СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 9 г. Ярцево Смоленской области








6 класс

Количество часов

34 часов (1 час в неделю)

Программа

И.И.Баринова.В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин Программы основного общего образования по географии 5-9 класс. - М.:Дрофа,2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577)

Учебник

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс.- М.:Дрофа,2013.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 2535 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 3, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629)

Ступень образования

Основное общее образование




Учитель: Е.В.Шустова













Рабочая программа по географии 6 класс.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерных программ по учебным предметам (География 5-9 кл. М.:Просвещения,2014), рабочей программе по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, (М.:Дрофа. 2014).

В содержании рабочей программы не внесены никакие изменения. Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ООО, образовательной программы школы и календарному план-графику школы

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс (М.: Дрофа, 2013)

Количество оценочных практических работ – 10.

1.Изображение здания школы в масштабе.

2.Определение направлений и азимутов по плану местности.

3.Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

4.Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

5.Составление описания форм рельефа.

6. Составление описания внутренних вод.

7. Построение графика хода температур и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

10. Составление характеристики природного комплекса.

Требования к результатам обучения сформированность личностных, метапредметных и предметных учебных действий

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

• ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

• приобретение опыта участия в социально значимом труде;

• развитие коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой

деятельности;

• осознание ценности здорового образа жизни;

• понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под

руководством учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владение основами самоконтроля и самооценки;

• осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности.

Коммуникативные УУД:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать

сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку и его мнению;

• критичное отношение к своему мнению.

Познавательные УУД:

• выделять главное, существенные признаки понятий:

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий

объектов;

• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи;

• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях,

словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять значение ключевых понятий курса;

• объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

называть и объяснять географические закономерности природных

процессов;

• называть и показывать основные географические объекты;

  • работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);

• работать с контурной картой;

• производить простейшую съемку местности;

• пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших

исследований;

• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных

предметов;

• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и

природного комплекса по плану;

• приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

• приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

• называть меры по охране природы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 6 классе отводится 34 ч, т. е. 1 ч в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе (и особенно в курсе 6 класса) является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе.

Технологии

При преподавании курса географии в 6 классе планируется использование следующих педагогических технологий: здоровьесберегаюших, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно - ориентированных, коммуникативно-диалоговой деятельности и др.

Формы контроля

Итоговый контроль (промежуточная аттестация) в формате теста.

Текущий контроль в формате контрольных работ(3), самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Содержание курса

В процессе изучения предмета «География» В 6 классе учащиеся осваивают следующие основ­ные знания.

ВВЕДЕНИЕ

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география - ее задачи и методы.

Земля - планета Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Зем­ли. Луна – единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

План местности

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки - «азбука» плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ори­ентирования на местности. Азимут. Определение на­правлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверх­ности. Что такое рельеф? Относительная высота. Ни­велир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсо­лютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображе­ние форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль местности. Правила построения профиля местности.

Составление простейших планов местности. Гла­зомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.

Практические работы:

«Изображение здания школы в масштабе»,

«Определение направлений и азимутов по пла­ну местности».

3. «Составление плана местности методом марш­рутной съемки».

Географическая карта

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и по­лярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус - модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.

Географическая карта. Географическая карта­ изображение Земли на плоскости. Масштабы гео­графических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тема­тические, контурные. Генерализация. Значение гео­графических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели, длина меридианов и параллелей. Гра­дусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широ­та: северная и южная. Экватор - начало отсчета гео­графической широты. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические коорди­наты. Географическая долгота: западная и восточ­ная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические коорди­наты. Определение объектов по географическим координатам.

Изображение на физических картах высот и глу­бин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте.

Практическая работа «Определение географи­ческих координат объектов и объектов по их геогра­фическим координатам».

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Литосфера

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора - часть литосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Са­мая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магма­тические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химиче­ские, органические. Метаморфические горные по­роды. Использование горных пород.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетря­сения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Го­рячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина.

Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутрен­ние и внешние факторы. Горы в жизни человека.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности, возвышенности, плоско­горья. Изменение равнин во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение пред­ставлений о рельефе дна Мирового океана. Под­водная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа «Составление описания форм рельефа».

Гидросфера

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гид­росферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: ост­рова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря вну­тренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зави­симость солености от внешних условий.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Строе­ние волны. Прибой. Цунами: причины и послед­ствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные тече­ния. Влияние течений на природу.

Подземные воды. Образование подземных вод.

Водопроницаемые и водоупорные породы. Грун­товые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Строение речной долины.

Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Пи­тание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма. Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточ­ные озера. Болота. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возник­новения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.

Практическая работа «Составление описания внутренних вод».

Атмосфера

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмо­сфера - воздушная оболочка Земли. Состав и строе­ние атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной дея­тельности человека. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух?

Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние тем­пературы воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмо­сферном давлении. Измерение атмосферного дав­ления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщен­ный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность возду­ха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слои­стые, перистые. Виды атмосферных осадков. Изме­рение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз по­годы. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение осве­щения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления гос­подствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океаниче­ских течений. Зависимость климата от высоты мест­ности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы:

1. Построение графика хода температуры и вы­числение средней температуры.

2.Построение розы ветров.

3.Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Биосфера. Географическая оболочка Земли Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость существования организмов от фак­торов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поя­сов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие - главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь пита­ния. Биологический круговорот. Природный ком­плекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Практическая работа «Характеристика природ­ного комплекса (ПК)».

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Население Земли. Человечество -­ единый био­логический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления - влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ



Раздел

Кол-во часов

Кол-во оцен. практ. работ

1

Раздел I. Введение.

1

-

2

Раздел.II Виды изображения поверхности Земли

9


2


3

Раздел.III Строение Земли. Земные оболочки.


22



8



4

Раздел IV Население Земли

1


5

Итоговая контрольная работа

1



ИТОГО:

34

10