МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. НАДЫМА»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании школьного Заместитель директора по УВР Директор МОУ "Средняя
профессионального ___________М.А. Бугаева общеобразовательная школа
методического объединения «___»__________2017 г. №3 г. Надыма»
учителей физической культуры _________Л.В.Сидлова
Руководитель ШП(М)О Приказ
_________ Л.Н. Кашапова
«___»___________ 2017 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО «ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ»
Срок реализации 1 год
Составитель: Ширяева Лилия Рифгатовна,
учитель физической культуры
г. Надым
2017
Пояснительная записка
Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности танцевальной аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографической подготовке, учебно-тематический план и содержание курса.
Цель программы: создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка посредством занятий танцевальной аэробикой.
Задачи программы: 1. Укрепить здоровье занимающихся, обеспечить им всестороннюю физическую подготовку.
2. Привить занимающимся аэробикой интерес к занятию, воспитать спортивное трудолюбие.
3. Сформировать у учащихся качества, необходимые для фитнес-аэробики: быстрота, сила, выносливость, познакомить с теоретическими сведениями.
Программа предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую подготовку. Возраст участвующих в данной дополнительной образовательной программе 9-11 классы и взрослое население.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа:
• Фронтальная
• Работа в парах, тройках, малых группах
• Индивидуальная
Сроки реализации программы и возраст занимающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст: 16-50 лет.
Условия набора: принимаются все желающие.
Реализуя данную образовательную программу, ожидаются следующие результаты.
9-11 класс
Должны знать:
Порядок занятия;
Базовые шаги аэробики отдельно и в связках;
Понятие танцевального рисунка;
Различные стили танцевальной аэробики.
Должны уметь:
Чётко выполнять элементы строевой подготовки один и в группе, отдельно и в связках.
Управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах;
Чётко выполнять базовые шаги аэробики отдельно и в связках.
Справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
Быть самокритичным и критичным;
Тактично выражать своё мнение по отношению к другим;
Для взрослого населения
Должны знать:
Должны уметь:
Правильно выполнять базовые шаги аэробики в связках;
Правильно и красиво выполнять движения и связки различных стилей танцевальной аэробики;
Придумывать танцевальные связки на музыкальную тему;
Справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
Выполнять шпагаты, «складочку», «мостик», «коробочку».
Принимать участие в танцевальном номере;
Уметь держать рисунок танца;
Быть организованным и понимать, что успех зависит от каждого.
Учебно-тематический план
9-11 классы
Нагрузка: ___2____ часа в неделю
№ темы | Название темы | | Количество часов | | |
| | | Теория | Практика | Всего |
1. | Теоретическая подготовка | ТБ, введение в образовательную программу. | 1 | | 1 |
2. | | Гигиена спортивных занятий. | 1 | | 1 |
3. | | Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики. | 1 | | 1 |
4. | Общефизическая подготовка | Элементы строевой подготовки | 1 | 2 | 3 |
5. | | Силовые упражнения для рук | 1 | 4 | 5 |
6. | | Силовые упражнения для ног | 1 | 4 | 5 |
7. | | Силовые упражнения для шеи и спины. | 1 | 3 | 4 |
8. | Специальная физическая подготовка | Базовые шаги и связки аэробики | 1 | 9 | 10 |
9. | | «Стретчинг» (Упражнения на развитие осанки, упражнения на развитие гибкости) | 1 | 4 | 5 |
10. | Оздоровление | Коррекционные упражнения | 1 | 4 | 5 |
11. | | «Йога» | 1 | 1 | 2 |
12. | | Упражнения на Фит-болах | 1 | 8 | 9 |
13. | Итоговое занятие | | | 1 | 1 |
| ВСЕГО 52 | | | | |
Учебно-тематический план
Для взрослого населения
Учебная нагрузка: _2_часа в неделю
№ темы | Название темы | | Количество часов | | | |
| | | Теория | Практика | Всего | |
| Теоретическая подготовка | ТБ, введение в образовательную программу. | 2 | | 2 | |
| | Начальная диагностика | 1 | 1 | 2 | |
| | Гигиена спортивных занятий. | 1 | | 1 | |
| | Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики. | 1 | | 1 | |
| Специальная физическая подготовка | Силовые упражнения для мышц, рук, ног, шеи, пресса | 1 | 8 | 9 | |
6. | | Базовые шаги и связки аэробики | 1 | 9 | 10 | |
7. | | Упражнения на развитие осанки | 1 | 4 | 5 | |
8. | | Техника упражнений на растягивание (стретчинг) | 1 | 4 | 5 | |
9. | | Танцевальная аэробика. Знакомство и отработка элементов танцевальных стилей «hip-hop», «bally dance», «латино». | 1 | 7 | 8 | |
10. | Хореографическая подготовка | Постановка танцевальной композиции в стиле «латино» | - | 4 | 4 | |
11. | | Постановка танцевальной композиции в стиле «Тай-бо» | - | 2 | 2 | |
12. | Итоговое занятие | | | 1 | | 1 |
| Всего 52 | | | | | |
Содержание программы
В содержание данной программы можно выделить три этапа подготовки:
I этап – подготовительный;
II этап – совершенствование полученных ЗУН;
III этап – творческая работа.
