СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии для студентов 1 курса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по дисциплине "Биология".

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии для студентов 1 курса»



Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

ОД.00 Общеобразовательныйучебный цикл

ОДБ.08 Биология


УТВЕРЖДАЮ:


Зам. директора по УМР


____________А.И.Голозубов


«___» ______________ 20__ г.




Рабочая программа учебной дисциплины


ОДБ.08 БИОЛОГИЯ


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2016 г.





СОГЛАСОВАНО:


Председатель П(Ц)К


___________ Е.В. Родина


«___» ______________ 20__ г.




Муравленко, 2016 СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10

7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

13

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

16

9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

17

10

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

18


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) на базе основного общего образования.

Программа разработана для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)укрупнённой группы специальностей 15.00.00 Машиностроение на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Биология, в соответствии с Рекомендациями по организации получениясреднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального образования (письмоДепартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы Биология направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;роли биологической науки в формировании современной естественно-научнойкартины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современныхтехнологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения заэкосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенныхизменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей студентов в процессе изучения биологических явлений; выдающихсядостижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных ипротиворечивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходеработы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природнымресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнениюоппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневнойжизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственномуздоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказаниепервой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.


2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектамиизучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность,их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов наЗемле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видовживых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, авладение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохраненияжизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины Биология составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация иэволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология какнаука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм;популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку студентов к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональномуприродопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины Биология имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования,базируется на знаниях студентов, полученных при изучении биологии, химии,физики, географии в основной школе.

При отборе содержания учебной дисциплины Биология использован культуросообразный подход, в соответствии с которым студенты должны усвоить знания иумения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватноеповедение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практическойдеятельности.Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию студентов, формированию у них знаний о современной естественно-научной картинемира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологическогообразования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у студентов общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты,анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.Изучение общеобразовательной учебной дисциплины Биология завершаетсяподведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамкахпромежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.


3МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина Биология является учебным предметом по выбору изобязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗна базе основного общего образования, учебная дисциплина Биология изучаетсяв общеобразовательном цикле учебного плана.


4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижениестудентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениямотечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможностиинформационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выборупутей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологическихявлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современныхнаучных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникамиинформации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в томчисле с использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живойприроды, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросовсостояния окружающей среды и рационального использования природныхресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практическойдеятельности людей, развитии современных технологий; определять живыеобъекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить ианализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализаприкладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановкеестественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора ифункциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми прибиологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенныхизменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическимпроблемам и путям их решения.


5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и ихмногообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познанияживой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формированиисовременной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.Царства живой природы.


1 Учение о клетке

Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система иосновная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Краткаяистория изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клеткии живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусыкак неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями(СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетическийобмен.Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.

Демонстрации

Строение и структура белка.Строение молекул ДНК и РНК.Репликация ДНК.Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растенийи животных.Строение вируса.Фотографии схем строения хромосом.Схема строения гена.Митоз.

Практические занятия

Строение эукариотических и прокариатических клеток.

Каталитическая активность ферментов в живых тканях


2 Организм. размножение и индивидуальное развитиеорганизмов

Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов.Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основныестадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельствоих эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитиечеловека.

Демонстрации

Многообразие организмов.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Фотосинтез.Деление клетки.Митоз.Бесполое размножение организмов.Образование половых клеток.Мейоз.Оплодотворение у растений.Индивидуальное развитие организма.Типы постэмбрионального развития животных.


3 Основы генетики и селекции

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридноескрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции имедицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразияи происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизацияи искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурныхрастений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспектынекоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемыклонирования человека).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивание.Перекрест хромосом.Сцепленное наследование.Мутации.Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.Гибридизация.Искусственный отбор.Наследственные болезни человека.Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические занятия

Решение генетических задач.



4 Происхождение и развитие жизни на земле. эволюционное учение

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития исуществования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламаркав развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современнойестественно-научной картины мира.

Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция —структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическаятеория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании(С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.Причины вымирания видов. Основные направленияэволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации

Критерии вида.Структура популяции.Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.Эволюционное древо растительного мира.Эволюционное древо животного мира.Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Изменчивость организмов.

Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).


5 Происхождение человека

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождениичеловека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапыэволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

Черты сходства и различия человека и животных.Черты сходства человека и приматов.Происхождение человека.Человеческие расы.


