Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9 г. Ярцево Смоленской области



6 класс
Количество часов | 34 часов (1 час в неделю) |
Программа | И.И.Баринова.В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин Программы основного общего образования по географии 5-9 класс. - М.:Дрофа,2014. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) |
Учебник | Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс.- М.:Дрофа,2013. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 2535 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 3, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629) |
Ступень образования | Основное общее образование |
Учитель: Е.В.Шустова

Рабочая программа по географии 6 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерных программ по учебным предметам (География 5-9 кл. М.:Просвещения,2014), рабочей программе по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, (М.:Дрофа. 2014).
В содержании рабочей программы не внесены никакие изменения. Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ООО, образовательной программы школы и календарному план-графику школы
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс (М.: Дрофа, 2013)
Количество оценочных практических работ – 10.
1.Изображение здания школы в масштабе.
2.Определение направлений и азимутов по плану местности.
3.Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
4.Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
5.Составление описания форм рельефа.
6. Составление описания внутренних вод.
7. Построение графика хода температур и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
10. Составление характеристики природного комплекса.
Требования к результатам обучения сформированность личностных, метапредметных и предметных учебных действий
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• ответственное отношение к учению;
• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
• приобретение опыта участия в социально значимом труде;
• развитие коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
• осознание ценности здорового образа жизни;
• понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под
руководством учителя);
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• работать в соответствии с предложенным планом;
• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
• владение основами самоконтроля и самооценки;
• осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать
сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку и его мнению;
• критичное отношение к своему мнению.
Познавательные УУД:
• выделять главное, существенные признаки понятий:
• устанавливать причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий
объектов;
• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
• классифицировать информацию по заданным признакам;
• решать проблемные задачи;
• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях,
словарях;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;
называть и объяснять географические закономерности природных
процессов;
• называть и показывать основные географические объекты;
• работать с контурной картой;
• производить простейшую съемку местности;
• пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших
исследований;
• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных
предметов;
• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и
природного комплекса по плану;
• приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
• приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
• называть меры по охране природы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Место предмета в учебном плане
На изучение географии в 6 классе отводится 34 ч, т. е. 1 ч в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе (и особенно в курсе 6 класса) является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе.
Технологии
При преподавании курса географии в 6 классе планируется использование следующих педагогических технологий: здоровьесберегаюших, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно - ориентированных, коммуникативно-диалоговой деятельности и др.
Формы контроля
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) в формате теста.
Текущий контроль в формате контрольных работ(3), самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Содержание курса
В процессе изучения предмета «География» В 6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.
ВВЕДЕНИЕ
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география - ее задачи и методы.
Земля - планета Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна – единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
План местности
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки - «азбука» плана.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль местности. Правила построения профиля местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.
Практические работы:
«Изображение здания школы в масштабе»,
«Определение направлений и азимутов по плану местности».
3. «Составление плана местности методом маршрутной съемки».
Географическая карта
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус - модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.
Географическая карта. Географическая карта изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели, длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор - начало отсчета географической широты. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические координаты. Определение объектов по географическим координатам.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте.
Практическая работа «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Литосфера
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора - часть литосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Горячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина.
Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Горы в жизни человека.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изменение равнин во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа «Составление описания форм рельефа».
Гидросфера
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу.
Подземные воды. Образование подземных вод.
Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Строение речной долины.
Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма. Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.
Практическая работа «Составление описания внутренних вод».
Атмосфера
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух?
Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практические работы:
1. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
2.Построение розы ветров.
3.Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка Земли Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость существования организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие - главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Практическая работа «Характеристика природного комплекса (ПК)».
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ
Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления - влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
№ | Раздел | Кол-во часов | Кол-во оцен. практ. работ |
1 | Раздел I. Введение. | 1 | - |
2 | Раздел.II Виды изображения поверхности Земли | 9 | 2 |
3 | Раздел.III Строение Земли. Земные оболочки. | 22 | 8 |
4 | Раздел IV Население Земли | 1 | |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| ИТОГО: | 34 | 10 |