Данные этапы соответствуют группам обучения.
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
Для 9-11 классов
№ | Тема | Содержание | Уч. часы | дата | |
| | | | план | факт |
1. | ТБ, введение в образовательную программу. | Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях, Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики. | 1 | | |
2. | Начальная диагностика | Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности (Нормативы ОФП. Психологические тесты | 1 | | |
3. | Гигиена спортивных занятий. | Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёске, правила поведения после занятий) | 1 | | |
4. | Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики. | Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика, аква-аэробика и др; их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика. | 1 | | |
5. | Элементы строевой подготовки | Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга ,перестроения и т.д.) | 1 | | |
6 | Общеразвивающие упражнения для рук | Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. | 1 | | |
7 | Общеразвивающие упражнения для ног. | Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом. | 1 | | |
8. | Общеразвивающие упражнения для шеи и спины. | Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины. | 1 | | |
9.10.11.12 | Базовые шаги и связки аэробики | Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики. | 4 | | |
13. | Упражнения на развитие осанки | Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. | 1 | | |
14. | Упражнения на развитие гибкости | Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости | 1 | | |
15. | Базовые шаги и связки аэробики | Техника выполнения базовых шагов аэробики | 1 | | |
16.17. | Базовые шаги и связки аэробики | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма. | 2 | | |
18.19. | Базовые шаги и связки аэробики | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. | 2 | | |
20.21. | Базовые шаги и связки аэробики | Закрепление базовых шагов. Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции | 2 | | |
22. | Упражнения на развитие осанки | Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. | 1 | | |
23. | Упражнения на развитие гибкости | Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости | 1 | | |
24.25.26.27. | Комплекс танцевальной аэробики | Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки | 4 | | |
28. | Стретчинг | Упражнения на растяжку мышц ног | 1 | | |
29. | Фит-бол аэробика | Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. | 1 | | |
30.31. | Фит-бол аэробика Йога | Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики Знакомство с мячом. Обучение седу на мяче, прыжки на мяче. | 2 | | |
32. | Фит-бол аэробика | Ознакомление с основными исходными положениями фитбол – аэробики и дыхательной гимнастики. | 1 | | |
33. | Коррекционные упражнения | Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия | 1 | | |
34.35. | Фит-бол аэробика | Закрепление связок и базовых шагов аэробики используемых в фитбол-аэробике | 2 | | |
36.37. | Фит-бол аэробика | Разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой | 2 | | |
38. | Коррекционные упражнения | Релаксация Джекобсона | 1 | | |
39.40. | Фит-бол аэробика | Закрепление гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой | 2 | | |
41.42. | Партерная гимнастика Стретчинг | Упражнения на развитие осанки, гибкости | 2 | | |
43. | Повторение элементов строевой подготовки | Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга ,перестроения и т.д.) | 1 | | |
44.45. | Общеразвивающие упражнения для рук Стретчинг | Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости | 2 | | |
46.47. | Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения | Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом | 2 | | |
48. | Стретчинг | Упражнения на развитие осанки, гибкости | 1 | | |
49. | Стили танцевальной аэробики Ору для рук. ОРУ для ног. | Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия ; история возникновения, техника выполнения. | 1 | | |
50.51. | Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе: Коррекционные упражнения | «Мамбо», «Танец живота» Профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика | 2 | | |
52. | Итоговое занятие | Выполнение контрольных упражнений. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
Для взрослого населения
№ | Тема | Содержание | Уч. часы | дата | |
| | | | план | факт |
1. | ТБ, введение в образовательную программу. | Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях, Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики. | 1 | | |
2. | Начальная диагностика | Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности (Нормативы ОФП. Психологические тесты | 1 | | |
3. | Гигиена спортивных занятий. | Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёске, правила поведения после занятий) | 1 | | |
4. | Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики. | Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика, аква-аэробика и др; их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика. | 1 | | |
5. 6. | Силовые упражнения для рук | Техника выполнения силовых упражнений для рук с гантелями. | 2 | | |
