений о величинах (цена, количество, стоимость; часть числа, процент, скидка; среднее арифметическое; длина, ширина, площадь, периметр; скорость, время, расстояние) и связь с другими учебными дисциплинами.

Обучение решению задач практического содержания способствует социальной адаптации учащихся и должно занимать не менее половины учебного времени. Процесс обучения решению задач проходит следующие этапы коррекционной работы:  I этап работы над задачей - формирование представлений о величинах; II этап – формирование понимания функциональных зависимостей между величинами; III этап – обучение решению простых задач; IV этап - обучение решению составных задач. Далеко не все учащиеся могут осознать и пройти все этапы обучения решению задач. Именно здесь и определяется зона ближайшего развития каждого ученика. Особо эффективными как в отношении поддержания интереса учащихся, так и в отношении автоматизации навыков являются упражнения, даваемые каждому ученику индивидуально, составленные в порядке все возрастающей трудности. Но работает учитель с перспективой на будущее абсолютно со всеми учащимися.

В ходе решения задач развиваются все виды памяти, внимания и мышления.

В  процессе формирования наглядно - образного мышления целесообразно использовать  приемы как: специально созданная практическая  ситуация и фиксация практических действий в речи учащегося; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; припоминания; организация целенаправленных наблюдений за событиями, происходящими на уроках, приводимых к изменению величин; установления причинно-следственных связей между величинами; классификация и систематизация известных фактов; формирование выводов.

Учащиеся с грубой акалькулией и наиболее выраженными формами интеллектуального недоразвития не должны задерживаться в том или ином классе из-за отсутствия знаний по математике. Программа предусматривает для них возможность выполнения заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, калькулятора, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.). Но понижать уровень требований к ним рекомендуется тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.

Программа по математике предусматривает концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми и дробными числами.  Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно.   Однако материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах. При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию.   Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно  повторяют и воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения  (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их, всё это просматривается в календарно-тематическом планировании.  Поэтому при составлении календарных планов многие названия  тем уроков повторяются.  Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют учащимся овладеть им сознательно и прочно.

Данная рабочая программа является обязательной составной частью образовательной программы С(К)ОШ VIII вида  и составлена на основе знаний о психофизических и интеллектуальных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Учитывая особенности школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Ука­зания относительно упрощений даны в примечаниях. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Данная программа нацелена на продолжение изучения чисел и арифметических действий в пределах 1 000 000, открывает возможности более длительного закрепления и отработки наиболее трудных случаев вычислений, особенно деления. Знакомит с умножением и делением многозначных чисел на трёхзначное число (лёгкие случаи).

Особое внимание необходимо обращать учителю на формирование у выпускников умения пользоваться устными вычислительными приёмами в пределах 100 и 1000 в работе не только с целыми числами, он и с дробными;  на применение этого умения при устном решении простых  и составных (в два действия) задач.

При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание её является основой для выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью. 

В девятом классе происходит знакомство с конечными и бесконечными десятичными дробями, в том числе периодическими, формируется понимание их значимости в современном мире. В программный курс включаются числовые выражения, одновременно содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Вводится новая тема «Проценты». Изучение процентов опирается на знание десятичных дробей.  В дальнейшем у девятиклассников необходимо формировать представления о величинах «процент», «часть числа», «скидка», «цена», «стоимость», понимание зависимостей между ними, умение решать простые и составные задачи по теме «Задачи на проценты».

В девятом классе должна быть продолжена работа по формированию степени понимания зависимостей между величинами «длина», «ширина», «высота», «площадь», «периметр» и умения решать простые и составные задачи по теме «Задачи на площадь». Наряду с этим вводится новое понятие «объём». В результате выполнения разнообразных практических работ учащиеся получают представление об измерении площади боковой и полной поверхности, объёма прямоугольного параллелепипеда.

Целесообразно на уроках уделить время формированию умения решать простые и составные задачи на движение, на определение стоимости штучного товара, продуктов питания, всей покупки.

На уроках геометрии учащиеся знакомятся с телами вращения: цилиндр, шар. Изучают виды правильной пирамиды. Учатся чертить их и моделировать.

Программа учитывает индивидуальные особенности учащихся, обусловленные степенью тяжести дефекта, и предусматривает их учет при разработке основных требований к математическим знаниям и умениям. Проверка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке математики. Небольшие письменные проверочные работы включаются в отдельные уроки. Контрольные работы занимают время всего урока.

Методы обучения

Выбор методов обучения обусловливается рядом фак­торов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также готовно­стью их к овладению учебным материалом. В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяются следующие методы обучения: из­ложение знаний (метод рассказа), беседа, самостоятельная работа.

В зависимости от источника знаний выделяются словесные методы (рас­сказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометри­ческих фигур, лепка, аппликация, моделирование, нахож­дение значений числовых выражений и т.д.).

