СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 2 часа в неделю, поэтому за год 70 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 6 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Приказ МОРФ от 05. 03. 2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) образования ».

  2. Приказ МОРФ от 09. 03. 2004 № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

  3. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  4. Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Брянской области утвержденного приказом Департамента образования и науки Брянской области № 586 от 04. 04.2014.

  5. Учебным планом МБОУ Мадеевская ООШ на 2017-2018 уч.год утвержденного приказом № 68 от 01.09.2017.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Учебный план образовательного учреждения отводит 70 часов: 52 часа федеральным компонентом; 18 часов региональным компонентом.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.





Планируемые результаты освоения учебного предмета «География 6 класс»



Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

1. Личностные результаты.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии в 6 классе:

- гуманистические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- реализация установок здорового образа жизни;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям

2. Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс 6 класс», основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Учащийся должен уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений,

- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

3. Предметные результаты.

1) Осознание роли географии в познании окружающего мира.

Учащийся должен уметь объяснять роль различных источников географической информации.

2) освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Учащийся должен уметь:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

3) Использование географических умений.

Учащийся должен уметь:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4) Использование карт как моделей.

Учащийся должен уметь определять на карте местоположение географических объектов. Ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

5) Понимание смысла собственной действительности.

Учащийся должен уметь:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Предметные результаты:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.







































Содержание учебного предмета



Раздел 1. Введение (3 ч)

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли (15 часов)

Тема 1: План местности (7 часов)

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Тема 2: Географическая карта (8 часов)

Форма и размеры Земли. Географическая карта и ее виды. Глобус. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки (31 часа)

Тема 3: Литосфера (9 часов)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Курской области. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Тема 4: Гидросфера (14 часов)

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Тема 5: Атмосфера (9 часов)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Тема 6: Биосфера (2 часa )

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в земной коре. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Раздел 4. Человек и природа (1 час)

Тема 7: Население Земли (1 час)

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи. Основные типы населенных пунктов.

Тема 8: Брянская область (16 часов)

Весенняя экскурсия в природу (1 час)

Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов своей местности.







































Тематическое планирование «География 6 класс»

Тема

Дата проведения

план

факт


Раздел 1. Введение (3 часа)



1

География как наука



2

Путешествия и географические открытия



3

Земля – планета Солнечной системы




Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли (15 часов)




Тема 1. План местности (7 часов)



4

План местности



5

Масштаб



6

Стороны горизонта. Ориентирование



7

Азимут

Практическая работа №1 «Ориентирование на местности»



8

Изображение на плане неровностей земной поверхности



9

Составление простейших планов местности

Практическая работа №2 «Составление плана школьного двора»



10

Урок обобщающего повторения




Тема 2: Географическая карта (8 часов)



11

Форма и размеры Земли



12

Географическая карта



13

Градусная сетка на глобусе и картах



14

Географическая широта



15

Географическая долгота. Географические координаты.



16

Географические координаты

Практическая работа №3 «Определение географических координат объектов»



17

Изображение на физических картах высот и глубин



18

Значение планов местности и географических карт




Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки (31 час)




Тема 3: Литосфера (9 часов)



19

Земля и ее строение



20

Горные породы и минералы



21

Движение земной коры



22

Вулканы, горячие источники, гейзеры



23

Рельеф суши. Горы



24

Равнины суши



25

Рельеф дна Мирового океана



26

Обобщение по теме: «Литосфера»



27

Практическая работа №4 «Работа с контурной картой по нанесению вулканов, гор, равнин»




Тема 4: Гидросфера (14 часов)



28

Вода на Земле



29

Части Мирового океана



30

Некоторые свойства океанической воды



31

Волны в океане



32

Океаническое течение



33

Изучение Мирового океана

Практическая работа №5 по теме: «Нанесение на контурную карту частей Мирового океана»



34

Подземные воды



35

Реки. Бассейн реки и водораздел



36

Реки. Питание и режим.

Практическая работа №6 «Описание реки по плану»



37

Озера



38

Ледники



39

Искусственные водоемы

Практическая работа №7 «Нанесение на контурную карту вод суши»



40

Обобщающее повторение по теме: «Гидросфера»




Тема 5: Атмосфера (9 часов)



41

Атмосфера: строение, значение, изучение



42

Температура воздуха



43

Атмосферное давление



44

Ветер



45

Водяной пар в атмосфере



46

Атмосферные осадки



47

Погода и климат.



48

Причины, влияющие на климат: географическое положение, близость морей и океанов, направление господствующих ветров



49

Обобщающий урок по теме: «Атмосфера




Тема 6: Биосфера (2 часа)



50

Разнообразие и распространение организмов на Земле



51

Природный комплекс




Тема 7: Население Земли (1 час)



52

Человечество – единый биологический вид




Тема 8: Брянская область (16 часов)



53

Физико-географическое положение



54

Особенности геологического строения



55

Полезные ископаемые



56

Рельеф



57

Особенности климата



58-59

Сезоны года

Особенности погоды



60

Реки



61

Озера и искусственные водоемы



62


Болота и подземные воды



63

Почвы



64

Растительный мир



65

Животный мир



66

Естественные и антропогенные ландшафты



67

Охраняемые природные территории объекты



68

Населения и города



69

Весенняя экскурсия в природу



70

Итоговое занятие