7. 8. | Силовые упражнения для ног. | Техника выполнения силовых упражнений для ног в партере | 2 | | |
9. 10 | Базовые шаги и связки аэробики | Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики. | 2 | | |
11. 12. | Стретчинг | Разучивание техники выполнения Упражнения на развитие гибкости | 2 | | |
13. 14. | Базовые шаги и связки аэробики | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики с движениями рук. | 2 | | |
15. | Упражнения на развитие осанки | Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. | 1 | | |
16. | Скретчинг | техники выполнения упражнений на развитие гибкости | 1 | | |
17. | Упражнения на развитие осанки | Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. | 1 | | |
19. | Базовые шаги и связки аэробики | Соединение и комбинирование базовых и альтернативных шагов. Составление музыкальных композиций. | 1 | | |
20.21. | Базовые шаги и связки аэробики | Отработка и совершенствование музыкальных композиций с движениями рук. | 2 | | |
22. | Базовые шаги и связки аэробики | Изменение темпа при выполнении музыкальных композиций (ускорение, замедление). | 1 | | |
23.24. | Упражнения на развитие осанки | Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. | 2 | | |
25.26. | Базовые шаги и связки аэробики | Изменение геометрии движения: движение с продвижением вперед или назад, с разворотом. Составление музыкальной композиции. | 2 | | |
27. | Скретчинг | Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости | 1 | | |
28. | Базовые шаги и связки аэробики | Изменение геометрии движения: движение по треугольнику, диагонали. Составление музыкальной композиции, усложнение | 1 | | |
29. | Скретчинг | Упражнения на растяжку мышц ног | 1 | | |
30. | Силовые упражнения для мышц рук | Техника выполнения силовых упражнений для рук с гантелями. | 1 | | |
31. | Танцевальные связки аэробики | Изменение геометрии движения: движение по квадрату. Составление музыкальной композиции | 1 | | |
32. | Йога | Нетрадиционный метод оздоровления организма | 1 | | |
33.34.35.36 | Комплекс танцевальной аэробики | Отработка и совершенствование музыкальной композиции. | 4 | | |
37. | Скретчинг | Техника упражнений на растягивание | 1 | | |
38.39. | Силовые упражнения для рук | Добавление силовых элементов. Упражнения для мышц рук с гантелями. Базовые элементы и их разновидности (средний темп). | 2 | | |
40.41. | Йога Коррекционные упражнения | Комплекс йоги Дыхательные гимнастика Стрельниковой | 2 | | |
42.43. | Силовые упражнения Упражнения на развитие осанки | Для мышц ног Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. | 2 | | |
44. | Скретчинг | Техника упражнений на растягивание | 1 | | |
45. | Танцевальные связки аэробики | Изменение геометрии движения: движение по треугольнику, диагонали. | 1 | | |
46. | Танцевальные связки аэробики | Составление музыкальной композиции, усложнение координации за счет добавления движений руками. | 1 | | |
47. | Йога | Комплекс йоги | 1 | | |
48. | Танцевальная аэробика. | Постановка танцевальной композиции из изученных ранее базовых связок | 1 | | |
49. | Постановка танцевальной композиции в стиле «Латино» | Знакомство с элементати танцевальных стилей «Латино» | 1 | | |
50. | Постановка танцевальной композиции в стиле «Латино» | Отработка элементов «латино». Постановка танцевальной композиции в стиле «Латино» | 1 | | |
51. | Постановка танцевальной композиции в стиле «Тай-бо» | Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе: Тай - бо. | 1 | | |
52. | Итоговое занятие | Выполнение контрольных упражнений. | 1 | | |
Методические рекомендации
Разработанная программа предусматривает изучение материала по степени координационной сложности. Начинается обучение с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс, переходим к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
Зачётные требования
Практическая часть зачётных требований состоит из разделов:
1. Специальная физическая подготовка – согласно вариативной части программы по оздоровительной аэробике.
2. Техническая подготовка: выполнение музыкальных композиций на учебных занятиях на оценку;
Оцениваются музыкальные композиции (техническая подготовленность) по следующим критериям:
Оценка “5” – упражнения выполнены технически правильно, уверенно, в соответствии с музыкальным сопровождением, эмоционально.
Оценка “4” – упражнения выполнены технически правильно, в соответствии с музыкальным рисунком, но не совсем уверенно, менее эмоционально.
Оценка “3” – упражнения выполнены правильно, но с напряжением и недостаточной амплитудой, допущены мелкие ошибки.
Оценка “2” – упражнения выполнены с грубыми техническими ошибками, небрежно.
Список литературы
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
2. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
3. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
4. Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/ Довыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. – 2004 г.
5. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43.
6. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.
7. Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.
8. Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М. Физкультура и спорт. – 1994 г.
8. 15. Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.