Пояснительная записка
9 класс
Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой, авторы: Воронкова В.В., Перова М.Н., Эк В.В., Алышева Т.В. и др., сборник №1; Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: «Математика 9» авторы – А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот, Москва «Просвещение» 2010г.; «Математика 9» автор – М.Н.Перова, Москва «Просвещение» 2001г. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (с изменениями и дополнениями);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва: «Просвещение», 2011.
- Положение о рабочей программе педагогов в ГБС(К)ОУ «КС(К)ОШ №76 VIII вида»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в КС(К)ОШ на 2014 - 2015 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение 8 контрольных работ, организация текущих самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики.
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая их математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программа курса нацелена на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимых для решения жизненно важных вопросов, на развитие большей активности и самостоятельности в принятии решений.
В умственном развитии учащиеся с нарушением интеллекта резко отстают от своих нормальных сверстников, потому что меньше всего испытывают потребность в познании. Им свойственна замедленность и узость объема восприятия, своеобразная тугоподвижность мышления, слабость памяти, малая устойчивость и замедленная переключаемость внимания. Серьезное затруднение у учащихся вызывает применение полученных математических знаний в разнообразно меняющихся условиях. Именно поэтому им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им учебный материал, расширить и углубить представления об окружающем мире.
Получение новых математических знаний постоянно сочетается с повторением изученного материала.
Как показывает практика решение проблем, связанных с математическими расчетами, у учащихся существенно затруднено и справиться с ними самостоятельно, без посторонней помощи они не в состоянии. С целью преодоления вышеизложенных трудностей программа предусматривает формирование практико-ориентированных знаний и умений за счет введения в курс задач практического содержания, нацеленных на формирование представлений о величинах (цена, количество, стоимость; часть числа, процент, скидка; среднее арифметическое; длина, ширина, площадь, периметр; скорость, время, расстояние) и связь с другими учебными дисциплинами.
Обучение решению задач практического содержания способствует социальной адаптации учащихся и должно занимать не менее половины учебного времени. Процесс обучения решению задач проходит следующие этапы коррекционной работы: I этап работы над задачей - формирование представлений о величинах; II этап – формирование понимания функциональных зависимостей между величинами; III этап – обучение решению простых задач; IV этап - обучение решению составных задач. Далеко не все учащиеся могут осознать и пройти все этапы обучения решению задач. Именно здесь и определяется зона ближайшего развития каждого ученика. Особо эффективными как в отношении поддержания интереса учащихся, так и в отношении автоматизации навыков являются упражнения, даваемые каждому ученику индивидуально, составленные в порядке все возрастающей трудности. Но работает учитель с перспективой на будущее абсолютно со всеми учащимися.
В ходе решения задач развиваются все виды памяти, внимания и мышления.
В процессе формирования наглядно - образного мышления целесообразно использовать приемы как: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи учащегося; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; припоминания; организация целенаправленных наблюдений за событиями, происходящими на уроках, приводимых к изменению величин; установления причинно-следственных связей между величинами; классификация и систематизация известных фактов; формирование выводов.
Учащиеся с грубой акалькулией и наиболее выраженными формами интеллектуального недоразвития не должны задерживаться в том или ином классе из-за отсутствия знаний по математике. Программа предусматривает для них возможность выполнения заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, калькулятора, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.). Но понижать уровень требований к ним рекомендуется тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.
Программа по математике предусматривает концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми и дробными числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно. Однако материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах. При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно повторяют и воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их, всё это просматривается в календарно-тематическом планировании. Поэтому при составлении календарных планов многие названия тем уроков повторяются. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют учащимся овладеть им сознательно и прочно.
Данная рабочая программа является обязательной составной частью образовательной программы С(К)ОШ VIII вида и составлена на основе знаний о психофизических и интеллектуальных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Учитывая особенности школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Данная программа нацелена на продолжение изучения чисел и арифметических действий в пределах 1 000 000, открывает возможности более длительного закрепления и отработки наиболее трудных случаев вычислений, особенно деления. Знакомит с умножением и делением многозначных чисел на трёхзначное число (лёгкие случаи).
Особое внимание необходимо обращать учителю на формирование у выпускников умения пользоваться устными вычислительными приёмами в пределах 100 и 1000 в работе не только с целыми числами, он и с дробными; на применение этого умения при устном решении простых и составных (в два действия) задач.
При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание её является основой для выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью.
В девятом классе происходит знакомство с конечными и бесконечными десятичными дробями, в том числе периодическими, формируется понимание их значимости в современном мире. В программный курс включаются числовые выражения, одновременно содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Вводится новая тема «Проценты». Изучение процентов опирается на знание десятичных дробей. В дальнейшем у девятиклассников необходимо формировать представления о величинах «процент», «часть числа», «скидка», «цена», «стоимость», понимание зависимостей между ними, умение решать простые и составные задачи по теме «Задачи на проценты».
В девятом классе должна быть продолжена работа по формированию степени понимания зависимостей между величинами «длина», «ширина», «высота», «площадь», «периметр» и умения решать простые и составные задачи по теме «Задачи на площадь». Наряду с этим вводится новое понятие «объём». В результате выполнения разнообразных практических работ учащиеся получают представление об измерении площади боковой и полной поверхности, объёма прямоугольного параллелепипеда.