6 Бионика

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и ихиспользования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственнойдеятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.Трубчатые структуры в живой природе и технике.Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины Биология в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования максимальная учебнаянагрузка студентов составляет 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебнаянагрузка студентов, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов —18 часов.


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения


Введение

2

1 Учение о клетке

8

2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

3 Основы генетики и селекции

8

4 Происхождение и развитие жизни наЗемле. Эволюционное учение

8

5 Происхождение человека

2

6 Бионика

2

Итого

36

Внеаудиторная самостоятельная работа

Презентация

4

Опорный конспект

6

Доклад

4

Сообщение

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



Тематический план и содержание учебной дисциплиныБиология


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

1

2

3


Введение.

2

Раздел 1 Учение о клетке

Содержание учебного материала:

10

1

Наука о клетке. Клеточная теория. Клетка-единица живого

2

2

Химическая организация клетки

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

-

1

Строение эукариотических и прокариатических клеток

2

2

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

1

Написать опорный конспект на тему «Клеточная теория строения организмов»

2

Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала:

10

1

Размножение. Половое и бесполое размножение

2

2

Индивидуальное развитие организма

2

3

Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

1

Подготовить презентацию на тему «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка»

2

2

Написать доклад на тему: «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных»

2

Раздел 3 Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала:

14

1.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2

2

Закономерности изменчивости

2

3

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

3

Решение генетических задач

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

1

Подготовить сообщение на тему: «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение»

2

2

Написать доклад на тему: «Драматические страницы в истории развития генетики»

2

3

Подготовить презентацию на тему:«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»

2

Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционноеучение

Содержание учебного материала:

10

1

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

2

2

История развития эволюционных идей

2

3

Микроэволюция и макроэволюция

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

1

Подготовить презентацию на тему: «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина» или«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии

2

2

Написать сообщениена тему: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»

2

Раздел 5 Происхождение человека

Содержание учебного материала:

4

1

Антропогенез. Человеческие расы

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

1.

Составить опорный конспект на тему: Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма

2

Раздел 6 Бионика

Содержание учебного материала:

2

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Дифференцированный зачет

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-


7ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий

Введение

Ознакомление с биологическими системами разногоуровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картинымира и практической деятельности людей.Обучение соблюдению правил поведения в природе,бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.Получение представления о роли органическихи неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощьюмикропрепаратов.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.Приготовление и описание микропрепаратов клетокрастений.Сравнение строения клеток растений и животных поготовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.Умение самостоятельно искать доказательства того,что клетка — элементарная живая система и основнаяструктурно-функциональная единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.Умение самостоятельно находить отличия митоза отмейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза напримере развития позвоночных животных.Умение характеризовать стадии постэмбриональногоразвития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие человека

Выявление и описание признаков сходства зародышейчеловека и других позвоночных как доказательстваих эволюционного родства.Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнениясреды на развитие и репродуктивное здоровье человека

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственнойизменчивостью и ее биологической ролью в эволюцииживого мира.Получение представления о связи генетики и медицины.Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.Анализ фенотипической изменчивости. Выявлениемутагенов в окружающей среде и косвенная оценкавозможного их влияния на организм

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных,открытых Н. И. Вавиловым.Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.Умение разбираться в этических аспектах некоторыхдостижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхожденияжизни.Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

История развития эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве



8УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Освоение программы учебной дисциплины Биология предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- презентации по всем темам программы.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- телевизор 50'' плазма.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины Биология, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по разным вопросам биологии. В процессе освоения программы учебной дисциплины Биология студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).


9 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для студентов

  1. Беляев, Д. К. Биология (базовый уровень). 10 класс / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др. — М., 2014.

  2. Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинов. – 12-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2014.

Для преподавателей

  1. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.

  2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.

  3. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.

  4. Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.

Интернет-ресурсы

  1. Биология в Открытом колледже[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.biology.ru.

  2. Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bril2002.narod.ru.

  3. Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kozlenkoa.narod.ru.

  4. Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nature.ok.ru.

  5. Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nrc.edu.ru.

  6. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sbio.info.

  7. Биология в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.schoolcity.by.

  8. Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm.

  9. Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.5ballov.ru/test.

10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных






































































































Должность

Фамилия / Подпись

Дата

Разработал

преподаватель

Пишванова Н.В.


Провел экспертизу

старший методист

Каюмова Э.Р.





Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 15.06.2016, 08:35

КЭ: _________

Стр. 1 из 19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!