В зависимости от способов организации учебной дея­тельности учащихся (репродуктивная, продуктивная дея­тельность) выделяются такие методы: объяснительно-иллюстративный (учитель дает учащимся го­товую информацию, а они ее воспринимают, осознают и запоминают); репродуктивный (учитель дает образец выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом); частично-поисковый метод (учащиеся частично участвуют в поиске путей решения по­ставленной задачи). При этом учитель расчленяет постав­ленную задачу на части, частично показывает учащимся пути её решения, а частично ученики делают это самостоя­тельно.

Исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.

Широкое применение в школе находит проблемное из­ложение знаний, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее решить, убеждаются в недостатке знаний. Эта проблема нередко оказывается для них нераз­решимой, тогда учитель указывает путь ее решения.

В учебном процессе чаще применяется комбинация указанных методов. Комплексное их исполь­зование позволяет более полно решать задачи каждого урока.

При обучении учащихся математике, прежде всего, ставится зада­ча вооружить учащихся системой доступных им знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессией, для быстрой адаптации в условиях современ­ной жизни. Но достичь этого можно только при постоян­ной коррекционной работе по ослаблению или преодоле­нию дефектов интеллектуального и эмоционально-волевого развития учащихся.

На всех этапах процесса обучения математике необхо­димо широко использовать предметно-практическую дея­тельность учащихся, при этом учитывая накопление уча­щимися не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности. Сначала при ознакомле­нии с новым материалом ученики включаются в предмет­но-практическую деятельность под руководством учителя, а затем в старших классах - самостоятельно.

Важно создавать игровые и жизненные ситуации, в ко­торых учащиеся учатся использовать полученные матема­тические знания в вычислениях, измерениях, черчении для решения практических задач.

Учитывая дефекты позна­вательной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы, необходимо, прежде всего, развивать ис­полнительскую, воспроизводящую деятельность детей. При этом учитель ставит более сложную задачу и решает ее - развивает инициативу детей, творческую деятель­ность, учит использовать полученные знания сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения но­вых задач.

 

Содержание учебного предмета

9 класс

 

Умножение и деление многозначных чисел в пределах 1 000 000 и десятичных дробей на трёхзначное число (лёгкие случаи).

Умножение и деление чисел с помощью калькулятора.

Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Числовые выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (лёгкие случаи).

Простые задачи на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по  его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида. Грани, вершины, рёбра.

Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.

Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1куб.мм (1мм*), 1куб.см (1см*), 1куб.дм (1дм*), 1куб.м (1м*), 1куб.км (1км*). Соотношения: 1куб.дм=1000куб.см; 1куб.м=1000куб.дм; 1куб.дм=1000000куб.см.

Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерении и вычислении объёма (рассматриваются случаи, когда крупная единица объёма содержит 1000 мелких).

Развёртка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырёхугольник, шестиугольник).

Шар, сечения шара, радиус, диаметр.

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих 9-летний курс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

 

Овладение знаниями и умениями учащимися, без которых невозможно решение многих конкретных практических задач, возникающих в повседневной жизни, происходит не одинаково. И зависит это от тяжести и степени дефекта.

По возможности обучения на уроках математики обычно выделяют три группы учащихся. Учащиеся, относящиеся к первой группе, способны при незначительной активизирующей помощи учителя овладеть основными знаниями и формировать прикладные умения, необходимые в жизни. Процент учащихся этой группы, к сожалению, невелик. В основном на уроках математики учителю приходится работать  с учащимися второй и третьей групп. Учащиеся, относящиеся ко второй группе, при значительной и существенной помощи учителя способны только частично овладевать основными знаниями и формировать практические умения. Для учащихся третьей группы должна быть предусмотрена возможность выполнения заданий под руководством учителя и только с опорой на использование счетного материала, готовых алгоритмов, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения) с использованием калькулятора.

На уроках учителю математики постоянно приходится учитывать особенности усвоения знаний каждой группой учащихся и строить свою учебную деятельность с учетом индивидуальных возможностей этих групп.

Поэтому основные требования к знаниям и умениям носят гибкий характер. Надо добиваться, чтобы учащиеся к концу 9 класса знали:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
  • табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
  • названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
  • числовой ряд от 1 до 1 000 000;
  • дроби обыкновенные и десятичные, их получение, запись, чтение;
  • геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, прямоугольного параллелепипеда);
  • названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Надо добиваться, чтобы учащиеся к концу 9 класса умели:

  • выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, лёгкие случаи в пределах 1000 устно;
  • выполнять письменные арифметические действия с многозначными  числами и десятичными дробями;
  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число; числа, полученные при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (лёгкие случаи);
  • находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
  • вычислять площадь прямоугольника, объём прямоугольного параллелепипеда;
  • различать геометрические фигуры и тела;
  • строить с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.

 Примечания.

В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний на всех годах обучения,  может быть исключено:

  • нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10 000);
  • арифметические действия с числами в пределах 10 000 (достаточно в пределах 1000, лёгкие случаи) письменно;
  • умножение и деление на двузначное число письменно;
  • арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи 5 и более знаков (цифр);
  • умножение и деление десятичных дробей на двузначное число;
  • простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз > (<)?»;
  • составные задачи в 3-4 арифметических действия;
  • составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние;
  • построение углов, многоугольников с помощью транспортира;
  • построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.