Целесообразно на уроках уделить время формированию умения решать простые и составные задачи на движение, на определение стоимости штучного товара, продуктов питания, всей покупки.
На уроках геометрии учащиеся знакомятся с телами вращения: цилиндр, шар. Изучают виды правильной пирамиды. Учатся чертить их и моделировать.
Программа учитывает индивидуальные особенности учащихся, обусловленные степенью тяжести дефекта, и предусматривает их учет при разработке основных требований к математическим знаниям и умениям. Проверка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке математики. Небольшие письменные проверочные работы включаются в отдельные уроки. Контрольные работы занимают время всего урока.
Методы обучения
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также готовностью их к овладению учебным материалом. В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний (метод рассказа), беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от источника знаний выделяются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т.д.).
В зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся (репродуктивная, продуктивная деятельность) выделяются такие методы: объяснительно-иллюстративный (учитель дает учащимся готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и запоминают); репродуктивный (учитель дает образец выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом); частично-поисковый метод (учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи). При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути её решения, а частично ученики делают это самостоятельно.
Исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Широкое применение в школе находит проблемное изложение знаний, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее решить, убеждаются в недостатке знаний. Эта проблема нередко оказывается для них неразрешимой, тогда учитель указывает путь ее решения.
В учебном процессе чаще применяется комбинация указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока.
При обучении учащихся математике, прежде всего, ставится задача вооружить учащихся системой доступных им знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессией, для быстрой адаптации в условиях современной жизни. Но достичь этого можно только при постоянной коррекционной работе по ослаблению или преодолению дефектов интеллектуального и эмоционально-волевого развития учащихся.
На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко использовать предметно-практическую деятельность учащихся, при этом учитывая накопление учащимися не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности. Сначала при ознакомлении с новым материалом ученики включаются в предметно-практическую деятельность под руководством учителя, а затем в старших классах - самостоятельно.
Важно создавать игровые и жизненные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать полученные математические знания в вычислениях, измерениях, черчении для решения практических задач.
Учитывая дефекты познавательной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы, необходимо, прежде всего, развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность детей. При этом учитель ставит более сложную задачу и решает ее - развивает инициативу детей, творческую деятельность, учит использовать полученные знания сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения новых задач.
Содержание учебного предмета
9 класс
Умножение и деление многозначных чисел в пределах 1 000 000 и десятичных дробей на трёхзначное число (лёгкие случаи).
Умножение и деление чисел с помощью калькулятора.
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Числовые выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (лёгкие случаи).
Простые задачи на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида. Грани, вершины, рёбра.
Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.
Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1куб.мм (1мм*), 1куб.см (1см*), 1куб.дм (1дм*), 1куб.м (1м*), 1куб.км (1км*). Соотношения: 1куб.дм=1000куб.см; 1куб.м=1000куб.дм; 1куб.дм=1000000куб.см.
Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерении и вычислении объёма (рассматриваются случаи, когда крупная единица объёма содержит 1000 мелких).
Развёртка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырёхугольник, шестиугольник).
Шар, сечения шара, радиус, диаметр.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих 9-летний курс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Овладение знаниями и умениями учащимися, без которых невозможно решение многих конкретных практических задач, возникающих в повседневной жизни, происходит не одинаково. И зависит это от тяжести и степени дефекта.
По возможности обучения на уроках математики обычно выделяют три группы учащихся. Учащиеся, относящиеся к первой группе, способны при незначительной активизирующей помощи учителя овладеть основными знаниями и формировать прикладные умения, необходимые в жизни. Процент учащихся этой группы, к сожалению, невелик. В основном на уроках математики учителю приходится работать с учащимися второй и третьей групп. Учащиеся, относящиеся ко второй группе, при значительной и существенной помощи учителя способны только частично овладевать основными знаниями и формировать практические умения. Для учащихся третьей группы должна быть предусмотрена возможность выполнения заданий под руководством учителя и только с опорой на использование счетного материала, готовых алгоритмов, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения) с использованием калькулятора.
На уроках учителю математики постоянно приходится учитывать особенности усвоения знаний каждой группой учащихся и строить свою учебную деятельность с учетом индивидуальных возможностей этих групп.
Поэтому основные требования к знаниям и умениям носят гибкий характер. Надо добиваться, чтобы учащиеся к концу 9 класса знали:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
- числовой ряд от 1 до 1 000 000;
- дроби обыкновенные и десятичные, их получение, запись, чтение;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, прямоугольного параллелепипеда);
- названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Надо добиваться, чтобы учащиеся к концу 9 класса умели:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, лёгкие случаи в пределах 1000 устно;
- выполнять письменные арифметические действия с многозначными числами и десятичными дробями;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число; числа, полученные при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (лёгкие случаи);
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
- вычислять площадь прямоугольника, объём прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
Примечания.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний на всех годах обучения, может быть исключено:
- нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10 000);
- арифметические действия с числами в пределах 10 000 (достаточно в пределах 1000, лёгкие случаи) письменно;
- умножение и деление на двузначное число письменно;
- арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи 5 и более знаков (цифр);
- умножение и деление десятичных дробей на двузначное число;
- простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз > (<)?»;
- составные задачи в 3-4 арифметических действия;
- составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние;
- построение углов, многоугольников с помощью транспортира;
- построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.